Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация историко-культурного наследия тувинцев музейными средствами (на материалах традиционного костюма) ОНДАР Аниела Борисовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

ОНДАР Аниела Борисовна. Актуализация историко-культурного наследия тувинцев музейными средствами (на материалах традиционного костюма): диссертация ... кандидата : 24.00.03 / ОНДАР Аниела Борисовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»], 2019.- 172 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Сохранение традиционного костюмного комплекса тувинцев музейными средствами 21

1.1. Комплектование коллекций как одно из направлений сохранения объектов культурного наследия 21

1.2. Собрания музеев России как источник изучения традиционного костюма тувинцев 48

Глава 2. Сохранение и презентация традиционного костюма тувинцев как объекта этнокультурного наследия 72

2.1. Методика воспроизведения традиционного костюма на основе материалов музейных собраний .72

2.2. Актуализация традиционного костюма тувинцев на базе музеев и культурно-образовательных учреждений Республики Тыва 93

Заключение .117

Источники .123

Список литературы .126

Список сокращений 143

Приложения 144

Приложение 1. Таблицы результатов обследования музейных коллекций в музеях России .145

Приложение 2. Фото элементов костюмного комплекса из коллекций музеев России 163

Комплектование коллекций как одно из направлений сохранения объектов культурного наследия

Проблема сохранения культурного наследия – одна из самых актуальных проблем, требующая незамедлительного решения в России -стране, обладающей значительными региональными историко-культурными особенностями. Объекты традиционной культуры в современных условиях не воспроизводятся в среде бытования, и, становясь частью музейных собраний, обретают статус «культурного наследия». Еще в XIX веке Н.Ф. Федоров писал, что «всякий человек носит в себе музей» и что «хранение есть свойство не только органической, но и неорганической природы, а в особенности природы человеческой»79.

В настоящее время опубликовано множество работ, в которых анализируется понятие «культурное наследие», рассматриваемое с различных позиций. Авторы приходят к выводу о его вариативности в зависимости от того, что рассматривается под культурным наследием – недвижимые объекты, объекты нематериального наследия или движимые объекты, представляющие собой унаследованные от предшествующих эпох явления духовной жизни, быта, уклада и пр. На том, что историческое и культурное наследие обладает огромном потенциалом в отношении информации о прошлом, акцентирует внимание В.М. Кулемзин, отразив этот факт и в определении музейного предмета80. О необходимости сохранения культурных традиций пишет в своих работах Н.Т. Ултургашева81.

Относительно темы данного диссертационного исследования значимым является то, что в настоящее время предпринимаются попытки сохранения и презентации традиционного костюма и связанных с ним знаний, умений и технологий производства как движимых и нематериальных объектов культурного наследия посредством формирования каталогов. Правительством республики Тыва утверждено «Положение о каталоге объектов нематериального культурного наследия», целями которого обозначены «сбор, фиксация и систематизация в едином банке данных сведений об имеющихся на территории республики объектах нематериального культурного наследия (ОНКН), к которым относятся народные знания и умения, обычаи и нравы, традиции, творческие навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты, представляющие историческую и культурную значимость»82. Отечественные культурологи отмечают тот факт, что в российском обществе постепенно формируется запрос на всестороннее исследование региональной культуры, понятие которой отличается вариативностью. А.Ю. Тихонова предлагает «под региональной культурой понимать исторически развивающуюся в конкретных географических условиях, многоликую, многослойную систему созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления; а также как процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности в различных сферах жизни на данной территории»83.

В музееведческой литературе утвердилось мнение о том, что подлинные объекты культурного наследия сохраняются преимущественно в музеях. Е.Н. Мастеница обозначает взаимосвязь наследия и музея: «многовековая традиция осмысления и использования наследия получила завершение в создании и функционировании специальных социокультурных институтов (музеев, библиотек, архивов), осуществляющих хранение, изучение и популяризацию культурного наследия в соответствии с запросами и потребностями общества»84.

Сохранение объектов культурного наследия возможно только при участии определенных индивидов – их целенаправленной деятельности. Только для них свойственна «музеальность» - потребность в собирательстве артефактов для их последующего сохранения. Термин «музеальность» был введен в 1970-е годы З. Странским85 и закрепился в отечественном музееведении как обоснование причин коллекционирования предметов музейного значения86.

Собирательство в отечественном музееведении принято считать первоначальным этапом коллекционирования, с оговоркой на тот факт, что оно не связано с изучением объектов собирания и их систематизацией87. В случае организованного целенаправленного собирания различных артефактов и природных объектов формировались музейные коллекции, определяющие профили различных музеев88.

Одним из основополагающих направлений деятельности музея в условиях современности определяется комплектование, ориентированное на выявление в среде бытования и сборе предметов музейного значения с целью их последующего превращения в музейные предметы и пополнения музейного собрания89. Фонды музеев, в которых содержатся материалы по традиционному костюму тувинцев, формировались в конце XIX – I половине ХХ веков, утверждение же в музееведении понятия «комплектования» в качестве основного звена реализации функции документирования в музее произошло в 1980-е годы, когда были разведены понятия «собирательская работа» и «комплектование». Поэтому в данной работе термин «комплектование» используется в качестве синонима «собирательства» в соответствии с традицией XIX века. Комплектование рассматривается в значении формирования собраний музеев России предметами музейного значения и архивными материалами по традиционному костюму тувинцев. Это объясняется тем, что в к. XIX – I пол. ХХ вв. собирательская работа в отношении этнографии тувинцев, как правило, сопутствовала исследованиям региона.

Традиционная культура отдаленных от центра территорий активно исследовалась на протяжении всего XIX века. В рамках научных экспедиций, в том числе организуемых Русским географическим обществом, наряду с научными исследованиями осуществлялось собирательство предметов традиционной культуры. Изучение формирования тувинских коллекций в музеях России позволило определить три периода на основании таких критериев как фиксация, отбор в среде бытования и включение в музейное собрание подлинных элементов костюмного комплекса тувинцев.

Первый период (1882 – 1930 гг.) – это время, когда традиционная одежда и дополняющие ее элементы еще широко производились и потреблялись носителями традиций в естественной социокультурной среде и были зафиксированы исследователями именно в таких условиях. Предметы собирались в ходе экспедиционных обследований, ориентированных преимущественно на комплексное изучение Восточной Сибири. Началом первого этапа, согласно изучению фондово-учетной документации музеев и коллекционным описям, может считаться 1888 год, когда в Археологический музей Томского университета (ныне – Музей археологии и этнографии Томского государственного университета им. В.М. Флоринского) Г.П. Сафьяновым были переданы наряду с другими предметами отдельные элементы костюма, приобретенные им в поселениях тувинцев верховьев Енисея. Самыми значительными из них являются женские тувинские халаты «шыва-тон-узанин» и «торча-тон-узанин», с левосторонним запахом, ступенчатым вырезом у горловины, воротником-стойкой, декорированные аппликацией в виде полос по подолу, левой поле и воротнику. В коллекции также представлены: пояс с поясными украшениями, пряжки для пояса, штаны «чувур уезнин», две шапки и сапоги «идик»90. Следует отметить, что предметы пополнили коллекцию музея в первое десятилетие его существования. Музей был основан в 1882 году В.М. Флоринским - будущим попечителем Западно-Сибирского учебного округа и строителем Сибирского университета, профессором в честь празднования 300-летия присоединения Сибири к России91.

Собрания музеев России как источник изучения традиционного костюма тувинцев

Тувинцы – тюркоязычный народ, самознавание которого «тыва», устаревшие наименования, встречающиеся в научной литературе и коллекционных описях – сойоты, сойоны, урянхайцы. Происхождение тувинцев связывается с тюркоязычными, частично монголоязычными, самодийскоязычными и кетоязычными (северо-восточные тувинцы) этническими элементами. В их состав вошли некоторые тюркоязычные родоплеменные группы, известные по китайским летописным хроникам первых веков нашей эры и памятникам орхоно-енисейских надписей на камнях VII-VIII вв. (например, теленгит, киргиз, уйгур). Основная масса тувинцев расселена на территории Тувы. Часть тувинцев выселилась на Алтай, где, по переписи 1897 г., насчитывалось свыше 700 чел. Небольшая группа северо-восточных тувинцев – тоджинцев – в несколько сот человек обитает в настоящее время в Иркутской области, в таежной зоне (Тофаларский район), где они известны под названием «тофалары» 145.

В настоящее время традиционная культура тувинцев претерпела изменения, многие ее элементы утрачены в среде бытования. В том числе и народный костюм, элементы которого сохраняются преимущественно в музейных собраниях, под которыми понимаются коллекции подлинных предметов, полевые и коллекционные описи, фотоархивы и др. Поэтому актуальным является исследование костюма и его отдельных элементов на основе музейных собраний с целью их последующего включения в пространство современной культуры146. В тувинском языке существует термин, обозначающий общее название всех видов одежды – «хеп», а также собирательное понятие «хеп-сын»– одежда и обувь147. Данные термины таким образом ориентируют на понятие костюмного комплекса, в котором все элементы связаны друг с другом. Утраченные в среде бытования, они разрозненно сохранились в составе коллекций разных музеев.

Тенденция рассматривать музейные собрания как подлинные источники по изучению культуры народов Сибири складывается с 1930-х годов. В 1931 году была опубликована статья И.М. Мягкова «Искусство Танну-Тувы», основанная на изучении материалов музейных собраний148.

1950-е годы можно считать началом первого этапа (1950-1980 гг.) в исследовании традиционного костюма тувинцев с привлечением материалов музейных собраний. Этот почти двадцатилетний период связан с активным развитием отечественной этнографии и именами исследователей Тувы - Е.Д. Прокофьевой, Л.П. Потапова и С.И. Вайнштейна, предлагавшими типологию элементов традиционного комплекса на основе музейных собраний -фотоматериалов и архивов, с опорой на результаты своих полевых исследований.

Первой типологический анализ элементов тувинского костюма на основе собственных полевых материалов, в том числе фотографий, составляющих архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, осуществила Е.Д. Прокофьева в своей рукописи, подготовленной в 1957 году, оставшейся неопубликованной в течение 60-ти с лишним лет. Рукопись, хранящаяся в фондах МАЭ, состояла из 835 страниц машинописного текста и включала около двадцати рисунков и фотографий149. Автор предисловия В.А. Кисель к изданной в 2011 году монографии Е.Д. Прокофьевой оценил ее труд как первое научное произведение советского периода, написанное ранее фундаментальных трудов С.И. Вайнштейна и Л.П. Потапова150.

Исследованием тувинских музейных коллекций, включая элементы костюмного комплекса, с 1950-х годов занимался С.И. Вайнштейн, приехавший по распределению после окончания Московского университета в Кызыл и исполнявший обязанности директора, а затем старшего научного сотрудника в национальном музее Кызыла (сегодня – Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва)151. С.И. Вайнштейн в 1964 году обратился к изучению полевых дневников Ф.Я. Кона, в которых он обнаружил ценные неопубликованные ранее материалы о тувинцах и положения программы этнографического обследования Тувы, составленной Ф. Коном совместно с Г.П. Сафьяновым. В программе содержался пункт «Одежда и наряды», что представляется интересным относительно темы данного исследования152. Кроме того, описание элементов костюма и их типологический анализ С.И. Вайнштейн осуществил на основе коллекций отдельных музеев России – Государственного музея этнографии (РЭМ), Минусинского музея (МКМ), Музея университета г. Осло153.

Задачу типологии тувинской одежды поставил перед собой в конце 1960-х годов Л.П. Потапов, который отмечал, что «материал, собранный по одежде, нельзя назвать полным: описание некоторых видов ее дается лишь со слов информаторов, так как многие, популярные в недалеком прошлом элементы одежды ныне уже не бытуют и встречаются редко.

Обращение к музейным материалам позволило исследователям в продолжение первого этапа выделить следующие элементы костюмного комплекса тувинцев:

– верхняя плечевая распашная одежда (меховые шубы, текстильные халаты, безрукавки);

– нательная плечевая одежда;

– поясная одежда;

– головные уборы;

– обувь и дополнения к ней;

– дополнительные съемные элементы костюма.

Факт одинакового кроя верхней плечевой одежды «тон» из шкур домашних и диких животных, независимо от используемого для шитья меха, отмечен всеми тремя исследователями, зафиксировавшими отсутствие плечевого шва на этой одежде, ступенчатый вырез горловины, выкраивание неодинаковыми левой и правой полок «хойны эдек» с расчетом того, что левая - накладывалась на правую, застегиваясь в двух местах: чуть ниже правого плеча и сбоку под правой подмышкой154. Л.П. Потапов объясняет обусловленность такого фасона раскладкой шкуры мехом внутрь и «стремлением использовать ее таким образом, чтобы меньше было отходов. …Если мы возьмем шкуру барана и приложим ее к поле, то срезав незначительную часть шкуры по краям, получим ступенчатые вырезы, которые начинаются от ворота, получим примерно тот фасон, который имеется на меховой одежде тувинцев. Более поздним будет являться фасон этой полы для матерчатых видов одежды, перенесенный с меховой»155.

На основе данных Е.Д. Прокофьевой, Л.П. Потапова, С.И. Вайнштейна и результатов предпринятого в данной диссертации анализа музейных коллекций осуществлена систематизация верхней распашной одежды. При этом в качестве основного критерия выбраны характеристики материалов, из которых изготавливались «тон», и их предназначения либо в виде бытовой, либо - праздничной одежды.

1. «Негей тон» – шуба, которую шили из овчины с длинной и густой шерстью, что соответствовало термину «негей» (овца)156. Шуба была нагольной и предназначалась для дальних поездок в зимнее время. «Негей тон» зафиксированы в коллекции Российского этнографического музея (приложение 1, табл. 1, колл. РЭМ 10537-13, 8762-18877), Национального музея республики Тыва (приложение 1, табл. 1, колл. НМРТ 2387; 2515; 3696).

2. «Аскыр негей тон» – еще один тип овчиной шубы, который считался самой теплой («аскыр» – длинношерстный). Шили ее из овчины баранов старше 4-х лет – «чедишкен кошкарлар» зимнего забоя (ноябрь-декабрь). Под термином «аскыр негей тон» шубы атрибутированы в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (приложение 1, табл. 1, колл. колл. МАЭ 1340-105; 1340-104). В фондах Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр такая шуба зафиксирована под названием «тодарлыг аскыр негей тон» (приложение 1, табл. 1, колл. НМРТ б/н). Она покрыта красно-коричневой шерстяной тканью, вдоль края воротника-стойки, груди, и рукавов декорирована полосками из зеленной парчи. Из этой же ткани сшиты петли для пуговиц, которые не пришиты непосредственно к одежде, а нанизаны по одной на петлю. Петли «тижи» для застегивания – из такой же ткани. Застегивается шуба, как и все «тон» - на воротнике, груди с левой стороны и подмышкой справа.

Методика воспроизведения традиционного костюма на основе материалов музейных собраний

Костюмный комплекс является одним из значимых явлений традиционной культуры. В его образно-стилистической структуре исследователи видят отражение этноконфессиональных, этических, художественно-эстетических представлений народа, его историю, менталитет, систему ценностей, уровня духовной и материальной культуры, а также считают, что именно в костюме наиболее полно аккумулирован социокультурный опыт этноса, который в качестве специфического кода посредством семиотической системы транслируется в социум193.

Под реконструкцией понимается как восстановление утраченных технологий, так и создание воспроизведений подлинного музейного предмета. В диссертационном исследовании рассматривается второй вариант. В основном, термин реконструкция применяется к археологическому костюма, так как в данном случае на основе различного рада данных (сопоставления археологических данных с этнографическим костюмом и т.д.) восстанавливается утраченный объект. В ситуации с воспроизведением этнографического костюма мы копируем сохранившийся образец с различной степенью достоверности. То есть, не восстанавливаем утраченный объект. Однако, на наш взгляд применение термина реконструкция уместно, так как мы вновь воспроизводим технологию создания костюма. Однако, и термин «реплика» уместен в данной ситуации, особенно в отношении созданных образцов – воспроизведений музейных предметов. Термин копия также подчеркивает вторичность создаваемого образца, таким образом, может одинаково успешно применяться в отношении к воспроизведению этнографического традиционного костюма.

Термин реконструкция достаточно многозначен и имеет самые разнообразные сферы применения. Соответственно, исследователями предлагается выделять различные виды реконструкции. Ориентируясь на воспроизводимый объект, выделяют материальные, изобразительные, нематериальные, теоретические реконструкции, где материальная или предметная – это воссоздание предметов, изобразительная – воссоздание объекта в графической форме, нематериальная – воспроизведение нематериальных объектов, теоретическая – восстановление событий194.

Акцентируется внимание на способе исполнения воспроизведения при делении реконструкций на графические, макеты, модели, виртуальные, голографические и собственно реконструкции. И.В. Андреева отмечает, что во всех случаях при реконструкции научное исследование дополняется авторским домысливанием формы, пропорций, других характеристик предмета или объекта195.

Относительно классификации реконструкций костюма предлагается также делить их с учетом способа исполнения, ориентируясь на сходство с оригиналом. В музейной практике различают следующие способы (методы) реконструкции:

– «копия», создание костюма по существующему в музейной коллекции элементу костюма в тех же размерах, с соблюдением той же технологии, из подобных подлинным материалов;

– «реплика», создание костюма с учетом тех же требований, что и копия, но с учетом размеров современного владельца; т.е. размеры воссоздаваемого элемента костюма изменяются пропорционально;

– «новодел», создание костюма по существующим в научной литературе типологиям, из исторически верных материалов, по известным во время бытования предмета технологиям; к «новоделу» также могут быть отнесены практики создания наследниками традиции детских и взрослых костюмов для коллекций музеев в условиях современности;

– «стилизация», создание костюма, совпадающего по контурам с существующими типологиями, из исторически сходных материалов, с применением современных технологий;

– «бутафория», создание костюма либо не из исторически сходных материалов, но соответствующего существующим типологиям, либо наоборот, сделанного из исторически верных материалов, но не верного по типологии, технология изготовления не важна196.

Реконструкция – восстановление костюма по археологическим данным, историческая реконструкция – воссоздание костюмов различных эпох, а реплика – воспроизведение костюма по существующим сохранившимся аналогам. Этнограф-музеевед и культуролог Н.М. Калашникова отмечает, что историческая реконструкция зародилась как один из методов исторической археологии. Относительно реконструкции этнографического костюма она выделяет приемы изготовления костюм в традиционных технологиях, выполненные вручную, которые отдельные исследователи называют «копиями». Однако данное определение относительно воспроизведенного костюма является спорным, так как даже рукотворно воспроизведенные образцы не являются подлинными вследствие использования иных нитей, иной фурнитуры и пр.

Правомерным Н.М. Калашникова считает изготовление всех элементов костюмного комплекса, включая украшения, на основании изучения существующих памятников – «репликой»197. «Реплика» или «репликат» представляет собой музейную копию, так как речь не идет о воссоздании утраченного предмета. «Репликаты» создаются обычно по двум причинам: вследствие плохой сохранности оригинала при угрозе его утраты и в случае невозможности использования оригинала в передвижных экспозициях, в культурно-образовательных формах музейной деятельности.

Таким образом, выделяя виды реконструкции необходимо учитывать следующие факторы: осуществляется реконструкция на основе сохранившегося объекта или утраченного, насколько соблюдена техника изготовления подлинника, насколько копия имеет сходство с оригиналом, а также способ исполнения реконструкции.

Целесообразно разделить реконструкцию костюма на археологическую и этнографическую. Этнографическая вполне может быть названа репликой.

Археологическая реконструкция может иметь разные формы исполнения – она может являться теоретической, графической, виртуальной или представлять собой реальную модель объекта. Этнографическая реконструкция предполагает воссоздание предмета, иначе смысл ее бы отсутствовал, так как объекты сохранились и имеются в музейных собраниях. Если в случае с археологической реконструкцией основной целью будет являться воссоздание зрительного образа утраченного объекта, то воспроизведение этнографического костюма имеет разные цели.

Ученые-технологи в отношении реконструкции костюма выделяют следующие ее типы: «реконструкция пяти шагов», «частичная» и «полная».

– Реконструкция «пяти шагов» обоснована Г.Т. Игембаевой и М.А. Нуржасаровой тем, что воссозданный объект реконструкции выглядит достоверным с расстояния пять шагов. По их мнению, при данном типе реконструкции возможно применение не традиционных, а современных технологий. При этом должна создаваться иллюзия аналогичного подлинному композиционного, конструктивного и художественно декоративного решения. Такая реконструкция возможна для воспроизведения сценического и театрального костюма.

– При «частичной» реконструкции костюма достигается комплектность и функциональность каждого элемента, соответствующая аналогу с применением современных технологий, если это не нарушает композиционное, конструктивное и художественно-декоративное построение костюма. Такая реконструкция предполагает разработку стилизованных элементов костюма.

– «Полная» реконструкция предполагает идентичность источника, не только в зависимости от функциональных признаков, но и по используемым традиционным материалам, а также по композиционному конструктивному и художественно-декоративному решению198.

Актуализация традиционного костюма тувинцев на базе музеев и культурно-образовательных учреждений Республики Тыва

Актуализация культурного наследия является одним из приоритетных направлений музеологических исследований в условиях современности и понимается как «деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации»220. В пространство современной культуры могут включаться нематериальные объекты культурного наследия, связанные со знаниями о семантике декора костюмного комплекса, технологиях изготовления составляющих его элементов, интерпретированные значения информационных полей музейных предметов-знаков, содержащих определенный культурный код. Технологии актуализации культурного наследия - это совокупность методов, приемов и средств включения утраченных в среде бытования объектов наследия в современное социокультурное пространство.

Интерпретация музейных предметов осуществляется в процессе научно-фондовой работы на основе применения приема атрибуции, позволяющего извлечь из музейного предмета-знака данные о материале, из которого он изготовлен, колористике, технологиях производства отдельных его элементов, технологиях декорирования, времени изготовления. При этом необходимо учитывать тот факт, что в музее при включении предмета в коллекцию произошло ее переосмысление и «ценностная реабилитация», обусловленная «объективными закономерностями культуры, механизмами преемственности и памяти»221.

Актуализация осуществляется посредством презентации полученных результатов:

– через публикации каталогов, научных статей, монографий;

– посредством экспозиционной деятельности, которая является результатом научного комплектования фондов и исследования музейных предметов;

– в процессе культурно-образовательной деятельности музеев через проведение мастер-классов, экскурсий, музейных уроков, музейных праздников и др.

В опубликованных каталогах элементы традиционного костюма презентуются различными приемами:

1) посредством описания всех элементов костюма из музейных коллекций в виде текстов (с отдельными графическими зарисовками или без них);

2) посредством текстового описания и фотоиллюстраций отдельных предметов из музейных коллекций в каталогах выставок;

3) посредством отдельных фотоиллюстраций наиболее аттрактивных элементов костюма в альбомах, представляющих коллекции музея в целом.

1) Первый вариант был характерен для периода начала каталогизации музейных в связи с письмом Министерства культуры РСФСР от 15 января 1979 г. № 01-15/16-10 «О паспортизации музейных коллекций»222. Примером может служить актуализация данных об используемых для изготовления элементов одежды материалах, особенностях кроя и сшивания деталей, а также оформлении отдельных элементов в опубликованном в 1979 году каталоге Музея археологии и этнографии Томского государственного университета. Например, на основе описания традиционных для тувинцев штанов, приобретенных Г.П. Сафьяновым у тувинцев верховий Енисея, описанных и зарисованных составителями каталога на основе коллекционных описей, могут быть воссозданы их крой, размеры, используемая для шитья в конце XIX века фактура ткани и ее цветовая гамма: «штаны из бумажной ткани желтого цвета с широким шагом. Скроены из одного куска ткани, сложенного вдвое, с добавочными клиньями вверху, которые образуют боковые стороны. В верхней части пришит широкий двойной пояс с петлями для вздержки. Длина 70,6 см». При описании традиционной шапки делается акцент и на способ ее ношения, и на характеристику деталей: «Ужар-порт – зимняя шапка. Из желтого шелка на войлочном подкладе. Имеет коническую тулью и широкие поля. Около ушей от полей отходят небольшие выступы, что дает возможность закрывать уши в морозы при помощи завязок под подбородком. Тулья шапки прошита вертикальными стежками, сходящимися у верхушки. На верхушке имеется сквозное отверстие, в которое продернуты концы навершия-шишки. Между ними проложен кожаный кружок, обтянутый красным шелком. Края шапки окантованы красным шелком. Внутрь подведена желто-белая мерлушка. Завязки шапки замшевые с бахромой из зеленой шелковой нити»223.

Другой тип музейных каталогов презентует только состав различных типов коллекций, например, различных типов украшений, дополняющих костюмный комплекс. К сожалению, такие каталоги не отражают конструктивных особенностей предметов, а кратко характеризуют материал, место сбора и собирателей224.

2) Примером второго варианта может служить каталог «Тыва в беге времени», где проиллюстрированы и охарактеризованы тувинские коллекции Национального музея Республики Тыва, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого и Российского этнографического музея225. В каталоге презентуются не только отдельные элементы костюма, но мужской и женский костюмные комплексы (на примере одежды зажиточных тувинцев), составленные из предметов коллекций Ф.Я. Кона 1902-1903 годов и П.И. Каралькина 1957 года.

Презентован мужской костюм, состоящий из халата, головного убора, пояса и обуви. Халат «терлиг-тон» представлен образцом летней праздничной верхней одежды. Он сшит из ярко-голубого шелка туникообразного покроя (РЭМ 439-48). В соответствии с тюрко-монгольской традицией он имеет широкий запах слева направо. Левая (внешняя) пола оформлена ступенчатым вырезом от шеи до груди (прямой срез вверху переходит в полукруг, заканчивающийся у подмышки). Длинные рукава с обшлагами, крытыми голубым бархатом, опускаются ниже кистей рук. По тувинской традиции такой удлиненный рукав являлся особенно престижным, так как говорил о зажиточности его владельца. Ворот с отдельно выкроенным стоячим нашивным воротником застегивается на пуговицы. Головной убор китайского типа в виде шапочки с круглой тульей, крытой фиолетовым шелком, декорированной в технике аппликации орнаментом в виде розетки в верхней части и круглых, вышитых золотой нитью нашивок, обозначающих знак долголетия «шоу». По нижнему краю тулья окантована полосой золотной тесьмы, красным шелком и черной хлопчатобумажной тканью. На макушке закреплено навершие в виде плетеного из красных шнуров узла бесконечности, от которого отходит длинная кисть из красных шелковых нитей (РЭМ 439-28/1, 2). Пояс «кур», являющийся обязательным элементом костюма всех половозрастных групп тувинцев, представлен отрезом хлопчатобумажной ткани красного цвета (РЭМ 7021-9). Дополнен костюмный комплекс сапогами «кадыг идик» монгольского типа из темно-коричневой кожи с загнутыми вверх носами на прошитой в несколько слоев войлочной подошве (РЭМ 567-5)226.