Введение к работе
Актуальность исследования. Создание выразительного я своеобычного образа наших городов является актуальной проблемой овременного градостроительства. При этом, по убеждению автора, ірганизация художественно полноценной городской среды возможна олько при условии использования средств архитектуры в комплексе і пластическими и другими видами искусства. Особенно велика юль пластических искусств в гуманизации городской среды, однако їх богатые композиционные возможности используются не в полной тре я часто вне синтеза о архитектурой, с городокой средой.
Состояние исследуемой проблемы. Архитектура городов Навои, /ч-Кудука и др. в Узбекистане, взятых автором в качестве объектов для анализа заявленной ям темы, не вызывает того, казалось Зы, естественного ощущения, ч,то находишься в городах, располо-кенных в Средней Азии между Вухарой я Самаркандом. Эти города спроектированы и построены без учета национальных и региональных традиций. В результате однообразие и безликость стали характерной чертой среды застройки новых городов Узбекистана.
В то же время поражаешься как чуду неповторимому, глубоко национальному синтезу архитектуры я скульптуры старых городов Узбекистана - ухары, Самарканда и др. Знаменитые архитектурные шедевры Средней Азии в основном построены из обожженной глины - іигурного кирпича, - и увенчаны сине-зелеными куполами.
Культура керамики Еухары и Самарканда и т.д., материализовавшаяся в ее традиционной архитектуре и искусстве - вот один из примеров, на который могла бы творчески ориентироваться деятельность создателей новых среднеазиатских городов.
Произведения из керамики, все же начинают использоваться в современной архитектуре: комплекс работ художников-керамистов - интерьере Палеонтологического музея АН СССР в г.коскае.
музея Фернана Леяе во Франции, здание кинотеетра "Парамоунт" в США и т.д.' Проблема монументально-декоративной скульптуры и связи ее с архитектурой в городе и городских ансамблях исследовались в ряде теоретических трудов:
по теории развития монументально-художественной керамики Гинзбург В.П., Митрофанов К.И., Федорова З.С.;
по общей теории взаимодействия архитектуры с другими видами искусства - Азизяк И.А., Иванова И.В., Степанов Г.П./ Тасалов В.И., Тельтевский П.А., Швидковский О.А.-и др.; -
по теории национальных и региональных особенностей развития архитектуры и градостроительства ,г Толстой В.П., йишах-чьяч О.Х., Хан-Магомедов СО. и др. . !-
Однако в указанных трудах не затрагивался специальноги
подробно вопрос использования, пластических принципов, формиро- ,
вания керамо-пластики' в архитектуре,. а такяе закономерностей
формообразования живой природы. В своей диссертации автор
пытается-в какой-то степени "заполнить этот пробел, используя
при этом свой творческий опыт Г* ' d ' '-
О методе исследования. Автором диссертации был изучен и .. учтен теоретический опыт указанных направлений, и их разработок. Однако диссертант предлагает,, и анализирует специфическую проблему - методику ясс ледоваяия силсеза иаобрааительаых^и.предметных видов искусства, в данном случае одного из видов плао-. тического искусства - -керамической скульптуры и архитектуры, предполагая не только поиски, их гармонического ^сочетания,„а. в первую,очередь, закономерностей их взаимовлияния и-~исцоль- '-зоаания законов'формирования оредств_,одного из этих искусств
В ДРУГОМ. ', -.- 1,.-.- ' ' " < ;
Кроме того, диссертант, в качестве астртящ/птягсттеских
средств преобразования берет также, что очень вялою для его работы, живую природу, пользуясь разрабатываемым а нашей стране методом архитектурной бионика (Ю.С.Лебедев), при участии в разработке ее проблем и автора. Архитектурная бионика раскрыла неисчерпаемые богатства форм я средств пластического формообразования а кивой природе, которые автор интерпретирует применительно к тематике своей диссертации.
В диссертации учитывается опыт по использованию закономерностей природных форм и их освоению в художественном конструировании (кандидатские диссертации Фурсовой Т.Н., Нестеренко М.Л.)
Исследования проверяются и корректируются на базе анализа творческой работы автора над синтезом пластики керамики и шистики зодчества, главным образом, в городе Навои. Самоанализ художественного творчества автора является как бы механизмом решения поставленных в диссертации проблем.
Цель диссертации. Выявить единство принципов пластического формообразования скульптуры (керамопластики) и архитектуры и их взаимовлияния ча пути достижения их синтеза в градостроительной среде, с использованием архитектурной биояяки.
На пути достижения цели диссертант наметил выполнение следующих основных задач:
-
провести анализ состояния проблемы и классифицировать кератопластику по ее образно-формообразовательной роли в архитектурно-градостроительной среде;
-
анализировать национальное своеобразие старых городов Узбекистана (Бухара, Самарканд) и сделать ряд проектных предложений с учетом архитектуры и керамопластики и др.;
-
выявить композиционные возможности керамопластики (используя также работы автора) в архитектуре и в городской
застройке;
-
выполнить в материале ряд объектов керамопластики для города Навои, представляющих жанровые системы декоративно-прикладной, юнументально-декоратквной и архитектуры скульптуры;
-
исследовать направления использования в ке рамо пластике закономешіостєй пластического формообразования кявой природы;
-
сформулировать ряд основных принципов синтеза архитектурных и скульптурных п.-ас~;:чес.::::>: образов с использованием кера мо пластики;
Объект исследования, Синтез скульптуры (керамопластики) В архитектуры.
Предметом защиты является концепция автора: пластические стредства композиции с дукат основным, универсальным средством, синтезирующим скульптуру (в диссертации - кератопластику) и ар* хитектуру, поскольку пластика наиболее полно способствует развитию их содержания, гармонично объединяя в себе функцию, конструкции, материал и средства формообразования.
Новизна исследования. Автор на базе теоретического анализа круга проблем художественного творчества (глава I) формулирует и проводит в жизнь свою собственную, выше упомянутую, концепцию (которую он пытается подробно раскрыть во 2-й и 3-й главах диссертации).
Автор впервые в тематическом плане объединяет архитектуру,
скульптуру и природные, биояячеркяе, форш (смотря ниже шдель
Бйона-2). Из этих взаимообогащавдяхея начал возникает как бы
треугольник, в котором его элементы соединены динамическими
связями: ,
архитектура -«-—?t аавая природа
скульптура - -^ (керамическая скульптура)
В концептуальном отношении новизна связана с включением в-этот треугольник керамической скульптуры, что обогатило, под-{ аеркнеы еше раз, возможности воспроизведения пластичных, как правило, форм живой природы.
Кроме того, автор использует для решения задач диссертации предлагаемые им новые технологии и технические разработки, например, биоконструкции, отличающиеся своими универсальными механическими и пластическими свойствами.
Созданная на основе искусствоведческого анализа авторских творческих работ , рабочая , умозрительная модель Еион-2 позволяет легче представить себе связь основных структурных элементов и как бы воплощает творческую концепцию автора.
Результаты работы - выявление принципов синтезирования керамической скульптуры и архитектуры и их возможности практи- -ческого применения. Результаты исследования могут быть использованы художниками-дизайнерами и архитекторами, занимающимися проблемой эстетической организации предметно-пространственной среды городов.
Результаты внедрения. Автор опубликовал 6 работ в отечественной и зарубежной печати (в журналах, сборниках и в книге "Архитектурная бионика". М., 1990), выступил с докладами на 6 дискуссиях и конференциях. Им создан ряд монументальных керамических композиций в архитектурной среде г.Навои; внедрена в производство скульптурная малая пестика 18 наименований; автор участвовал в 16 республиканских, общесоюзных, зарубежных выставках и архитектурных конкурсах; имеет авторские свидетельства. Экономический эффект от внедрения результатов работы по диссертации составил до 1990 г. около одного миллиона рублей (см. справку).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения я списка основных научных и творческих работ автора, приложения - альбома архитектурных, скульптурных авторских работ и библиографии.