Введение к работе
Актуальность избранной темы подтверждается также степенью современной изученности вопроса. В 1960-80-в г. советские ученые создали целостную концепцию взаимодействия и взаимовлияния русского и зарубежного искусства (труды Д.В.Сарабьянова, Г.Ю.Стернина, Г.Г.Поспелова и др.), а также разностороннюю картину творческих связей России и Европы второй половины XIX - первой трети XX в. (исследования В.П.Лашпина, Т.Д.Мухиной, Е.В.Нестеровой, А.В.Толстого и др.). Но художественная критика 1917 - начала 1930-х г., посвященная зарубежному искусству, несмотря на ее важную роль во взаимоотношениях художественных культур Советской России и Европы, изучалась эпизодическя.
В 1960-70-е г. в связи с возвращением в научный оборот наследия ведущих критиков 20-х г., в публикациях отечественных исследователей нашли отражение и некоторые аспекты восприятия зарубежного искусства в послереволюционной России (статьи И.А.Саца, Г.Ю.Стернина, Н.Н.Калитлной и др.), а пробудившийся интерес н ряду художественных течений 20 в., прежде всего, к экспрессионизму, побудил советских ученых - искусствоведов и филологов - обратиться к опыту отечественной, по преимуществу марксистской, критика (Г.А.Недошивин, Е.С.Панкова и др.).
В 1970-80-е г. началось интенсивное изучение истории и методологии советской критики 20-х г. Создались предпосылки' для более сосредоточенного исследования материалов периодики октябрьских лет, посвященных искусству Запада, для выводов о характерном для русской критики этого периода ощущении причастности отечественного искусства к мировому художественному процессу (Л.Ф.Дб— нисова, Р.В.Кандаура, Л.И.Громова), тесной связи полемики об отдельных явлениях зарубежного искусства с проблематикой советской культуры (Г.Зумпф).
Среди исследований международных художественных связей Советской России следует выделить многочисленные работы Н.В.Яворской (частично в соавторстве с Л.С.Алешиной). Разнообразные, порой забытые материалы критики, посвященные зарубежному искусству, органично входят в эти публикации как живые свидетельства, голоса современников, но, как правило, не становятся предметом специального анализа.
Целью исследования является анализ русской советской художественной критики 1917 - начала 1930-х г., посвященной западноевропейскому искусству второй половины XIX -первой трети XX в., в ее связях с основными тенденциями отечественной культуры :
Задачи работы:
исследовать узловые моменты и итоги дискуссии о принципах взаимоотношений художественных культур России и Европы после революции, а также причины резкого переосмысления на рубеже 1920-30-х г. творческого опыта европейского искусства второй половины ПХ - первой трети XX в.;
выявить позиции оппонентов в дискуссиях по конкретным проблемам зарубежного искусства, а также - там, где это возможно, -"равнодействующую" советской критики в этих спорах, осмыслить научное и общественное значение опыта художественной критики 20-х г., обращенной к искусству Западной Европы;
выяснить полноту и объективность представления советской художественной критики о-современном зарубежном искусстве в 20-е
. х Речь идет именно о русской советской критике, так как восприятие западноевропейского искусства другими народами СССР в 20-е г. было достаточно своеобразным и составляет предмет специального исследования.
г. (внимание в диссертации специально уделено наименее изученному в этом отношении периоду, Ї9І7-2І г.);
- изучить формы функционирования зарубежного искусства в Советской России 20-х г. (на материале немецкой графики).
Методологической основой работы являются труды советских искусствоведов, посвященные проблемам взаимосвязей русского и зарубежного искусства, а также теоретические исследования литературоведов (В.М.Жирмунского, Ю.Д.Левина, Г.Д.Гачеваи др.), раскрывающие закономерности восприятия инонациональных культур.
Временные рамки диссертации охватывают период от Октябрьской революции (ноябрь I9P7 г.) до начала 1930-х г. В советской литературе за этим периодом традиционно установилось название "двадцатые годы".
Необходимость выделить узловые моменты полемики и ограниченный объем работы не позволили расширить ее географические рамки. В центре внимания - процесс восприятия ведущих европейских школ, традиционно вызывавших в России острый интерес - французской и немецкой.'
Характер исследуемого материала. В основе диссертации - материалы журнальной периодики 1917 -начала 1930-х г. Именно журнал позволял с наибольшей полнотой и динамизмом рассмотреть вопросы современного, в частности, зарубежного искусства, быстро откликаться на новое явление и оценить его, подготовив почву для осмысления проблемы на более высоком уровне. В работе использованы публикации свыше 70 периодических изданий, выходивших в Москве и Ленинграде - литературно-художественных журналов, "тонких" еженедельников, ряда газет, а также не-скольких провинциальных и зарубежных русских изданий. Главным
объектом исследования закономерно стали выступления ведущих искусствоведов - А.В.Луначарского, Н.Н.Пунина, Н.Э.Радлова, Б.Н. Терновца, Я.А.Тугенцхольда, А.А.Федорова-Давыдова, А.М.Эфроса и др. Однако целостное изучение восприятия зарубежного искусства в России предполагает также обращение к возможно более широкому кругу публикаций, что позволяет судить как о центральных, так и о периферийных тенденциях процесса, о стереотипах художественного сознания 20-х г. Поэтому в основу методики исследования положен принцип фронтального анализа периодики, журнального контекста. В диссертации рассматриваются не только критические статьи, эссе, обзоры, но и хроника, рецензии на издания по изобразительному искусству, журнальные иллюстрации. Привлекаются беллетристические произведения, мемуары, переписка, лекционные курсы, архивные источники и т.п.
Научная новизна. В диссертации впервые предпринята попытка создания целостной картины развития советской художественной критики 1917 - начала 1930-х г., посвященной западноевропейскому искусству второй половины XIX - первой трети XX в. Процесс осмысления отечественной критикой зарубежного искусства рассматривается не самоценно, а в соотнесении с русской художественной культурой послеоктябрьского периода. В центре диссертации -одна из ключевых проблем духовной жизни 20-х г. - самоопределение советского искусства и связанная с ней многолетняя дискуссия о принципах взаимоотношений художественных культур России и Европы, ее динамика и итоги.
Практическое значение диссертации. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в процессе дальнейшего исследования истории международных связей советского искусства, а также художественной критики, при подготовке
лекционных курсов и семинарских занятий по истории изобразительного искусства и критики.
Апробация работы. Результаты исследования сообщались на научных конференциях в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (1987, 1988, 1990), Ленинградском государственном университете (1987, 1990), Государственном Эрмитаже (1987), изложены в публикациях по теме диссертации.
Структура работы определяется характером исследуемого материала, проблематикой советской критики 20-х г. и задачами диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.