Введение к работе
Актуальность темы. В диссертации определяется место и значение традиции керамического производства как в области формы, так и в области орнаментики на территории Афганистана в творчестве современных афганских мастеров-керамистоь - как народных, так и профессиональных. Однако, было бы ошибкой рассматривать названный материал обособленно, без сравнительного его анализа с керамикой сопредельных Афганистану стран в напм дни. Укажем здесь хотя бы на керамику Таджикистана (входившего, как и Афганистан в средние века в единую державу Тимуридов), представляющуюся наиболее стилистически близкой к афганской керамике. Не вызывает сомнений, что при сравнительном анализе всегда легче выявить национальное своеобразие керамических изделий того или иного исследуемого региона. Следует сразу же сказать, что подобный вопрос никогда не освещался в специальной литературе ни на персидском (дарийском), ни на русском или западноевропейских языках, представляя тем самым совершенно новый для исследования круг проблем, важных для уяснения некоторых тенденций развития творчества мастеров Афганистана новейшего времени. Именно поэтому в работе предпринята попытка дать по возможности более полный и целенаправленный исторический обзор возникновения и последующей эволюции керамического производства на территории нынешнего Афганистана. Реализация этой задачи чрезвычайно актуальна и необходима для правильного,научно-объективного и исторически содержательного понимания деятельности афганских мастеров XX столетия. На примере археологических материалов предшествующих эпох, находящихся главным образом в пока еще слабо изученной коллекции Кабульского художественного музея, стало возможным рассмотрение проблемы традиции и новаторства в практике современных керамистов, как и сама оценка значения народного творчества для профессиональных художников, работающих в области керамики. Традиция как таковая существует ныне, (по мнении автора) в двух главных своих измерениях - в конкретных произведениях изобразительного искусства и в общей духовной сфере как историческая преемственность поколений, поскольку своеобразие национального характера неизбежно накладывает отпечаток на образ мыслей и способ воспитания художника.
Вопросы возрождения керамического производства, а впоследствии и становления фарфорового производства на подлинно национальной основе чрезвычайно актуальны для Афганистана в настоящее время. Задача освоения традиции в сфере современного керамического производства в стране, профессионального обучения художников и развития народного творчества еще не получили своей необходимой теоретической разработки в специальной литературе, о чем уже говорилось. Поэтому автор выражает надежду, что предлагаемый им обзор и анализ немногих источников, как и новых изобразительных материалов, впервые введенных в научный оборот, помогут дополнить представления об искусстве керамики Афганистана текущего столетия.
Целыо исследования является дать по возможности наиболее полное рассмотрение имеющегося современного художественного материала (как афганского, так и таджикстого), описать формы, орнаменты и техники изготовления керамических изделий; провести между ними сравнительный анализ традиционно орнаментальных мотивов, выявив особенности последних в афганской керамике. Необходимым представляется также определение преемственных черт в орнаментике современных афганских изделий и оценка их значения в развитии искусства керамики в целом. Диссертант ставит своей задачей выявить основополагающие элементы орнаментального декора на территории Афганистана, систематизировать типологию основных орнаментов и композиционных схем. Представляется интересным коснуться также отличий таких понятий, как "профессиональное" искусство художника-керамиста и "народное творчество". Самые незначительные, на взгляд автора, элементы орнамента скрывают смысл, который бывает понятен только создателю произведения; раскрытие, расшифровка этого содержания - важная, интересная задача, достойная внимания каждого специалиста-искусствоведа. Значительное место в решении этой общей задачи отведено рассмотрению всей предшествующей истории рационального керамического производства, связанной с изготовлением кашинных и люстровых изделий в период средневековья, предназначенных для высоких слоев общества, а также используемых в народном быту вещей различного назначения, формы и декорировка которых на протяжении столетий претерпевали лишь самые незначительные изменения, поскольку на первое место в этом случае всегда ставилась функциональность. Вполне очевидно, что без выявления богатейшего опыта мастеров-керамистов средне-
вековья и общих наследственных черт вряд ли возможно должным образом оценить традиционную .направленность методов и приемов современных афганских мастеров. Отмеченная тенденция к ориентации на традицию позволяет говорить о сложении определенных качественных критериев керамики Афганистана, равно как и об индивидуальных манерах профессиональных афганских художников и, что особенно важно, о методах, приемах различных керамических центров современного Афганистана, где работают народные мастера.
Научная новизна диссертации состоит в том, что по существу впервые в советском и афганском искусствознании предпринята попытка проследить общий ход эволюции современного керамического производства Афганистана, поскольку имеющаяся по теме литература освещает поднятый вопрос чрезвычайно кратко, поверхностно и упрощенно. Сформулированная уже в самом названии работы проблема, по мнению автора, по-новому проецирует художественный опыт прошлого на творческую практику современности, намечая таким образом еще мало раскрытые возможности и перспективы познания основ национального искусства.
Практическая.ценность работы заключается в выявлении закономерностей развития искусства керамики Афганистана, неотделимых от особенностей исторических и культурных судеб страны. Вполне оправданно поэтому стремление к значительно более последовательному и полному рассмотрению, чем это делалось до сих пор в существующей литературе, обширного материала по современной афганской керамике, и это - первоочередное практическое значение настоящей диссертации.
Апробация работы была произведена на кафедре керамики Высшего художественно-промышленного училища им. Б.И.Мухиной.
Объем и структура диссертации^ Представленная к защите работа, изложенная по историко-хронологическому принципу, состоит из двух частей. I часть - 1а7 страниц машинописного текста, включающих две главы, заключение, список литературы, 2 часть -альбом, состоящий из По фотографий, иллюстрирующих текст диссертации.
- A -