Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Артемкин Андрей Владимирович

Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора
<
Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Артемкин Андрей Владимирович. Развитие гуманистически ценностных ориентаций у подростков средствами фольклора: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Артемкин Андрей Владимирович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет"].- Нижний, 2015.- 265 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора

1.1 Сущность гуманистически ценностных ориентации личности и их развитие в подростковом возрасте 18

1.2. Педагогический потенциал фольклора для развития гуманистически ценностных ориентации подростков 50

1.3. Модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора 72

Выводы по первой главе 93

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора

2.1. Исследование гуманистически ценностных ориентации подростков на констатирующем этапе эксперимента 98

2.2. Реализация программы гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора . 123

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 136

Выводы по второй главе 165

Заключение 167

Список литературы

Введение к работе

Актуальность исследования Кризисные явления общественных отношений начала XXI века обострили весь спектр экзистенциальных проблем, в том числе проблему ценностей. Современное российское общество противостоит глобальным разрушительным тенденциям и остаётся традиционно заинтересованным в личности, ориентированной на гуманистические идеалы

Подростковый возраст, отличающийся сензитивностью к различным воздействиям социальной среды, является одним из наиболее важных в развитии ценностно-смысловой сферы личности. Однако размытость и эклектичность аксиосферы современного общества, наличие в нём деструктивных факторов влияния на личность растущего человека в сочетании с такими психологическими особенностями подростка, как эмоциональная реактивность, конфликтность, неуравновешенность, предрасположенность к быстрой смене интересов и увлечений, ставит его в непростую ситуацию выбора личностных ценностно-смысловых ориентиров, фрустрирует его стремление к базовым духовным основаниям жизнедеятельности. В результате в подростковой среде наблюдается отчуждение от основополагающих ценностей, расширяется поиск иррационального опыта, нередко утверждаются альтернативные асоциальные ценности. В этой связи наиболее значимым становится содействие развитию ценностной сферы подростков в системе образования посредством создания условий для последовательного освоения базовых социокультурных ценностей, позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики. Системное, многоканальное содействие развитию ценностной сферы учащихся становится его стратегической целью.

Фольклор традиционно рассматривается как ресурс духовно-нравственного, патриотического, художественно-эстетического воспитания, в целом позитивно влияющий на психоэмоциональную сферу детей и подростков, способствующий нормализации произвольной регуляции психической деятельности и поведения.

Однако гуманистический компонент аксиологического потенциала фольклора недостаточно изучен применительно к проблеме развития гуманистически ценностных ориентации в подростковом возрасте.

Степень разработанности проблемы

Теоретической основой разработки аксиологической проблематики в отечественном образовании являются труды отечественных и зарубежных учёных: в области философии, (СФАнисимов, О.Г.Дробницкий, АГ.Здравомыслов, М.С.Каган, Г.Риккерт, М.Шелер и другие), социологии (М.Вебер, Ф.Знанецкий, Г.Оллпорт, МРокич, М.Смит, В.АЯдов и другие), психологии (Б.Г.Ананьев, ЛИБожович, ЛСВыготский, АНЛеонтьев, ДАЛеонтьев, АМаслоу, В.ИМясищев, В.Франкл, и другие), теории культуры (ПСГуревич, МСКаган, АА.Радугин и другие).

Как основа целей и содержания образования ценности рассматривались Е.В.Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Б.Т.Лихачёвым, Н.Д.Никандровым, Н.Е.Щурковой. Формирование ценностных ориентации как педагогическая деятельность отражено в работах М.Г.Казакиной, А.В.Кирьяковой, Н.Е.Щурковой и других авторов.

В диссертационных исследованиях последних лет ценностные ориентации изучались в различных аспектах. Наряду с сущностными характеристиками исследуемого феномена как фактора развития учебной мотивации (И.Р.Рамазанов), функции социальной ситуации развития (С.В.Молчанов), в изучении трансформации ценностных ориентации значимы средовые (В.А.Веденкина, Т.Ю.Лавринец, Л.Ф.Михальцова, Н.А.Плугина, Е.С.Птушкина, Л.А.Рыбакова), факторные (Ван Цзин, Т.В.Геворкян, О.Б.Ершова, Ю.В.Епимахина, К.Ю.Лавринец, М.А.Мень, Л.Б.Осипова, С.Н.Унарова, М.С.Яницкий,), деятельностные ресурсы (С.Б.Капелева, С.А.Куликова О.В.Клименко, Е.С.Лоцман, Л.В.Меглинская, Е.А.Романова, И.В.Сокольская, Е.Н.Тимофеева, С.В.Тиханова). В качестве средств формирования и развития ценностных ориентации рассматривалось музыкальное искусство (И. Ф. Камо лова), музыкальное краеведение (Е.В.Самохвалова); иностранный язык (Л.П.Гадзаова, Л.М.Скрябина); идеи Д.С.Лихачёва (Г.З.Праздникова); художественная культура (К.Н.Ковыляев.); русская хоровая культура (Э.В.Зауторова).

Ценностные ориентации духовно-нравственной и гуманистической
направленности у детей и подростков изучались в диссертациях Н.Т.Абидовой,
Т.Ю.Артюгиной, М.Г.Бариновой Э.В.Зауторовой, Л.Н.Каримовой,

В.В.Копусовой, Е.С.Лоцман, И.В.Сиволобовой, С.М.Тлисовой и других.

Опираясь на базовые исследования В.П.Аникина, Б.В.Асафьева,
В.Е.Гусева, Л.Л.Куприяновой, М.Н.Мельникова, А.М.Мехнецова,

Г.М.Науменко, О.А.Пашиной, Б.Н.Путилова, в аспекте ценностного воспитания фольклор изучали Т.Ю.Артюгина, Ю.П.Брюхова, А.Г.Миносьянц, Р.Р.Накохова, И.В.Ржепянская и другие.

Однако развитие ценностных ориентации гуманистической направленности у подростков средствами фольклора остаётся мало изученным.

Несмотря на признание приоритетности аксиологического подхода в современном образовании, изученность закономерностей и механизмов интериоризации личностью ценностей, вопросов педагогического сопровождения данного процесса, наличие теории фольклора и опыта развития детей с применением его средств, отсутствуют исследования, синтезирующие данные знания применительно к проблеме программно-методического обеспечения развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора.

Из всего вышеизложенного можно выявить ряд противоречий:

- между объективной потребностью общества в духовно-нравственной личности, ориентированной на гуманистические идеалы, и реально существующим на сегодняшний день низким уровнем развития гуманистически ценностных ориентации в подростковом возрасте, обеспечивающих позитивную

социализацию и выступающих условием успешного функционирования общества.

- между декларируемой в системе образования необходимостью
системного содействия развитию ценностной сферы учащихся с включением
ресурсов традиционной культуры, имеющей значительный аксиологический
потенциал, и неразработанностью способов содействия ориентации подростков
на гуманистическую систему ценностей, отражённых средствами фольклора;

- между имеющимся опытом формирования и развития ценностных
ориентации школьников различными средствами, и недостаточностью
исследований, практических разработок, направленных на изучение и
реализацию процесса развития гуманистических ценностей подростков
средствами фольклора.

Анализ указанных противоречий позволил нам сформулировать проблему исследования: выявление сущности процесса развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора, научно-теоретических и практических основ оптимизации этого процесса.

Актуальность, выявленные противоречия и сформулированная проблема исследования обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора».

Цель исследования: разработать модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора.

Объект исследования: процесс развития гуманистически ценностных ориентации у подростков.

Предмет исследования: педагогическая организация процесса развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора.

Гипотеза исследования:

Развитие гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора будет эффективным, если его педагогическая организация:

базируется на концептуальных основах личностно-ориентированной гуманистической модели образования, идеалах гуманизма традиционной народной культуры, отражённых идейно-смысловыми и инструментальными средствами фольклора;

концептуально, технологически, методически отражена в модели гуманистически ценностного ориентирования; организационно, содержательно конкретизирована в программе, которая обеспечивает на всех этапах процесса:

актуализацию гуманистически ценностного содержания фольклора;

организацию коллективной деятельности подростков, направленную на реализацию гуманистических ценностей фольклора, и её рефлексию.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи исследования:

- раскрыть сущность развития гуманистически ценностных ориентации у
подростков средствами фольклора;

- определить научно-теоретические основы гуманистически ценностного
ориентирования подростков средствами фольклора;

рассмотреть фольклор и его средства как ресурс гуманистически ценностного ориентирования подростков;

разработать модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора: определить принципы, методы и содержательные, организационно-педагогические условия гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора; выявить педагогические механизмы актуализации гуманистически ценностного содержания фольклора;

разработать и теоретически обосновать программу гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора, организационно и содержательно конкретизирующую представленную модель;

- экспериментально проверить эффективность программно-методического
обеспечения процесса развития гуманистически ценностных ориентации у
подростков.

Методологическая основа исследования

Структура и логика исследования опираются на общую схему уровней методологии: уровень философской методологии как категориальную основу изучения поставленных проблем (С.ФАнисимов, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган и др.); уровень методологии общенаучных принципов исследования: системный подход (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, В.П.Кузьмин, Б.Ф.Ломов, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, Г.П.Щедровицкий, В.А.Якунин и др.); аксиологический (Б Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, MB. Кларин, В.Н. Максимова, Н.Д. Никандров, Л.В. Филиппова и др.), основополагающие положения аксиологии, социологии и психологии (М.М.Бахтин, Г.П.Выжлецов, М.С.Каган, Д.А.Леонтьев, В.Франки, М.С.Яницкий и др.); идеи гуманизации образования, идеи об общечеловеческих ценностях как основе становления личности (Н.Ф.Голованова, Н.Е.Щуркова, М.Г.Казакина); основы возрастной психологии и педагогики (Л.С.Выготский, ДИФельдштейн, ДБ.Эльконин); системный подход к становлению и развитию личности (ДАЛеонтьев, АВЛетровский, СЛРубинштейн и др.); идеи этнокультурного воспитания (Г.Н.Волков, В.С.Кукушин, И.Л.Набок, М.Г.Харитонов).

Теоретическая база исследования

Теория социального воспитания (А.В.Мудрик, М.И.Рожков); теории коллектива (А.С.Макаренко, Л.И.Новикова); теория интериоризации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теория ориентации личности в мире ценностей (А.В.Кирьякова), основные положения теории фольклора и воспитания средствами фольклора (В.П.Аникин, А.С.Каргин, В.Е.Гусев, Л.Л.Куприянова, А.М.Мехнецов, О.А.Пашина и другие).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование).

Экспериментальная база исследования: детский фольклорный коллектив «Лыбедь» Г.Владимира, фольклорный коллектив ДМШ им.

И.И.Лукашова п. Боголюбово Суздальского района, детская вокально-хореографическая студия «Русь» г. Владимира. Этапы исследования:

- на первом этапе (2006 - 2008 гг.) осуществлялся анализ теоретических
подходов к проблеме; изучался практический опыт педагогической
деятельности по обучению и воспитанию подростков средствами фольклора;
осуществлялся анализ собственной практики учебно-воспитательной работы с
подростками в фольклорных коллективах; была выдвинута гипотеза
исследования;

на втором этапе (2008 - 2010 гг.) корректировалась гипотеза исследования, были разработаны модель и программа гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора;

на третьем этапе (2011 - 2015 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа; систематизировались и обобщались результаты; формулировались выводы; оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования

1. Определён концепт педагогической организации развития
гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора,
базирующийся на научно-теоретических основах исследуемого процесса
(положения о первичности надиндивидуальных ценностей относительно
личностных; двустороннем характере процесса; психологической готовности
подростков к ценностно-ориентационной деятельности; аксиологическом
потенциале фольклора, включающем гуманистический компонент; субъектно-
деятельностном характере ценностного освоения действительности),
заключающийся в актуализации гуманистически ценностного содержания
фольклора как способе содействия ориентации подростков на гуманистическую
систему ценностей, отражённых в фольклоре.

2. Определены принципы актуализации гуманистически ценностного
содержания фольклора: экзистенциальной направленности, художественности,
компенсации и взаимодополняемости фольклорных текстов.

3. Определены и охарактеризованы педагогические механизмы
актуализации гуманистически ценностного содержания фольклора:

- презентация гуманистических ценностей фольклора, содействующая
формированию мотивации деятельности;

проблематизация, активизирующая внутренние ценностно-ориентационные механизмы;

- интеракция, обеспечивающая включение подростков в ценностно-
ориентационную деятельность.

4. Разработана модель гуманистически ценностного ориентирования
подростков средствами фольклора в соответствии:

- с принципами системности, диалогической взаимосвязи культур,
взаимосвязи эмоционального и рационального, сознательного и
бессознательного, целенаправленного и спонтанного в формировании и
функционировании систем ценностей, репродуктивного и творческого начал
ассимиляции и диссимиляции ценностей культуры, субъектности;

с представленной в аксиологическом аспекте классификацией средств фольклора;

с идеей и педагогическими механизмами актуализации гуманистически ценностного содержания фольклора;

с этапностью построения процесса ориентирования как относительно завершённого ценностно-ориентационного цикла.

5. Разработана программа, организационно, содержательно и методически
обеспечивающая процесс развития гуманистически ценностных ориентации у
подростков средствами фольклора через:

- алгоритмизацию педагогического процесса,

- систематизацию ценностно-ориентационной деятельности подростков,

- применение эффективных способов и форм ориентирования на
гуманистическую систему ценностей.

6. Разработана система оценки результатов педагогической деятельности
на основе представленных критериев и выделенной системы показателей,
позволяющей выявить уровни развития гуманистически ценностных
ориентации подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

  1. Доказана перспективность применения фольклора и его средств как педагогического ресурса гуманистически ценностного ориентирования подростков.

  2. Определены детерминанты гуманистических ценностей фольклора, которыми являются базовые ценности традиционной культуры и сложившиеся на их основе сферы ценностных отношений.

3. Использован гуманистически ориентирующий арсенал средств
фольклора в представленной классификации.

4. Раскрыта сущность развития гуманистически ценностных ориентации у
подростков и научно-теоретические основы гуманистически ценностного
ориентирования подростков средствами фольклора.

  1. Определены доминантные сферы и инструментарий гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора.

  2. Доказано, что актуализация гуманистически ценностного содержания фольклора активизирует внутренние ценностно-ориентационные механизмы, интенсифицирует процесс интериоризации гуманистических ценностей фольклора, способствует формированию гуманистической направленности личности подростков.

7. Определён комплекс организационно-педагогических условий,
обеспечивающий эффективность реализации модели гуманистически
ценностного ориентирования подростков средствами фольклора.

8. Применительно к проблеме исследования с получением обладающих
новизной результатов использован комплекс существующих базовых методов
исследования, в том числе математико-статистических (критерии
достоверности), психодиагностических методик.

9. Определены ценностные универсалии (креативность, активные
социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение,

помощь другим, сотрудничество), фиксирующие основные векторы развития гуманистической направленности личности и позволяющие изучать процесс перестройки индивидуальной концепции ценностей подростков.

10. Раскрыты существующие на сегодняшний день противоречия на
социальном и научно-методическом уровнях, в частности, между объективной
потребностью общества в духовно-нравственной личности, ориентированной на
гуманистические идеалы, и реально существующим на сегодняшний день
низким уровнем развития гуманистически ценностных ориентации в
подростковом возрасте, обеспечивающих позитивную социализацию и
выступающих условием успешного функционирования общества; между
декларируемой в системе образования необходимостью системного содействия
развитию ценностной сферы учащихся с включением ресурсов традиционной
культуры, имеющей значительный аксиологический потенциал, и
неразработанностью способов содействия ориентации подростков на
гуманистическую систему ценностей, отражённых средствами фольклора;

11. Проведена адаптация подобранных методик изучения ценностных
ориентации личности к проблеме исследования.

Практическая значимость исследования:

разработана модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора и реализован комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающий эффективность реализации этой модели;

разработана и внедрена программа гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора, что делает возможным её применение в учреждениях дополнительного и общего образования, предоставляя дополнительный инструмент педагогической подготовки в системе повышения квалификации учителей;

разработаны авторские анкеты и карта наблюдений, дополняющие существующий диагностический пакет для изучения гуманистически ценностных ориентации;

разработана система оценки результатов педагогической деятельности на основе представленных критериев и выделенной системы показателей, позволяющей выявить уровни развития гуманистически ценностных ориентации у подростков;

представлены методические рекомендации по применению фольклора и его средств в процессе педагогической организации развития гуманистически ценностных ориентации у подростков.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена опорой на современные исследования в социально-гуманитарных науках, корректностью его методологического аппарата; использованием взаимодополняющих научных подходов, соответствующих изучаемой проблеме; многообразием и согласованностью методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, тщательной обработкой полученных в ходе эмпирического исследования данных; применением методов математической статистики, внедрением разработанных методических рекомендаций в

педагогическую практику, личным участием автора на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе реализации программы гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора на базе детского фольклорного коллектива «Лыбедь» г.Владимира, фольклорного коллектива ДМШ им. ИИЛукашова п. Боголюбове Основные теоретические положения, выводы и рекомендации отражены в публикациях автора и были изложены на Всероссийском учебно-методическом семинаре «Фольклор и дети» (г.Москва, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Наука и образование в XXI веке (Тамбов, 2013 г.), на методических семинарах для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования (ЦШИ, ДМШ, фольклорных студий) г.Владимира и Владимирской области (2009 - 2015 гг.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Гуманистически ценностное содержание фольклора, которое мы
понимаем как совокупность выработанных в традиционной народной культуре
и отражённых преимущественно художественными средствами фольклора идей,
убеждений, представлений об истине, добре, красоте, правильном и
справедливом мироустройстве, сущности и назначении человека, о должном в
его отношениях к окружающему миру и самому себе, определяет возможности
данного феномена как педагогического ресурса в развитии гуманистически
ценностных ориентации.

В качестве детерминант гуманистических ценностей фольклора выступают выделенные нами базовые ценности традиционной культуры (природа, религия, труд, семья, общество и Отечество) и сложившиеся на их основе сферы ценностных отношений (человек - природа; человек - религия; человек - труд; человек - семья; человек - общество; человек - Отечество). Соответственно классификация средств фольклора на идейно-смысловые (социо-нормативные представления, идеи, смыслы) и инструментальные (художественно-выразительные формы и способы воплощения идейно-смыслового содержания фольклора) позволяет определить доминантные сферы и инструментарий гуманистически ценностного ориентирования.

2. Специфика педагогической деятельности, направленной на содействие
ориентации подростков на ценности гуманизма, на оптимизацию процесса
гуманистически ценностного ориентирования, активизирующего внутренние
ценностно-ориентационные механизмы интериоризации выделенных ценностей
(поиск, оценка, выбор, проекция). В данной педагогической деятельности
средства фольклора как личностно развивающий, стабилизирующий
психоэмоциональную сферу фактор применяются в ходе актуализации
гуманистически ценностного содержания фольклора на основе принципов
экзистенциальной направленности, художественности, компенсации и
взаимодополняемости текстов.

З.Инструментально-деятельностной основой реализации гуманистически ценностного потенциала фольклора в процессе педагогической организации исследуемого процесса является актуализация гуманистически ценностного

содержания фольклора, осуществляемая через действие педагогических механизмов, где:

презентация гуманистических ценностей, отражённых средствами фольклора, обеспечивает позитивное воздействие на эмоциональную сферу, содействует мотивации деятельности;

проблематизация подростков относительно ценностей гуманизма в традиционном и современном обществе активизирует внутренние ценностно-ориентационные механизмы интериоризации гуманистических идей;

интеракция предполагает осмысление ценностного содержания фольклора, выявление гуманистических идей в фольклорных текстах, сопоставление ценностей традиционной и современной культур, выявление преемственности идей гуманизма, их социальной и личностной значимости; обеспечивает включение подростков в деятельность, направленную на реализацию гуманистических ценностей фольклора и её рефлексию.

4. Оптимизация процесса развития гуманистически ценностных
ориентации у подростков обеспечивается системой его педагогической
организации, представленной в виде модели, в которой:

- в качестве концептуальных основ педагогической деятельности
выступают подходы (культурологический, личностно-ориентированный,
деятельностный), принципы (системности, диалогической взаимосвязи культур,
взаимосвязи эмоционального и рационального, сознательного и
бессознательного, целенаправленного и спонтанного в формировании и
функционировании систем ценностей, репродуктивного и творческого начал
ассимиляции и диссимиляции ценностей культуры, субъектности);

эффективность процесса развития гуманистически ценностных ориентации обозначена как цель педагогической деятельности;

- гуманистические ориентиры, заложенные в фольклоре и его средствах
выделены и определены как смысловые и содержательные доминанты
педагогической деятельности.

мотивационный, деятельностный, рефлексивный этапы процесса ориентирования представлены как относительно завершённый ценностно-ориентационный цикл, имеющий продолжение по мере обращения к каждому из компонентов гуманистической системы ценностей.

предусмотрена оценка планируемых результатов педагогической деятельности на основе представленных критериев и выделенной системы показателей, позволяющей выявить уровни развития гуманистически ценностных ориентации у подростков.

5. Программа гуманистически ценностного ориентирования «Человек в
русском фольклоре», которая организационно, методически и содержательно
конкретизирует разработанную модель, обеспечивает развитие гуманистически
ценностных ориентации у подростков на всех этапах ценностно-
ориентационного цикла. Содержание программы сгруппировано в блоки-
модули, сформированные в соответствии с выделенными сферами ценностных
отношений, сложившимися в традиционной народной культуре, что
способствует алгоритмизации педагогического процесса, систематизации

ценностно-ориентационной деятельности подростков, формированию целостных представлений о гуманистической системе ценностей. Решение аксиологических задач, аксиологический анализ, составление словарей гуманистических понятий и традиционной символики, индивидуальные и коллективные творческие работы выступают в качестве основных форм деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы, рисунки, таблицы.

Педагогический потенциал фольклора для развития гуманистически ценностных ориентации подростков

Гуманизация и гуманитаризация современного отечественного образования - процессы, опирающиеся на прогрессивные изменения в российском обществе и одновременно согласующиеся с глобальными тенденциями развития мировой системы образования. Современная концепция российского образования базируется на таких фундаментальных идеях, обогативших отечественную культуру на рубеже XX и XXI веков, как уважение личности и её прав, идеях диалога, толерантности, сотрудничества и взаимодействия.

Закономерно в этой связи возвращение педагогической науки и практики к гуманистической традиции. При этом педагогическая наука исходит из того, что именно культура является средой, обеспечивающей развитие личности, поскольку она предъявляет человеку ценности, выработанные в культуротворческой деятельности общества и закреплённые в его опыте. С этих позиций ценности рассматриваются в педагогике в качестве основы гуманистического воспитания [35, 43, 44, 155]. Однако культура выполняет свои развивающие функции по отношению к личности только в том случае, если сам человек активно включается в культуротворческий процесс, выступает в роли субъекта культуры.

Таким образом, культурологический подход, выступающий методологическим основанием личностно-ориентированной гуманистической модели образования, предполагает «поворот всех компонентов образования к культуре и к человеку как её творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию» [36, с.87]. Согласно гуманистической философии, субъектность представляет собой выражение смыслотворческой активности, способности к обнаружению смыслов и ценностей культуры и своей деятельности. Поскольку такая способность характеризует социально зрелую самоопределяющуюся личность, гуманистическая педагогика предполагает создание условий для позитивного развития субъектности всех участников воспитательного процесса. Необходимым становится обеспечение перевода работы сознания учащихся из режима отражения (механического воспроизводства переданных знаний и социального опыта) в режим творческого производства собственного опыта. Образование с этих позиций осмысливается как основное средство развития гуманистической сущности человека, а содержание образования «конкретизируется как освоение личностью системы жизненных ценностей» [60, с.67]. Поскольку система ценностей, которую предъявляет человеку культура, не ограничивается одними наивысшими общечеловеческими ценностями, задачей гуманистической модели образования становится как создание условий для освоения личностью базовых духовно-нравственных ценностей, так и развитие способности растущего человека осуществлять ценностный выбор на основе присвоенных фундаментальных ценностей. Реализацию этой задачи можно представить как педагогическое обеспечение процесса развития гуманистически ценностных ориентации личности.

Раскрытие сущности феномена гуманистически ценностных ориентации личности предполагает анализ таких категорий, лежащих в основании данного интегративного понятия, как «ценности», «ценностные ориентации», «гуманизм». При этом особенностью данного анализа является характеристика тесных взаимосвязей между основными аксиологическими понятиями, что выступает необходимым условием их осмысления. Важнейшим моментом является неотделимость теории ценностей от антропологической проблематики, что выражается в воплощённости ценностей в человеческой жизни в какой-либо форме, а также включенности ценностей в смысловую сферу и многообразную деятельность человека.

Несмотря на то, что проблема ценностей получила особую значимость, прежде всего, в аксиологии - особом разделе философского знания, возникшем только во второй половине XIX века, начало самой аксиологической традиции восходит к философским системам древности. Как отмечает Г.П.Выжлецов, уже «первые философские понятия, имеющие аксиологический смысл, возникают вместе с исходными онтологическими категориями в самом начале античной философии» [51, с.61]. В учении стоиков впервые начинает применяться понятие «аксиа» (достоинство) в качестве критерия, позволяющего выделять из всего сущего добродетели, относящиеся к благу как основному ценностному понятию онтологического этапа развития философии [71].

Стремление выработать некие ориентиры для развития общества побуждало мыслителей прошлого обобщать и формулировать складывающиеся в конкретно-исторических условиях представления о целесообразном мироустройстве, сущности и назначении человека, нормах его отношений с обществом. При этом как в античной, так и в средневековой философии сохраняется синкретизм бытия и сознания, сущего и должного, ценностные характеристики предметов и явлений включаются в само понятие реальности.

В рамках гносеологического этапа развития философии утвердилось в целом негативное отношение к ценностной проблематике, поскольку в условиях всеобъемлющего культа научного знания, по словам Г.П.Выжлецова, «ценностные и оценочные понятия и суждения, неподвластные ни одному из известных гносеологических критериев и приёмов верификации, оказались лишними» [51, с.69].

Огромную роль в становлении аксиологии сыграло философское учение И.Канта, впервые обозначившего жёсткое различие между сущим и должным, теоретическим и практическим разумом и представившего человека, с одной стороны, как природно-телесное существо, познающее природные связи с помощью логико-теоретических способностей, с другой -как свободно волящее существо, руководствующееся ценностными максимами практического разума [93].

Проведённый затем в философии Г.Гегеля анализ форм самореализации абсолютного мирового духа через индивидуальное и общественное сознание, а также смещение акцентов с рассмотрения поставленных в предельной форме вопросов о сущности и познаваемости мира на самого человека в философии А.Шопенгауэра и С.Кьеркегора закономерно обусловили окончательную переориентацию гносеологизированной философии на новый аксиологический предметный уровень. В работах немецкого учёного Р.Г.Лотце (1817 - 1881), с именем которого связывают начало собственно аксиологического этапа развития философии, появляется самостоятельное понятие «значимость» как критерий истины в познании. В философии представителей Баденской школы неокантианства В.Виндельбанда и Г.Риккерта происходит окончательное разделение реального мира на бытие и ценности (от лат. valere - иметь значение), сущность которых, по мнению Г.Риккерта, «состоит в их значимости, а не в их фактичности» [177, с. 128]. Понятие «ценность» утверждается у Г.Риккерта в качестве универсальной философской категории.

Модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора

Принцип субъектности. В отечественной научной традиции субъектность осмысливается как «порождение человеком формы своего поведения» [224, с.9] С точки зрения педагогики субъектность представляет собой «качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчёт в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни» [97, с.329].

Такая способность, в конечном счете, может быть сформирована только в результате духовных усилий самого человека. При этом, как отмечает Н.Е.Щуркова, педагог инициирует и содействует развитию данной способности у воспитанника, учит производить и оценивать свой выбор [161, с.385]. Соответственно принцип субъектности определяет как необходимость заинтересованности и активности личности в собственном развитии, так и содействие педагога этому развитию. Таким образом, благодаря обучению и учению, воспитанию и самовоспитанию как специально организованным культурным явлениям по мере развития субъектности, отражающего переход воспитанника из субъекта деятельности в субъект собственного развития, происходит формирование и развитие личности.

Реализация данного принципа в нашем исследовании предполагает постепенное наращивание субъектности подростков. Первоначально воспитанник преимущественно воспринимает транслируемые педагогом гуманистические ценности фольклора. Затем он получает возможность в организуемой деятельности и воспитательных ситуациях совершать ценностный выбор на основе воспроизводства присвоенных знаний о гуманистических ценностях. Подросток всё в большей степени реализует творческий подход к усвоению и присвоению гуманистических ценностей фольклора, участвует в совместной организации деятельности, в рамках которой эти ценности утверждаются в коллективе и транслируются через коллектив в социум. Эффективность процесса развития гуманистически ценностных ориентации у подростков является целью его педагогической организации.

Содержательным компонентом модели является гуманистически направленная ценностно-ориентационная деятельность, где гуманистические ориентиры - ценности гуманизма, отражённые в фольклоре и его средствах, выступают смысловыми и содержательными доминантами педагогической деятельности.

Целесообразность обращения к гуманистически ценностному содержанию фольклора как духовно-нравственному ресурсу определяется воспитательными возможностями фольклора как формы культуры. Продуктивное применение данного духовно-нравственного ресурса в силу отчуждённости подрастающих поколений от традиционной культуры зависит от активных «культурных действий» или творческой созидательной деятельности [87, с.28]. Это предполагает осуществление специальной педагогической деятельности, в качестве одного из аспектов которой мы рассматриваем актуализацию гуманистически ценностного содержания фольклора.

С философской точки зрения, «актуализация (от латинского actualis -деятельный, действенный) - понятие, означающее изменение бытия, переход бытия из состояния возможности в состояние действительности» [211, с. 19]. Осознанием диалектической взаимосвязи данных онтологических состояний обусловлена берущая начало в философии Аристотеля научная традиция рассмотрения потенциального и актуального или возможного и действительного как парных категорий. С помощью этих категорий в философии и науке отображаются разные ступени в развитии предметов и явлений реального мира. Если возможность характеризует внутренние тенденции развития явления, то действительность выступает как реализация некоторой возможности в виде определённого явления. Поэтому актуализация представляет собой выполнение действий, направленных на приспособление чего-либо к условиям данной ситуации, состоящих в его переводе из потенциального в реальное (актуальное) состояние, то есть важное, значимое для настоящего времени.

«Актуализация ценностей конкретной культуры для субъекта воспитательного воздействия, - отмечает С.В.Яковлев, - возможна либо под авторитетным влиянием педагога, либо под влиянием референтной группы или значимых её представителей для воспитанника, объективно являющихся носителями ценностей данной культуры» [231, с.35].

По нашему мнению, актуальное состояние гуманистически ценностного содержания фольклора характеризуется его востребованностью, основанной на понимании значимости имеющегося в нём ценностного опыта для общественного и личностного развития и выражается в условиях образования в его применении в воспроизводящей и творческой деятельности субъектов педагогического процесса.

Позитивное влияние на ценностную сферу подростка может оказывать содержание фольклорных явлений при условии раскрытия и осознания подростком его объективной социальной значимости, а также значимости для своего личностного развития. Соответственно гуманистически ценностное содержание применяемого фольклорного материала должно быть выявлено, соответствующим образом представлено и осмыслено. Оно должно согласовываться с возрастными задачами подростков и быть созвучным основным доминантным интересам подростка, вызывающим эмоциональный отклик, способствующим осмыслению новой системы его отношений и осознанию стоящих перед ним задач. То есть гуманистически ценностное содержание фольклора может быть актуализировано в результате выявления воспитанником его социальной значимости и осознания личностной значимости, а также благодаря позитивному воздействию на эмоциональную сферу личности, что становится основой для осуществления деятельности, предметом которой являются ценности фольклора.

Реализация программы гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора

Вместе с тем, исследование показало, что в экспериментальной группе выросло количество подростков, обнаруживших средний и высокий уровни развития гуманистически ценностных ориентации. В контрольной группе такой прирост выражен в значительно меньшей степени. Так если в экспериментальной группе прирост по ценности «креативность» на высоком уровне составил только 4,2 %, а в контрольной группе 4,6 %, то на среднем уровне в экспериментальной группе по этой ценности прирост оказался равен 29,2 %, в то время как в контрольной группе зафиксированы отрицательные изменения (-4,6 %).

Количество подростков, обнаруживших по ценности «активные социальные контакты» в экспериментальной группе средний уровень, увеличилось на 45,8 %, высокий уровень - на 12,5 %. В контрольной группе соответственно - на 9,1 % и 4,6 %.

По ценности «развитие себя» в экспериментальной группе на среднем уровне прирост составил 12,5 % и на высоком уровне 20,8 %; в контрольной группе соответственно на среднем уровне увеличилось количество подростков на 4,6 % и на высоком уровне - на 9,1 %.

Не менее существенны и различия по ценности «достижения». В экспериментальной группе увеличилось число подростков на среднем уровне на 12,5 % от состава группы и на высоком уровне - на 20,8 %. При этом, несмотря на то, что в контрольной группе на среднем уровне прирост оказался значительнее и составил 18,2 %, на высоком уровне положительных изменений вообще не зафиксировано.

Однако особенно показательна разница в произошедших изменениях значимости для подростков экспериментальной и контрольной групп ценности «духовное удовлетворение». Здесь при фактически равном увеличении на среднем уровне прирост на высоком уровне в экспериментальной группе составил 37,5 %, в то время как в контрольной группе положительных изменений не отмечено.

Для оценки полученных различий между двумя группами нами использовался U-критерий Манна-Уитни.

Достоверными оказались различия по ценностям «активные социальные контакты» Шмп (630), «духовное удовлетворение» Шмп (382), «креативность» Шмп (660), «развитие себя» Шмп (648) при р 0,01. Различие по ценности «достижения» Шмп (766) недостоверно.

Достоверно различие между группами по ценности «собственный престиж» Шмп (578) при р 0,01.

В блоке жизненных сфер достоверными оказались различия в сферах «обучения и образования» Шмп (474), «общественной жизни» Шмп (480), «увлечения» Шмп (666) при р 0,01 (Приложение В).

Данные результаты подтверждают эффективность реализованной программы, прежде всего, для формирования духовно-нравственной сферы подростков, их направленности на установление благоприятных взаимоотношений с окружающими, взаимодействие и сотрудничество в группе, самореализацию в учебно-воспитательном процессе. Вместе с тем, недостоверность различий между группами по ценности «достижения» может быть объяснена тем, что ориентации подростков на эту ценность, являющуюся значимой в современном социуме, активно формируются под воздействием многих факторов социальной среды. Также реализация программы оказалась малоэффективной в отношении явно выраженных ориентации подростков на такие терминальные ценности как «высокое материальное положение» и «сохранение собственной индивидуальности», поскольку утверждение данных ценностей в обществе в настоящее время является очевидным и не может быть скорректировано предложенными средствами.

Таким образом, результаты исследования развития ценностных ориентации подростков, полученные по методике И.Г.Сенина, позволяют констатировать, что в экспериментальной группе произошёл существенный рост значимости для подростков терминальных ценностей, в наибольшей степени отражающих гуманистическую направленность. Наибольшие изменения зафиксированы в ориентациях на ценности «духовное удовлетворение» и «активные социальные контакты». Положительные изменения в ориентациях на данные ценности, произошедшие в контрольной группе, не являются значимыми. Различия достоверны при р 0,01.

Исследование ценностной сферы подростков, проведённое при завершении формирующего этапа эксперимента по методике А.М.Эткинда ЦТО, показало, что в ценностных ориентациях подростков экспериментальной группы в результате реализации программы произошли следующие изменения.

Рост группового среднего балла по отдельным ценностям составил: по ценности «развитие себя» +0,7 балла, по ценности «помощь другим» +1,4 балла, по ценности «творчество» +1,1 балла и по ценности «сотрудничество» +1,1 балла.

Положительные изменения, отражённые в увеличении групповых средних баллов по отдельным этим ценностям, свидетельствуют о переходе с достаточного на средний уровень развития гуманистически ценностных ориентации, что показано на таблице 13

Достоверность различий по ценностям «развитие себя», «помощь другим», «творчество», «сотрудничество» по критерию знаков находится на уровне р 0,01.

Преобладание типичного сдвига является достоверным в сторону уменьшения по ценностям «удовольствия» и «развлечения» при р 0,01. Недостоверны различия для ценностей «материальное благополучие» и «высокое социальное положение» (Приложение В).

В контрольной группе подобных изменений не произошло. Прирост по ценности «развитие себя» +0,6 балла, по ценности «помощь другим» +0,2 балла, по ценности «творчество» +0,1 балла и по ценности «сотрудничество» +0,3 балла, что отражено в таблице 14. Рост значимости гуманистических ценностей в контрольной группе оказался значительно ниже, чем в экспериментальной группе. При этом наибольшая разница между группами в произошедших изменениях наблюдается по ценности «помощь другим».

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Развитие гуманистически ценностных ориентации как процесс перестройки иерархически организованной индивидуальной системы ценностей, заключается в повышении значимости идеалов гуманизма, ведущей к их переводу в смысловое ядро ценностей личности. Их развитие у подростков имеет свои особенности: - зависимость процесса от наличия гуманистического компонента факторов социализации (Т.В.Геворкян, Л.А.Дюдюкина, О.Б.Ершова, Г.А.Стрюкова); - зависимость процесса от уровня значимости идеалов гуманизма в структуре индивидуальной концепции ценностей агентов социализации (В.И.Гусаров, М.А.Нагорнов); - опосредованность процесса его педагогической организацией (Т.Ю.Артюгина, М.Г.Баринова, В.И.Ерошенко, И.Н.Рубцова). Фольклор как содержательная основа гуманистически ценностного ориентирования рассматривается нами с позиции культурологического подхода, позволяющего осмыслить данный феномен в качестве ценностного конструкта, несущего в себе одновременно важнейшие этнические ментальные характеристики и общечеловеческие начала.

Осмысление фольклора в аксиологическом аспекте позволило рассматривать его как педагогический ресурс развития гуманистически ценностных ориентации подростков. В качестве детерминант гуманистических ценностей фольклора нами выделены базовые ценности традиционной культуры (природа, религия, труд, семья, общество и Отечество) и сложившиеся на их основе сферы ценностных отношений (человек - природа; человек - религия; человек - труд; человек - семья; человек - общество; человек - Отечество).

Определяющей в реализации цели педагогической организации процесса развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора является идея актуализации определённого комплекса художественно-эстетической системы данного феномена, адекватного цели и становящегося средством её достижения, а именно: актуализации гуманистически ценностного содержания фольклора.

В соответствии с предметом настоящего исследования нами была разработана модель гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора, которая опирается на идею применения фольклора как гуманистически ориентирующего ресурса и определяет инструментарий педагогической организации исследуемого процесса. Её концептуальными основами являются культурологический, личностно-ориентированный, деятельностный подходы и принципы гуманистически ценностного ориентирования (системности, диалогической взаимосвязи культур, взаимосвязи эмоционального и рационального, сознательного и бессознательного, целенаправленного и спонтанного в формировании и функционировании систем ценностей, единства репродуктивного и творческого начал ассимиляции и диссимиляции ценностей культуры, субъектности).

Инструментально-деятельностной основой реализации гуманистически ценностного потенциала фольклора в процессе педагогической организации исследуемого процесса является актуализация гуманистически ценностного содержания фольклора, осуществляемая через действие педагогических механизмов (презентация, проблематизация, интеракция).

Гуманистически направленная ценностно-ориентационная деятельность, где гуманистические ориентиры - ценности гуманизма, отражённые в фольклоре и его средствах, выступающие смысловыми и содержательными доминантами педагогической деятельности, является содержательным компонентом модели.

Её процессуально-деятельностный компонент представлен мотивационным, деятельностным и рефлексивным этапами процесса ориентирования, составляющими относительно завершённый ценностно-ориентационный цикл, имеющий продолжение по мере обращения к каждому из компонентов гуманистической системы ценностей.

Содержательной частью модели является программно-методическое обеспечение процесса развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора, нашедшее отражение в разработанной и проверенной нами на формирующем этапе эксперимента программе гуманистически ценностного ориентирования «Человек в русском фольклоре» В соответствии с целью программы (обеспечить развитие гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора) нами были определены доминантные сферы и инструментарий гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора.

Контрольное измерение уровней развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора проводилось в логике этапности эмпирического исследования. Оценка уровней развития позволила определить рост значимости идеалов добра и справедливости, ведущий к относительному равновесию между направленностью на социоцентрические ценности и ценности собственного развития и самосовершенствования;.

Результаты исследования подтвердили, что гуманистически ценностное ориентирование подростков средствами фольклора эффективно при реализации программы гуманистически ценностного ориентирования средствами фольклора, являющейся содержательной частью разработанной нами модели.

Итоговые замеры уровней развития гуманистически ценностных ориентации у подростков средствами фольклора свидетельствуют о существенных изменениях, произошедших в экспериментальной группе. В контрольной группе изменения можно считать незначительными. Следовательно, реализация модели гуманистически ценностного ориентирования подростков средствами фольклора обеспечивает эффективность процесса развития гуманистически ценностных ориентации подростков.