Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жан Лоран Монье в России Клементьева Екатерина Борисовна

Жан Лоран Монье в России
<
Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России Жан Лоран Монье в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клементьева Екатерина Борисовна. Жан Лоран Монье в России : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006 282 с. РГБ ОД, 61:06-17/49

Содержание к диссертации

Введение 3

Глава І Ж.-Л. Монье в искусствознании 11

Глава II Западноевропейский период творчества 30
Глава III Приезд в Санкт - Петербург. Хроника событий 77

Глава IV Императорские портреты 95

Глава V Дворянские портреты 119

Заключение 156

Библиография 169

Приложение Каталог произведений Ж.-Л. Монье

  1. Пояснение к каталогу 192

  2. Каталог произведений 194

  1. Алфавитный указатель упомянутых в каталоге лиц 273

  2. Список принятых сокращений 277

Введение к работе

В XVIII столетии отечественное искусство активно взаимодействует с западноевропейским. Вследствие этого перед специалистами встают многочисленные задачи, касающиеся опознавания национальных особенностей и общеевропейских тенденций, путей влияния и характера соприкосновения разных культур на отечественной пкочве. Одним из ведущих и плодотворных направлений в изучении русско-европейских связей является исследование творчества работавших в России иностранцев. Диссертация посвящена искусству французского портретиста Жана Лорана Монье (1743/1744-1808), с 1802 года проживавшего в Петербурге. В представленном труде рассматриваются произведения мастера в контексте художественной среды второй половины XVIII-начала XIX века.

Вопрос о необходимости изучения творчества представителей россики неоднократно поднимался в специальной литературе. Проблемы, связанные с приехавшими в нашу страну зарубежными мастерами, обсуждались еще в первой трети XX столетия. Однако их изучение и в те годы и позже, как известно, было отмечено рядом крайностей. Если дореволюционные критики, связанные с объединением «Мир искусства», считали западное влияние определяющим для отечественной школы, то в 1930-1950-е годы эта точка зрения сменилась противоположной, принижавшей роль россики в развитии русской живописи.

С 1960-х годов и по настоящее время, творчество иностранных художников работавших в России, все чаще обращает на себя внимание исследователей. Среди специалистов окончательно укореняется представление о необходимости более детального изучения наследия

приезжих мастеров, участие которых в художественной жизни России было весьма плодотворным. Появилось немало научных публикаций о представителях россики. Часть из них была связана с решением конкретных атрибуционных задач. С другой стороны начинают пристально анализироваться вопросы специфики отечественной школы, взаимодействия русских и зарубежных мастеров, и другие аспекты, затрагивающие проблематику российско-западноевропейских контактов.

В контексте изучения этих связей особый интерес всегда вызывал феномен французской школы, оказавшей наибольшее воздействие на формирование придворной культуры XVIII столетия в различных областях: скульптуре, архитектуре, изобразительном и садово-парковом искусстве, орнаментализме и т.п. Характерной особенностью данного феномена признается энергичное воздействие на бытующую моду, формирование вкуса заказчика, образ его жизни. В начале XIX столетия французская «экспансия» также играла заметную роль в художественной ситуации России, хотя у нее появился и серьезный конкурент в лице Великобритании.

Многие проблемы, исследующие аспекты русско-французских отношений, были представлены в трудах Д.В. Сарабьянова1, Ю.К. Золотова2, О.С. Евангуловой3, B.C. Турчина4, И.М. Марисиной5, Л.Ю. Савинской6, сборнике научных трудов «Россия-Франция. Век Просвещения», под редакцией Г.Н. Комеловой и И.Н. Новосельской (СПб., 1992). О перспективности данного направления свидетельствуют и проводившиеся тематические выставки. Одной из наиболее известных стала «Россия-Франция. Век Просвещения» (Париж, Ленинград, Москва, 1987). Значительное количество малоизученных и неизвестных фактов, архивных материалов было введено в научный оборот благодаря конференциям с последующей

публикацией докладов. В их числе Всесоюзная конференция молодых специалистов «Русская художественная культура XVIII века и иностранные мастера» (ПТ-МГУ, 1982 г.), «Век Просвещения. Россия и Франция. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1987» ГМИИ, М., 1989, вып.ХХ, «Искусство Франции и русско-французские художественные связи» 1996 г., (сборник конференции посвященной юбилею доктора искусствоведения, профессора Н.Н. Калитиной, СПГУ).

Можно отметить и ответный интерес со стороны западных ученых. Например, Ж.-П. Кюзен, автор одной из статей каталога «Россия-Франция: век просвещения» контакты обеих стран рассматривает в контексте плодотворного взаимодействия их культур. В частности, исследователь пишет: «Цель данной выставки («Россия - Франция. Век Просвещения» - Е.К.)дать представление о том огромном значении, которые приобрели культурные связи между Россией и Францией в XVIII веке. Именно они, эти культурные связи, являются самым эффектным, самым плодотворным компонентом всякого художественного творчества» 7.

В результате изыскательской деятельности историков искусств постепенно проясняются запутанные и малоизвестные факты биографии и деятельности приезжих портретистов, в том числе французских. На русский язык переведены «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве 1795-1801» (сост. Д.В.Соловьев, 2004 г.), увидела свет диссертация Л.Ю. Рудневой о

Ж.-Л. Вуале . А.Ю.Михайловой с новых позиций было рассмотрено творчество Луи Каравакка и ряда других придворных мастеров петровского времени9. Тем не менее, недостает многих важных звеньев столь необходимых для полноценного представления о художественной среде XVIII-начала XIX вв., а творчество целого ряда живо-

писцев исследовано далеко не полно. Одним из слабоизученных мастеров является Жан Лоран Монье.

Портретное искусство этого живописца удостоилось широкого признания современников. В 1802 году Монье был принят в действительные члены Петербургской Академии художеств, и некоторое время вел портретный класс наравне с С.С. Щукиным. Несмотря на то, что имя Монье хорошо известно специалистам в области русской и западноевропейской живописи XVIII-XIX вв., оно не часто встречается в искусствоведческой литературе. Портреты мастера украшают музейные и частные собрания многих стран. Однако, лишь немногая часть его произведений опубликована. Представляется несправедливым отсутствие в подавляющем большинстве книг о портретном искусстве второй половины XVIII -начала XIX в. упоминаний об этом художнике. Таким образом, становится очевидной актуальность изучения художественного наследия портретиста.

Настоящая диссертация представляет собой первое многоаспектное монографическое исследование о Ж.-Л. Монье. Это обуславливает научную новизну представленного труда. В диссертации систематизирован обширный и малоосвоенный материал. Также была проведена работа по решению ряда атрибуционных задач, включению произведений Монье в художественный контекст времени, искусствоведческому анализу его живописи, введению в исследовательский обиход биографических сведений о живописце с целью реконструкции его жизни и творчества.

Объектом данного исследования послужили, прежде всего, произведения самого мастера, находящиеся в собрании отечественных и зарубежных музеев и галерей. В диссертации рассмотрен ряд

архивных источников и критических статей второй половины XVIII-начала XIX столетий, в которых упоминается имя живописца.

В настоящее время портреты Монье рассеяны по всему миру. Их можно встретить в музеях и частных собраниях Франции, Канады, Великобритании, Германии, Испании, России, США и др. Исходя из сложившейся ситуации, появилась необходимость создания свода произведений художника. Диссертантом впервые была поставлена задача собрать в единый каталог работы разных периодов творчества, включая портреты, находящиеся за пределами России.

Ввиду того, что значительное количество произведений живописца находится в зарубежных частных собраниях, большое внимание уделялось работе с антикварными изданиями и поиску информации об аукционных торгах, на которых присутствовали работы художника. Благодаря этому удалось выявить ряд малоизвестных портретов Монье. Существенно были уточнены данные об его полотнах, находящихся в отечественных собраниях, расширены биографические сведения о моделях, данные о копиях, повторениях и выставках. Кроме того, в каталоге нашли отражение итоги атрибуционных исследований автора.

Цель диссертации состоит в создании первой монографии о художнике, которая включает исследование его портретной концепции, определение места в русской культуре. Важным аспектом представлялось введение в научный оборот малоизвестных произведений Монье и систематизация его художественного наследия. Исходя из поставленных задач, возникла необходимость многоаспектного анализа: стилистического, историографического, типологического, семантического, социо - культурного. В диссертации нашли отражение вопросы художественных связей, стиля, придворного искусства и быта, деятельности Императорской

Академии Художеств. Особой задачей автору диссертации видится проблема заказа, художественных симпатий и вкуса моделей Монье.

Практическая значимость диссертации, определяется тем, что собранные и проанализированные автором сведения могут оказаться полезными при подготовке лекционных курсов, в научно-исследовательской, музейной и выставочной деятельности. Кроме того, представленная работа может способствовать развитию научных контактов между отечественными и зарубежными специалистами, заинтересованных в изучении русско-западноевропейских художественных отношений.

Апробация. Основные положения диссертации были представлены на спецсеминаре «Проблемы русского искусства XVIII века» кафедры истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ и опубликованы в виде статей в журналах «Вестник МГУ. История», «Собрание», сборнике Российской Академии художеств «Русское искусство Нового Времени. Исследования и материалы».

Структура диссертации обусловлена особенностями материала и характером поставленных задач. Работа состоит из Введения, в котором обоснован выбор темы и ее научная новизна, затронуты предпосылки изучения россики, сформулированы основные цели и методы исследования. Первая глава касается историографии вопроса, в которой обращено внимание даже на краткие упоминания в специальной литературе о жизни и творчестве Монье. Во второй главе рассматриваются годы становления и развития искусства французского мастера, анализируется его западноевропейский опыт. В основных по объему и содержанию последующих главах изучается пребывание Монье в России. В третьей главе особое внимание сосредоточено на его взаимоотношении с Петербургской Академии художеств. Четвертая глава посвящена портретам членов

императорской фамилии, пятая- представителей аристократии. В Заключении приводятся выводы. Приложение представляет собой научный каталог портретов Монье, который включает произведения, выполненные не только в России, но и во все периоды его жизни и деятельности. Каталог разделен на пять частей. Для удобства пользования к каталогу прилагается алфавитный указатель упомянутых в нем лиц.

Сарабьянов Д.В. Русское искусство XIX века среди европейских школ. М., 1980.

2 Золотов Ю.К. Французский портрет XVIII в. М., 1968.

3 Евангулова О.С. Русское искусство XVIII века и иностранные мастера //
художественная культура XVIII века и иностранные мастера - Сборник Всесоюзной
конференции молодых специалистов. Тезисы докладов. М, 1982. С. 3-6; Она же Русский
портрет XVIII века и проблема «россики» // Искусство. 1986, № 12. С. 56-61; Она же
Русские портретисты XVIII века и их французские современники // Век Просвещения.
Россия и Франция. Материалы научной конференции. М., 1989. С. 273-288; Она же
Русское Художественное сознание XVIII столетия и феномен французской школы //
Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы / Сост. И.В. Рязанцев.
Вып. 4. М., 1998. С. 60-75; Евангулова О.С, Карев А.А. Портретная живопись в России
второй половины XVIII века. М., 1994.

4 Турчин B.C. Эпоха романтизма в России. М., 1981; Он же Из истории
западноевропейской художественной критики XVIII-XIX в. Франция, Англия, Германия.
М., 1987; Он же Русско-французские художественные отношения. Первая половина XIX
века // Советское искусствознание. Вып. 24. М., 1988. С. 155-186; Он же Александр I и
неоклассицизм в России. М., 2001.

5 Марисина И.М. Россия - Франция. Век восемнадцатый. М., 1995: Она же. Из истории
межакадемических связей начала XIX века // Русское искусство Нового времени.
Исследования и материалы / Сост. И.В. Рязанцев. Вып. 3. М., 1987. С. 76-106; Она же
Историческая живопись и портрет. К вопросу о взаимосвязях жанров в Петербургской и
Лондонской Академиях художеств во второй половине XVIII века // Русское искусство
Нового времени. Исследования и материалы / Сост. И.В. Рязанцев. Вып. 4. М., 1998. С.
37-61; Она же Портрет и портретист в Петербургской и Лондонской Академии художеств
во второй половине XVIII века // Русское искусство Нового времени. Исследования и
материалы / Сост. И.В. Рязанцев. Вып. 5. М., 1999. С. 22-50.

6 Савинская Л.Ю. Коллекционирование французской живописи в России второй полови
ны XVIII — первой трети XIX в. (на материале частных коллекций). Диссертация...канди-
дата искусствоведения. М., 1991.

7 Кюзен Ж.-П. Французская живопись в Париже и Петербурге / Россия - Франция. Век
просвещения. Л., 1987. С. 179.

Л.Ю.Руднева. Жан-Луи Вуаль в России. Диссертация... кандидата искусствоведения. М., 1994.

9 А.Ю.Михайлова. Французские художники при русском императорском дворе в первой трети XVIII века. Диссертация...кандидата искусствоведения. М., 2003.