Введение к работе
Актуальность темы. Высокий художественный уровень русского скусства XYIII века определяется неповторимым своеобразием творчества рупиейших мастеров, произведения которых представляют собой различные гапы в его развитии.
Рассматривая историю искусства сквоіь призму его высших проявлений, ожно утверждать, что к 80-м годам нашего столетия эта история уже вписана: исследована деятельность крупнейших художественных центров 'искан и . Петербурга, 'изучено творчество ведущих мастеров в различии* спектах - стилевых, жанровых, тематических.
Однако произведения художников "второго слоя" и в, первую очередь, в благти религиозной живописи выявлены еще недостаточно, результатом чего влгется некоторое "сужение" взгляда-на исгусетво этого периода. Изучение «бот мастеров "второго эшелона", выполненных ими по заказу Церкви, озволнт заполнить существующие лакуны в истории искусства XYHI века, :аст возможность подтвердить общие закономерности художественного [роцесса, что, в свою очередь, предстачит картину художественной жизни более юлной и объективной. Это определяет актуальность в обращении к изучению «лигиозной живописи.
Некоторая диспропорция, возникшая как результат преимуществе..мого інимания к столичному искусству, т последние годы начинает поетепетю мешаться в сторону интереса к'изучению провинциального искусства. Его ісследовамие - это задача, которая стоит перед искусствознанием. Она юзволит выявить «ще недостаточно изученный пласт русской культуры.
Таким образом, широкий, спектр проблем, касающийся творческой
практики мастеров, составлявших "художественный фон", взаимосвязь
столичного и провинциального искусства, рассматриваемая, на примере
религиозной живописи все это является в настоящее время актуальным в
современной искусствоведческой науке и в контексте этого определяет
необходимость данного исследования. Однако всестороннее решение
очерченого круга проблем - скорее задача будущего. Приблизить ее сможет
комплексное исследование художественной жизни конкретного региона млн
изучение творчества отдельных мастеров. u '
Цель исследования. Представить творческий облик малоизвестного живописца последней' четверти XYIII веки - Михаила Мануйловича Уткина, выходца из среды потомственных провинциальных иконопиецев, воспитанника Академии художеств, в чьем творчестве оказался сфокусированным cneigp вышеозначенных проблем.
Задачи. I. Исследовать источники н литературу, необходимые для того, чтобы реконструировать жизненный и творческий путь живописца.
П. Рассмотреть вопрос, касающийся изучения религиозной живописи, начиная со второй половины XYI11 века и до настоящего времени. В контексте этого определить роль и значение творчества Михаила Мануйловича Уткина.
Ш. Определить авторство Михаила Мануйловича Уткина в создании
работ для иконостаса Cnaco-Преображет кого сббора в Выборге. Показать
і роль учителей М.М.Уткииа: Г.И.Козлова и А.П.Антропова в создании
ансамбля.
іу. Выявить живописные произведения, написанные Михаилом Мамуйловичем Угкммы для Троицкого собора Алексаидро-Непской лавры.
4;
конструировать одну т. несохранившихся картин на основе ее іагмсигарного воснроиїведешіи в путеводителе по лавре.
Y. Уточнить вопрос о происхождении Михаила Маиунловича Уткина из сташкова, из династии иконописцев Уткиных. Выявить ряд иконописных юиїведениЯ. выполненных художником в Осташкове. Воссоїдаті ггербургский период творчества Михаила Уткина, определить круг его работ.
YI. Реконструировать художественную жиінь Осташкова во второй э.-овпнг XVIII века, восстановить им'їіа мистеров, входивших в династии) ткинмч. укачать "их произведения. Определи.* место ?тон династии в удожсствсмнои среде города.
Метод иссчедовяния определяется задачами диссертации и характером
рнвлекиемого материала. Это предполагает комплексную методику
!' сследования. при которой затронутые проблемы рассматриваются структурно:
ю горіпонтвли творчество изучаемого художника дается и контексте общеЗ
іроблематики и развития р»лигиозной живописи второй половины - последней
іетяерти XYIII века, по вер.нкллн - затрагиваются проблемы традиций и
юватирства. что предопределяет достаточно широкий иі,горичес> їй диапазон,
іа фоне которого исследуется творчество Михаила Мануйловича Уткина в
)язиоо6|>азных аспектах: источниковедческом, историко-крзеведч'т ч>м,
судожественно-стнлистичееком. технико-технологическом. . '
П .процессе изуче- ия работ из иконостаса Спасо-Преображенского
so6opa в Выборге, определении их как подлинных произведений Михаила
Уткина, автор мспс.іьзовал метод стилистического и сравнительного аналмм.
Этот же метод применялся «втором для исследования жнеописного полотка
'Пророки Иеремия и Даниил", выполненного М.М.Утхмныч для Т"онц«х*0
собора Л іеі.сйидро-Невской ляврм.
. s
НщУУМЧтшмШ работы состоит в том. что впервые диссертациа вводи
в науку ранее непубликовавшиеся материмы и работы художника последнеі
четверти XYI1I века - Михаила М.шуйловича Уткина, има которого «ще т
привлекало внимания специалистов. Впервые выявлен круг его произведении
икоиы, живописные полотна религиозного содержании, историческая картина і
академический рисунок. Это «вилось основанием для создания первого Спискі
работ М.М.Уткин» как сохранившихся, так и не дошедших до наших дней
Исследование творческого-« жизненного пути мастера дало яозможносл
составить его первую научную биографию. Затронутый диссертации вопрос
касающийся формирования художника в среде потомственных провинциальны;
иконописцев, позволил м) основе впервые введенных а научный оборої
архивных материалов, воссоздать художественную среду Осташкова, выявит!
имена работавших там живописцев и составить перечень их произведений
о которые вошли Список иконописцев, работавших Осташкове и Нило
Столобсужой пустыни то второй половине XYII века, Список художников
работавших в Осташкове в первой половине XYIII века и Оювям
художников, работавших в Осташкове в 60-е 80-« годы XYII1 века. 1
контексте этого подробно исследована династия Уткииых, выделеиь
представители трех поколений, определены их* произведения: иконы
монументальные росписи, 'выявлено их участие во многих крупны)
художественных работах по убранстьу церквей как Осташкове, так и і
Ниловой пустыни. Это позволило впервые представить династию Уткииых км
ведущую в художественной жизни Осташкова.
< Практическая ценность исследования обусловлена его научной новизно!
и актуальностью. Результаты могут быть использованы для дальнейшеге
мучения истории русского искусства XYIII века в аспекте проблематик»1
иконописи Нового времени и * аспекте взаимодействия провинциального я столичного искусе гвя.
Материалы исследования могут нредст.іплять иеиності. для историкоа-краеяедоя, изучающих художественную жизнь Тверского края целом и Осташкова в частности.
Принимая во внимание тот факт, что сохранившиеся произведения
Мичаи.за Млиуйлояича Уткина и мастер»», входивших в чту династию,
йах«.зят<-« п действующих, реставрируемых храмах, в также в тех. которь. *
настоящее время используются как муіеи. можно предположить интерес к
результатам проделанноР работы со стороны Инспекции по охране памятнике»
культуры г.т.Выборга. Твери. Петербурга. Осташкова, а также со стороны
Ццткяи. Учитывая боляшой объем произведений, выполненных живописцами
династії Уткиных для монастыря, можно считать материалы исследования
необходимыми для воссоздания духовно-культурной жизни Нило»
Столибснской пустыни.
ЛнркГпншя. Помимо публикаций я научных сборниках, по пив диссертации был сделай доклад "Приходо-расходные книги Нило-СтолобенскоП гпстынн к к важный исторический источник, характеризующий художественную жчнн. Осташкова в XYlft веке" на конференции "Монастыря. Нило-Стплобенскля пустынь «духовный и культурный центр Нерхмей Волги'' в историко-краевелчоском музее 'Оспинпня и доклад "Творческий пул М.М.Уткииа" на заседании кафедры р; :скоі" искусства Институт» жм»оі№ся. скульппры и архитектуры им.И.Е.Репии».
ОЛьсу (. ifi'HM. Диссертация представлена в одном томе. О» содержит осигзиой текст работы введение, четыре главы, заключение (139 страняи) и научный аппарат ^ примечания, список испЬлМиааююй литературы. синев»
использованных архивных материалов, список иллюстраций, приложения (66
страниц) - Даты жизни и творчества М.М.Уткина, Список произведений,
выполненных М.М.Уткиным, Список иконописцев, работавших в .Осташкове и
Нило-Стогобенской пустыни во второй половине XYII века, Список
художнике», работавших в Осташкове в первой половине XYIII г аса, Словарь
художников, работавших в Осташкове в 60-е - 80-е годы XYIII, века, и альбом
иллюстраций, включающий фотографии произведений М.М.Уткина, а также
чертежи фасада и иконостаса Спасо-Преображенского собора в Выборге и
обмерные чертежи интерьера Троицкого собора Ллександро-Невгкой лавры (20
фотографий). '. . '
Во Введении дано обоснование выбора темы, определены цели и з/ *чн исследования, обоснована структура диссертации.