Введение к работе
Актуальность работы. При атрибуции произведений китайо народного искусства в художественной, музейной и этнографической практике нер( возникает ряд проблем, которые могли бы быть преодолены обращение! разнообразным примерам, характеризующим исторические этапы разві китайской народной игрушки, ее принадлежность к различным местным iiikoj наиболее характерные общенациональные черты. Предлагаемая к зац диссертация является первой в отечественной научной литературе попы-обобщения и классификации одного из важнейших жанров китайского народі искусства.
Цель настоящей работы заключается в исследовании народной игру как одного из жанров китайского народного искусства, ее функциональных аспект семантики, а также изменений в процессе ее эволюции от древности до наших дне
Автор ставит перед собой следующие задачи:
- проанализировать историко-культурные и художественные аст
развития китайской народной игрушки;
-' Ьыя^:-;п.."национальную специфику этого жанра народного искус Китая;
раскрыть художественно-образные и содержательные черты китай народной игрушки, определить ее место в системе народного искусства, раек; многофункциональность народной игрушки;
определить наиболее характерные черты семантики и симео китайской народной игрушки, выявить их у местных школ, вскрыть оі закономерности;
охарактеризовать художественные особенности основных локал деревенских и городских школ народной игрушки и на этой основе выявить ни черт, отличающих н объединяющих эти школы;
раскрыть место китайской народной игрушки в системе наро;
:ства Китая, определить ее противоречия и взаимодействие с игрушкой
іьішлєнной. '
Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в :ственном искусствоведении сделана попытка всестороннего изучения шческих основ и путей развития китайской народной игрушки. В диссертации ; впервые характеризуются художественные особенности этого гида творчества, язируются закономерности его развития, выявлены самобытные художественные л китайской народной игрушки, ее взаимосвязь с другими жанрами народного :ства и ее своеобразие, роль игрушки в жизни и быту китансзпго народа, іелено состояние современного этапа, выявлены наиболее стойкие щионные черты, даются примеры появления новых.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что в іьій обиход вводятся новые данные, значительно расширяющие представление сгори* еских и семантических основах китайского народного искусства, его ^действии с классическим искусством Китая. Результаты данного исследования г быть использованы искусствоведами и этнографами, занимающимися нием других жанров народного искусства. Практический шггерес они ггавлягат и для музейной работы по формированию и атрибуции коллекций щой игрушки и других жанров народного искусства Китая.
Методика исследования. Автор использовал системный анализ мена китайской народной игрушки в историко-культурном, художественном и рафическом контексте Х1Х-ХХ веков. При этом значительное внимание им было но взаимосвязи развития всех жанров народного искусства, их взаимодействию с ической художественной традицией, литературой, театром и религией.
Метод исследования состоял в анализе конкретных произведений с точки ія художественного стиля, использования народными мастерами разнообразных зиалов и техник, а также иконографических сюжетов, что позволило дать
многостороннюю характеристику китайской народной игрушке. Для сравнит использовались дополнительные материалы: лубок и классическая живопис произведения декоративно-прикладного искусства и монументальная пластик традиционные ареалы распространения сюжетов народного искусства, литературы театра. Таким образом, в работе над диссертацией применялась комплекси* методика.
Апробация. По теме диссертации были сделаны доклады * конференции-семинаре молодых ученых Государственного музея изобразительнь: искусств имени А.СЛушнша в 1985 году, на научной сессии по итогам работы ГМИ! имени А.СЛушкина за 1988 год, на научном совещании Музейной комисси Всесоюзной ассоциации востоковедов в 1990 году. В сентябре-октябре 1988 гох автором на основе личной коллекции организована и проведена в ГМИИ имен А.СЛушкина выставка "Китайская народная игрушка", которую посетили 150 тыся человек. Выставка сопровождалась лекционной и методической работой с детьми. Н основе научной и методической работы в 1983-1990 годах подготовлен и проведен ку{ лекций- об исторч\ ' .л основах, семантике и функциональном предназначен!; китайской народной игрушки.
Источниковедческая база исследован и .Основополагвгашмми работами, посвященным китайскому народному исхусств явились для автора труды академика В.МАлексеева. В них собраны важнейш* сведения не только о различных жанрах китайского народного искусства, но и да анализ их тесной стилистической и семантической взаимосвязи, показана общност сюжетов и образов.
На фоне изученных В-МАлексеевым проблем народного театра и лубочно картины Китая становится понятным, что и китайская народная игрушка является і только носителем и отображением многих традиционных образов китайскої народного театра и луб*а, ко и выступает в качестве носителя исторической
южесгвеннои традиции, обьединяет в себе опыт и одновг.гменно служит ;доточием закодированной символики, однако легко понимаед.ой простым родом.
Исследуя тему связи народного искусства с богатой художественной шицией Китая, автор широко пользовался трудами и методикой исследования іссического китайского искусства, разработанной отечественными искусствоведами--аисгами - О.НХлухарквой, Б.ПДенике, М.НХречетовой, И.Ф-Муриан, ^Виноградовой, Н.СНиколаевой, Л Л. и В Л.Сычевых, А-ВЛчелиной, ЕВЗавадской др. Особое внимание уделялось анализу исторической эволюции китайского неладного искусства, в том числе керамики и фарфора, а также всех видов мелкой істики.
Отдельные сведения о китайской народной игрушке, ее тесных связях с ендарными праздниками и обрядами, фольклорными основами народного усства Китая были найдены в трудах историков и этнографов БЛ.Рифтина, ЦРешетова, ЕБЛиршневой, В.Ф.Сорокина, В.ВМалявина, В-Я.Сидихменова, .Семанова, АЛДеньшина и др.
Для уточнения научного метода исследования по теме Традиционные обы китайской народной игрушки" были широко использованы приемы и эмендации отечественных исследователей русского народного искусства. При этом воочередное внимание было уделено работам В-Я.Пропп?.,. АВБакушинского, .Василенко, МАЛекрасовой, И.Я.Богуславской, ГЛЛайн, Н.Т.Семеновой, .Крюковой и других искусствоведов, посвященных фольклору и народной игрушке. Интересными и полезными применительно к исследуемой области явились эды В-ЯЛроппа о том, что народная игрушка является наглядной иллюстрацией эго фольклора: сказки, легенды, народный театр, предания и баллады фактически <ат питательной средой для мастеров-игрушечников, черпающих свои образы не .ко из существующей традиции, но и из устного народного творчества. Народная
игрушка, другие жанры народного творчества, как и фольклор, являются воплошем народной художественной традиции, они генетически связаны с первобытны обрядами и представлениями. Преломляя мысли ученого в призме темы данн исследования, можно констатировать, что при изучении китайской народной игрун важно не только глубоко проникнуть в религиозные представления и мыслителы образы народа, но и глубоко понять их исторические основы религиозно-магичес практики, всей совокупности обрядовых действий.
Большую помощь в понимании специфики китайского народного искусе оказали идеи В.М.Василенко о природе и происхождении народного творчества, основных компонентах, стиле и стилистической эволюции народного искусства.
Изучение китайской народной игрушки с очевидностью подтверд выводы ЕШ.Василенко о единстве утилитарного и художественного в народі искусстве. В этой связи следует подчеркнуть его мысль, что особо важ характеристикой народного искусства является "фольклорный реализм", сочитаемі задачами декоративно-орнаментального характера. Народное искусство определяї ученым' как. "колл.».тпвное"," однако- при этом -он не исключает призна существенной роли и творческого индивидуальности.
При изучении китайской народной игрушки важным ориентирои автора явилась характеристика, данная AJB-Бакушннским народной игрушке "разновидности примитивной пластики - скульптуры в широком смысле". Особе это применимо к игрушке, выполняющей роль оберега и хранительницы домаш очага. Нередко в Китае она имеет "статуарную" форму и в прямом "игровом" смі не используется.
Вопрос о народном искусстве как о части национальной культуры глубс всесторонне рассматривается в работах исследователя русского народного искуссі знатока народной игрушки МАНекрасовой. Для автора особый интерес представ сделанное ей обоснование концепции "школы народною искусства", а также прису
й художественных, технических, стилистических и семантических арактеристшсВскрывая наиболее устойчивые специфические .черты школ наролного скусства , М.А.Некрасова в то же время использует диалектический метод и дает пределение их наиболее обших черт: приверженность канону и тралиции, главенство эллектавного опыта, тесная связь с фольклором, иконографическое единство и тл. атрагивая качественные характеристики народного искусства в крестьянской школе, зтор считает главными среди них утилитарность, тесную связь с традиционными раздниками и обрядами, эстетическую функцию.
Значительный фактический материал по провинциальным школам тгайской народной игрушки( Шаньдун, Хэбэй, Хзкань, Цзянсу и др.), их общим и іецифическим чертам содержится в статьях, опубликованных китайскими скусствовгдами и этнографами Се Чаньи, Ли Мяньлу, Цзинь Шоушэнь, Цзян Фэн, жан Инсюе, Гу цзя, Ван Шуцунь, Тань Маньни, Е Юэсинь, Цю Тунью, Пань аньсань,Цзян Вэньань, Чжоу Югао, Чжао Сгадао,Ян Ц^ыди и др.
Наиболее обстоятельный и концентрированный анализ современного )Стояния китайской народной игрушки дан в статьях известного его знатока и )бирателя 'Ли Цуньсуня, который в настоящее время является - руководителем эганизапионкого комитета по созданию Музея народного искусства КНР. Им губликован ряд материалов по китайской народной игрушке, в которых он обращает іимание художественной общественности на актуальность проблемы изучения, (хранения и развития этого жанра народного творчества. В этих работах китайский хледователь характеризует важнейшие центры народной игрушки , определяет шболее типичные ее примеры и комментирует способы и материалы, из которых іа изготавливается.
Источниковедческой базой исследования послужили непосредственное іакомство и работа с китайской народной игрушкой бо время многолетнего эебывания автора в Китае. Удалось не только проанализировать и обобщить
произведения и каталожные материалы многочисленных выставок народне искусства 80-90-х годов, но и побывать в мастерских умельцев-игрушечников в город и в сельской глубинке, увидеть их в процессе творчества, восстановить по их рассказ; живую связь времен, традиций, образов и народных преданий, воплощенных игрушке.
Коллекции пекинских и провинциальных музеев позволили проследи историческую эволюцию китайской народной игрушки с древнейших времен и наших дней, определить наиболее характерные черты каждого периода, установі: специфические элементы каждой из местных школ. Изучение богатейших фонд будущего Музея народного искусства КНР (открывается в конце 90-х годов) явилс настоящей школой по атрибуции китайской народной игрушки.
Животворным источником познания, всегда дававшим яркие впечатлен] являлось посещение народных праздников и ярмарок, знакомство с интерьера] городских и сельских жилищ, наблюдение за играми китайских детей. Именно о помогали автору реально осмыслить и установить наиболее "естественные" услов: которые традиционно на протяжении многих веков окружали народігую игрушку.
Важным ис.-і. . :.иковедческим каналом явились и контакты с члена] ассоциаций народного искусства, собирателями и знатоками народной игруш специалистами по фольклору Кита.ч. Общение с ними помогло автору не толькс дискуссионной форме узнать их точку зрения, но и выработать свои подходы китайском)' народному искусству. Автор по достоинству оценил и использовал советы и рекомендации для изучения исторических и традиционных основ народш искусства.
Познавательный и эмоциональный интерес явился главным мотивом в формирования автором собственной коллекции китайской народной игруш насчитывающей более двух тысяч единиц хранения. Она комплектовалась по рг принципов, основной из которых состоял в поиске подлинных произведен
ародного искусства. Игрушки, пополнявшие коллекцию, должны і. мли нести в себе аиболее характерные черты местных школ и широко отражагі разнообразие спользусмых материалов. Другой подход заключался в стремлении собрать зготовленные в различных районах страны игрушки на одну сюжетную тему с тем, тобы выявить оригинальность пластических и колористических решений и ановременно установіпь черты общности в раскрытии темы в масштабах всего итая.
Собирая коллекцию, автор стремился установить условия и атмосферу, в эторых живут и творят народные мастера; определить факторы, сказывающие таяние на выбор сюжетов и декоративных средств; выяснить культурные и сономические мотивы жизненности этого жанра народного искусства; уточнить зеалы распространения типов и видов игрушки, а также районы их традиционного 5ыта.
Научная работа шла параллельно с собирательством, углубление знаний текло за собой расширение диапазона собирательства. Новые поступления служили чггульсами для научного поиска и теоретического обоснования.
Структура работы. Диссертация содержит основной текст :следования( введение, четыре главы,. заключение), список использованной [тературы и источников, приложение: словарь символов китайской народной рушки.