Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологический анализ профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания 17
1.1. Профилактика вредных привычек дошкольников как педагогическая проблема 17
1.2. Педагогические основы профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания 36
1.3. Модель профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания 56
Выводы по первой главе 74
Глава II. Содержание экспериментальной деятельности по профилактике вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания 76
2.1 Организация профилактической работы средствами гуманного коллективного воспитания в образовательных учреждениях 76
2.2 Воспитательская технология профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания 96
2.3. Совместной деятельности образовательных учреждений и семьи как условия профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания 122
2.4. Эффективность модели профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания 138
Выводы по второй главе 164
Заключение 167
Список литературы 172
- Профилактика вредных привычек дошкольников как педагогическая проблема
- Модель профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания
- Воспитательская технология профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания
- Эффективность модели профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания
Профилактика вредных привычек дошкольников как педагогическая проблема
Жизнь человека наполнена различными событиями, позитивными и негативными, бывают взлеты, а также падения. В связи с чем, человек всегда должен быть настроен, готов к различным ситуациям, как в физическом плане, так и в моральном. Для того чтобы быть активным, уметь быстро принимать решения, не потерять себя в круговороте различных событий, среди людей необходимо отказаться от вредных привычек, быть физически здоровым, заниматься различными видами спорта.
В базу национального педагогического наследия, как прошлого, так и настоящего, входят прогрессивные идеи физического и психического состояния человека [97]. В своих работах, трудах всем известные ученые -мыслители, поэты, писатели (А.Рудаки, А.Фирдоуси, А.Туси, Ч. Руми, О.Хайям, Н. Хисрав, У. Кайковус, Саади, Х.В.Кошифи, А. Джами, Ф. Аттор, и др.) писали, что независимость существования человека подразумевается как допустимость принятия решений, конструктивного воздействия на собственную жизнь и существование окружающих. Все это дает человеку убежденность, раскованность, оптимизм, удовлетворение; положительно влияет на психическое и физическое состояние здоровья.
Многостороннее и углубленное исследование творческого наследия таджикской народной педагогики открывает, что наши предки придавали особую значимость не только духовному, но и физиологическому развитию человека. Согласно мнению множества именитых поэтов и мыслителей, наравне с усвоением подобных оригинальных человеческих достоинств, как добродушие, человечность, объективность, добросовестность, верность и пр., человеку необходимо, первоначально лишь, здоровое тело и здоровый дух. Этим определяется потребность и значимость разумного воспитания как главного условия развития личности, отмечается положительная роль физиологического и духовно здорового человека в мире.
Компоненты профилактики вредных привычек, образующие немаловажную часть книги далеких наших предков - «Авесты», возможно обнаружить в священной книге мусульман - Коране. Из этого следует иное заключение: третий ресурс нашей национальной педагогики - тексты «Авесты», высоконравственные нормы Корана и в целом - исламская религия, что несут в себе основные принципы национальной таджикской культуры.
Лейтмотив «Авесты» - добрые размышления, важные речи, хороший поступок воплотились в доблестных сказаниях - «Пирузнаме» («Книга побед»), «Панднаме» («Книга наставлений») и, в особенности, в традиционной литературе, от истока и до окончания насыщенной мыслями гуманизма и, высочайшей нравственности. Еще основатель таджикско-персидский литературы Рудаки заявлял:
Смотри на жизнь ты ласково,
Глазами чернооких.
Весь мир наш - словно сказка,
Но полон он тревоги.
Доволен будь, что прожил день,
А сам - живой и здравый.
И прошлое ушло как тень,
Не жди его ты, право…
А рядом - яркая луна
С душистыми губами,
А рядом гурия одна
И зов любви над нами…
Счастливым будет, кто сумел
И руки дал зовущим.
Несчастлив тот, кто не посмел
И не делился с ждущим [182].
Основатель таджикско- персидский литературы Абуабдулла Рудаки отвечая на вопрос: что же такое счастье, любовь и восторг? - неоднократно указывает одну и ту же идею: - Это полноценное здоровье человека, его радость постичь самого себе равно как идеальной и всецело сформированной личности [182].
В своих работах наши мыслители отражали сознание и знание, нравственность и преодоление злободневных невзгод, человечное отношение к людям, уважение работы и физической деятельности.
По словам всем известного писателя, историка и ученого Абуали Ахмад ибн Якуби Мискавейх (год смерти - 421 Х./1020 м.), любой поступок человека сформирован на следующих вещах: знание, терпение, целомудрие, справедливость[10,168].
Знание - важно знать хорошее, для того чтобы поступать в соответствии своим знаниям, а также знать плохое, чтобы избегать таких поступков.
Терпение - в религии, в вере чтобы исправлять себя, а в мирских делах благородства (величия).
Целомудрие - в страсти для защиты достоинства и тела. В остальных случаях для защиты прав людей.
Справедливость - в гневе и веселье для соблюдения прав людей[16].
Согласно собственной натуре человек расположен к физической безупречности. В случае если он не будет физически в отличной форме, то он не будет способен расти и духовно. Следовательно любому человеку с самого истока нужны вода, пища и ресурсы, для того чтобы он имел возможность гарантировать собственное существование, в противном случае он пропадет. Весьма тяжело обнаружить зрелого человека либо ребёнка, у которого совершенно отсутствуют вредных привычек.
Первостепенная роль предупреждения вредных привычек у дошкольников как общественного создания заключается в понимании норм поведения. В течение раннего и дошкольного возраста ребенок при помощи взаимодействия с находящимися вокруг его людьми (старшими, ровесниками и ребятами других возрастов) усваивает общественные нормы поведения. Овладение нормами подразумевает, что, во-первых, ребенок со временем начинает осознавать и осмысливать их значение, во-вторых, у ребенка в практике общения с иными людьми формируются привычки поведения[128,28-32]. В случае если ребенок действует, выходя за границы обычного поведения, у него появляется чувство дискомфорта, в-третьих, ребенок проникается установленным эмоциональным отношением к данным нормам. Внешний мир - сфера общественных взаимоотношений - требует от ребенка нравственного формирования, что обусловливается следующими образующими: познанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным общепризнанным меркам и внутренним убеждением самого ребенка.
Эмоциональная и осмысленная позиция к нравственным нормам и предупреждение вредных привычек у дошкольников формируется у ребенка при помощи взаимодействия со старшими. Взрослый своим отношением к вредным привычкам у дошкольников санкционирует конкретный тип поведения, он может помочь ребенку понять целесообразность и потребность определенного нравственного поступка. Собственно на фоне психологической зависимости от старшего у ребенка формируется потребность на принятие в области морального поведения.
B ходе формирования, индивидуальность ребенка легко развивается, однако кроме того и легко деформируется. Любое несоблюдение либо несоответствие в окружении ребенка либо в отношении к нему может оказать воздействие на его поведение. У ребенка стремительно формируются стандарты поведения, он легко обретает определенные привычки, которые, как может показаться на первый взгляд родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Подобное поведение либо вредные детские привычки обнаруживаются в том, что малыш любит сосать палец, грызть ногти, выдирать себя волосы, ковырять в носу либо тереть глаза, ритмично качаться из стороны в сторону.
Модель профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания
Современное общество, стремительные темпы его формирования, информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку и его здоровью. На сегодняшний день перед человеком возникает множество различных проблем, среди которых самой злободневной является проблема сохранения и укрепления здоровья. Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и образовательного учреждения.
Привычка - это такое действие, которое стало для человека обычным, постоянным, которое он выполняет как бы автоматически. Сначала может показаться, что только взрослые имеют вредные привычки. К глубочайшему сожалению, и дети владеют ими.
Привычка - сформировавшееся действие, осуществление которой при конкретных условиях стало потребностью человека. Привычки делятся на полезные и вредные. К ключевым задачам воспитания, помимо развития полезных привычек, относится борьба с вредными. Для этого важно не только сформировать негативное отношение к ним у ребенка, но так изменить атмосферу его жизнедеятельности, чтобы осуществление вредных привычных действий, привычных форм поведения стало невозможным или было бы затруднено.
Вредные привычки дошкольников таят в себе опасность для еще не окрепшего организма. Для каждой возрастной группы дошкольников характерны свои распространенные вредные привычки и методы борьбы с ними.
Для разных возрастных групп дошкольников характерны свои вредные привычки. Чем старше ребенок, тем пагубнее привычки. Борьбу с ними необходимо начинать на самых ранних этапах их появления.
В своей работе каждый воспитатель дошкольных учреждений сталкивается с задачей вредных привычек: из числа дошкольников нередко встречаются ребята, владеющие той или иной спецификой поведения, которая не одобряется и не воспринимается в культурном человеческом обществе. Привычки установленного типа (связанные с гигиеной, физиологическими нуждами, аккуратностью) не принимаются по объективным обстоятельствам: они имеют все шансы причинить вред самочувствию и физическому формированию малыша. В раннем и младшем дошкольном возрасте многочисленные из подобных привычек объясняются незрелостью психофизиологических элементов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени немалая их часть пропадает, сменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.
Так, малыш, привыкший дома сосать соску, находиться в памперсах, держать во рту палец, взрослея, начинает все больше времени проводить не прося соску, самостоятельно пользоваться горшком, а со временем и туалетом. Если ребенок заинтересовался какой-то игрой, то он забывает держать палец во рту, так как во время занятия руки ему нужны для другого. Со временем, к моменту начала посещения детского сада, характерные черты, которые свойственны младенцам, исчезают. В случае если они задерживаются, то можно говорить о стабильности привычки, а следовательно, на данном этапе ее можно рассматривать как вредную.
Регулярное использование соски является преградой для развития правильного прикуса, негативно влияет на зубной ряд, что может привести к формированию не только косметических, но и логопедических дефектов.
Манера держать во рту пальчик и сосать его создается очень рано, (исследования указывают, что уже во время внутриутробного этапа, вплоть до появления на свет, человеческий зародыш часто держит во рту большой палец). Сосательный рефлекс, важный для стандартного вскармливания, является один из ключевых для человеческой нервной системы - он раньше всех возникает и позднее всех потухает. Сосательные движения успокаивают малыша, способствуют засыпанию, снижению тонуса нервной системы. Следовательно, дети с пальцем либо пустышкой во рту выглядят заторможенными, они практически «спят наяву», не сразу откликаются на различные события вокруг них. С одной стороны, таким образом проще перенести напряжение (а стрессом для небольшого малыша является почти все), но с другой - это мешает ориентировке в окружающем, овладению новым, развитию интереса и умственному формированию в целом.
Как избавить малыша от вредной привычки? - один из наиболее часто задаваемых вопросов, с которым обращаются к психологу родители и педагоги. Существует суждение, что способы «прекрати немедленно», «фу, как некрасиво» принадлежат к психологически устарелым и недостаточно действенным способам.
1. Основное (и самое трудное) - найти, что олицетворяет данная привычка, дефицит чего она заменяет, что она предоставляет ребенку (чаще это умиротворенность, выражение злобы, привлечение внимания либо защита). И сделать так, чтобы малыш не имел необходимость в этом, не удовлетворял эту нужда дурной привычкой.
2. Важно уделить малышу больше внимания. Определить метод его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самостоятельно.
3. Очень важно, чтобы тех действий, которые вы запрещаете ребенку, было не много. И чтобы на неразрешенные действия оставалась одна и та же реакция. Важно, чтобы в данный период в жизни ребенка было как можно меньше неожиданных событий.
4. При взаимодействии с ребенком используйте новые увлекательные занятия, которые заинтересуют и вас и ребенка. В первое время лучше не использовать длинные перемещения, людные места. При спокойном увлечении шансы избавить ребенка от вредной привычки значительно выше.
5. Вредная привычка - маячок каких-либо проблем в семье. В связи с этим важно проанализировать эти ситуации, проиллюстрировать их, рисовать, проводить беседы на тему, какие эмоции они вызывают у ребенка.
6. Если у ребенка школьного возраста нет друга, то важно его найти.
7. Не стоит наказывать за вредную привычку, Нельзя наказывать за вредную привычку, пристыжать, акцентировать на ней внимание. Всякий раз, когда удается не сдержать ребенка, а отвлечь каким-либо способом, можно расценивать как маленькую победу над вредной привычкой.
8. Не нужно упрекать, наказывать ребенка.
9. Важно научить ребенка показывать свой гнев, не стоит ругать его за это. Ребенок должен уметь злиться.
10. Покажите ребенку, что можно радоваться и получать удовлетворение от иных вещей, не связанных с вредной привычкой.
Чтобы создать условия для профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания сегодня, в первую очередь, их нужно представить как модель. Форма несет системообразующую и смыслообразующую общую роль профилактики вредных привычек дошкольников.
Моделирование профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания важно для того, чтобы: осознать, из чего состоит определенный объект - что собой представляет его структура, ключевые свойства, законы формирования и взаимодействия с реальным миром; научиться руководить объектом либо действием и определять наилучшие методы управления им при установленных целях и критериях (оптимизация); прогнозировать непосредственные и косвенные результаты осуществления установленных методов и форм влияния на объект, процесс; вносить корректировки и следить за полученными результатами [210]. Формируемая модель профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания - это форма ожидаемых действий и процессов, элементами которой являются функциональные участки, связывающие комплекс компонентов проектируемой системы профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания.
Воспитательская технология профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания
На сегодняшний день дошкольники и подростки являются самыми незащищенными членами общества, потому как именно они особенно подвержены стрессам. Неумение и нежелание преодолевать социально -стрессовую действительность подталкивает дошкольников к выбору сигарет, алкоголя и наркотиков. Поэтому необходимо научить дошкольников и подростков делать свой, самостоятельный выбор.
Воспитательская профилактика вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания - это совокупная системная модель организации процесса обучения и воспитания дошкольников, которая позволяет снизить вредные привычки, опасность употребления психоактивных веществ за счет повышения их социальной осведомленности.
Структура воспитательской профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания состоит из 3 основных блоков:
1) Первичная профилактика, которая направлена на предотвращение возникновения желания у дошкольников избегать вредные привычки, пробовать одурманивающие вещества.
2) Вторичная профилактика вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания, устраняющая и предотвращающая развитие зависимости от вредных привычек у дошкольников, имеющих вредные привычки.
3) Третичная профилактика вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания, которая подразумевает воспитателическую реабилитацию дошкольников, страдающих зависимостью от вредных привычек [62,18].
Основными формами профилактики вредных привычек у дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания являются:
1. Устные опросы дошкольников (анкетирование). Данная форма организации профилактической работы вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания несет в себе ряд важных функций. В первую очередь, можно определить важность профилактики для определенной категории дошкольников. Во- вторых, проанализировав приобретенные сведения, можно сделать обобщение - на что необходимо направлять предупредительную работу: на борьбу с вредными привычками.
В-третьих, признаками успешной работы воспитателя могут служить итоги опроса. В этом случае происходит сопоставление информации устного опроса, проведенного перед реализацией программы, и информации, приобретенной по ее завершению.
При реализации устного опроса допускается употреблять готовые варианты анкет, однако не во всех вариантах они могут предоставить все данные, что необходимы для проверки тех либо других воспитательских вопросов. В этом случае можно создать свою анкету [97, с.28].
Для того чтобы подготовить устную анкету, следует четко понимать задачи - что точно хотим выявить (представления и познания дошкольников о проблеме, причины и. т.д.).
Затем, в зависимости от цели, формируются характеристики аудитории: пол, возраст, число дошкольников. Устный опрос проводится либо со всей ДОУ, отдельной группой или определенной возрастной группой.
2. Проблемные ситуации. Проблемное воспитание в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания - это вид развивающего обучения, в котором совмещаются регулярная самостоятельная поисковая работа дошкольников с усвоением ими готовых заключений, а концепция способов обучения выстроена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия воспитателя и дошкольников нацелен на формирование индивидуальности дошкольника и социализацию его личности.
К ключевым понятиям проблемного воспитания в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания относятся «проблемная ситуация» и «воспитательная проблема».
Проблемная ситуация - это, согласно определению А. М. Матюшкина, отдельный тип мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, появляющимся у субъекта (дошкольника) при исполнении им задачи, что требует отыскать (раскрыть либо освоить) новые, ранее незнакомые субъекту познания либо методы действия. Психологическая структура проблемной ситуации содержит:
а) познавательную необходимость, которая побуждает человека к мыслительной деятельности,
б) неизвестное достигаемое познание или метод действия,
в) мыслительные способности человека, которые состоят из его творческих способностей и полученный ранее опыт [139,27].
Проблемная ситуация в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания порождается воспитательной или практической ситуацией, включающей две группы компонентов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные).
«Проблемная ситуация» обозначает положение умственного затруднения, при котором ребенок переживает необходимость выйти из образовавшегося затруднения, решить его [160,5]. Проблемная ситуация в ходе предупреждения вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания - это ситуация, ставящая дошкольника в обстоятельства, требующие от него потребности совершать выбор, принимать решения.
Базовым правилом при реализации проблемной ситуации в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания является противоречия в данных, методах действий, обнаруживаются причинно-следственные взаимосвязи.
Ключевыми приемами создания проблемных ситуаций в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания являются:
- сообщение данных (опорные познания);
- сравнение фактов (с одной стороны... с другой...);
- анализируются данные, явления, устанавливаются вопросы, предъявляются задачи и т.д.
3. Познавательные и дидактические игры. В процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания дидактическая игра имеет такую же структуру, как и любая учебная деятельность. Она включает: цель (игровой замысел), правила, содержание, средства (оборудование, методическое обеспечение), процесс игры и результат. Цели дидактической игры такие же, как и в учебной деятельности: обучающие, воспитательные, развивающие.
Цель игры в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания определяется дидактической задачей, которую надо решить в учебном процессе. Целевая установка позволяет определить учебное содержание игры.
Правила игры определяют порядок действия и поведение дошкольников, познавательную направленность, дают возможность дошкольникам проявить свои навыки, использовать имеющиеся знания, умения и опыт для достижения результата. Правила игры учитывают целевую направленность занятий, возраст дошкольников. К тому же правила любой игры, в том числе и дидактической, воспитывают у дошкольников коллективизм, дисциплинированность, умение подчиняться требованиям коллектива [161,19-22].
Содержание игры в процессе профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания заключается в освоении тех знаний и умений, использующихся при реализации учебной проблемы, поставленной игрой.
Эффективность модели профилактики вредных привычек средствами гуманного коллективного воспитания
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические основы профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания.
В соответствии с программой нашей работы, цель опытно экспериментальной работы состоит в апробации и проверке результативности разработанной нами модели профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания.
В данном параграфе нашего исследования были решены следующие задачи:
- обнаружение условий, которые способствуют организации высокого уровня профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания;
- описание процесса профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания;
- определение динамики профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания на всех этапах опытно - экспериментальной работы;
- апробация модели профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания;
- анализ и обобщение результатов эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций по использованию модели профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания.
Опытно-экспериментальная работа по профилактике вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания проводилась в период с августа 2012 года по июнь 2017 года. Опытно-экспериментальное исследование было проведено на базе дошкольных образовательных учреждений №№ 8, 3, 6 Бободжон Гафуровского района и дошкольных образовательных учреждений №№ 1,10,12 города Ходжента.
В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение особенности профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания и технология его применения в качестве экспериментальной площадки был выбран дошкольное образовательное учреждение №8 Бободжон Гафуровского района (экспериментальная группа)- 86 человек (мальчиков 46, девочек 40) и до школьное образовательное учреждение №3 с/с. Хистеварз Бободжон Гафуровского района (контрольная группа)- 92 человек (мальчиков 42, девочек 50).
Опытно-экспериментальное исследование включало три этапа:
1 этап (констатирующий) - подготовительный: исследовалась психологическая и психолого-педагогическая литература, формулировалась идея и гипотеза работы, проводилось наблюдение за учебно-воспитательным процессом в экспериментальных и контрольных детских образовательных учреждениях.
Для реализации цели проводился анализ и обобщение литературы по проблеме, были подобраны информационные технологии.
В процессе констатирующего эксперимента было значимо изучить степень получения воспитателями знаний и опыта о профилактике вредных привычек дошкольников, ее исследовательском аппарате, научном и практическом значении, об основных глобальных и местных проблемах профилактики вредных привычек дошкольников и путях их решения.
Опираясь на таблицы и графики можно сказать, что оценка качества знаний, умений и опыта воспитателей о проблеме профилактики вредных привычек дошкольников различна в зависимости от методики, по которой готовится специалист, и от критерия, который лежит в основе анализа. Кроме того, лучшие результаты были получены в контрольных группах.
В ходе констатирующего эксперимента изучался и вопрос осознания воспитателями роли и функций профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания и технология его применения. Ответы опрошенных, которые получены с помощью бесед и проведения интервью (n=170), были условно сгруппированы таким образом:
- ответы, раскрывающие научно-практическую важность профилактики вредных привычек дошкольников, которая основана на использовании современных информационных технологий, но функции её были названы в самом общем виде (87,7%);
- ответы, которые раскрыли способы усовершенствования профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания, но не были показаны в должной мере значимость и функции (4,9%);
- ответы, с помощью которых проводилась подборка фактического материала, что раскрывает возможности профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания, но не были названы её функции (3,2%);
- ответы, в которых проявлена важность исследования профилактики вредных привычек дошкольников средствами гуманного коллективного воспитания в вузе, институте повышения квалификации и в педагогических колледжах (стимул новизны, проблемности, связи с практикой), но функции связывались только с педагогической или природоохранной деятельностью (2,4%).