Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ТИЛЯ. Вопрос исследования традиционного ювелирного искусства Дагестана, по праву расцениваемого как одно из ценнейших дбстояний народной художественной традиции, с позиции сегодняшнего дня, со все большей остоотоЯ ставящего перед нами вопросы о путях эволюции народной художественной традиции в современных условиях, утоате, в ходе массового производства, целого ряла художественных достижения % находок, вызревавших в течение многих поколений, ппиобретает все большую актуальность.
Особое значение обретает вопрос о сущности народных хупозест-венных норм, основных принципах художественной организации произведений юаелионого искусства, создававшихся в пуслє народной традиции, специфических соедствах и приемах художественной выоааагедь-ности, которыми оперировали в процессе создания произведений народные мастера.
Как явление народной культуры, произведения ювелирного искусства содержат в себе достаточно широкий круг возмозных аспектов рассмотрения, одновременно охватывая магические, социальные, культу оологические значения, реализупдиеся в художественной форйэ произведения. Однако важно учитывать, что предметы,' относящиеся к традиционному ювелирному производству, одновременно очерчивая и совершенно особый круг категорий, связанных непосредственно с созданием произведения, материальным воплощением эстетической концепции. Художественные особенности произведений, несомненно, петерна-нированы технологическим содержанием в той же степени, в какой выбор техники определяется характером будущего произведения. Техническое исполнение непосредственно связано с особенностями внешнего образа, а анализ ювелирного произведения, как, несомненно, о любого произведения прикладного искусства, должен осуществляться лишь с позиции сопряжения эстетических взглядов и эстетики материально-
- я -
го воплощения. В отношении ювелирного искусства, специфика КОТОРОГО прежде всего в интегрированном многообразии технологических оредств декора, последнее наиболее'справедливо.
Существование потребности такого рода связано также и с тем, что оперирование термином "художественная выразительность" в кон-. тексте ювелирного искусства многообразно и часто противоречиво, что мешает разрешению не только теооетических, но и практических вопоосов развития современного дагестанского ювелирного искусства.
ПЕНЬ И ЗАДАЧИ ИССЛШВАНИЯ. Целью работы является исследование художественных а технологических особенностей традиционного ювелирного искусства Дагестана, анализ и осмысление художественных находок народных мастеров, воплощенных в различных концепциях декоративности, специфики художественно-образного мышления ювелиров, работавших в русле народной традиции.
В соответствии с указанной целью в ЗАДАЧИ исследования входила следующие основные вопросы:
сбор я систематизация уже собранного материала, касающегося районов внутреннего Дагестана; выявление специфических черт и особенностей декоративного строения традиционных дагестанских украшений ;
анализ художественно-технологического содержания изделий традиционного дагестанского юведишого производства, определение закономерностей сочетания технологий я технологических групп в целой форме произведения ;
рассмотрение проблемы корреляционной взаимозависимости двух систем - художественных ювелирных технологий и художественно-образного языка, в его проявлениях, композиционных взаимосвязях, стиле, образной выразительности изделий ;
іяализ путей и возможностей развития традиций художествен-
ных технологий в современных условиях как эволюционного процесса»
ОБЪЕКТОМ исследования выступает широкий по типологическому составу материал, охватывающий традиционные ювелирные изделия народностей и этнических групп Дагестана - в основном аваро-андоцез-ской группы, включающие в себя предметы различного функционального предназначения - женские украшения, предметы обихода. Для анализа отбирались произведения, наиболее характерные для рассматриваемого периода и изготовлявшиеся на внутренний рынок,
ПРЕДМЕТ исследования определяется составом декоративных композиций, особенностями технического исполнения произведений.
ГРАНИЩ исследования : для разрешения поставленных задач использовался собранный в ходе летних экспедиций 1985-1990 гг. во внутренние районы Дагестана материал. Привлекались,, в рамках поставленных задач, собрания общесоюзных, республиканских музеев, частных коллекций. Хронологические границы исследования охватывают период ХП - начала XX вв.
МЕТОДИКА исследования. Основным методом исследования вно-тупаег анализ конкретного натурного материала, позволяющий :
дифференцировать используемые средства выразительности по их функция в системе декора ;
предложить типологическую дифференциацию произведений, основывающуюся на определенных комбинациях технологических структур в системе декора ;
выявить некоторые общие закономерности, присущие различным стилевым направлениям дагестанского ювелирного дела.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Основные выводы работы могут быть использованы в качестве рекомендаций по возрождении и развитию художественных достижений народной традиции в условиях массового производства,, в работе Махачкалинского филиала НИИХЇЇ,. возможно
также использование ее материалов при дальнейшей теоретической разработке ряда вопросов, касающихся ювелирного искусства Дагестана.
НОВИЗНА диссертационной работы заключается в попытке научного осмысления, искусствоведческой интерпретации комплекса выразительных средств традиционного дагестанского ювелирного дела, воплотившегося в особенностях художественно-технологической организации декоративной среды украшений.
ОБЪЕМ И' СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация представлена в двух частях. Первая содержит основной текст исследования, введение, три главы и выводы, список литературы т- всего 140 страниц. Вторая часть - альбом иллюстраций, представленный в 51 таблице, список иллюстраций я список сокращений.