Введение к работе
Народний костш - одно пз саїліх ярких проявлений культурн каддого народа. В пєи выявляются связь с природой, особенности уклада етзнп, зстетика, социальные отношения и шровоззреппо парода. Исследуя народній костям, необходимо аналпзяровать его на грех уровнях: функцзональном, содор=зтальноа и худодзственно?,!, так как эти позиции тесно взаимосвязана.
История одедяи восходит к глубокой дрэвлостп. Происхсгяеяпз костила способствовала ого утилитарное назначение - защита от но-гадательного воздействия внеанеЗ среды (три, холода, доядя, спо-га, ветра и т.д.). 7зе па садсс ранних стадиях своего существования костил нгал и символическую (еогорлзтеліную) Зуякпдз. Его различные фора, цветовое рсшенпо п укргпенпя символизировали пли повторяли ']>ор:н природы. Отделите компопопты одэяда пмзлн ізгз-ческое значение. Ого годно наблцгдть в основном в обрядовой одоз-да Ст.энснпэ Головине убори, свздебкпз лицовнз запавоспя горлах таддичен и т.п.). При изготовлена одеют, наряду с другая фупк-цжсп (утилитарной, сбрлдозсЗ, поло-возрасгасй...) больное внт^п-нпо уделялось оо Г7доостеє:лїс:-7 рогізнил, что особенно ярко проявляется з праздничном костеле.
Акт^лэтость_та3. З пастсялео врсп, в стропах Содружества ::ак никогда остро стоит проблет наиболее полного использования ::зстїиіх рзсурсоз, слогивппхея пз зрстягзппз гзюгих зокез традиций, подіста тгаяпсрзльшя: культур. В русло отих тсидеіЩиЗ становится особенно актуатыял: изучениз переднего тпоичзства, разпииовпогося з оптЕ.'альтпгх для капдаго пз пародов прлродгго-клпгатячосшп я со-ігїальпс-зконсдгичесїспх условиях. Одним пз ванлс'пнн г.огпгонептоз народной культурн, пграпіпіх кличезуз роль в формировании ерода человека л єз нуделзстпенпса оформлении является костзн-л. Этии обстоятельством п обусловлен внбор тетл иаязго исследования.
Ой2ШШ2ШЗ-л5ї'Ж' S последнее v^txi у іпїсгпх исследователей все чацз преобладает таксо і.ніенпз: чтобн раскрять нудсноствеїшоо значение произведений народного творчества :гуг.сн ксгякекспкЭ подход, для которого валст.опы предпоенлпя з саглой природе искусства. Изучение таллинского народного костгт.а з основном волось с позвеш различных дисциплин, паї: истории, археологии, этнографии и т.д. Однако в них костил рассмотрен как отдельный объект каторл-альной культуры, з разрыве от художественной культурн в полем. По наке-лу мнении, костш необходимо рассматривать только в средэ
- 2 -его обнтаиш, т.е. в художественном ансамбле, в котором он взаи-цодвйотвует с природой, предметами окружения человека, в различных ситуациях с учетом обычаев и обрядов таджикского народа.
'. Дядья настоящей диссертации является не столько изучение самого тадхЕкского косткиа, сколько определение его места в система Сародной культуры. Костил является первой оболочхой человека, медиативным звеном, связывакзЕЛ его с пространством килища, с окру-саздей бытовой утварь» и прочили веку-уят. Следовательно, чтобы раскрыть художественное своеобразие народного костша необходимо представать его в качестве средства оформления самого человека.1 Дна досгизнея этой цела требовалось рэсоние следующих задач:
показать влияние прдродно-кшшатЕческЕХ и исторических условий Еа организацию народного костюма, становление п эволюцию осноеїшх е_дов и типов тадгикскоЕ народной одежды;
рассмотреть конструктивные особенности таджикского народного костил;
раскрсть образно-се;лантическое содержание злеиентов декора тад-сгкского Еародного костила;
кмелть принципы художественного оформления таджикского народного костила;
показать основополагающую роль народного костгсла в организации кародного художественного ансамбля;
обрисовать взаимосвязь костсьа с другими видами таджикского Еародного искусства.
рбъект исследования: музейные экспонаты народной одевды, эт-Еографический материал и произведения изобразительного искусства. s,i того, чтобы раскрыть семантику орнамента необходимо обратиться к дрвЕНЕЛ верованиям, ритуалам, календарным праздникам. В этой сдана неоценимую помочь нш оказывают па&ятнпкя фольклора. В насей работе к анализу прпалечены различные произведения декоратив-пс—прниладного искусства, которые непосредственно участвуют б ху-доЕОстваквса реяонпп ансамбля таджикского народного косткла. Е исследовании использованы предметы одэаду и быта таджиков, нахо-изгоея в ілузеях городов Худаанда, Пендаикентп, Jpa-тюбе ж Исфари.
Уутол. псслзтгогаеяя. Костш это слогаое явление народной культура , Баделозпов опрзделакным кляслоы и иизсзоа своеобразное худо-езотезыиоэ nipasoEio. Образно-сеь'антпчэскую и худолзствэнную систему парадного костила необходимо рассматривать во взаимодействии с скругаизсй природой, средой, создаваемой человеком и друполн
- З -элементами народной художественной культуры. Это станет возможным лишь в том случае, когда будут привлечены различные методы исследования, характерных для различных специальных дисциплин - искусствоведения, археологии, этнографии, архитектуры, фольклористики и т.п. Такой подход дает нам возможность наиболее полно оценить народный костюм как единый художественный ансамбль.
Научная новизна диссертации заклюсается в том, что данная работа представляет собо<* первую попытку комплексного исследова-"ния особенностей художественного решения таджикского народного костюма. Ее принципиальное отличие от других исследовании заключается в том, что костюм здесь рассматривается как средство оформления самого человека, а пространственные параметры его деятельности - как границы ансамбля народной культурыJ Такая постановка вопроса позволит объяснить органическую взаимосвязь одежды с народной культурой в целом и виявить новые грани костгма как явления художественной культуры.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации и используемая в ней методика могут быть положены в основу лекционных курсов в учебных заведениях, найти применение в научно-исследовательских институтах этнографии, стать важным подспорьем в работе музеев, особенно при создании экспозиций, воссоздающих общую атмосферу бытования народного костгма. Полученные результаты дадут основания для оригинальных решений модельерам одежды.
Апробация материалов диссертации. Основные проблемы исследования были изложены автором в докладах и выступлениях на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов (12-15 апреля 1990 г., г.Іенянабад), на Ленинских чтениях в МПГУ им. В.И.Ленина (8 апреля 1991 г.), на заседаниях научной сессии по итогам научно-исследовательской работы МПГУ за 1991 г. (6 апреля 1992 г.), на заседаниях кафедры истории художественной культуры МПГУ (27 марта 1992 г.).
Структура и объем работы, диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. В качестве приложения в нее включен словарь специальных терминов по таджикскому народному искусству и альбом с рисунками и фотографиями. Количество и последовательность глав определены с таким расчетом, чтобы наиболее полно и целенаправлено раскрыть содержание темы.