Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции народного искусства в монгольской скульптуре ХХ века Жалцавын Энхтувшин

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жалцавын Энхтувшин. Традиции народного искусства в монгольской скульптуре ХХ века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Москва, 2000.- 154 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-17/49-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Скульптура Монголии, как самобытное явление занимает определенное место среди скульптурных школ мирового искусства.

Исключительное тяготение к скульптуре, к рисунку, к выразительности формы, в определенной мере вытекает из глубинных традиций монгольской национальной культуры с ее развитой орнаментикой в вышивке, росписи и резьбе по дереву, а также связано с буддийской изобразительной традицией, с ее безукоризненным изяществом формы и во многом соответствует внутренним граням национального темперамента и народного вкуса монгольского народа.

Необходимость изучения проблем современной монгольской скульптуры, ввиду их недостаточной освещенности в отечественном искусствознании, определяется объективной ценностью этого материала, связанного, прежде всего, с наследием традиционной монгольской скульптуры. Здесь уместно вспомнить о прекрасных мастерах, таких как С.Чоймбол, Н.Жамба, А.Давацэрэн, Данзан.

В развитии современной монгольской скульптуры можно условно выделить четыре основных стилистических линий:

восходящая к "мифологическому типу сознания", представлена творчеством самодеятельных художников - мастеров художественного примитива. В их число входит талантливый народный умелец Гомбожав, творивший в первой четверти XX века, который умел свежо и остро интерпретировать окружающую действительность. Это направление можно назвать фольклорным;

ориентированным на буддийское художественное наследие, богатой разнообразными вариантами его утонченной стилизации. Сейчас, в 90-е годы XX века, благодаря демократическому строю идет процесс возрождения традиционной школы. При храме Гандана открылся духовно-религиозный институт, где на кафедре изобразительного искусства «Урлахуйн ухаан» молодые ламы изучают основы культово-религиозной пластики;

традиционно-реалистическое искусство профессиональных художников, получивших, как правило, академическое образование, пропагандирующих европейскую художественную традицию лепки с натуры и т.п.;

авангардистское направление, богатое художественной новизной, несмотря на относительную "молодость", является одним из ведущих и имеет свою школу под названием "Ногоон морь", что в переводе означает "Зеленая лошадь".

Выдвигаемая в связи с этим проблема преемственности традиций и ее функционирования в современной художественной культуре республики может быть рассмотрена в разных аспектах. С одной стороны, необходимо затроігуть вопрос о её особенностях формирования национальной скульптурной школы, о взаимоотношениях между профессиональной и самодеятельной скульптурой. Другая часть проблемы непосредственно примыкает к предыдущей, касается, прежде всего осмысления и интерпретации буддийского наследия современными монгольскими художниками.

Цель и задачи работы. Целью диссертации является рассмотрение эволюции монгольской скульптуры, преимущественно светской, на протяжении XX

века. Автор стремился показать, как на основе реалистических традиций искусства ваяния, пришедших в монгольскую пластику с Запада, главным образом из России, в Монголии складывается самобытная скульптура. При этом автор учитывал значимость традиционного буддийского и фольклорного начал, которые не могли не оказывать воздействия на зарождение и становление светской скульптуры Монголии.

Предметом исследования данной диссертации является, главным образом, монгольская скульптура XX века, рассматриваемая и изучаемая в хронологическом порядке, а также процесс преемственности поколений в монгольском искусстве. Автор стремился показать процесс формирования и развития скульптуры от ее зарождения до современного этапа при этом диссертант поставил перед собой следующие конкретные задачи:

проследить основные истоки скульптурной традиции, включая "шаманское искусство", народную орнаментику и буддийскую скульптуру;

характеризовать особенности пройденных монгольской скульптурой этапов, их преемственность, сходство, различие, своеобразие поисков;

показать становление и формирование отдельных видов скульптурного искусства;

выявить творческие индивидуальности ведущих скульпторов Монголии и проанализировать их произведения;

проследить интернациональные взаимосвязи монгольской скульптуры с другими национальными школами евразийского ареала.

В свете вышесказанного автор поставил перед собой следующие задачи:

  1. Проследить особенности художественной ситуации в Монголии в начале первой половины XX века в аспекте проблемы соотношения светского направлення в скульптуре и творческого формирования и становления целого поколения скульпторов.

  2. Выявить художественное значение участия монгольских скульпторов в теории и практике переустройства городов, проанализировав не только отдельные памятники скульптуры, но и более общие результаты влияния пластики на градостроительное мышление эпохи.

  3. На материале скульптурных рельефов монгольских мастеров проследить основные тенденции развития рельефа в Монголии, перемены в образной структуре и стилевых особенностях композиций, а также принципы взаимодействия скульптурной декорации с архитектурным обрамлением и замыслом архитектора в целом.

  4. Рассмотреть особенности парковой и декоративной скульптуры, воплотившей в себе фольклорные мотивы и использовавшей образы героев народных сказок и легенд для создания интересных в тематическом и стилевом отношении произведений этого направления.

  5. Систематизировать и охарактеризовать в целом проблему соотношения различных стилевых направлений в скульптуре.

Источники исследования и библиография. Источниковедческую базу настоящего исследования составили скульптурные произведения, которые изучены автором в мастерских художников Монголии, на монгольских и зарубежных выставках, в фондах Исторического музея Галерея Современного Искусства Монго-

лий (Улан-Батор), в Изобразительного Искусства Монголии (Улан-Батор), в экспозиции Музея резиденции Дворца Богдо-Гэгэна (Улан-Батор), в экспозиции музея Чойджин-Ламайн сумэ (Улан-Батор), храма Гандан-Тэгчилина (Улан-Батор), в фондах Музея искусств народов Востока (Москва), Эрмитажа (Санкт-Петербург). Автором изучены архивные материалы в архиве Санкт-Петербургской Академии Художеств.

В изучении монгольской скульптуры и ее эволюции можно выделить два этапа, Первый связан с памятниками, так называемого, "шаманского" искусства и "звериного" стиля ("оленьи камни", "каменные бабы" и т.д.). Подробным изучением этого периода занимался замечательный исследователь А.П.Окладников, который отдельным вопросом выделял проблему семантики древнемонгольского тератологического орнамента.

Буддийская изобразительная традиция, представленная образцами культовой пластики, стала темой научных трудов таких ученых, как Б.Бородин, И.Кириллов, О.Ковалевский, С.Ф.Ольденбург, А.М.Позднеев и др.

Период после революции и конца 1950-х годов ознаменован многими археологическими раскопками и изучением оленьих камней, каменных изваяний и т.д. Этот период связан с собирательской и научно-исследовательской деятельностью отечественных ученых (Н.Сэр-Оджав, Д.Наваан, Х.Пэрлээ, Д.Дорж, Ц.Доржсурэн и др.).

Следует также упомянуть наиболее емкую работу, посвященную древней скульптуры на территории Монголии: В.В.Волков, Э.А.Новгородова —«Оленьи камни» Ушкийн Увэра (Монголия)//Первобытная археология Сибири. - Л.,1975.

Новый этап в изучении монгольской скульптуры, отмеченный не только накоплением фактического материала, но и началом его теоретического осмысления и анализа, начинается в 1970-е годы.

Впервые вопрос о монгольской скульптурной школе, как о сложившемся ярком явлении в реалистическом искусстве республики, по новым жанрам и сюжетам был поставлен И.И.Ломакиной. (Изобразительное искусство социалистической Монголии. -Улан-Батор, 1970). Развитие монгольской скульптуры систематизировано в книге Н.А.Виноградовой (Искусство стран Дальнего Востока. - М, 1979).

Необходимо отметить также книгу монгольского доктора исторических наук Д.Майдара (Памятники истории и культуры Монголии. - М., 1981).

Существенный вклад в изучение современного изобразительного искусства республики внесен работами Л.Сономцэрэн (Древнее изобразительное искусство Монголии. - Улан Батор, 1971; Современное монгольское изобразительное искусство. - Улан-Батор, 1968; Вопросы истории, теории изобразительного искусства МНР. - Улан-Батор, 1987); в соавторстве с Л.Батчулууном (Краткий очерк монгольского изобразительного искусства (1921-1980). - Улан-Батор, 1989) и др.

В ранней публикации, посвященной анализу современного состояния монгольской скульптуры (Изобразительное искусство современной Монголии. Т.1. 1921-1940. -Улан-Батор, 1976), Сономцэрэн ставит проблемы собственно скульптуры, как своеобразного явления в современной художественной жизни республики. Он показывает как реалистические традиции, пришедшие в монгольскую пластику,

главным образом, из России, в Монголии складываются в самобытное явление светской скульптуры.

Вплоть до начала 1980-х годов практически мало изученным оставался вопрос об изобразительной традиции дореволюционных годов, о творчестве полузабытых мастеров традиционной народной скульптуры. В этом направлении большой вклад в изучение монгольского изобразительного искусства внесен работой Н.Цултэма (Изобразительное искусство Монголии с древнейших времен до XX века. - Улан-Батор, 1982), а также серией альбомов (Выдающийся скульптор Дза-набадзар. - Улан-Батор, 1983; Декоративно-прикладное искусство Монголии. -Улан-Батор, 1987; Скульптура Монголии. - Улан-Батор, 1985; Архитектура Монголии. - Улан-Батор, 1985) и т.д.

В указанных выше работах затрагиваются лишь отдельные аспекты скульптурного искусства, целостного же, всестороннего исследования формирования и развития данного вида искусства в Монголии, начиная с истоков до современности, до сих пор не осуществлялось.

Проблемы традиций и современности в творчестве монгольских художников-скульпторов нуждаются в постоянном научном и критическом осмыслении, для чего необходимо создание обобщающего труда по монгольской скульптуре.

Научная новизна. Настоящая работа является первой попыткой собрать и проанализировать обширный и разнообразный материал монгольской скульптуры. Сделана попытка преодолеть диспропорцию в изучении монгольской скульптуры, вызванную недостаточным вниманием к буддийской скульптуре, лишившейся многих своих талантливых мастеров, под влиянием тоталитаризма с его стремлениями к всеобщей нивелировке в угоду пропаганде социальных идей.

Между буддийским и реалистическим искусством существуют явные различия, но просматривается в то же время общий и единый принцип, который заключается в том, что от художника-мастера требуется высокая культура и глубина чувства, огромный труд и терпение, всесторонние знания и мастерство на самом высоком уровне. Некоторые работы художников светского направления выполнены по аналогам традиционной скульптуры из папье-маше, что доказывает, что при всем различии между буддийским и светским искусством, использование технологии храмового искусства удачно дополняло и развивало искусство, далекое от религии.

Научная новизна работы определяется как выбором малоисследованной области, так и предполагаемым подходом к теме: критическим анализом современного художественного процесса, выработкой методологии критического и аксиологического подхода к явлениям современной монгольской скульптуры.

В данном контексте автор стремился осмыслить ряд теоретических проблем: национального своеобразия монгольского искусства, выражения этнического самосознания монгольского народа в изобразительном искусстве, а также художественной специфике скульптурных искусств.

Диссертантом собран, систематизирован и подвергнут анализу обширный материал, освещающий данную проблему, введен в научный оборот ряд неизвестных прежде имен и скульптурных произведений (из храмов, из фондов музея Изобразительных искусств Монголии и т.д.), сделаны первые шаги к написанию исто-

рий монгольской скульптуры на протяжении длительного промежутка времени, начиная с истоков до современности, выявлены основные этапы и ведущие тенденции этого вида искусства.

Практическая значимость работы состоит в том, что она восполнит пробел в монгольском искусствознании. Ее положения и выводы могут быть использованы при разработке исторических и теоретических проблем отечественного искусства, написании монографий о творчестве отдельных художников, в преподавательской и музейной практике по истории монгольского изобразительного искусства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка примечаний и библиографии. Диссертация дополнена альбомом прорисовок и цветных репродукций.