Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Шевчук Тамара Владимировна

Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие
<
Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевчук Тамара Владимировна. Традиционное гончарство Ярославской области XIX-XX вв. Центры. Стилистическое своеобразие: диссертация ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.04 / Шевчук Тамара Владимировна;[Место защиты: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова].- Москва, 2015.- 201 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние кустарных промыслов Ярославской губернии в конце XIX – начале XX века .

1.1 Кустарные производства северных уездов Ярославской губернии .18

1.2 Промыслы южных уездов Ярославской губернии .29

Глава 2. Традиции гончарства севера Ярославского края XIX–XX веков .

2.1 Гончарcтво Мышкинского уезда .34

2.2 Гончарcтво Романовского уезда 52

2.3 Гончарcтво Рыбинского уезда .56

2.4 Гончарcтво Даниловского уезда .66

2.5 Гончарcтво Пошехонского уезда .79

2.6 Гончарcтво Любимского уезда 88

2.7 Гончарcтво Мологского уезда .96

2.8 Гончарcтво Ярославского уезда .99

Глава 3. Художественные особенности традиционной гончарной керамики юга Ярославского края XIX - XX веков .

3.1 Гончарcтво Ростовской земли 107

3.2 Гончарcтво Переславской земли .131

3.3 Завод «Переславская керамика» 150

Заключение .162

Приложения:

Библиография

Промыслы южных уездов Ярославской губернии

Рыбинский уезд занимал почти центральное место в губернии и состоял из шестнадцати волостей: Арефинской, Болобановской, Георгиевской, Глебовской, Ивановской, Копринской, Нижне-Никульской, Николо-Тропской, Николо-Задубровской, Николо-Кормской, Никольской, Панфиловской, Спасской, Сретенской, Троицкой, Чудиновской.11

К началу XX века его население составляло 90747 человек. Характер почв (болотистый, торфяной, глинистый) не позволял снимать большие урожаи, поэтому значительная часть пахотных земель находилась в необработанном состоянии. Более эффективным здесь было животноводство, поэтому хорошо развивалось маслоделие и сыроварение, но главный заработок крестьянскому населению уезда давали отхожие промыслы. Наиболее значимыми из местных промыслов были: изготовление сельскохозяйственных орудий; золотобойное и серебряное дело; обработка кожи и шерсти; производство веревок и судовых канатов; изготовление валяной обуви; столярное дело; производство телег и саней; плетение корзин; производство древесного угля; а также шубный, сапожный и гончарный промысел.12

Даниловский уезд. Даниловский уезд располагался на северо-востоке Ярославской губернии. Волга образовывала южную границу уезда, отделяя его от Костромской губернии. В XIX веке Даниловский уезд состоял из тринадцати волостей: Богородской, Боровской, Бухаловской, Вятской, Ермаковской, Залужской, Карповской, Петропавловской, Положиновской, Попковской, Середской, Федуринской, Халезевской.13 В начале XX века волости были объединены в промышленные районы. В настоящее время территория Даниловского уезда входит в состав трех районов Ярославской области: Даниловского, Некрасовского и Ярославского.

По сведениям 1860 года14 население уезда составляло 74890 жителей. Крестьяне уезда возделывали лен, рожь и овес, но из-за скудости почв и неблагоприятного климата, урожаи были невелики. В селениях, расположенных на берегу Волги, жители занимались лесопилением. Кустари Даниловского уезда были известны также своим умением изготавливать туеса из бересты.c Кроме того, в конце XIX века в уезде существовали маслобойный, ткацкий и кожевенный промыслы, производство кирпича, берд (частей ткацкого станка), ручных и ножных прялок особого типа, так называемых – теремковых. Такое название было связано с изображением терема, вырезанного на большинстве из них.

Резные теремковые прялки представляли собой неповторимое явление в русском народном искусстве. Ареал их распространения был ограничен югом Вологодской, западной частью Костромской и севером Ярославской губерний. Особый тип терема был характерен для прялок, бытовавших в окрестностях Данилова в XIX веке – узкая многоярусная башня с многолепестковой резной розеткой наверху, которую позднее заменило изображение циферблата со стрелками. Отдельную группу составляли прялки из деревни Киндерево Даниловского района. На них терем трактовался как классицистический павильон с колоннами, но с такими же круглыми часами на крышке. Примечательно, что в Даниловском уезде теремковые прялки служили атрибутом свадебного обряда, поэтому свадебные сюжеты часто встречаются в тематике украшающей прялки резьбы (поездка жениха к невесте, сцены чаепития – брачного пира и пр.).15

Даниловская глиняная посуда, подобно местным прялкам, изящна и во многом неповторима. В семидесятые годы XIX века здесь стала быстро развиваться наиболее эффективная форма горшечного производства – устраивались особые гончарные помещения «заводы», оборудованные печами усовершенствованного типа16, благодаря чему в Богородском гончарном районе Даниловского уезда наблюдался подъем производства, на который не повлияло даже повсеместное подорожание топлива.

Пошехонский уезд. Пошехонский уезд лежал в северо-западной части Ярославской губернии и был крупнейшим по площади – 5438 квадратных верст. Он включал территории современного Пошехонского и Первомайского районов, западный выступ современного Любимского района и часть территории, которая ныне входит в Вологодскую область.17 В 1914 году в состав уезда входили следующие двадцать волостей: Давыдковская, Ериловская, Ермаковская, Займищевская, Колобовская, Катринская, Меленковская, Мусорская, Николо-Раменская, Панфиловская, Подорвановская, Пошехонская, Софроновская, Соколовская, Тарасовская, Трушковская, Холмовская, Хмелевская, Щетининская, Югская.18

Пошехонский уезд единственный во всей губернии не отличался ни промышленностью, ни торговлей. Будучи самым северным в губернии, он был богат лесами и относительно своей огромной территории, малонаселен. По сведениям 1866 года в уезде без города проживало 96246 человек. Главные занятия жителей состояли преимущественно в хлебопашестве (по плодородию почв уезд считался одним из лучших в губернии) и отхожих промыслах. Основные кустарные промыслы уезда могут быть сведены к следующим пяти группам: обработка металлов, волокнистых веществ, кож и мехов, дерева и глины.19

Гончарcтво Романовского уезда

После того, как завод закрыли, Сотский перешел в артель инвалидов, которую позже выкупил колхоз «Малиновки» («Борьба») Зименковского сельсовета. В шестидесятые – семидесятые годы коллектив артели состоял из семи человек. В это время колхоз получал от гончарного производства хорошую прибыль. Позднее в артели осталось только три мастера, после чего из-за нерентабельности в 1977 году завод закрылся. Михаил Степанович в последние время (около 2004 года) работал в гончарной мастерской деревни Федурино, обучая гончарному делу всех желающих.40

Последним из Даниловских гончаров был другой замечательный мастер – Александр Кузьмич Каракулин. Ещё в десять лет прошел он ученичество у своего дяди – мастера гончара. До войны и после возвращения с фронта, Каракулин работал в Копанцах в промартели. Деревни Копанцы, Неклюдцево, Бабурино, Бухтарицы и Хорошавино славились гончарным ремеслом, поэтому люди прозвали эту местность «Горшанией», а жителей – «горшане».41 При местном колхозе, была образована промартель, куда вошли сто восемь горшечников. Здесь делали различные горшки, крынки, глиняные тушенки, плошки под крупеник и картошку, которые пользовались большим спросом на базарах Ярославля и Костромы. Однако за годы советской власти глиняная посуда стала вытесняться металлическими кастрюлями, бидонами и стеклянными банками. В шестидесятых – семидесятых годах был подрублен под корень гончарный промысел в Даниловском районе. Как нерентабельные ликвидировались сельские кирпичные заводы, при которых существовало и гончарное производство. А в девяностые годы спрос на гончарную продукцию опять возрос, но оказалось, что на весь Даниловский район остался один верный своему ремеслу 77-летний мастер А. К. Каракулин, 1951 года в деревне Частилово завел свою гончарню в помещении старой бани. Свои изделия мастер вытягивал из целого куска глины «задельни» с помощью мокрой тряпки на ручном гончарном круге по двадцать – тридцать штук в день. Снятый с круга сырец ставился на полки для просушки. Высохшие на воздухе горшки мастер обливал суриком и обжигал. Этими и другими приемами ремесла, Александр Кузьмич готов был поделиться со всеми желающими, но даже ни один из его сыновей не захотел перенять отцовский опыт.

На этом, к сожалению, традиция гончарства в Даниловском районе закончилась. Ведь если еще в семидесятых годах гончары Даниловского района продолжали работать и даже по заказу Ярославского музея-заповедника изготавливали часть своего традиционного ассортимента – горшки, кувшины, ванночки для купания детей, молочники, опарники, то экспедиция музея, проведенная в 1988 году, зафиксировала отсутствие промысла.42 Однако, несмотря на этот печальный факт, необходимо запечатлеть то лучшее, что было создано многими предшествующими поколениями мастеров, как ориентир для возможных последователей возрождающегося ремесла.

Итак, даниловские гончары изготавливали самую разную гончарную утварь. Основные виды местной гончарной посуды сохранились в собрании Даниловского народного музея. Это, прежде всего, крупные изделия – опарницы, противни, тазы, рукомойники, подойники, а также мелкие вещи – кринки, чашки, горшки, молочники, дымари и пр. Местные дымари имели форму груши с очень длинной горловиной. Этот вид глиняных изделий встречался довольно редко, как и гончарные чайники. Столь же редки по форме местные щанки-двоешки, где два горшочка соединены не одной полукруглой ручкой, а тремя перемычками.

Местные опарницы также мало отличаются от множества сосудов подобного назначения, встречающихся повсеместно – у них резко расширяющиеся кверху прямые стенки, увенчанные валиком. Их скромный, но подчеркивающий характер формы декор, часто в виде ритмически стекающих капель белого ангоба, дополняется зеленоватой с бесцветными вкраплениями поливой.

Скромность декора, либо его полное отсутствие характерно для многих гончарных изделий, собранных в Даниловском районе. Хотя есть примеры и довольно интересных декоративных решений. В частности, в роспись одного из кувшинов введена выполненная белым ангобом надпись, указывающая на точное время его изготовления.

Среди сохранившихся в Данилове и его окрестностях глиняных изделий, встречаются высокие цилиндрические бутыли для бальзама с маленьким горлышком и петлевидной ручкой на плечиках.

В деревне Бабурино преобладали поливные вместительные сосуды, с широким горлом, маленьким носиком и небольшой, но прочной ручкой. Их красный черепок декорирован линейным или волнистым гравированным узором и полит свинцовым суриком.

Довольно широким был ассортимент, выпускаемой посуды в деревне Ворошилки: опарники, бражницы, корчаги, кашники, крынки, цветники, тушилки и даже самовары. Одной из локальных технологических особенностей была особая рецептура «вара» из разведенного льняного семени, в котором «купали» горячее изделие. Некоторые горшки здесь, как и повсеместно, поливали суриком.

Гончарcтво Пошехонского уезда

Линейные пояски выгравированы и на корчагах (илл. 3.101 – 3.103). Плечики некоторых из них покрывает и орнамент из лощеных прямоугольников. Можно заметить, что подобный прием часто встречается на изделиях ростовского изготовления, что вполне объяснимо соседством Переславского и Ростовского уездов. Нижняя часть тулова и горловины сосудов оформлены вертикальными лощеными полосами.

Некоторые, очевидно более дешевые чернолощеные корчаги не всегда обработаны также тщательно. Но, несмотря на скромность, а порой и отсутствие орнамента и даже лощения, привлекают своей соразмерностью и целесообразностью. Такова, например, корчага на иллюстрации 3.104. У нее массивное тулово довольно редкой для корчаг формы луковицы, утолщенный край узкой горловины. Другая корчага этой группы (ил. 3.103), имеет яйцевидную форму с ровным срезом тонкого края горловины, и декорирована по энтазису и плечикам, многорядными гравированными поясками из мелких ямок, полуколец, прямых и волнистых линий.

Вышеупомянутые изделия – кувшин (ил. 3.94), кубышка (ил. 3.95) и корчага (ил. 3.104) были изготовлены известным мастером из деревни Подберезье – Ларионом Васильевичем Тимофеевым. Тулова многих его сосудов существенно расширены по средней линии, а горловины, наоборот, сужены немного больше обычного; поверхности, как правило, тщательно залощены, что компенсирует отсутствие богатого декора. Тимофеев, как и многие другие мастера Подберезья наряду с чернолощеной посудой, делал и красноглиняные поливные изделия. Наиболее характерные из них показаны на иллюстрациях: 3.107, 3.112, 3.117, 3.123, 3.127 – 3.129.

В декоративном отношении наибольший интерес среди них представляют жаровня (ил. 3.128) и горшок (ил. 3.127). Их крышки отмяты в формах с вырезанным тонким орнаментом, а фигурные хватки и ручки приклеены после извлечения крышек из формы. Тулова обоих сосудов изготовлены на гончарном круге. Овальное тулово жаровни изначально было выкручено без дна, затем слегка сдавлено с двух сторон, после чего, отдельно вырезанное из глиняного пласта дно, приклеено к тулову. Интересно, что горшок (ил. 3.127) имеет на тулове несимметричные ручки – одна традиционная петлевидная, а вторая сплющенная с тисненым декоративным элементом на конце. Оба сосуда в верхней части политы бесцветной глазурью, нижняя часть не глазурована, вероятно, для того, чтобы можно было ставить эти изделия на огонь.

По соседству с Подберезьем на берегу Вашутинского озера располагался другой гончарный центр Переславского района – деревня Вашутино. Некогда почти все жители деревни занимались выделкой гончарной посуды. «Изделия вашутинских гончаров – это вещи утилитарного назначения: кувшины для молока, горшочки-кашники, кружки, миски, удойницы. Формы их чрезвычайно просты, черепок грубоват, орнаментация сводится к гравированным на тулове тонким поперечным пояскам. В прошлом, по словам гончаров, здесь делали обварную и «синюю» посуду, лепили свистульки, сбывая их в Ростове и простую гончарную утварь. Профессионализм местных мастеров был настолько высок, что по инициативе НИИХП в том же году, осуществился перевод цеха на усовершенствованное производство керамики с целью создания там художественного производства.

До 1951 года здесь изготавливали чернолощеную керамику, а в 1966 предпринимались попытки по возобновлению ее производства. Одним из самых известных мастеров был Алексей Александрович Алексеев. Его чернолощеные изделия экспонировались в 1967 году на выставке в Ярославле, вызвав особый интерес сочетанием своей утилитарности с превосходными декоративными качествами (ил. 3.100). По заказу Ярославского областного отделения Союза художников РСФСР, мастер выполнил пробную партию черной посуды. Образцы этой посуды были представлены на областной Художественный совет по сувенирам, было внесено предложение, перевести Алексеева на производство только чернолощеных изделий, освободив от изготовления нехудожественной керамики. Но, несмотря на то, что чернолощеная посуда получала одобрительные отзывы во многих руководящих организациях, ее производство в Вашутине так и не было налажено. Парадоксально, но областное управление местной промышленности, в ведении которого находился Петровский промкомбинат, оказалось незаинтересованным в выпуске чернолощеной керамики, хотя Алексеев в месяц мог бы делать примерно тысячу чернолощеных изделий, реализовывать которые предполагалось в системе художественного фонда, что должно было дать новую жизнь возрожденной ярославской керамике.35

Гончарcтво Переславской земли

Многие ярославские гончарные центры, расположенные в отдалении от крупных городов и снабжавшие, главным образом, крестьянское население, не испытывали влияния изменчивых городских вкусов и долго сохраняли самобытность. При этом в разных промыслах возникали свои характерные особенности, хотя сходство в формах и отделке гончарных изделий можно было иногда наблюдать на довольно обширных территориях. Нельзя не учитывать в ряде промыслов и влияния отдельных мастеров, создававших новые формы, открывавших новые приемы декорирования и рационализировавших технологические процессы производства. Иногда эти новшества подхватывались и закреплялись в уже бытовавшей местной традиции, либо оставались единичными проявлениями творческого всплеска в отдельной авторской стилистике.

Проведенное исследование позволило выявить черты, придающие, как и парадным, богато декорированным глиняным сосудам, так и более скромной бытовой утвари, художественные качества. В первую очередь, это пластичность форм, полностью отвечающих назначению предметов, выверенная точность линий силуэта, соразмерность пропорций, уместно нанесенный декор. Эти качества усиливались благодаря самой технике исполнения – ручному формованию на гончарном круге, при котором каждый раз получалась неповторимая вещь. Даже если гончар выполнял изделие по определенной схеме, результат зависел не только от уровня его мастерства, вкуса и фантазии, но и от свойств самой глины.

Опираясь на выявленные характеристики, из множества гончарных промыслов, можно выделить центры с яркой художественной стилистикой. К их числу, несомненно, можно отнести ряд ярославских гончарных производств и, в первую очередь, те, которые работали в технике чернолощеной керамики. Именно в чернолощеной керамике прослеживается наиболее полное отражение лучших традиций древнего гончарства. Чернолощеную или, как ее еще называли, «синюю» посуду производили во многих русских губерниях – Московской, Пензенской, Калужской, Вятской, Рязанской, Тверской, Ярославской, но Ростовская и Переславская керамика на юге Ярославской губернии имеет самобытные черты. Ей присуща особая гармония пропорций, где ладно скроенные объемы, получали изящный силуэтный рисунок. Тщательность отделки и безупречное соответствие декора характеру формы, способствовали созданию целостности композиционного строя сосуда, повышали его декоративность. Множество вариаций форм, рисунков лощения, способов размещения гравированных и выпуклых декоративных элементов было бесконечным, при этом каждая вещь была неповторимой.

На севере Ярославщины чернолощеная керамика хотя и встречалась, но и количественно, и качественно уступала более развитой поливной керамике. Большинство поливных изделий обладали убедительно цельными пропорциональными формами и деликатно подчеркивающим их декором. Многие красноглиняные глазурованные кувшины, некоторые корчаги, а также отдельные образцы малых гончарных форм, декорированы интересными геометрическими и растительными ангобными орнаментами. Среди них – отпечатанные белым ангобом с помощью кольцевого штампа пояса, состоящие из переплетенных белых колец, концентрических окружностей или окружностей с точкой в центре, реже – белые вертикальные полосы или группы белых ангобных точек, собранные по пять – шесть штук, так, что образуют наивное изображения цветка. Некоторые ярославские изделия декорированы поясами белой ангобной росписи, набранными из крестов, ограниченные сверху и снизу белыми линиями, либо рядами вертикальных штрихов, набранных по три или четыре с промежутками в шахматном порядке. Один из самых необычных орнаментов – четырехлистник, подчеркнутый рядами белых ангобных точек.

Бытовал также прием украшения гончарной утвари зооморфными мотивами, главным образом, изображением рака. Декор некоторых поливных изделий обогащался оттиснутыми в отдельных формочках рельефными деталями, лепными фигурками, штампиками и гравированными элементами. Цветовая палитра глазурей не отличалась большим разнообразием – от бесцветного или зеленоватого – до темно-коричневого, что, однако, не мешало созданию высокохудожественных изделий. Распространенный способ покрытия зеленовато-желтой с бесцветными вкраплениями глазурью, иногда по предварительно загрунтованному белым ангобом черепку, был популярен во всем ярославском гончарстве, как на севере, так и на юге региона.

Собранный и систематизированный в диссертации материал по ярославскому гончарству, приобретает особую ценность при восстановлении и дальнейшем развитии традиций местной керамики. Анализ художественных особенностей ярославского гончарства показывает, что оно занимает видное место в наследии отечественного народного и декоративно-прикладного искусства.

Традиции местного гончарства – это результат многовековой плодотворной работы с природными глинами, о чем говорят высокая пластическая культура формообразования, строгая логика введения орнамента, его простое и в то же время изысканное композиционное решение, цветовая гармония. Ярославской керамике в целом присуща конструктивная обусловленность пластики форм, сдержанная тональность декора.

В настоящее время наблюдаются попытки сохранения местной гончарной традиции. Опыт некоторых действующих ныне на территории Ярославской области мастерских, убеждает в возможности возрождения гончарства, как промысла. Популярность производимых здесь принципов, обещает развитие интереса к традиционной керамике. Представляется, что форма организации труда современного гончара по примеру таких мастерских, где созданы условия, максимально приближенные к традиционной структуре местного промысла, является перспективной. При этом следует понимать, что народное гончарство, бытовавшее в определенной исторической обстановке, не может быть восстановлено в своем первоначальном виде в эпоху, с изменившимися культурными и экономическими условиями. Ведь быт села, где в прошлом использовалась, преимущественно, глиняная посуда, сегодня всё больше наполняется элементами городской жизни, а в городе, наоборот, народные изделия выступают в качестве предметов искусства, хранящих отголоски русской старины и теплоту рукотворной вещи.

Однако возрождение традиций не может быть делом одиночек, необходимо участие местных администраций в деле поддержания интереса у населения к народным традициям. Немаловажную роль в восстановлении народных художественных традиций играет и эстетическое воспитание молодежи, популяризация в ее среде традиционной культуры, проведение экскурсий, мастер-классов, фестивалей, организация краеведческих клубов, где можно не только в теории, но и на практике изучить исконные ремесла родного края. Такая работа могла бы помочь воспитанию тонких ценителей традиционной культуры.

Проведенное исследование направлено музейным работникам, научным сотрудникам, работающим с традиционной керамикой, студентам и мастерам – керамистам. Оно может способствовать грамотной работе с традиционным материалом, а также послужить привлечению дополнительного внимания к традиционной культуре.