Введение к работе
Актуальность темы данного исследования определилась необходимость:; чёткой научной оценки такого явления, как сюрреализм, его значением в процессе формирования современной западней эстетику, и искусства.
" Критический анализ сюрреализма, его истории, методологии и художественной практики даёт возможность судить о правомочности вдвигаемой альтернативы реализму в лине "новой реальности" - модели иллюзорного миротворчества, позволяет сделать вывод о глубинной сущности взаимодействия иррациональных филосоіско-зстетичес-ких концепций к нивописи сюрреализма, обусловленной социальными процессами в современном капиталистическом обществе. Сюрреализм, как явление сложное, неоднородное, объединившее вокруг себя немало известных представителей модернизма и вобравшее в себя все край-кости культуры упадка, является вопросом, требующим глубокого всестороннего исследования. Постановка вопроса о перспективности сюрреализма в практике современного западного искусстза и сегодня актуальна. Именно сюрреализм оказал особенно активное воздействие на с:аноЕление современных форм западной "массовой культуры", ста-ъ-~:. популяризатором направления в его стандартизированном, ути-
литарном проявлении. Анализ практики сюрреализма и его <}.илософс-ко-эстетических принципов позволяет сделать вывод о психофизиологической интерпретации им природы искусства и мастерства художника, опирающихся на приёмы контраста, противоположения, оппозиционности, результатом действия которых является эстетический катарсис.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется важностью вышеперечисленных задач,в .процессе диалектико-материалистического анализа которых мы подходим вплотную к концепции дегуманизации, согласно которой эстетическое освоение реальности, доступное лишь немногим, осуществляется путём преодоления объекта, заимствованного из жизни, с помощью фантазии художника, отбрасывающего в своём творчестве доступные обычному восприятию свойства "эстетики осваиваемой действительности". Внутренняя логика спора нового века с предшествующим» несмотря на декларации первых теоретиков авангарда, не смогла ограничиться только "разрывом", она вынужденно обратилась заново к тем проблемам, перед которыми остановился XIX век. Дегуманизированные методы новейшего искусства, осуществив отказ от нравственных идеалов, от изображения вещи как сна есть, отринув логику и разум /предприняв дера-ционализацию/, остановились перед проблемой "познать самого себя". Таким образом, человеческое начало оказалось неистребимо, став главным нервом новаций западно-европейского искусства, включая и модернизм.
Целью настоящего исследования является марксистско-ленинский критический анализ художественных процессов в сюрреализме при учёте социального функционирования этих процессов в сфере современного капиталистического общества.
- В процессе работы автор стремится раскрыть общие закономерности эволюционного развития шилософско-эстетических концепций и
практики сюрреализма, их обусловленность общественно-политическими процессами в системе современного капитализма. Конечная цель -выявление методологических особенностей художественной практики сюрреализма, непосредственно связанной с философско-эстетически-ми концепциями иррационализма.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные работы К. Маркоа, . Энгельса и Ь. И. Ленина, е которых классики марксизма-ленинизма разработали подлинно научную теорию о литературе и искусстве.
Анализ проблемы основывается также на трудах по марксистско-ленинской эстетике, в которых даётся критический анализ современней западной философии, эстетики и искусства: исследования Г. В. Плеханова "Эстетика и социология искусства", А. В. Луначарского \"05 изобразительном искусстве", В. В. Ванслова "Прогресс и искусство", К. Ф. Овсянникова "Искусство и капитализм", М. Л. Лиірица "Искусство и современный мир", Л. Я. Рейнгардт "Современное западное искусство" и т. д.
В диссертации содержится анализ эстетических концепций, по-лучивдих широкое распространение на Западе, по разному трактующих сущность сюрреализма: сторонников социально-психологической концепции, пытающихся отыскать истоки сюрреализма исключительно в настроениях художественной интеллигенции; авторов естественно-научной концепции, связывающих тенденции сюрреализма с открытиями в естествознании; представителей эстетической концепции, объясняющих феномен сюрреализма действиями внутренних законов развития искусства. Как правило, в концепциях отсутствует целостное представление о сюрреализме, возникновение и распространение которого тлело и социально-экономические, и гносеологические, и философ-ско-эстетические и художественно-психологические основания.
Научная новизна исследования заключается в том, что ранее
методологические особенности художественной практики^сюрреализма
не рассматривались как результат воздействия иррационалистичес-ких философско-эстетических концепций в их обусловленности социальными процессами современного капиталистического общества.
Диссертант пытается дать по возможности целостное представление о сюрреализме, усматривая необходимость такого подхода к проблеме в том, что иначе наше представление об эволюции эстетической мысли' Запада и художественной практики направления будет неполным.
Основные положения и выводы работы позволяют дополнить теоретические аспекты проблемы взаимодействия и взаимопроникновения иррациональных философско-эстетических концепций и искусства сюрреализма в художественной культуре капиталистического общества.
Задача настоящего исследования - реализация поставленной цели посредством решения следующих вопросов:
-выявление процессов, стимулирующих появление и дальнейшее развитие сюрреализма;
-определение идейно-теоретических и философско-эстетических основ сюрреализма с последующим критическим анализом; -критический анализ теории художественного творчества -вашого звена сюрреалистической эстетики; -проблема художника и общества, искусства и действительности в рамках сюрреалистической эстетики, выявление её сущности;
-определение политической позиции сюрреалистического движения - основополагающего фактора эстетики сюрреализма; -критический анализ художественной практики направления -стилевых модификации, эволюции системы принципов создания произведений;
-определение места и значения сюрреализма в современной художественной культуре Запада.
Практическая значимость-диссертации заключается в её позна-зательности, так как в условиях современной действительности важно знать как складывались и развивались в художественной и эстетической культуре Запада различные направления авангардистского искусства. Исследование, где с позиций марксистско-ленинской эт-тетики автор стремится к объективному истолкованию фактов становления и развития сюрреалистического движения с- последующим теоретическим обобщением, аргументированно определяющим сущность рассматриваемого явления, практически значило в качестве познавательного материала для широких масс нашего общества.
Структура диссертации. Представленная к защите работа, построенная по историко-теоретическому принципу, включает: введение, ?рл главы основного содержания, заключение, приложение /хронологические данные основных событий в истории сюрреалистического движения/, библиографию. К диссертации приложен альбом с фотографиями, иллюстрирующими её текст.