Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Александра Михайловича Опекушина : 1838-1923 Романова, Светлана Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романова, Светлана Ивановна. Творчество Александра Михайловича Опекушина : 1838-1923 : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Санкт-Петербург. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры.- Санкт-Петербург, 1997.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-4/2298-X

Введение к работе

Актуальность тема исследования. Русское искусство второй половины XIX века всегда привлекало к себе внимание искусствоведов. Сулествует обширная литература, посвященная этому периоду. Однако, имеется целый ряд тем, в том числе и монографических, которые недостаточно исследованы. Одна из них - творчество Александра Михайловича Опекушина, выдающегося русского скульптора-монументалиста. Его деятельность ярко выражает свою эпоху, ее достижения, противоречия и проблемы, как закономерный этап в развитии отечественного искусства.

Для своих современников Опекушин был автором известных памятников деятелям русской науки и искусства, царским особам. Многие из его произведений не дошли до наших дней. Изучение творческого наследия скульптора, восстановление фактов истории художественной культуры, связанных с его деятельностью, несомненно способствует более полному представлению о процессах развития русского монументального искусства второй половины XIX - начала XX века.

З 1988 году в селе Рыбницы Даниловского района Ярославской области был открыт филиал Ярославского художественного музея -"Дом-музей А.М.Опекушина". Создание научной экспозиции дома-музея делает особенно актуальным изучение названной темы.

Целью работы является исследование творчества Опекушина, определение его места в развитии русской скульптуры второй половины XIX века. Для этого необходимо решить следущие задач»:

I. выявить, по возможности, все произведения Опекушина г определить их хронологическую последовательность;

  1. установить факты истории создания произведений, проработать изобразительные /рисунки, чертежи и т.д./ и письменные /архивные материалы, периодическая печать XIX века/ источники;

  2. для каждого произведения определить ряд работ предшест-зуппих и современных Опекушину авторов, с которыми оно связано своим генезисом и дать их сравнительный анализ;

  3. проследить этапы в творческом развитии скульптора;

  4. на основании обобщения этих данных охарактеризовать творческий метод скульптора;

  5. определить'место Опекушина в истории русской скульптуры второй половины XIX века.

Научная новизна работы:

  1. впервые творческое наследие Опекушина изучено в своей совокупности; на основании архивных документов, материалов периодической печати второй половины XIX - начала XX века восстановлены неизвестные ранее факты истории создания его произведений, значительное их число атрибутировано, найдены модели и изображения несохранившихся работ;

  2. впервые составлен научный список его произведений;

  3. выявлены этапы в творческой деятельности скульптора;

  4. определено место Опекушина в истории русской скульптуры второй половины XIX века, охарактеризован его творческий метод.

Научно-практическая значимость результатов исследования.

В диссертационной работе определена эволшжя творческой деятельности Опекушина, охарактеризованы ее основные периоды и общая специфика. Составлен на сегодняшний день полный научный список работ скульптора, даны новые атрибуции его произведений, которые могут быть использованы специалистами, обращающимися

к творчеству Опекушина, проблемам изучения русской скульптуры.

Настоящее исследование уточняет ряд вопросов истории русского монументального искусства второй половины XIX века. Положения, выводы, иллюстративный материал диссертации могут быть использованы при изучении истории русского искусства, в практике преподавания в художественных учебных заведениях, при подготовке изданий обобщающего характера, монографий, статей, альбомов я каталогов го русской скульптуре.

Апробация работы. По теме диссертации были написаны шесть статей, одна из которых депонирована, одна опубликована, четыре приняты к печати.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии, списка архивных дел. Основной текст содержит ИЗ страниц. Примечания к работе со ссылками на архивные источники и литературу, с пояснениями и дополнениями - 27 страниц. Библиография включает 417 наименований, список архивных дел - 61 номер. В работе даны четыре приложения: I. Русские издания /до 1917 года/ о памятниках, в создании которых принимал участие А.М.Опе-кушия /3 страницы/; Русские периодические издания /до 1917 года/ о памятниках, в создании которых принимал участие А.М.Опекушин /12 страниц/; 2. Справка о дате рождения А.Ы.Опекушина /4 страницы/; 3. Список произведений А.М.Опекушина /22 страницы/; 4. Список иллюстраций /10 страниц/. Иллюстративная часть диссертации оформлена в виде альбома фотографий и содержит 87 снимков.