Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Украинское искусствознание последней четверти XIX-начала XX века : (Проблемы становления и развития) Удрис, Ирина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Удрис, Ирина Николаевна. Украинское искусствознание последней четверти XIX-начала XX века : (Проблемы становления и развития) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. пед. гос. ун-т.- Москва, 1991.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/620-2

Введение к работе

В наше время,отмеченное усилением интереса к отечественной истории,большое значение приобретает изучение истоков формирования национальных школ науки. В этом плане для современного украинского искусствознания оказывается несомненно важным освоение опыта старых специалистов. Необходимость исследования данной проблемы обуславливается потребностью научного истолкования наследия украинской искусствоведческой науки конца XIX - начала XX столетия.

Актуальность темы. Выбор темы исследования обусловлен тем, что в последней четверти XIX - начале XX века происходит становление искусствоведческой науки на Украине. Именно тогда п трудах её представителей складывается чёткое осмысление отечественного художественного наследия,ставшее основой для формирования современной концепции истории украинского искусства. Сложившаяся в результате общего развития науки и культуры XIX века новая искусствоведческая дисциплина,в свою очередь,способствовала успехам изобразительного искусства того времени. Периодизация украинского культурного наследия, его видовые и жанровые характеристики,определение специфики национального стиля и другие достижения.искусствознания конца XIX - начала XX столетия вели к осознанию и использованию традиций в современной художественной практике. Необходимость освоения наследия учёных последней четверти XIX - начала XX' века для более глубокого анализа украинской культуры делает это исследование особенно актуальным.

Обоснование темы. До настоящего времени не существует специального исследования,посвященного истории украинского искусствознания дооктябрьского периода. В то же время,признание заслуг украинских историков искусства рассматриваемой эпохи в изучении отечественной художественной классики неоднократно встречается в научной литературе. В большинстве случаев публикации по этому*вопросу представляют собою статьи справочного характера или краткие обзоры в работах,связанных с общими и частными проблемами развития украинской культуры. Отдельные.аспекты становления искусствоведческой дисциплины на Украине рассматриваются в исследованиях,касающихся русского искусствознания XIX - начала XX века. Решая частные вопросы,существующие научные работы не*оценивают достижений украинских искусствоведов в целом. Для реализации поставленной цели на наш.взгляд необходим по возможности полный анализ и систематизация

опубликованных материалов по вопросам изобразительного искусства.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертации заключается в том,что бы на основании выявления,систематизации и критического анализа печатных трудов учёных,связанных с Киевом как научным центром,проследить формирование концепции истории древнерусского искусства домонгольского периода и украинского искусства в украинской искусствоведческой литературе последней четверти XIX -начала XX века. При этом научные исследования рассматриваются в хронологическом порядке,с учётом совершенствования методики исследования. Исходи из отого в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть общественно-политические условия жизни,сложившиеся на Украине в конце XIX - начале XX века,определить факторы, способствовавшие формированию в это время искусствознания и обусловившие роль Киева как научного центра;

выявить масштабы изучения художественного наследия Украины представителями университетско-академической науки;

охарактеризовать вклад сотрудников научных учереждений и преподавателей учебных заведений творческого профиля в украинское искусствознание; .

установить роль периодических изданий в сборе и систематизации историко-художественного материала и решении вопросов стилистически-типологического характера.

Объект исследования. Печатные труды искусствоведов киевского круга последней четверти XIX - начала XX века по вопросам древнерусского искусства домонгольского периода и украинского искусства ХІУ - первой половины XIX столетия: монографин,каталоги,альбомы, статьи,справочники,доклады - рассматриваемые в качестве явлений, детерминированных социально-политическими условиями,мировоззрением и индивидуальными качествами личности авторов.

Предмет исследования. Принципы и особенности трактовки искусства Украины и осмысление его национального своеобразия в искусствоведческих публикациях рассматриваемого периода. При анализе опубликованных источников выделяются две взаимообусловленных тенденции. Во-первых, на смену типичным для любительского периода искус-ствознания публикациям информационного характера 1870-х - 1890-х годов приходят в начале XX столетия исследовательские труды,посвященные более общим проблемам .истории и теории искусства. Во-вторых, на рубеже столетий происходит трансформация оценочных характеристик украинского искусства от трактовки его как одной из ветвей рус-

ской средневековой культури к утверждению самостоятельности и национального своеобразия художественного творчества Украины.

Основным метопом исследования избран системный метод,позволивший рассматривать предмет исследования как определённую сложноорга-низованную систему,имеющую свою структуру. Такой подход открыл возможность создания целостной картины развития украинского искусствознания рассматриваемого периода, его изучения в определённой иерархии уровней /анализ по трём уровням: единичное исследование темы, её освещение в творческом наследии одного автора, решение проблемы группой учёных/. Структурный анализ помог выявить сложившиеся направления искусствоведческой мысли с устойчивыми взглядами на общечеловеческое и отечественное искусство /выделено два направления: универсалистское и национальное/. Кроме основного метода использованы частике, такие как текстологический,хронологический,сравнительный и другие.

Научная новизна диссертации. Данная работа является первой попыткой специального исследования проблемы становления искусствоведческой науки на Украине. На основании анализа трудов учёных киевского круга прослеживается формирование концепционной направленности оценок украинскими учёными отечественного художественного наследия. В диссертации систематизируются и характеризуются в контексте общеевропейских искусствоведческих воззрений печатные материалы по проблеме генезиса и эволюции искусства Украины. В работе введены з научный оборот публикации В.М.Щербаковского 1910-х годов в их объективной значимости..

Практическая ценность данной работы заключается в том,что собранный материал будет способствовать более глубокому изучению культуры украинского народа. Диссертация может быть использована преподавателями высшей школы в лекционных курсах теории и истории искусства,истории искусствознания и журналистики,в исследовагельскои деятельности специалистов - искусствоведов.

Апробация материалов диссертации. Основные проблемы исследования изложены автором в докладах и выступлениях на научных конференциях Криворояского государственного педагогического института /27 января и 3 марта 1989 г., 28 января.1990 г.; 27 января 1991 г./, на Республиканской научной теоретической конференции /Киев, 21-23 карта 1991 г./; на заседаниях отдела искусства и народного творчества .,'.' зарубежных стран ИМФЭ им. М.Ф.Рыльского АН У., :/: /-. ' /. . : Структура и объём раооты. Диссертация состоит.из Введения,трёх

_ 4 -

глав, Заключения. Количество и последовательность глав выбраны с таким рассчётом.что бы наиболее полно раскрыть содержание темы. Объём работы 178 страниц основного текста и 98 страниц .научно-библиографического аппарата,состоящего из списка примечаний и списка использованной литературы. В качестве приложения в неё включён справочный указатель статей по вопросам искусства,опубликованных в журнале "Киевская старина в 1882-1906 годах.