Введение к работе
Актуальность исследования.
За минувшее десятилетие исследователями сделано немало для того, обы обозначить круг явлений и имен, составляющих "золотой фонд" дожественной культуры русского зарубежья. И все же эта ветвь отечест-нного искусства XX века до сих пор изучена крайне эпизодично. Выявля-гся отдельные имена, факты, но невозможно пока составить целостное іедставление о характере развития русского искусства за рубежом, ибо систематизирован обширный изобразительный материал, мало изучены рубежные архивы, музейные и частные собрания. Впрочем, эта законченность и несистематичность наших знаний об искусстве русской играции не есть лишь следствие недостаточности фактических знаний, , очевидно, и определенная качественная характеристика самого явления.
В связи с этим важным представляется тщательное монографическое учение искусства русского зарубежья — только оно создаст базу для льнейших историко-художественных обобщений. Личность Бориса штриевича Григорьева, в этом смысле — чрезвычайно характерна и тересна для исследования. Оказавшись в эмиграции в зрелом возрасте, эреоле российской славы, художник стал одной из ключевых фигур цожественной жизни русского зарубежья в 1920-е годы.
Посмертная судьба Григорьева сходна с судьбами многих представите лей искусства русского зарубежья, забытых со временем как в России, та: и на своей "второй родине": в России до начала 1960-х годов о художниках эмигрантах писать было нельзя, а во Франции, где он провел почти дв десятилетия и где продолжали жить его жена и сын, наследие его не нашл< пути в музеи, понемногу "растворившись" в частных коллекциях.
За прошедшие после смерти мастера десятилетия лишь несколько ра устраивались его персональные выставки на Западе — в 1949 и 1979 в Кань сюр-Мер (небольшом французском городке на Лазурном берегу, гд художник провел последние годы своей жизни), а в 1960 — в Майам (Флорида, США). Достаточно скромные по своему количественном составу, они представляли почти исключительно произведения зарубе» ного периода. К тому же, они сопровождались каталогами, далекими о научной полноты и содержавшими краткую биографическую информацш о художнике и простой перечень выставлявшихся произведений. Пр редкости персональных показов творчества Григорьева, его произведени с конца 1960-х годов регулярно экспонировались на различного уровн зарубежных выставках русского искусства, посвященных искусств серебряного века и авангарда, а также активно продавались на крупнейши аукционах русского искусства (Chrisite"s, Sotheby"s и др.).
При кажущемся обилии публикаций о Григорьеве, приходится констат* ровать недостаточность их для воссоздания полноценной творческо биографии художника такого масштаба. Имеющиеся к настоящему времен искусствоведческие исследования, при всех их достоинствах, не обладаю необходимой степенью полноты. Вероятно, достичь этой полноты пока невозможно в условиях географической разрозненности изобразительны и документальных материалов о художнике, если только не будут объединен усилия многих исследователей. Московская научная конференция "Бор? Григорьев и художественная культура XX века" (2—3 октября 2000 год; Международный фонд культуры, Москва), собравшая ученых разны городов и специализаций дает надежду, что это будет сделано в ближайше будущем.
Цели и задачи исследования.
Целью настоящей работы является создание монографическог историко-искусствоведческого исследования, рассматривающего творчеств Б.Д. Григорьева российского и зарубежного периодов в их логическс взаимосвязи и эволюции. Автор не претендовал на исчерпывающу полноту освещения творческого пути художника в рамках одної
ледования, но попытался решить конкретные задачи: выявить основные пы творческого пути художника, обозначить главные стилистические іии развития его живописи и рисунка, связать его искусство с ведущими іожественньїми тенденциями эпохи. Одной из важнейших задач ледования являлось также выяснение и уточнение чисто фактологичес-і стороны творческой биографии художника.
Научная новизна исследования.
В данной диссертации творчество Бориса Григорьева впервые вставлено с подобной полнотой. Выявление эволюции творчества іожника произведено на основе тщательного изучения и анализа ікретньїхдокументальньїх источников, обширного корпуса живописных рафических произведений, в том числе и малоизвестных. Автор вводит аучный оборот целый ряд неопубликованных архивных материалов и пвестных ранее произведений художника. Это позволило уточнить >ытийную сторону творческой биографии художника, исправить сгические ошибки, нередко появляющиеся в публикациях о нем.
Научно-практическая ценность работы.
Результаты научного исследования могут использоваться в общих орико-теоретических исследованиях, музейной и педагогической работе: і создании справочных и общих трудов по истории русского искусства, і атрибуции произведений художника, находящихся в различных іейньїх и частных собраниях. Составленный автором каталог может лечь снову каталога-резоне произведений Григорьева. Автор работы уже активно пользуется данным материалом в своей [агогической практике — при чтении общих курсов по истории отечест-ного искусства XX века, а также спецкурса, посвященного искусству ского зарубежья, читаемого для студентов факультета искусствоведения ультурологии УрГУ.
Апробация работы.
Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории :усств факультета искусствоведения и культурологии Уральского ударственного университета. Основные положения исследования были южены автором в статьях, опубликованных в искусствоведческих риалах, а также в монографии, выпущенной издательством "Галарт" в '5 году. Материалы диссертации легли в основу выступлений на научных іференциях: "Борис Григорьев и русская художественная культура
начала XX века" (Псков, Историко-художественный музей-заповеднш 1989); "Русская провинция и мировая культура" (Ярославль, Государе: венный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, 1993), "Рубежи предчувствия" (Екатеринбург, Музей изобразительных искусств, 1994 "Алпатовские чтения" (Москва, Российская академия художеств, 1995) других.
Структура и объем работы.