Введение к работе
Актуальность темы. Актуальность исследуемой темы определяется современными задачами развития художественных традиций народного моделирования и исследования народных-традиций в их наиболее общем философско-культурном значении. Традиции рассматриваются как конкретны!* творческий опыт человечества.
Особую актуальность приобретает комплексное изучение традиционных видов народного декоративного искусства (тканей, вышивки, набойки и др.), их взаимосвязи и взаимовлияния, а также их роли в создании ансамблевого искусства костюма в системе культуры народа. В развитии его как целостного ансамбля постоянно действует закон традиций. Художественно-образная структура определяется обрядовой, ритуальной и другими функциями.
Народный костюм непосредственно входит в сферу материальной и духовной яизни народа» Он аккумулировал различные традиционные виды народного декоративного искусства, художественные принципы, методы формообразования, выработанные в результате коллективного опыта определенного региона. На Украине выделяется как особенно художественно ценный народный костюм Подолии. Это историко-отио-графический регион, включающий Тернопольскую, Хмельницкую, Винницкую и север Одесской области.
Богатые художественные традиции подольского костима « источник творчества современных художников-лрофе сионалов и народных мастеров. Целостное теоретическое осмысление костюма Поделки важно в плане прогнозирования новых тенденций в искусстве моделирования,
исследование отвечает поставленным задачам и акту-гльннм учебно-воспитательным и практическим требованиям.
Цель работы заключается в комплексном историко-хувопьетионном изучении костюма Подолии как сложного ансамблезого вида искусства, самостоятельней целостности в системе художестзенной.
культуры. Поставлены аадачи исследовать основные пути исторического процесса стлновления и развития народных традиция в аспекте анализа роли материала, вопросов технологии изготовления материалов, из которых создали разные компоненты одежды, ее формообразование, орнаментально-композиционное» колористическое реаение и принципов трактовки объемно-пространственной структуры костюма. Исследование отих вопросов важно для разработки практических рекомендації по развитию искусства современного моделирования.
Одна из оснозных задач диссертации » определить жизнеспособность традиций народного костюма Подолии, способы их оптимального развития на современном этапе. В диссертации подольская одежда» . ео художественные традиции исследуются комплексным методом, с учетом данных смежных каук: этнографии, фольклористики, общего искусствознания, что позволяет расширить представления о народном костюме как части материальной и духовной культуры народа.
Поставлена также задача изучения народного костюма как художественного ансамбля, в котором вгаимосвязаны части и целое в композиционное и колористическое единство с взаимосогласованностью всех элементов.
Научная новизна исследования в том, что впервые теоретические вопросы костюма рассматриваются комплексно в тесной связи с другими видами искусства. При этом костюм Подолии впервые анализируется на всем протяжении его развития. Зопросы становления и генезиса художественных традиция одежды Подолии ранее не исследовались. В атом плане настоящая работа восполняет пробелы искусствоведения.
Даннач диссертация характеризуется новизной и в аспекте введения в научный обиход особенностей ансамблей народной одежды разных районов Подолии. Автором проведена классификация и типо-логизация осноаных ее компонентов, составляющих содержательную
целостную картину образно!» системы. Костюм тесно связан с обцей художественной культурой украинского народа» Это первое исследование костюі.та Подолии в контексте народно!? художественно" культури»
В работе ярко выражены локальные разновидности ансамблевых структур, степень взаимодействия их с элементам одежды других народов: русских, молдаван, греков, болгар» поляков и др.
Предметом диссертационного исследования язляются фондовые собрания одеждыt тканей музеев Москвы, Ленинграда. Клева, Львова, Винницы, Хмельницка, Каменец-Подольска, Могилев-Подольска, Тернополя, Залис;ик, Е^рцева, Некирова, Куковки и др. Изучены таже материалы полевых исследования в селах Подолии, частных коллекций; работы, экспонировавшиеся на различных выставках, в творческих лабораториях Домов моделей Киева, Львова, Черновицкой фабрики художественных изделий им„ Ю.Оедьковича, произеодствеино-художест-венного объединения "Винничаяка" и др. Еолыцу» ценность представляют рукописные фонды в ИКОЭ им» ^„Рыльского АН УССР, архив Русского географического общества в Ленинграде.
Методологическая основа исследования..
Соответственно с задачами изучения предмета, его художественной природы автором применялся ряд методик искусствоведческого анализа. Использовал сь сравнительно-исторический и структурно-типологический кетоды, что дало возможность проследить закономерности становления и развития традиций народного костюма Подолии. Проведена типолегизация композиционной структуры, орнаментальных мотивов и евг.етез, их терминологии и хі'ДОл:сстБОнко-4іункциональной роли в систеке декора костюма. Для исследования локальных художественных особенностей использовался иетод реконструкции. Выделены локальные комплексы наро/ного костюма Подолии»
Проблема преемственности традиций, общая для всеЯ худстсест-
венной культуры, требует серьезного теоретического осмысления, глубоких знаний вопросов искусства костюма.
3 роботе над диссертацией использовался научно-методический опыт, теоретические концепции, изложенные в трудах В.'.!.Василенко, Г.К.Вагнера, В.С.Боронова, МД^Неирр^овой. В.М.Ве?мара, И.Я.Богуславской, Г.С.Масловой. С.Б.Рождественской и др.
Ваяние сведения о народное одежде Подолии содержатся в работах Я.Ф.Головацкого, П.П.Чубинского, А.Зарембского, А.Прусеви-ча, Ф.К.Волкова,,В.Г.Крыжановского, В.Гогенмейстера я др.
Непосредственно -роблемам одежды как историческому источнику посвящены работы К.К.Стамерова, К.И.Матейко; как произведению искусства - работы Е.Л.Кульчицкой, И.В.Гургулы, Р.В.Чугай.
Особенно вакны разработанные Г.С.Гориной вопросы композиции формы костюма и способы ее моделировалил применительно к пластической выразительности материала, выделения значения народных градаций моделирования.
Практическая ценность работы заключается в возможности применения ее выводов в современной художественной практике, а таете в дальнейшем осмыслении худі .шиками-професскон&лами и народными мастерами задач развития художественных традиций искусства моделирования. Проведенное исследование может быть использовано в учебно-методической работе художественшог вузов, разработке учебных программ и методической литературы по декоративно-прикладному искусству, при чтении лекций по теории искусства, при подготовке спеукурса по ьетории костюма, п^-и выполнении практических заданий по композиции костюма, б музейной" практике.
Апробация материалов осуществлялась на научных конференциях Льповгкого государственного института прикладного и декоративного искусства (25 февраля УХА г., 21 уарта IS85 г., 9 сентября lS86r., 22 апреля 1967 г., в 1Й.Э г.), ксучных историко-к^аеведчеекпх кок-
ференциях (г.Винница, 6 сентября ISS8 г.. г=Тернополь, 10 апреля 1990 г.), в выступлениях в печати.
Структура диссертации. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, примечания. В приложения вошли библиография, по данной теые, список художников и народных мастеров, альбом фотоиллюстраций.