Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Исторический опыт формирования таджикского костюма 20
1..Соотношение понятий традиционный костюм и мусульманский костюм 20
2. Природно-климатические, социально-экономические и культурно исторические условия становления комплекса костюма 26
3. Мусульманская составляющая в развитии таджикского костюма 34
3.1 Первоисточники ислама об одежде мусульман 38
3.2 Кодексы одежды в Коране, Хадисах и Сунне 53
4. Комплекс традиционной мусульманской одежды таджиков: мужской, женский и детский костюмы 65
Глава II Художественный ансамбль костюма и тенденции его развития
1. Материалы и технологии изготовления костюма 85
2. Композиции декора и виды орнамента: головные уборы, наплечная одежда, поясная одежда, поясные украшения 94
3. Цветовая символика 117
4. Украшения в ансамбле костюма 132
5. Процессы трансформации традиционного костюма в контексте современной моды 142
Заключение 162
Список использованной литературы
- Природно-климатические, социально-экономические и культурно исторические условия становления комплекса костюма
- Кодексы одежды в Коране, Хадисах и Сунне
- Композиции декора и виды орнамента: головные уборы, наплечная одежда, поясная одежда, поясные украшения
- Процессы трансформации традиционного костюма в контексте современной моды
Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена процессами глобализации и унификации культуры, пробуждающими интерес современного поколения к национальным традициям и этнической составляющей в культуре. Существует реальная угроза утраты народами своей национальной самобытности, подмены истинно народных традиций искусственными, суррогатными. Рождается ответное, противодействующее движение, связанное с повышением интереса к этническим корням, национальной истории, культуре, традициям. Это находит яркое отражение во многих областях художественной культуры и, в частности, в искусстве костюма.
Искусство костюма является одним из ярких проявлений художественного творчества народа, и поэтому его изучение становится одним из весьма востребованных направлений в современном искусствознании. Тем более, в настоящее время, с усилением влияния этнорелигиозного фактора на характер развития современной культуры, с традиционно исповедующим ислам населением, меняется отношение к внешнему облику и формам одежды, определяющим образно-выразительные и художественно-стилевые тенденции в творчестве мастеров и дизайнеров моды.
Таджикистан относится к тем регионам мира, в которых существует стабильный интерес к национальной одежде. Традиционный народный костюм выступает в роли этнического, религиозного, регионального и локального явлений в культуре . Он тесно связан с историей народа, традициями и является постоянным неиссякаемым творческим источником в развитии современной моды, представляет интерес для специалистов в области конструирования и моделирования костюма.
В последнее время все более ощутимым становится влияние моды на скорость и характер протекания изменений в искусстве костюма. В подобной ситуации наиболее острыми становятся проблемы взаимодействия наследия прошлого и инноваций настоящего, возможных путей их взаимоотношения в будущем. С начала 1990-х годов , с обретением Таджикистаном
политической независимости, в развитии искусства костюма наблюдаются активные процессы освоения ранее забытых форм и традиций национального художественного наследия. Это ярко выразилось и в культуре внешнего облика населения. Отражением этого стали и новые тенденции в развитии национального костюма, претерпевшего в последние десятилетия заметную трансформацию.
Активное использование этнических элементов в одежде, в творческой практике народных мастеров и профессиональных модельеров Таджикистана приводит к появлению новых форм его интерпретации. Однако современные модели не всегда отражают традиции национальной одежды даже искажают их, что, вполне естественно, приводит к осознанию необходимости выработки критериев творческого освоения классических образцов. Это создает некое проблемное поле для исследования. Традиционный народный костюм, как фактор национальной идентичности, играет в данном процессе роль выразителя восприятия этноса, и «фокусирует в себе возможности практически всех традиционных ремесел» .
В решении проблемы развития народных традиций в современном костюме особое значение имеет первоисточник. Таджикский костюм - это глубочайший пласт национальной культуры, служащий основой ля творческих идей создании новейших художественно-конструктивных решений современной одежды. Опыт эволюции таджикского костюма позволяет раскрыть систему отношений «современный костюм - традиция», которые находятся в постоянном развитии.
Немало вопросов, связанных с изучением традиционного мусульманского костюма и его ролью в современной культуре регионов распространения ислама, еще далеки от разрешения. Проблематика данного исследования, с одной стороны, связана с изучением традиций в области национального костюма, с другой - анализом его художественного
Кирсанова Р. М. Русский народный костюм: этапы развития: к вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988. С.70.
своеобразия в исторической и творческой перспективе. Как считал академик
Д.С. Лихачев, «наследие прошлого бесконечно и позволяет бесконечно
углубляться в богатство культуры, от его продуманности и реальной
действенности будет зависеть состояние культуры настоящего и будущего».2
В практике моделирования современного таджикского костюма
актуальной является проблема правильного использования традиций,
учитывая художественную специфику и регионально-стилевую
направленность его облика. Препятствием в этом является плохая изученность костюмного комплекса в аспекте законов формообразования и образно-семантической структуры. Не раскрыты ценностные, в аспекте перспективного развития национального костюма, параметры, связанные с покроем, цветовым решением, декоративным убранством, способами ношения одежды. Они обеспечивают потенциальные возможности трансформации традиций, приближенных к первоисточнику.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что наряду с
возрождением национальной идентичности и в ходе реформирования и
переоценки культуры прошлого, в таджикском обществе стали
распространяться чуждые и не характерные для традиционного костюма формы одежды. Это относиться к новой тенденции в современном костюме, отражающей влияния мусульманских одеяний и моды, пришедшей из исламских стран, в основном с арабского Востока. Появились н овые установки в одежде, связанные с требованиями шариата.
Изготовление костюма художниками - модельерами для мусульманского населения Таджикистана, отвечающего одновременно и канонам ислама и современным требованиям моды, выявило недостатки, связанные с разработками моделей, которые являются или слишком стилизованными и далекими от традиционных образцов или же полностью копирующими
Лихачев Д.С Прошлое - будущему: статья и очерки. Л.,1985. С .
мусульманскую одежду исламских стран. Данное противоречие выразилось в трансформации внешнего облика жителей Таджикистана, формирующегося культурой одежды. Отражением этого стали новые тенденции в развитии национального костюма, претерпевшего в последние десятилетия заметные изменения. Перед исследователем возникает задача изучения современных процессов, происходящих в культуре функционирования и производства ансамбля национального костюма, учитывая воздействие ценностно-нормативных (связанных с исламом) и художественно-творческих факторов, и тех массовых форм, которые он приобретает в социокультурной среде под влиянием моды.
Учитывая это обстоятельство, особенно остро возникает проблема отсутствия специального искусствоведческого исследования, посвященного изучению места и роли традиционного костюма, его художественного своеобразия и образно-стилевой структуры (композиционной, ритмической, цветового строя, декора, семантики украшений), творческого потенциала в практике современного конструирования одежды.
Для искусствоведов изучение художественных особенностей традиционного костюма является не отвлеченной, сугубо теорети ческой проблемой. Наряду с основополагающими принципами, формирующими эстетический вкус , мировосприятие того или иного народа, оно помогает понять и выявить его способность дать творческий импульс современным художникам-модельерам в их стилизаторских и определяющих тенденции моделирования костюма поисках.
В исследовании автором была поставлена задача раскрытия современных процессов, происходящих в культуре функционирования и изготовления национального костюма. В данной работе впервые предпринимается попытка системного изучения традиционного костюмного комплекса таджиков-мусульман и его трансформации под влиянием религиозных канонов. Автор обращается к материалам первоисточников, формирующих облик мусульманского костюма, а именно Корану и хадисам1.
В работе р аскрываются основные положения социально-эстетической доктрины ислама, касающиеся облика и одежды мусульман.
С другой стороны, на материале традиционного таджикского костюма
и анализа творческой практики конца ХХ – начала ХХI вв., автор выявляет
перспективный потенциал его развития в реалиях динамично
изменяющихся представлений и образа жизни, раскрывает мотивации модельеров, соотносящих ценностно-нормативные и художественно-эстетические аспекты в реализации творческих идей. Эти актуальные и малоизученные проблемы соотношения традиционного национального костюма и современной моды, как мусульманского, так и европейского культурного пространств, требуют комплексного анализа и научной разработки.
Степень разработанности темы. Состояние и степень научной разработанности проблемы определяются направлением исследований, посвященных интересующей нас теме. Изучение костюма в целом имеет междисциплинарный характер. Костюм и одежда, как научные категории, стали предметами исторических (Т.О.Волобуева, К.В. Ермакова, Р.В.Захаржевская, Н.М. Каминская и др.), археологических и этнографических (З.В. Доде, А.А.Иерусалимская, Е.Н. Студенецкая, Л.П. и В.Л. Сычевы и др.), эстетико-культурологических (Т.С.Бастрыкина, П.Г. Богатырев, А.Б.Гофман, Н.А.Дмитриева, Т.Г.Маринко и др.), искусствоведческих (Р.М.Кирсанова, М.Н.Мерцалова, Т.П. Неклюдова, Ф.Ф. Комиссаржевский, Г .А.Сурганова) исследований, а также практических разработок в сфере дизайна костюма (К.А. Агабабян, Д.Ю. Ермилова, Т.В. Козлова, Ф.М. Пармон, Л.А.Сафина, М. Тухбатуллина и др.). Следует отметить работы, в которых костюм и мода выступают, как явления социальной культуры (А.Б.Гофман, Т.Ю.Фефилова и др.). В диссертации автор опирается на положения, касающиеся религиозно-социальных аспектов костюма, изложенные в трудах А. Ахмедова, Г.Р. Балтановой, А. Массэ, В.Ф. Пановой и др.
На концепцию данного исследования значительное влияние оказали
работы российского искусствоведа, историка костюма Р.М.Кирсановой, которая изучая костюм в повседневной жизни, в связи с изменениями взглядов на моду и красоту, рассматривает его, как зеркало общества, выявляет сущность и способы социального и художественно–эстетического функционирования костюма3.
Народный традиционный костюм, в контексте материальной и художественной культуры таджиков, изучался в трудах советских, российских и зарубежных исследователей. Автор опирается на труды историков, этнографов, искусствоведов и культурологов по истории региона, проблемам народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и костюма, в частности. Значительный вклад в исследование проблем исламизации народов Средней Азии, в частности Таджикистана, истории материальной и художественной культуры таджиков внесли ученые с мировым именем такие, как В.В. Бартольд, Б.Г.Гафуров, Н.Н.Негматов, Ю. Якубов и др.4 Большую роль сыграли труды исследователей среднеазиатской, в том числе таджикской одежды, костюма: М.М. Ашрафи, М.В.Горелик, Н.П. Лобачёвой, Р.Г Мукминовой, А .К. Писарчик, Г.А.Пугаченковой, Р.Я. Рассудовой, З .И. Рахимовой, Яценко С.А. и др.5 Труды ученых
Кирсанова Р.М. Русский народный костюм: этапы развития: к вопросу о взаимодействии сельского и городского типа культуры) // Духовная культура села. Традиции и современность. М., 1988. С. 82.; Розовая ксандрейка и драдедамовый платок: костюм-вещь и образ в русской литературе Х1Хв. М., 1989.; Ее же. Костюм в русской художественной культуре ХV111 - первой половины ХХ вв. (опыт энциклопедии). М., 1995.; Ее же. Сценический костюм и театральная публика в России Х1Х в. Калининград, М., 1997.; Ее же. Русский костюм и быт ХV111-Х1Х веков. М., 2002.
Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата: собр. соч. Т. 6. М.: Наука, 1966.;Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992; Гафуров Б Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.; Негматов Н.Н. Государство Саманидов. Душанбе: Дониш, 1977.; Его же. Таджикский феномен: история и теория. Душанбе, 1997; Якубов Ю. Религия древнего Согда. Душанбе: Ирфон, 1996.
Ашрафи М.М. Средневековой костюм таджиков ХII-ХVII веков (по данным миниатюры). Душанбе, 2002.; Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах ХV-ХIХ вв. // Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 49-70.;Лобачева Н.П. Среднеазиатский костюм раннесредневековой эпохи по данным стенных росписей) // Костюм народов Средней Азии. М., 1979. С. 18-48.; Она же. О некоторых чертах региональной общности традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии. М., 1989. С.5-38.; Мукминова Р.Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в. // Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки. М., Наука. 1979. С.70-76.; Писарчик А.К Материалы к истории одежды таджиков Нурата. Старинные платья и головные уборы // Костюм народов Средней Азии: историко-этнографические очерки.
О.А.Сухаревой, З.А.Широковой,, Г. Майтдиновой посвящены истории традиционной таджикской одежды, ее региональным и локальным особенностям, чертам своеобразия костюма на разных этапах его формирования.
Среди работ, в которых объектом исследования выступает собственно
традиционный костюм таджиков, представляют интерес исследования Г.
Майтдиновой. 6 Автор раскрывает историю развития костюма, начиная с
доисламского периода и периода исламизации общества, выявляет этапы
формирования и разрабатывает типологию костюма, рассматривает
особенности ткачества, характерные черты текстильного орнамента,
раскрывает специфику ювелирного искусства и украшений.
Фундаментальным трудом, характеризующим историю таджикского костюма, является ее монография «История таджикского костюма». Приведенный в ней материал – охватывает период с IХ по ХVIII вв.
Весьма ценны для нашего исследования работы крупнейшего исследователя таджикского костюма З.А.Широковой7, в которых описывается
М.: Наука 1979. С. 113-122; Он же.. Одежды таджиков Нурата. Душанбе: Сафир, 2003. Пугаченкова Г.А . К истории костюма Средней Азии и Ирана. XV - первой половины XVI в. // Труды САГУ. 1956. Вып. 31.; Пугаченкова Г.А. К истории паранджи // СЭ. 1952. № 3 // ИООН АН Тадж.ССР, 1952. Вып. 2.; Рассудова Р.Я. Материалы по одежде таджиков верховьев Зеравшана // Традиционная культура народов передней и Средней Азии // СМАЭ. Л.: Изд-во АН СССР, 1970. Вып.ХХVI.; Рахимова З.И. Среднеазиатский женский костюм на миниатюрах Мавераннахра XVI-XVII вв. // Культура Среднего Востока .Развитие связи и взаимодействия с древнейших времен до наших дней.(изобразительное и прикладное искусство). Ташкент, Фан, 1990.; Яценко С.А. Костюм ираноязычных народов древности и методы его историко-культурной реконструкции, автореф.дис. д. ист. н. М.,2002.
Майтдинова Г . Женские костюмы Тохаристана и Согда в период раннего Средневековья (по произведениям изобразительного искусства) // Бактрия-Тохаристан на древнем и средневековом Востоке. М.;1983 С.52-53.; Она же: К истории одежды наседения Средней Азии // Общественные науки в Узбекистане. Ташкент,1986. № 10. С. 56-60; Она же: «Костюм раннесредневекового Тохаристана (по памятникам искусства и археологии). 1991.; Она же. Костюм раннесредневекового Тохаристана: история и связи. Душанбе, 1992.; Она же: Костюм раннесредневекового Кумеда // Мероси ниёгон. 1993. № 1. С.55-58.; Она же: Художественные ткани Тохаристана (хлопчатобумажный и шерстяной текстиль) // Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность. Душанбе, 1990. С.155-156.; Она же: Художественные шелка Бактрии-Тохаристана // Мероси ниёгон. Душанбе. 1990. №1. С.55-58.; Она же: Шелка Бактрии-Тохаристана (К постановке проблемы тохаристанской школы художественного шелкоткачества) // Культурно-историческое единство Евразии и Великий шелковый путь. 1993. № 3.; Она же: История таджикского костюма. Т. 1.Генезис костюма таджиков: древность и ранее средневековье. Душанбе. 2003.; Она же: История таджикского костюма. Т. 2. Средневековый и традиционный костюм. Душанбе, 2004.
7 ~іг
Широкова З.А. Одежда // Т аджики Каратегина и Дарваза. Вып.2. Душанбе: Дониш, 19/0.; Она же: Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе: Дониш, 1973.; Она же: Декоративные вышивки таджиков верховьев Зеравшана // История и этнография народов Средней Азии.
народная одежда таджиков горных районов, и дается подробная характеристика женской одежды. Традиционные черты конструктивного и композиционного строя одежды народов Таджикистана и Узбекистана проанализированы в трудах известного этнографа О.А.Сухаревой8. В ее исследованиях, посвященных древнейшим центрам таджикской культуры – Бухаре и Самарканду, можно найти ценные сведения о покрое одежды, используемых худ оже с т в е н ных т ка ня х.
Особый интерес, в аспекте разрабатываемой нами проблематики, представляют труды, в которых обобщаются и описываются типы и виды таджикской одежды, относящейся к концу Х1Х - началу ХХ вв. Особенности орнаментации тканей, вышивок, используемых в одежде, стали предметом специального исследования Н.Э. Юнусовой9. Таджикские украшения достаточно подробно анализируются в работах Л.А.Чвырь10, З.Х. Умаровой11. В историко-культурологическом аспекте таджикский костюм рассматривают А.Б. Исоев12, Л. Бахтоваршоева13.
Однако, надо отметить, что специальных, обобщающих и раскрывающих художественную специфику развития таджикского традиционного костюма в широком историческом контексте - с охватом периодов его формирования (XIX-начало XX вв.) и возрождения
Душанбе:Дониш,1981.;Она же: Мужская и женская поясная одежда таджиков. Этнография в Таджикистане. Душанбе, 1989.; Она же: Появление траура в одежде таджиков Соха // Современный и традиционный быт таджиков. Душанбе: Дониш, 1991.; Она же: Таджикский костюм конца Х1Х—ХХвв. Душанбе: Дониш,1993.
Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции // Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979.;Она же: История среднеазиатского костюма (Самарканд, вторая половина ХIХ- начало ХХ в.). М.: Наука. 1982. и др.
Юнусова Н.Э. Изобразительная и орнаментальная системы в вышивке и художественных тканях Таджикистана 19-20 вв: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Минск.1974.; Она же: Орнаментальные композиции гиссарских тканей конца ХIХ - начало ХХ в. // Искусство таджикского народа. Душанбе, 1979. Вып.4. С. 120-131.
10 ТТ пп
Чвырь J1.А. Т аджикские ювелирные украшения. М.: Наука, 19//.Она же.Опыт классификации ювелирных украшений (проблема типологии на примере таджикских серег).Костюм народов Средней Азии ,Историко -этнографический очерк.М. :Наука. 1979.
Умарова З.Х. История развития ювелирного искусства таджиков (V - начала ХХ вв.): автореф. дис. ... к. ист. н. Душанбе, 2009.
Исоев А.Б. Таджикский костюм в контексте народной художественной культуры: автореф. дис. ... к. искусствоведения. М., 1992.
Бахтоваршоева Л. Платья традиционного покроя таджичек Памира // Памироведение: сб. ст. Вып. 1. Душанбе, 1984. С.145-152.
(последнее десятилетие XX - начало XXI вв.), до сих пор не было ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. В настоящее время сложились актуальные предпосылки для изучения преемственности традиций и выявления их творческо го потенциала в развитии современного таджикского костюма.
Объект исследования – традиционный мусульманский комплекс костюма южного и северного регионов Таджикистана.
Предмет исследования – становление, развитие и трансформация традиционного костюма таджиков.
Хронологические рамки исследования охватывают период формирования традиционного костюма (вторая половина XIX – начало XX вв.) и период его возрождения (последнее десятилетие XX – начало XXI вв.) На стыке последних столетий произошла смена ценностных ориентиров, и определилась новая мировоззренческая парадигма, связанная с усилением исламского влияния. С этой точки зрения история развития таджикского костюма отразила ряд этапов: 1) конец XIX – начало XX вв., когда наблюдается высокая степень религиозности населения и широкое влияние норм шариата на развитие форм одежды; 2) 1930-80-е гг ., когда значительная часть мусульманского населения становится атеистами; 3) 1990-е гг . – начало 2000-х гг ., когда отмечается всплеск религиозности, отразившейся на изменении внешнего облика большой части таджикского населения, связанного с трансформацией традиционного костюма.
Территориальные рамки исследования ограничены политико -географическим пространством Таджикистана - исторически и культурно уникальным регионом Средней Азии. Именно на этой территории, раньше, чем в соседних государствах , начинает распространяться ислам и арабо -мусульманская цивилизация (VII-IX вв.). Здесь компактно проживает население, 99,5 % которого составляют таджики – мусульмане. До 20-х годов XX века они находились в условиях соблюдения норм шариата, в советский период - стали объектом атеистической пропаганды. В то же время, в период
после распада СССР и обретения государственной независимости, Таджикистан стал единственной постсоветской страной, в которой суннитский ислам ханафитского мазхаба получил официальный статус. Сегодня роль ислама, как традиционного, так и нетрадиционного, усилилась. В Таджикистане существуют различные религиозные течения, радикальные из которых находятся под запретом.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является анализ художественного своеобразия мусульманского костюма таджиков и раскрытие тенденций его развития на современном этапе.
Исходя из этого, автором были поставлены следующие задачи:
дать историко-искусствоведческий анализ ансамбля традиционного костюма и выявить его образно-композиционную структуру;
раскрыть феномен таджикского костюма и факторы, формирующие его художественное своеобразие;
изучить исторический опыт становления форм традиционной одежды; раскрыть динамику развития костюма в контексте религиозных и национальных традиций;
проанализировать концепции социальной доктрины ислама об одежде мусульман в ее первоисточниках;
проанализировать образно-символическую и семантическую структуры костюма; композиционные и колористические решения, приемы и принципы декора, сюжеты и мотивы орнамента;
выявить стилевые тенденции в развитии таджикского мусульманского
костюма и его трансформацию под влиянием современной моды. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые объектом изучения стал феномен традиционного мусульманского костюма таджиков в аспекте его художественного своеобразия и современных тенденций развития. Основные новации можно свести к следующим тезисам:
- диссертация явля ется первой попыткой исследования преемственности традиционного мусульманского костюма таджиков в современной культуре с
привлечением обширного свода материалов по народной одежде, первоисточников ислама, касающихся внешнего облика и одежды мусульман;
- впервые, на основе комплексного подхода, привлекая методы искусствоведения, этнографии, культурологии, анализируется специфика традиционного костюма с учетом влияния региональных особенностей, декоративных, утилитарно-бытовых, обрядовых, семантических и других функций;
раскрываются образные, стилевые, композиционные и конструктивные решения в составляющих костюмный комплекс элементах;
современный костюм таджиков изучается с привлечением материалов творческой практики художников, в том числе диссертанта.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования явился комплексный подход в обработке и систематизации имеющегося по данной теме материала. Для полноты раскрытия проблемы костюмного комплекса мусульман, выявления потенциальных возможностей имеющейся базы источников, а также изучения и обобщения фактических материалов, автор обращается к методологии историко-искусствоведческого исследования, позволяющего обеспечить анализ эволюционного процесса в развитии художественной формы традиционного мусульманского костюма, раскрыть причинные и следственные связи в становлении его своеобразия.
В исследовании применялись описательный, ретроспективный, структурно-функциональный, семантический методы анализа. При сборе эмпирического материала использовались рабочие методы наблюдения, которые включали следующие составляющие: личный непосредственный опыт обобщения, анкетирование, интервьюирование, фиксация полученных материалов (фотографирование, зарисовки) и др. Важную роль в решении поставленной в диссертации проблемы сыграл сравнительно-типологический метод. Он позволил определить степень распространенности проблемного явления, выявить локальные, региональные и
общенациональные черты в развитии народного костюма, его
художественные особенности и этническую специфику не только во времени, но и в пространстве.
Источники и материалы исследования включают комплекс этногра
фических, письменных исторических и религиозных источников,
изобразительные материалы средневековой книжной миниатюры; материалы
коллекций в экспозиции и фондах художественных и этнографических
музеев; собранные автором полевые материалы во время экспедиций в
районы Таджикистана, авторские коллекции и образцы костюма
художников-дизайнеров и народных мастеров, материалы социологических опросов и др . В письменных исторических источниках диссертанта интересовала информация об одежде и костюмных комплексах таджиков, о формировании религиозных представлений населения р ассматриваемого региона. Ценная информация была почерпнута в трудах и воспоминаниях таджикских ученых. Собранный исследователями этнографический материал, позволил диссертанту дать более детальный анализ формообразования в ансамбле костюма периода исламизации.
Среди религиозного характера источников диссертант изучал хадисы, собранные в шести канонических сборниках, являющихся наиболее авторитетными среди мусульманских богословов IX в . (Сахих аль -Бухари, Сахих Муслим, Сунан Абу Дауда, Сунан ан-Наса'и, Сунан ат-Тирмизи, Сунан Ибн Маджа). Для подкрепления тех или иных положений работы привлекались соответствующие суры и аяты Корана, анализ которых позволил обобщить и систематизировать сведения о видах и типах одежды и дополнениях к ней.
В процессе исследования автор использовал архивы фондов Института востоковедения и письменного наследия АН Республики Таджикистан, Национальной библиотеки Республики Таджикистан им.А.Фирдоуси, Центральной научной библиотеки АН Республики Таджикистан им.И.Ганди, Российской государственной библиотеки, Государственной библиотеки
Республики Узбекистан им. А.Навои, Национальной библиотеки Исламской Республики Иран; музейные фонды: Национального музея Республики Таджикистан им. Бехзода, Музея этнографии Института истории, археологии и этнографии им . А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан, историко-краеведческих музеев Согдийской области: городов Пенджикента, Исфары, Канибадама, Истаравшана; коллекции НИИ искусствоведения города Худжанда; личные семейные коллекции.
Работа написана на основе экспедиционных материалов, собранных автором в период с 2010 по 2014 годы в южных и северных районах Таджикистана, среди городских и сельских жителей Согдийской области: гг. Худжанд, Пенджикент, населенные пункты Матчинского, Бободжон Гафуровского районов. Кроме того, диссертантом был проведен опрос студентов (от 18 до 25 лет) Технического и Политехнического университетов Худжанда с целью выявления их отношения к исламской моде и национальному таджикскому костюму. Всего к опросу привлекалось 1000 человек. Выборка включила 500 респондентов в возрасте от 18 до 30 лет, 350 респондентов в возрасте от 40 до 50 лет, 150 респондентов в возрасте до 70 лет. Диссертант привлек интернет-ресурсы, материалы сайтов по истории и культуре ислама, уделяя особенное внимание материалам, связанным с проблематикой костюма и моды.
Основные положения, выносимые на защиту:
костюмный комплекс мусульманского населения Таджикистана складывался в активном взаимодействии с костюмом развивающихся в едином культурном и религиозном пространстве среднеазиатских народов, однако он обладает собственной спецификой и художественным своеобразием;
прототипы доисламских форм традиционной одежды таджиков, преемственно развивавшиеся в костюме эпохи Средневековья, в дальнейшем, эволюционировали в формы традиционного мусульманского костюма.
этапы становления и развития традиционного таджикского костюмного комплекса: период со времени исламизации таджикского общества (с момента арабских завоеваний) до формирования народного традиционного костюма в XIX – начале XX вв.; этап его современной трансформации: последнее десятилетие XX - начале XXI вв.;
универсальные нормы, регулирующие общественные отношения по поводу одеяний мусульман, изложенные в источниках ислама - Коране и хадисах, в большинстве случаев, не содержат строгих запретов и , скорее, отражают социальные отношения в обществе. Для правильного понимания смысла требований, сути норм и правил, выработанных в отношении одеяний мусульман, следует учитывать время и причины их возникновения, формы изложения (публичная или частная) и, главное, условия их интерпретации на современном этапе;
ритуальная и обрядовая, социально-дифференцирующая и иные функции костюма предопределяют разнообразие смыслов, заложенных в его формах и элементах. Особое значение имеют цветовая символика, семантика орнаментальных композиций и мотивов, используемые материалы, которые, тем или иным образом, были связаны с защитными и другими функциями костюма;
- композиционная и художественная структура костюмного комплекса
отражают соответствующие природно -климатические условия, характер
хозяйственной деятельности и мировоззрения народа. Преемственность
традиций и их трансформация в современном костюме определяют
возможные пути сохранения и развития форм национальной одежды, ее
орнаментального оформления, оригинальных композиционных и цветовых
решений. Худ ож е с т в е н н а я ц е н н о с т ь ко с т юм а с вя з а н а с ком п о з и ц и о н н о -
стилевой структурой, как формой организации его ансамбля;
- современный таджикский костюм отражает стилевые тенденции,
характерные для культуры эпохи постмодернизма. В активном синтезе
этнических художественных традиций и трендов современной моды, как
европейской, так и азиатской, проявляется эклектическое смешение стилей, что отражает толерантность в выборе форм одежды, особенно в молодежной среде;
- таджикский национальный костюм является богатым творческим источником для создания современных форм одежды. Художественно-образная парадигма традиционного таджикского костюма обладает перспективным потенциалом и находит развитие в конструировании современного костюма.
Практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для научной, научно-педагогической и творческой деятельности, могут быть использованы в обобщающих трудах искусствоведов, историков, этнографов, культурологов , в творчестве художников и дизайнеров, способствовать возрождению традиций народного искусства в сфере изготовления костюма.
Решение поставленных в работе проблем мож ет быть полезным в исследованиях костюма, как вида декоративно-прикладного искусства, а также в практике вузовского , школьного образования и воспитания, в системе дополнительного образования в художественных школах и отделениях школ искусств, в творчестве художников-модельеров, мастеров, занимающихся художественной вышивкой и пошивом костюма.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке курсов «История костюма», «История и теория народного декоративно-прикладного искусства», «Национальный орнамент», «Моделирование и художественное оформление одежды» и других, а также в оформлении экспозиций и в практике просветительской деятельности краеведческих музеев и музеев изобразительных искусств.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» Политехнического института
Таджикского Технического Университета. М атериалы исследования отражены в статьях, опубликованных в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК РФ и Таджикистана. Они прошли апробацию на международных, региональных научных конференциях, в том числе: Международной конференции «Филология, искусствоведение и культурология: современные проблемы и тенденции развития» (Новосибирск, 2012); Республиканская научно-практическая конференция «Проблемы и пути развития легкой промышленности Таджикистана» (Худжанд, 2013). Различные аспекты диссертационного исследования легли в основу опубликованных учебно-методических пособий и курса лекций по предметам «Композиция костюма» (Худжанд, 2009); «Национальный орнамент» (Худжанд, 2014) и использовались на занятиях по орнаментации и художественной обработке ткани для студентов специальностей «модельер-конструктор» в Политехническом институте Таджикского Технического Ун иверситет а.
Практическая реализация результатов диссертации нашла отражение в авторских коллекциях современной одежды и образцов костюма, продемонстрированных на конкурсах и фестивалях моды «Милоди орзухо» (Худжанд, 2001), «Атласи точик» (Худжанд, 2004), «Фалак» (Душанбе, Бишкек, 2004); «Дизайн - 2008» (Душанбе, 2008), «Современный мир таджикского костюма» (Арт-Албиса, Худжанд, 2010); а также на конкурсах и выставках, посвященных художественной росписи и национальному орнаменту, в рамках международных конкурсов и проектов в ОАЭ, Германии, США, Турции, Иране. Результаты по сбору и изучению традиций мусульманского костюма в дизайне современной одежды нашли отражение в авторском альбоме «Таджикский костюм: традиции и современность»; были использованы в оформление экспозиции национальных залов и фойе ресторана «Омар Хайям» в Худжанде; при разработке эскизов национального костюма для сотрудников курортно-оздоровительного центра «Бахористон», в изделиях коллектива швейной фабрики «Зиннат»,
специализирующейся на изготовлении костюмов для учебных заведений, самодеятельных и профессиональных художественных коллективов.
Основные теоретические положения и выводы диссертации нашли отражение в восьми публикациях автора. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании отделов истории религий и общественной мысли и этнологии Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан.
Структура диссертации обусловлена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из двух томов. Первый том содержит текст, состоящий из введения, двух глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложения с терминологическим словарем, выдержки из Корана. Во втором томе представлены иллюстрации этнических и современных костюмных комплексов.
Природно-климатические, социально-экономические и культурно исторические условия становления комплекса костюма
Костюм является не только атрибутом культуры, связанный с этническими и социальными категориями функционирования общества, но и своего рода визитной карточкой, несущий важную информацию о человеке -о среде его обитания, мировоззрении, образе жизни, моральных представлениях и эстетических идеалах. Костюм, с точки зрения его исследователей, «образно решенный ансамбль, в центре внимания которого человек, ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию»14.
Костюм - единый художественный комплекс, включающий не только нательную и верхнюю одежду, головные уборы и обувь, но и целый ряд сопутствующих элементов: прическу, грим, украшения, разнообразные аксессуары. В искусствоведческом аспекте, костюм выступает не просто, как феномен культуры, но и один из видов искусства, в частности, декоративно-прикладного. Рассматривая традиционный костюм, как исторический феномен, необходимо отметить удивительную устойчивость его структурных элементов, типов, художественного оформления. Формы и художественные особенности костюма во все эпохи были объектом отражения «духовной культуры народа, его обычаев, обрядов и верований»15.
История одежды каждого народа, как и таджиков, восходит к глубокой древности. Происхождению форм костюма способствовала его утилитарная функция. Первобытный человек, защищаясь от нежелательного воздействия внешней среды, «одевался» в самую примитивную одежду. Она шилась из подручных материалов: различные части растения, шкуры зверей и т.п. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: объект этнографического исследования//СЭ. 1988. №6. С. 108. Позднее, занимаясь скотоводством и земледелием, он научился изготовлять пряжу, ткани, в связи, с чем получил возможность конструировать различные более удобные формы одежды. Уже на самых ранних стадиях своего существования костюм имел и символическую (содержательную) функцию. Его различные формы, цветовое решение и украшения «символизировали или повторяли формы природы, имитировали животный мир или биологические процессы»16. Одежда «символична не только по тем магическим знакам, из которых сплетается ее декор, например в вышивке, не только по цвету, имеющему магическое значение, но и по самому покрою, символизирующему общественное значение носителя» .
При изготовлении одежды, наряду с утилитарной и этнической функциями (ритуально-обрядовой, половозрастной, соционормативной и др.), большое внимание уделялось художественному оформлению костюма. Через него люди удовлетворяли свои эстетические потребности, которые особенно ярко проявились в свадебной и праздничной одежде. Именно по внешнему виду, и костюму составляют первое впечатление о человеке, потому что костюм призван «украсить человека, заставить любоватья им». Эстетика костюма является одной из важных функций, «заранее заданным свойством народной одежды, что обусловлено самим характером творческой деятельности человека»18. систему видов декоративно-прикладного искусства. Украшения, декор, цветовое оформление, используемые материалы и техника их обработки и т.д., выступают важнейшими стилеобразующими индикаторами и средствами выражения образного решения комплекса костюма, его ансамбля, теми неотъемлемыми компонентами, посредством и искусство современного костюма: сб. науч. трудов НИИ XII. М, 1963. С.135. которых раскрывается функция одежды как знака, его семантический смысл, заложенный в культурной памяти народа.
Костюм представляет собой важнейший компонент визуального искусства и входит в
Эволюция форм и изменение структуры народной одежды во многом зависело от особенностей исторического развития того или иного региона. Поэтому, изучение народного костюма и его традиций раскрывает связь одежды с этнической историей народа. А.А. Ильин писал: «Кто хочет понять народ, увидеть его в истинном свете и справедливо судить о нём, он должен заглянуть в его историю, попытаться понять способ организации его труда и хозяйствования, изучить склад характера и дарований его души, вдуматься в его культуру, уяснить себе его религию и благочестие, открыть для себя его искусство, проникнуться его правосознанием в быту и политике, прислушаться к его поэзии - и понять»19.
Таким образом, всестороннее исследование комплекса костюма и освещение его региональной специфики на фоне общенациональных процессов развития в Таджикистане, раскрывает особенные черты в культуре и искусстве таджикского народа. Современный национальный костюм таджиков предстает, как интересное явление, в котором черты этнической культуры одновременно отражают религиозную -мусульманскую составляющую. По сути дела, это традиционный комплекс одежды, придерживающегося исламских ценностей населения. В нем сложились свои специфические особенности в крое, композиционно-пластическом решении, в использовании фактуры и колорита ткани, характере декора (мотивах и технике исполнения узора), а также в составе или комплексе костюма, в способе ношения различных его частей, специфичном для определенной местности. В нем отразилась и специфика, характеризующая комплексы мужского и женского и детского костюма.
Кодексы одежды в Коране, Хадисах и Сунне
После Корана вторым достоверным источником была Сунна. В ней, заключающей в себе комплекс преданий - Хадисов, собранных в шесть канонических сборников («Сахих» ал-Бухари, «Сахих» Муслима, «Сунан» Абу Дауда, «Сунан» ан-Наса и, «Сунан» ат-Тирмизи и «Сунан» Ибн Маджа), конкретизированы многие положения, касающиеся одеяния мусульман. Для правильного понимания изречений Корана и преданий Сунны, относящихся к предписаниям в одежде, диссертант использовала толкования этих богословов.
Длина одежды. По преданиям имама Бухари и Абу Хурайра, Пророк сказал: "Та часть Izara (брюки), которая опускается ниже щиколоток (окажется) в Огне" (Bukhari. 1994:946). Это пророческая традиция относится и к тем мужчинам, которые носят брюки, касающиеся пола. Некоторые мусульманские ученые, комментируя буквальный смысл этого хадиса, утверждали, что брюки должны быть на уровне или выше лодыжки, чтобы быть приемлемыми. Ибн-Умар указал: "Аллах не будет смотреть на того, кто волочит подол своей одежды из гордости и высокомерия» (Muslim. 1980:1148). Это относится к длине мужской и женской одежды.
Длина одежды была очень спорным вопросом в мусульманском мире. Одна группа придерживается мнения о том, что одежда должна быть выше лодыжки, другая группа - противоположного мнения. Сегодня же, укорачивание брюк для некоторых групп, например таджикской молодежи, стало продолжением традиции, а для других — формой показать свою индивидуальность и особость (зачастую, это присуще молодым парням, которые подворачивают штанины брюк непосредственно перед молитвой). Это можно считать очевидным нововведением - бид=а. Богословы говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими». То же самое касается и тех, кто в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. (Абу Дауд. 1985:1140). Однако, буквальная трактовка данного хадиса, на наш взгляд, неуместна. По-видимому, следует придерживаться мнения о том, что наряду с религиозными рекомендациями, надо воспринимать и раскрывать суть (через те же самые хадисы и аяты) предписаний и учитывать при этом народные традиции и сложившиеся нормы бытовой культуры.
Что касается женской одежды то из хадисов известно, что женщины предпочитали носить длинную одежду, которая скрывает стопы. Однако это не фарз в условиях таджикского общества не представлялось возможным соблюдать это предписание из-за климатических условий и хозяйственной деятельности что создавало бы много неудобств. Платья шились обычно выше щиколоток, но никогда не выше чем середина расстояния от щиколотки до колена. Для скрытия ног таджикские женщины носили штаны. В последнем случае в качестве обуви обычно применялись махси и галоши.
Ношение шелка. О запрете ношения шелка мужчинами разъясняется в некоторых хадисах Имама Бухари ,Муслима (Bukhari. 1994:947; Muslim. 1980: 1140.). Пророк не позволяет своим последователям пить из золотых и серебряных сосудов, и он также не позволяет им носить парчи или шелка, потому что он сказал, что шелк одежда неверующих в этом мире, но они предназначены для верующих в будущей жизни и в День воскресения» (Muslim. 1980: 1140). Бухари приводит цитаты со слов Умара, что «Посланник Аллаха запретил использование шелка в одежде мужчин, кроме этого он, много раз показывая, ткнул указательным и средним пальцами. Насколько нам известно, он имел в виду вышивки (Bukhari. 1994:947). По сведениям Абу Дауда, «он упоминает о допустимости ношения шелковой вышивки или ее окантовки ,и нет никакого вреда в орнаментировании, но с соблюдением границы (Абу Дауд. 1985:1133). Существует общий консенсус среди ученых, который позволяет мужчинам носить шелковые одежды при определенных обстоятельствах: «носить шелковую рубашку во время путешествия, и из-за заболевания кожи», (Muslim. 1980:1147).) Женщинам допустимо носить шелковые одежды, ткани, украшенные шелком. Мусульманским мужчинам разрешается вышивка шелком на одежде, но это должно быть сведено к минимуму. Сообщается что Пророк, обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд 1985:1133) 1985:1134). По вопросу ношения шелковой одежды в Сунне пророка Мухаммада присутствуют четкие и достоверные пояснения, на основе которых практически все исламские богословы давали категоричные заключения.
Шафран (Saffron) - крашенная или желтая одеждаТакже в Исламе осуждается ношение одежды, окрашенной шафраном (муза фар) и одежды, окрашенной сафлором (му асфар), Абу Дауд утверждает, что Пророк носил желтые одежды. По словам Абу Дауда, это допустимо, и он приводит следующий хадис: "Заида бин Аслам сказал: Ибн" Умар красить бороду в желтый цвет настолько, что его одежда полностью покрылась желтизной. О запретности шафрана свидетельствует другой Хадис: «Пророк запретил ношение шелковой и окрашенные желтым красителем одежды , и золотое кольцо, и чтение Корана в Руку (в поясном поклоне) "(Muslim. 1980:1146). Кроме того, он утверждает, что Абдулла ибн " Умар сообщал: «Посланник Аллаха увидел меня носящего две одежды, окрашенные в шафран, после чего, он сказал: это одежда (обычно носили) неверующие, поэтому не носите их» (Muslim. 1980:1146). Бухари присоединяется и приводит простой хадис: «Рассказал Анас: Пророк запретил мужчинам использовать шафран» (Buhkari.1994: 947).
Однако у каждого мазхаба свои версии. По мнению одних ученых ношение такой одежды порицается (макрух) другие относят относят ее к категории запретных, или же к категории проступков нестрогого осуждения (карахату танзих)..
Красная одежда По словам Абу Дауда красная одежда для мужчин не дозволена, но позволена женщинам. "Амр бин Шуай (Amr bin Shuaib) приводит рассказ своего деда: " Мы спустились с Посланником в долину. Он обратил свое внимание на меня, я был одет в одежду окрашенную красно-желтым красителем. Он спросил, что это за одежда на Вас? Я догадался , что она ему не понравилась. Затем я пришел к моей семье, горела печь. Я бросил одежду в неё. Пришел к нему на следующий день. Он спросил: Абд Аллах, что вы сделали с одеждой? Я сообщил ему об этом. Он сказал: "Почему ты не отдал её одному из членов семьи, чтобы ее носили , потому что нет никакого вреда в этом для женщин» (Абу Дауд 1985:1135). Есть множество других хадисов, которые поддерживают эту точку зрения. Таким образом, можно сделать вывод,о том , что мужчинам мусульманам не позволено носить красные одежды , в то время как, мусульманские женщины могут использовать этот цвет.
В Хадисах от Абу Дауда сообщается обратное: "Амир говорит: я видел Посланника Аллаха в Мине, проповедующего и он был одет в красную одежду...» (Абу Дауд. 1985:1136). Хадис полностью противоречит предыдущему, он был принят многими учеными, такими как Шафи и Малик-которые утверждали, что хадисы, связанные с запретом красной одежды слабы (сахих). Бухари поддерживает эту точку зрения, процитировав хадис переданный аль-Бара "Пророк был на верху. Я видел его одетым в красный костюм, и я не вижу в этом ничего лучшего, чем ero"(Khan, М. 1985:493).
Композиции декора и виды орнамента: головные уборы, наплечная одежда, поясная одежда, поясные украшения
В традиционном костюме таджиков все виды декора одежды занимали особое место. Примечательным является разнообразие видов и форм, приемников его декоративного оформления, которое не нарушает естественного художественно - стилевого единства, выработанного веками. Декор присутствует на всех элементах костюмного комплекса. В зависимости от половозрастных и социальных различий он отличался материалами, применяемыми для художественного оформлении. Фасон одежды в определенном смысле диктовал полосатые , однотонные или набивные ткани. В целом, в костюме таджиков были установлены традиции, регламентирующие его конструктивные и декоративные аспекты.
Если проследить динамику смены формирования и декорирования элементов костюмного комплекса, то установленные традиции и декоративные элементы одежды и поныне не потеряли своего значения, прослеживаются в современной одежде. Пройдя сквозь века, красочные костюмы и наряды снова стали модными. Современная повседневная одежда таджичек начала XXI века значительно трансформировалась, модифицировался декор. Изменились технология, цветовые сочетания, декоративных фрагменты, но в то же время сохранились наиболее важные элементы такие как исторически сложившиеся части формы, принципы удобства, пропорциональные соотношения.
С целью изучения современного состояния стиля и формы костюмного ансамбля комплекса таджиков, и отношения к нему молодежи диссертантом был проведен социологический опрос. Использовался метод анкетирования студентов политехнического института г.Худжанд. В опросе участвовало 500 студентов. Наряду с общими вопросами касающимися отношения к традиционному мусульманскому костюму в анкете нашли отражение такие вопросы, как отношение респондентов к тканям, в основном абровым атласу; вопросы о; силуэте и форме женской одежды. Итоги опроса показали повышенный интерес и спрос на национальную одежду ,к тканям. Молодежь привлекает в одежде ее художественное оформление, красочность, вышивка, и яркие аксессуары. Символика и знаковые функции одежды не представлют особого интереса. Несмотря на то, что традиции, связанные с национальным костюмом, стали во многом частью истории, тем не менее, желание каждого поколения внести свой творческий и индивидуальный вклад в создание костюма сохраняется и в наши дни. Выводы.
В результате проведенного исследования, можно определить художественное своеобразие и традиционные особенности ансамбля таджикского костюма. Они проявляются в акцентировании такого композиционного центра, как верхняя часть костюма, включая головные уборы. Подчеркнуто насыщенный декор верха противопоставляется подолу одежды, украшенной линейным орнаментом и нашивками. В орнаментации одежды используются растительные, геометрические и, частично, зооморфные мотивы.
Доминирующее значение верхней одежды, сосредоточение декора по линиям кроя и в местах завершения форм одежды позволяло расставить смысловые и художественные акценты в убранстве костюма. В его ансамбле достигалось гармоничное сочетание разных по технике орнаментации предметов. Присутствие однотипных элементов в декоре различных частей одежды, а также общий ритм, который строится на симметрии и чередовании геометрических форм, позволяют связать все элементы костюмного комплекса в единое целое, создать гармоничный ансамбль. Он отличается насыщенностью и монументальностью композиции.
Анализ особенностей кроя и орнаментального декора современной одежды позволяет сделать вывод о том, что кроме незначительных региональных различий в ее конструкции и декоре, почти все элементы однотипны.
В XX -начале XXI в сохранилась основные виды покроя традиционной одежды. Появились новые типы распашной одежды, конструкции воротов на женские платья. Большое значение приобрели не только принципы построения узора и колористическое решение, но также материал и техника, придающие особую фактуру изделию. Современная таджикская вышивка продолжает и развивает традиции конца XIX начала XX в широко используется в орнаментации одежды.
В данном параграфе автор опирается на опубликованные источники по традиционному таджикскому костюму и собственные полевые материалы, собранные во время поездок в различные районы Таджикистана.
Традиционный костюм таджиков, обладающий в настоящее время высокой степенью сохранности, является ярким примером динамики цветообозначения. Символика цвета и его восприятие в таджикском костюме - важный выразитель образа человека, в соответствии с которым меняются критерии оценки внешнего облика человека, его мировоззренческих позиций. Язык цветовых символов, бытовавший у предков таджиков, передает отношение к природе, раскрывает картину мира. Заметим, что таджикский народ тщательно отбирал из множества цветовых символов и бережно хранил лишь те, что, способствовали благу, хорошему урожаю, изобилию, удаче.
Цвет одежды, посредством выражения заложенной в нем символики, выражал социальную, культурную, племенную и национальную принадлежность, маркировал материальный достаток носителя костюма. Содержание и особенности восприятия цвета говорят о том, что у каждого народа развивается свое отношение к цвету в костюме, и оно, зачастую, обусловлено спецификой исторического развития, взаимовлиянием и взаимопроникновением национальных культур. Символика цвета в костюме с древнейших времен выполняла и магическую функцию.
У таджиков, как и у других народов, представления о символике цвета восходят к древности. Символы в искусстве и костюме возникли одновременно с появлением общественного сознания человека. Символика цвета в одежде соотносится с природными процессами, взаимодействием с миром природы. Окружающая среда была естественным «колористом», предопределившим характер цветового восприятия народа. Немаловажное значение имели также этнические вкусовые предпочтения, традиции, народные обычаи и обряды. Религиозные представления также оказывали влияние на развитие костюма, не только его формы, но и цвета.
Также необходимо иметь в виду, что предпочтение народом того или иного цвета часто обусловлено доступными в природе местными материалами, красителями. Форма и цвет предметов костюмного комплекса находились также в прямой зависимости от уровня развития художественного ремесла .
Изучение конструкции, орнаментации декоративных элементов и ювелирных украшений, как элементов художественной композиции в комплексе костюма предполагает, и рассмотрение его с точки зрения цветовой гармонии, где детали и орнамент, сочетания цветов на узорах орнамента и с цветовым фоном, подчиняются общей гармонии и несут большую смысловую нагрузку.
Процессы трансформации традиционного костюма в контексте современной моды
Исследование мусульманского костюма таджикского народа показывает, что нормы Корана во многом соотносятся с взглядами на современное одеяние и остаются востребованными по сей день. Нынешние формы мусульманской одежды принятые в среде радикально настроенных верующих, не соответствуют предписаниям изложенным в Коране. Такие виды как никабы, хиджабы, бурки и другие, не имеют прямого отношения к традиционному костюму таджиков и являются заимствованными из культуры ближневосточных мусульманских народов.
Анализ проблематики, связанной с правилами ношения современного мусульманского костюма, и описание форм мусульманской одежды, позволили диссертанту придти к выводу о том, что сочетание элементов традиционного и мусульманского костюмов отвечает историческим условиям формирования таджикского костюма и определяет перспективы его развития в будущем для слоев населения, придерживающихся исламских ценностей.
В результате проведенного исследования, была выявлена пластически-структурная специфика ансамбля таджикского костюма. В нем выделяются такие композиционные центры, как головной убор и верхняя нательная часть. Подчеркнуто насыщенный декор верхней части костюма композиционно согласуется в деталях оформления подола и контуров края частей одежды. Доминирующее значение декора верхней одежды и его сосредоточение по главным линиям кроя, в местах завершения форм позволило расставить смысловые и художественные акценты в общей композиции костюма. В его ансамбле достигается гармоничное сочетание разных по технике орнаментации изделий.
В современном оформлении таджикского костюма широко используются вышивка (ручная, машинная, компьютерная) и золотое шитье, которые развивают традиции конца XIX- начала XX века в оформлении одежды.
Анализ комплекса традиционного костюма, способов ношения различных его частей и, в целом, художественно-стилевых особенностей, позволил выявить особенности кроя, конструктивно-композиционные решения, цветовую символику, семантику орнаментальных форм, характер декора (мотивы и техники исполнения). В создании ансамбля таджикского костюма большую роль играют ткани (хлопок, шелк, шерсть, кожа, мех), техника производства и богатое орнаментальное оформление которых представляют выдающееся явление декоративно-прикладного искусства. Это способствовало расширению диапазона эстетических свойств костюма и позволило разнообразить его художественно-пластический образ и цветовую палитру.
Поиск художественных принципов декора тканей, оригинальных орнаментальных форм заставляет задуматься о создании школ традиционного шелкоткачества, производственных мастерских.
В настоящее время сохранились основные виды покроя традиционной одежды. Анализ особенностей кроя и орнаментального оформления современной одежды позволяет сделать вывод о том, что кроме незначительных региональных различий в ее конструкции и декоре, почти все элементы однотипны. Появились новые типы распашной одежды, конструкции выреза кокеток на женские платья.
Большое значение в традиционном и современном комплексе костюма таджиков играет его колористическое решение. Одни и те же цвета в костюме многих мусульманских народов отражают близкую по смыслу символику. Она характерна и для таджиков, которые, используя эту символику, тем не менее, сохранили в колорите одежды свое собственное ощущение цвета. В то же время в связи с взаимопроникновением и взаимовлиянием культур, строго канонизированные цвета, при их современном восприятии, приобретают новые смысловые уровни.
Символические и охранительные функции в костюме выполняли ювелирные украшения. Их местоположение в костюме еще с древности наделялось глубоким смыслом, связанным с иерархическим делением мира. Украшения располагались на жизненно-важных частях человеческого тела и эта традиция, сохраняясь в традиционном костюме, преемственно развивается и в современном.
Таким образом, основным инструментом современного костюма выступает традиционный костюм, элементы которого подвергаются авторскому осмыслению и интерпретации, в результате чего возникают новые формы, подчеркивающие специфику художественного образа.
В конце XX в традиционный костюм стал одним из символов национально-культурного возрождения. Профессиональный интерес к нему проявили многие модельеры, которые по-новому представили этнические компоненты костюма. В сфере современного костюма происходят изменения, связанные с трансформацией традиционного комплекса, и даже полным вытеснением его новыми видами одежды. В современной культуре привлекательными считаются те образцы одежды которые сочетают в себе этнические традиции и модные инновации. Такое сочетание, придает, во-первых, национальный колорит, во-вторых, актуальность за счет вливания свежих идей. Подчеркнуть национальную специфику также помогают традиционные образцы одежды, по-разному интерпретированные дизайнерами в коллекциях костюма, развивающих массовую и высокую моду
На современном этапе многие художники - модельеры обращаются к традициям мусульманской костюма. При моделировании современной мусульманской одежды возрождаются художественные воззрения, связанные с искусством народов Востока.
Одежда мусульман, и споры о том, возможно ли в ней отразить религиозный аспект вне канонов исламского искусства, сегодня приобретают особый смысл. В стремлении «выразить дух ислама»,часто создаются костюмы, отвечающие требованиям закрытости тела, не учитывающие сложившуюся цветовую палитру популярных у мусульман цветовых сочетаний в одежде. В результате многие, ориентированные на религиозные каноны, композиции не убеждают своим художественно-эстетическим решением, хотя и являются безупречными с позиций исламских канонов,
В настоящее время прослеживается все более возрастающий спрос на качественную современную одежду и на специалистов - дизайнеров, способных воплотить на практике новые идеи, отвечающие общественным запросам. Поэтому, чрезвычайно важной представляется задача подготовки кадров дизайнеров одежды, модельеров костюма. Современный дизайн одежды стал не только маркером, апеллирующим к той или иной художественной традиции, но и подтверждением актуализации национальных традиций, плодотворного развития духовной платформы современного искусства Таджикистана.