Введение к работе
Актуальность гены. Имя Гавриилы Ивановича Скородумова (175^-1792) хоропо известно специалистам по истории русского гравировального искусства. Высоко пенятся его цветные граверы, выполненные в технике пунктира с оригиналов европейских художников, искусство которых связано, с сентиментализмом. Менее известна другая часть его художественного наследия: акварельные рисунки, миниатюры, оригинальные-травгры к вивелись,-Кроме того, в отечественной искусствоведческой литература отсутствуя? точные биографические сведение о художнике. Почти не изучен фактический Материал, отражавший года учеккя Скородумова е Академии художеств, его английский и русский периоды творчества. Не проанализированы многие произведения мастера, имевцке принципиальнее значение для развития графики 18-го столетия.
Важной необходимостью является составление полного списка гтроизведений'Скородумова, поскольку каталоги (Л.А.Ро-винского и В.Я.Адарвкова) посвящены гравюре, что не дает, возможности оценить художественное наследие мастера в целом.
Искусство Скородумова - это искусство художника, органично соединивиего традиции русской и английской культури эпохи Про сведения. Оно актуально для изучения художественных связей России и Англии во второй половике IB веке.
Творчество Скородумова представляет, на нал взгляд,значительный интерес как в плане изучения малоизвестных мастеров отечественной культуры, так и в плане выявления обибй картины развития графического искусства в России.
В последние годы появились исследования, в которых рассматривается отдельные аспекты худэгестэеиной деятельности
_ k -
Скор оду к об а, одкакооки ке аєвт. всзкоквссти .целостно -предсте--бить творчество ивстера, определить его роль в развитии русского искусства -второй половины 18 -еэкв.
Научная- новиаиа диссертации еосторгг б том, что-впервые сделана попытка рассмотреть творчество- Скцрод-уковв в целом к обобщить ранее сяублкк&вбйны^-натеригл пб искусстве мастера. Авторок вводятся в научней-оборот боипое. количество архивных документов, подкгс- pacKparassx биографии жудсжкихв и его творческий путь.
Как бь-ло- ^замечено, вое .изданные -педагогв произведений Скорадуиова-посгяягнц rpasaps. Автор хисгссретіішгьпервда предпринял податкусобрать все іфюіз-ггдеикя-квйїсра, храншвея-в отечественных и'варубекнь'х-собраниях,-в-suees рабиту, упоминавшиеся в архивных источниках и менуарісР. -іптїергтург. На основании изученного материале вами на -основе каталога С.И.Великаксваіг было осуществлено составление полного списка произведение мастера, в тогерои кавяк отрока кие новые сведения, изменения в датировках, названиях работ, а также в определении .личности портреткруекого.
В диссертации вперь;;е творчество Г.К.Скородукове рассмотрено в контексте развития русской и английской культуры гпохк Просвещения. Значительное место уделено вопросам технология гравирования пунктиром и цветной печати.
С именем Скородуиова в отечественно»! графическом искус-стье связаны поиски к открытий і-о инсткх пш-рах tnoro вида искусства? портрете, ьэоЗгакс^г.и сцен из народной кияни,
I. рукс-пксйиЯ каталог "Грл&'Р»' ГЛ'.Сь'оредумова*' хранится в птсле лусекей гравз-ры ГРИ.
hckvcctb4 ncno.Tb3cnsr:sr& зггч-з«ты сгилясгетесэтг'о я сг^гмг.і-
тельного акглттзз'..
истории и теоряя.ртесксгп и ааггдагсвагсяЕйсгога гтнггархгЕЗ.тз-
НОГО MCItJCCTTSS OTBTPS7ЕЕГТГЧЗХ ї ПЕС'J йвЖИВЯ. йЛТЗТІСиЗ', З' ВЯТШП№
рассмотрена гсгпгогы грнзрйвзгйзк кзшггазс».-w Езетагі? тгечатя.
Практическая ценность работы заключается в.том,.что ока дает целостное представление о творчестве Скородумсва, раскры-ваег малоисследованные области его художественной деятельности. Фактический материал, представленный вдиссертаиии, и результаты исследования могут быть,использованы для дальнейшего изучения истории русской графики, разработки курса лекций по истории русской графики І8 века, а так«е в прахтичеекой музейной рай оте при составлении научных каталогов, подготовке постоянных экспозиций и временных выставок, а также при формировании музейных коллекций и а практике экскурсионной работы.
Апробация исследования. Материалы диссертации были изложены и обсуждены на конференциях по проблемам развития русского искусства 18 века (Санкт-Петербургский государственный университет, 198^ г.), на заседании кафедры русского и советского искусства Института кшзопкси, скульптури и архитектуры им. HJS.Pemssa зз 1990 г., а такеє-на научной конференции в Омской музее изобразительных искусств в Г99І г. результаты исследований использовались при чтении спецкурса по истории русской графики для студентов художественных вузов Омска, а также при подготовке виставки "Русская графика 18 века" в Омском музее изобразите льдах искусств. Основные положения диссертации нашли отражение-в научных публикациях, радио и телевизионных передачах.
Объем и структура диссертации. Представленная к защите работе сострит из двух томов. Первый том - 241 страница машинописного текста, включасиего: введение, три главы, заключение, примечания, список использованной литературы (Т47 наименований), список архивных материалов (29 наименований).