Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрождение искусства шпалеры во Франции в первой половине XX века и творчество Жана Люрса Киселева, Ольга Игоревна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киселева, Ольга Игоревна. Возрождение искусства шпалеры во Франции в первой половине XX века и творчество Жана Люрса : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.05 / Санкт-Петербургская гос. худож. академия.- Санкт-Петербург, 1995.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2442-8

Введение к работе

Актуальность работы. В настоящее время, когда происходит процесс реинтеграции России в мировой художественный процесс особенно важно осмысление всех различных аспектов этого явления, а также установление их взаимосвязей

В этом контексте огромное значение имеет творчество Жана Люрса. Он является не только одним.из известных представителей Западного искусства XX века, основоположником и классиком со-зремекной шпалеры, но и крупнейшим реформатором в этой области.

Возрождение искусства шпалеры дало начало новым направлениям, актуальным ныне во многих видах современного искусства -работе над структурой и фактурой поверхности, активному пластическому синтезу произведения искусства и архитектурной среды. Таким образом, творчество Люрса оказало огромное влияние на несколько последующих поколений художников и на пути развития изобразительного искусства второй половины XX века в целом.

В диссертации рассматриваются некоторые важные проблемы современного ковроткачества в его социально-экономическом н культурно-политическом контекстах. 8 этом отношении показательны производственно-экономические связи между партнёрами, разработанные'Люрса и АРСТ1, шпалерными мастерскими в Обюссоне и художественной галереей "Ля Демёр".

В диссертации уточняется также роль Люрса в процессе возрождения и обновления искусства шпалеры в первой половине XX века.

Творчество мастера оценивается как художественно-эстетический феномен, внёсший несомненный вклад в развитие таких видов искусства как живопись, литература, художественная критика сценография и декоративное искусство.

В характеристике творчества Люрса в области шпалеры особое внимание уделяется его своеобразию, которое во многом возникает благодаря его образной системе, построенной на осмысленном взаимодействии элементов христианской и языческой символики в сочетании с сильной художественной индивидуальное!ью и ярко выраженными философскими ориентирами. Именно возрождение шпалеры как высокого искусства, обогащенного значительным и актуальным смысловым содержанием было главным достижением Люрса.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является творческое наследие Жана Люрса как целостный художественно-эстетический комплекс.

Объектом исследования в первую очередь стали мастера в области шпалеры, которые послужили вдохновляющим примером для последующих поколений художников. В них сказались новые принципы этого вида искусства, определяющие его последующее развитие.

В диссертации рассмотрены также некоторые произведения шпалерного искусства первой трети XX века, предшествующие активному включению Люрса в этот процесс. В современных произведениях искусства шпалеры влияние Люрса на творчество художников шпалеры прослеживается вплоть до сегодняшнего дня. Объектом исследования явились также живописные и графические произведения мастера, актуальные и жизнеспособные, хотя и несправедливо забытые сегодня.

Источниковедческая основа диссертации охватывает разнородные документы: от газетных статей эпохи возрождения шпалеры, каталогов выставок, протоколов АРСТ и архивных материалов мастерской Ф.Табара до текстов выступлений, писем, статен и книг самого Люрса, являющихся как автоинтерпретацией собственного творчества, так и теоретическим осмыслением процессов развития искусства XX века.

Цели и задачи исследования. Целями данной работы являются изучение особенностей творчества Жана Люрса как целостностного феномена, сочетающего технологическую специфику художественного ремесла, богатство образно-выразительных открытий и широту смыслового содержания, а также определение роли Люрса в процессе возрождения искусства шпалеры XX века.

Задачи исследования:

- определить истоки художественной концепции Люрса в
области ковроткачества,

- воссоздать процесс возрождения искусства шпалеры во
Франции во второй половине XX века как составляющую общего
процесса развития пластических искусств и определить роль Люрса
в этом процессе,

охарактеризовать творчество Люрса как целостный художественно-эстетический феномен, осветив при этом такие малоизвестные области как его живопись, а также работу мастера в области промышленно-декоративного искусства,

проследить историко- культурные связи Люрса и его влияние на развитие искусства шпалеры во Франции в XX веке.

Метод работы. Столь разные задачи потребовали разнообразия исследовательских методов. Историко-культурный аспект диссертации опирается на методологию, ставшую основой историко-исследовательских работ Н.Ю.Бирюковой, системных исследований В.И.Савицкой, историко-культурологических работ М.Хенг и

Ж.Деннзо. В аналитической части работы предпринята попытка комплексно-стилистического исследования произведений Люрса. Особую роль в исследовании играет метод анализа художественно-выразительных элементов ковроткачества, предложенный Л.Н.Хоманько. Проблемы природы символического материала в произведениях Люрса и его связей с реальным миром изучаются с помощью метода, предложенного М.Маттиас.

Стилистико-типологические исследования позволяют определить истоки художественной концепции Люрса в области ковроткачества, проследить его историко-культурные связи и. влияние Люрса на развитие искусства шпалеры во Франции в XX веке.

Отдельные высказывания культурологических и философских работ И.Хейзингн, Л.Боткина, О.Бенеша привлекаются в качестве теоретических положений и цитат в разделах, посвященных историческому процессу развития искусства шпалеры.

Изученность проблемы. Творчество Люрса привлекало к себе внимание исследователей. В отечественном искусствоведении это В.Выголов, Р.Коваль, ВЛогинов, В.Савицкая. В.Сухомлнн. В их работах, посвященных современной шпалере. Люрса справедливо отводится почетное место реформатора искусства шпалеры. Однако, за исключением статьи Р.Коваль "Вселенная Жана Люрса", авторы не ставят своей задачей установить какие-либо эволюции его творчества, сопоставить художника с его предшественниками и последователями.

Зарубежная и, прежде всего, французская литература, посвященная Люрса, значительно более обширна. Однако, авторами монографической литературы являются преимущественно друзья Жана Люрса: Ж.Милько, Ф.Супо, К.Руа, К.Фо, М.Рагон. С.Люрса. Поглощенные теплотой своего чувства, желанием создать человечески привлекательный образ, они не преследовали искусствоведческих целей. В работах искусствоведов М.Маттиас, М.Хенг. Ж.Денизо дается анализ отдельных произведений Жана Люрса. Авторы крупных исследований о современной шпалере М.Жарри, Р. М.Грант, Ж.Коффнне также уделяют Люрса значительное внимание, однако никто из них не посвятил ему отдельной работы.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринята попытка рассмотреть творчество Жана Люрса во всех областях художественной практики как целостный художественно-эстетический феномен, включающий в себя не только композиционно-технологические, но и социо-культурологические аспекты. Уточнено соотношение роли Люрса и вклада других участников в процесс возрождения искусства шпалеры в XX веке.

Практическое значение и способы внедрения работы. Материал работы, её основные положения и результаты могут быть нсполь-

зованы в общих и специальных курсах по истории и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, читаемых в художественных вузах, средних художественных и художественно-педагогаческих училищах, а также с художественных школах. Некоторые положения могут быть применены в художественной и .ЧуДО-ЖеСТЖННО-ЗЖОНОМИЧеСКОЙ ІГраКТІЇКе.

Авробаць-я работы. Основные положения работы стали основой докладов автора на конференциях: а) СНО ЛВХПУ им.В.И.Мухиной, 1986, б) Люрса и возрождение шпалеры. Обюссои, Франция, 1992 { на французском языке), в) Методы Жана Люрса в шпалере XX века { к 100-летию со дня рождения ЖЛюрса), Сен-Сере, Франция, 1992 ( иа французском языке), а также использовались в лекциях: "Современные направления и проблемы развития искусства художественного текстиле Франции и Бельгии" для сту-деігтоз кафедры мсбельно-декоративных ' тканей СПВХПУ им.В.И.Мухинон, 199!г.

Структура диссертации обусловлена её задачами. Диссертация представлена в дьух томах. Той первый содержит основной текст исследования: введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы. Во втором томе помещены иллюстрации