Введение к работе
Актуальность проблемы. Значительная роль при переходе от массового однопрограш.шого обучения к индивидуальному подходу в развитии творческих способностей подрастающего поколения на современном этапе развития системы образования, отводится эстетическому воспитанию, включающему различные виды художественного творчества, в ряд которых входит дизайн. Произведения дизайна в высшей степени определяются целью жизненных потребностей, которым они должны служить, и местом, которое они должны занять в системе пространственных связей. Благодаря такому двойственному соподчинению, особенность дизайнерской деятельности связана с формальными качествами предмета, под которыми понимают не только особенности его внешнего вида, но и структурные связи, придающие ему необходимое функциональное и композиционное единство. Таким образом, за счёт своей функциональной художественности дизайн пронизывает всё наше окружение, распространяется на многие области человеческой деятельности, и, на их основе, приобретает всё больший вес.
В отечественной школьной педагогике значение вопросов дизайнерского образования и художественного воспитания посредством архитектуры и предметов окружающей среды рассматривалось классиками советской педагогики: А.В.Бакушинским, П.П.Блонским, А.В.Луначарским, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким и др.
В последние десятилетия освоению эстетики среды и элементов дизайн-деятельности в системе школьного образования способствовало появление программ по изобразительному искусству, разработанных в, НИИ художественного воспитания АПН СССР для средней школы под рук. Б.П.Юсова /I97I-I99I/, Б.М.Йеменского /1988/.
Вопросы теории и методики эстетического, воспитания школьников в-области дизайна явились предметом педагогических исследований И.Б.Ветровой, Н.А.Дмитриевой, Б.Т.Лихачёва, Ю.С.Мануйлова, Г.Н.Пантелеева, Л.Б.Переверзева, Л.Г.Савенковой, Е.Н.Тор-шиловой, А.Г.Устинова, Л.М.Холмянского, А.С.Щипанова и др.
В философско-искусствоведческом плане эти проблемы исследовались В.Ангел'овым, Б.М.Берштейном, А.И.Буровым, Х.Г.Гадаме-ром, В.Л.Тлазычевым, Дж.К.Джонсом, К.М.Кантором, Дж.Нельсоном, В.Ф.Сидоренко, С.Х.Раппопортом, В.А.Фаворским, П.А.Флоренским, С.О.Хан-Магомедовым и др.
Преподавание дизайна в общеобразовательной школе не может
функционировать без опоры на параллельный процесс - систему художественно-проектной подготовки учителей ИЗО, которая как общий вид культурной деятельности представляет интерес с двух точек зрения: как художественная деятельность - образное преобразование окружения и представлений человека в отдельные элементы и целостные эстетические композиции, несущие определённые культурные смыслы, и как проектная деятельность - ориентация на определённые свойства, поведение и действия людей.
Освоение проектного творчества, применительно к подготовке учителей ИЗО, как показал анализ педагогической литературы по дизайн-образованию и ряд специальных исследований, остаётся практически нераскрытым. Исключение составляют исследования: Ю.Р.Вроблявичуса, по методике преподавания основ художественного конструирования /проектирования/ для ХГФ пединститутов на основе принципов организации выставок; П.Г.Демчева, рассматривающее содержание и организацию подготовки студентов ХГФ в области художественного оформления школы средствами наглядной агитации. Несмотря на то, что данные проблемы напрямую взаимосвязаны с комплексной организацией среды художественными средствами, то есть с предметом дизайна, тем не менее в них затрагиваются сугубо частные направления подготовки учителей ИЗО и не раскрывается специфика проектного творчества применительно к учебной подготовке и предстоящей"работы в школе.
Интерес для нашего исследования представляют работы, изданные под ред. Б.В.Нешумова и Е.Д.Щедрина, в которых отражены общие теоретико-методические положения по художественному конструированию /проектированию/ для ХГФ пединститутов. Однако практический выход этих проектных положений на художественную организацию средового окружения не раскрывается. Последнее значимо в том плане, что всякое действие человека связано со средой, как с искусственной,, так и с естественной, а для них характерно наличие когеренции - тесной связи всего и со всем. Поэтому в организации среды, индивид должен уметь предсказать последствия своих практических действий, которые должны находиться в гармонии с экосис.темными связями.
Знания получаемые будущими учителями ИЗО на занятиях по декоративно-прикладному искусству и художественному оформлению, не способствуют, в достаточной мере, специфике предмета действий в предметно-пространственноГ среде. Остаются нераскрытыми
- з -проблемы эстетической организации учебной среды художественно-проектными средствами, её воздействие .на гармоничное воспитание будущих учителей ИЗО, что тесно взаимосвязано с-возможностями привлечения детей к художественной организации школьной среды средствами дизайна.
Всё это свидетельствует об актуальности исследования, о необходимости обоснования дизайн-курса применительно к специфике профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, что, в свою очередь, должно способствовать переосмыслению жёстких размежеваний между многими художественными дисциплинами и их интеграции. 3 этом качестве предлагаемое исследование выступает составной частью системы совершенствования подготовки педагогических кадров для средней общеобразовательной школы.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства на художественно-графических факультетах педагогических институтов.
Предает исследования - процесс подготовки будущих учителей изобразительного искусства средствами художественного конструирования /проектирования/ в области художественной организации предметно-пространственной среды.
Цель исследования - выявить объективные закономерности учебного конструирования /проектирования/ в соответствии со спецификой подготовки учителей изобразительного искусства и на их основе изыскать методологический подход для освоения практической деятельности, в соответствии с которой могут быть достигнуты желаемые результаты воспитательного* и образовательного значения.
Гипотеза исследования. Эффективным эстетическим средством профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в школе являются основы дизайна, рассматриваемые применительно к области художественной организации предметно-пространственной среды. Введение специальной дизайн-деятельности в учебный процесс художественно-графических факультетов предполагает освоение.композиционной грамоты, организацию двух и трёхмерных композиционных решений в определённом пространственном окружении, развитие чувства масштабности, анализа свойств пространственной формы, учёта функциональных процессов предметов, цвета, света и многообразия способов их применения.
- 4 -Всё это необходимо для понимания процессов формирования и обновления решений взаимосвязи комплексных задач художественной деятельности, с учётом специфики функционального назначения помещения, своеобразия региональных, национальных, психолого-возрастных особенностей контингента людей.
Введение дизайн-курса, применительно к специфике подготовки учителей изобразительного искусства, предполагается за счёт следующих действий:
осмысления фундаментальных принципов профессионального проектного творчества в области художественной организации предметно-пространственно}1 среды, определения его общей операциональной взаимосвязи и различных сторон, а также открытия их эффективного и доступного использования, применительно к практике подготовки учителей изобразительного искусства;
организации структуры фундаментальных принципов операциональной взаимосвязи различных сторон дизайн-деятельности применительно к профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства, задач художественного образования учащихся средних общеобразовательных школ и возможностей практического воплощения ими проктных замыслов в области художественной организации предметно-пространственной среды: школьных выставок, спектаклей, праздников и др.
Цель и гипотеза исследования"определили следующие задачи:
I/ проанализировать содержание дизайна в комплексе профилирующих дисциплин художественно-эстетического цикла художественно-графических факультетов педагогических институтов;
2/ определить объём и содержание курса художественного конструирования /проектирования/ применительно к подготовке учителей изобразительного искусства;
3/ выявить и обосновать воспитательное и образовательное значение художественной организации среды дизайн-средствами в структуре специальной подготовке учителей изобразительного искусства;
4/ разработать учебно-методические материалы для подготовки учителей изобразительного искусства в области художественной ор-. ганизации среды дизайн-средствами.
Методологической основой исследования являются концептуальные положения в области социологии, культурологии, психологии, педагогики, направленные на обоснование необходимости и разра-
ботку методологического аппарата формирования и развития художественно-проектных качеств личности, рассматривающие направления в области совершенствования процесса подготовки педагогических кадров и нравственно-эстетического воспитания учащихся.
Методы исследования: I/ анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; 2/ анализ, школьных и вузовских программ, учебных планов, методических пособий по изобразительному искусству, художественному проектированию и конструированию; Б/ изучение историографических исследований по теории и практике художественно-проектного образования и воспитания; 4/ наблюдение за деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению, декоративно-прикладному искусству и во время педагогической практики; 5/ анализ практических работ, интервьюирование; 6/ статистический анализ и обработку материалов исследования; 7/ моделирование учебно-воспитательного процесса в области художественной организации предметно-пространственной среды на принципах комплексного подхода к образованию и воспитанию будущих учителей изобразительного искусства.
Источником фактических данных для исследования послужили результаты опытно-экспериментальной работы, проводившееся на базе художественно-графического факультета Карагандинского педагогического института и отделения черчения и рисования Карагандинского педагогического училища. В ходе экспериментальной работы было обследовано 562 студента из 18 групп 3-4 курсов.
Научная новизна исследования. Раскрыт с учётом целостности и специфики подготовки учителей изобразительного искусства процесс моделирования дизайн-курса, позволяющего при его изучении получить общее представление о различных стадиях художественно-образной организации действительности и общем процессе реального проектирования. В качестве содержательной стороны практической деятельности обоснована структура "освоения и организации системного художественно-образного подхода в структуре предметно-пространственной среды. Педагогические возможности курса и его структура рассмотрены в соответствии с расширением объёма художественно-композиционных знаний, преодолением жёстких размежеваний между отдельными художественными дисциплинами, связью искусства с окружающей действительностью.
Практическая значимость исследования. На основе учебных
- б -
программ, пособий и других источников дан анализ практики преподавания дизайна, сложившейся за последние два десятилетия на художественно-графических факультетах пединститутов. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего развития диссертационных исследований в области дизайн-образования, при составлении учебных планов и программ, при подготовке учебно-методических пособий, при проведении практических занятий по специальным предаетам, в курсе лекций по методике преподавания изобразительного искусства.
Достоверность исследования обусловлена методическим и общетеоретическим подходом к изучению проблемы с учётом современных идей реорганизации дизайн-образования, исходящих из различных поисковых программ в этой области, многолетней художественно-педагогической практики соискателя, экспериментальной проверкой теоретических и практических положений в процессе проведения занятий, разносторонность^ методов исследования. '''
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях лаборатории комплексного взаимодействия искусств НИИ художественного воспитания АПН СССР, кафедры изобразительного искусства Карагандинского педагогического института, в работе во ВНИК "Сельский учебно-воспитательный комплекс" /с. Теряево Волоколамского района .Московской области/ комплексных исследований АПН СССР по проблеме "Сельская школа". По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы, объёмом 1,2 п.л.
Результаты исследования внедрены в учебный процесс художественно-графического факультета Карагандинского педагогического института в качестве программного материала дисциплины по выбору "Основы дизайна", в учебный процесс отделения "Рисование и черчение" Карагандинского педагогического училища в курсе "Декоративно-прикладное искусство", в программы ВНИКа для сельских школ.