Введение к работе
Актуальность исследования. Во Львовской картинной галерее, а также Отделе Искусств Львовской научной библиотеки им. В. Стефаника АН краины, сосредоточена самая большая коллекция польского искусства живописи и графики) за пределами Польши.
Несмотря на то, что отдельные произведения из львовских собраний ыли введены в научный обиход, а некоторые периоды получили освещение современном искусствознании, процесс изучения львовских коллекций ще далек от завершения. В частности, наименее изученной оказалась асть собрания, включающая в себя произведения второй половины XVIII начала XIX ст., что хронологически совпадает с эпохой Просвещения в [ольше и зарождением романтических тенденций. Их выявление и анализ вляется важным и до конца не исследованным аспектом эволюции ольского изобразительного искусства от эпохи Просвещения к омантизму.
Ключевой фигурой для понимания специфики многих процессов казанного периода является фигура Казимежа Войняковского (1771/72 -812), одного из лучших польских художников того времени. Войняковский ыл представителем первого поколения польской художественной нтеллигенции, в среде которой формировался новый тип национального удожника, связанного не только с придворными кругами и меценатами, но акже осознавшего свою близость ко всему польскому обществу. Оставаясь рганической частью искусства эпохи Просвещения в Польше, творчество Іойняковского логически замыкает этот период и в отдельных своих роявлениях знаменует переход к искусству романтизма.
В этом контексте, творчество Войняковского представляет особый інтерес для изучения ранне-романтических тенденций в польской удожественной культуре. Последняя проблема остается до сих пор рактически не разработанной.
Творческое наследие художника очень разнообразно. Войняковский роявил себя в равной мере талантливым живописцем и графиком, успешно аботал в таких жанрах как портрет, пейзаж, бытовой жанр, религиозная швопись. Хотя практически все исследователи польского искусства эпохи Іросвещения указывают на этапную роль и значение Войняковского для юрмирования основ национальной школы Нового времени в Польше, ворческая биография художника до сих пор не получила должного
освещения в научной литературе. Особым упущением является отсутствиі исследований, посвященных графическому наследию художника.
В этой связи огромное значение приобретает тот факт, что наиболеї значительная ( количественно и качественно ) коллекция рисункої Войняковского хранится во Львове. Исследование этой коллекции позволит нам не только существенно обогатить представление о творческом облию художника, но и сформировать, в ряде случаев, новый взгляд на проблематик} польского искусства эпохи Просвещения в целом.
Степень разработанности темы. Хотя научная литература, посвященнш указанному периоду развития польского искусства достаточно обширна следует отметить наличие в ней существенных пробелов. В значительно! степени эти пробелы связаны как с неизученностью большого количеств, памятников, ( в том числе львовской коллекции), так и с отсутствие\ монографических работ о ряде ведущих художников той поры. Последнее относится и к творчеству К. Войняковского.
Ознакомление с научной литературой по данной теме показало, ни наиболее разработанными оказались общие вопросы, связанные с развитиел искусства в Польше в период правления Станислава Августа Понятовского При этом, основное внимание уделялось культурному меценатству короля \ определению так называемого «стиля Станислава Августа» в архитектуре В области изобразительного искусства основной акцент был сделан ш творчестве тех художников, которые стояли у истоков формированю польской национальной школы Нового времени : Каналетто (Бернарде Беллотто), М. Баччарелли, Ж.П. Норблена. Творчество этих художников, г также различные аспекты художественной жизни в целом нашли глубоки? исследователей в лице польских историков искусства 3. Батовского, Т Маньковского, В. Татаркевича, Ст. Лоренца, Т.Добровольского А.Рышкевича, М. Порембского, Ст. Козакевича, а в отечественное искусствознании - Л. И. Тананаевой и И.И. Свириды. Для нас особеннс важным был вывод, сделанный вышеуказанными авторами об этапности і переходном характере периода конца XVIII - начала XIX ст. как связующегс звена между двумя великими эпохами- Просвещением и романтизмом.
Отдавая должное этим авторам, следует однако отметить, что не вс аспекты художественной проблематики интересующего нас период: оказались разработанными в равной мере. В частности, наименее изученное
жазалась проблема сентиментализма и раннего романтизма в польском ізобразительном искусстве.
В этой связи, особенно ценным представляется опыт, накопленный как юльскими, так и отечественными исследователями в области изучения штературы, архитектуры и садово-паркового искусства данного периода. [ 3. Либера, М. Квятковский, Т. Ярошевский, Г. Чолек, Л.А. Софронова, \.В. Липатов, И.И. Свирида и др.). В частности, важные методические оказания для воссоздания общего духовно-культурного облика эпохи и ее ленталитета содержат исследования культурологического плана И.И. 1!вириды и статьи Л.И. Тананаевой. Работы перечисленных авторов юзволили увидеть сходные предпосылки для зарождения и существования шше-романтических тенденций в различных областях польского искусства, гго обусловило возможность постановки проблемы в ее комплексном юпекте.
Что касается Казимежа Войняковского, то хотя практически все ісследователи данного периода, начиная с конца прошлого столетия, 5ыделяют особую роль и значение его творчества для развития польского іскусства, корпус работ Войняковского никогда еще не рассматривался в своей полноте.
Особым упущением следует считать отсутствие исследований, "[освященных графическому наследию художника. В отечественном искусствознании интерес к этой стороне творчества Войняковского іроявила Л.И. Тананаева, которая впервые обратила внимание на значении іаиболее крупной коллекции рисунков К. Войняковского из львовского собрания. Однако, ни львовская коллекция в целом, ни другие рисунки Зойняковского, находящиеся в польских собраниях, никогда не становились предметом целостного исследования, что стало важнейшей шстью нашей диссертации.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования ївляется анализ живописного и графического творчества Казимежа Зойняковского в контексте искусства эпохи Просвещения в Польше. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи : і) определение особенностей искусства эпохи Просвещения в Польше с зыделением тех предпосьшок, которые обусловили появление в нем в конце КУШ в. ранне-романтических тенденций ;
б) реконструкция творческой биографии Воиняковского , уточнені
хронологии его работ и эволюции творчества;
в) анализ живописных и графических произведений Воиняковского;
Научная новизна диссертационного исследования заключается следующем:
- впервые творчество Казимежа Воиняковского рассматривается с такс полнотой на фоне главных культурно-эстетических тенденций эпохи;
- предпринимается попытка реконструкции жизненной и творческо
биографии художника на основе архивных и литературных, в том чисі
ранее не известных материалов, а также всех сохранившихся произведет
художника;
- объектом исследования делается не только живописное, но и графическс
наследие Воиняковского, что нашло отражение в подготовленном каталог
включающем 53 живописные и 304 графические работы художника;.
- впервые в научный обиход полностью вводится наиболее крупш
коллекция рисунков К. Воиняковского из собрания Львовской научной би(
лиотеки им. В. Стефаника АН Украины, которая, с одной .стороны, имев
большое значение для творческой биографии художника, с другой - допо;
няет новой гранью проблематику развития польского искусства конца XVIII і
- в результате проведенного исследования вышеупомянутой коллекци
автором была осуществлена идентификация ряда уникальных анонимнь
архитектурных памятников, изображенных на рисунках К. Войняковскої
во время путешествия художника по Волыни в 1797-98 гг.
Практическое значение работы включает в себя два аспекта:
а) культурно-исторический : результаты исследования могут бьп
применены для создания общих трудов, учебных курсов, а также конкретнь
исследований, касающихся эволюции польского искусства от Просвещеш
к романтизму;
б) атрибуционный: установление нами ряда уникальных и, в большинсті
случаев, несохранившихся памятников архитектурно-парковых комплексе
Волыни, которые представляют огромный интерес для исследователе
культурного наследия этого региона Украины.
Методика исследования должна была учитывать : 1) специфику атрибуционной работы - определение работ Войняковско: среди произведений, ошибочно приписываемых другим художникам, а такм
работу по идентификации местности и архитектурных объектов, запечатленных художником ; 2) постановку ряда обобщающих проблем, которые помогли бы включить фигуру Войняковского в контекст искусства эпохи Просвещения в Польше.
В диссертации использован комплексный проблемно-исторический подход с акцентированием культурологических факторов при освещении роли и значения фигуры Войняковского на фоне главных культурно-эстетических тенденций эпохи. В главе же, посвященной анализу и идентификации рисунков Львовского собрания, использовался атрибуционно-аналитический способ описания материала.
Апробация. Основные положения исследования были изложены нами в двух докладах на IV и VI международных научных чтениях славистов, проходивших на базе Государственного Университета во Львове в 1995 и 1997 гг., на республиканском научно-теоретическом семинаре « Гуманизм. Человек. Искусство» ( Дрогобыч, 1997 г.), а также на заседаниях Отдела искусства Центральной Европы Государственного института искусствознания в Москве в 1996-97 гг. и частично опубликованы ( см. список публикаций).
Результаты исследования были положены нами в основу организации выставки во Львовской картинной галерее, посвященной творчеству Казимежа Войняковского из собраний Львова (июль-август 1995 г.)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложением является каталог, включающий 53 живописных и 304 графических, известных на сегодняшний день сохранившихся произведений художника из собраний Польши и Украины (Львова).