Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Проблема атрибуции английских ювелирных украшений XIX века .16
1.1. Историография клеймения английских ювелирных украшений 16
1.2. Опробование и порядок клеймения ювелирных украшений в Англи в XIX веке 25
1.3. Историография изучения английских ювелирных украшений, представленных на международных выставках 50-70-х годов XIX века 35
Глава II. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирной промышленной выставке 1851 года .45
Глава III. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирных промышленных выставках 60-х годов XIX века .72
3.1. Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1862 года 72
3.2. Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1867 года 108
Глава IV. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирных промышленных выставках 70-х годов 129
Глава V. Эволюция стилевых направлений историзма в английском ювелирном искусстве 50-70-х годов XIX века
Заключение .177
Библиография
- Опробование и порядок клеймения ювелирных украшений в Англи в XIX веке
- Историография изучения английских ювелирных украшений, представленных на международных выставках 50-70-х годов XIX века
- Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1862 года
- Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1867 года
Введение к работе
Актуальность исследования. Период правления королевы Виктории (1837 – 1901) считается эпохой процветания и благоденствия Англии, когда переживает расцвет художественная промышленность, в том числе, ювелирное искусство.
В данный исторический период ювелирам был доступен широкий
спектр материалов, внедрены новые усовершенствованные инструменты и
оборудование, опубликовано большое количество справочной литературы
(тематические энциклопедии, технологические пособия, альбомы
археологических находок и т.п.). Англия стала своеобразной промышленной
мастерской мира, не случайно именно здесь была проведена первая
международная выставка. Кроме того, повысившийся материальный
достаток населения, колониальная политика, интерес королевы Виктории к
ювелирным украшениям (именно в этой области она была
законодательницей мод) – все это создало благоприятные условия для расцвета ювелирного искусства.
«Викторианское» искусство по-прежнему актуально и сегодня вновь привлекает внимание художников, дизайнеров, модельеров всего мира. Не случайно в 2015 году в осенних коллекциях ведущих домов моды была представлена одежда и аксессуары в «викторианском» стиле. Это свидетельствует о непреходящей художественной ценности произведений «викторианского» периода и о том, что они могут служить эталонами и образцами для дальнейшего прогрессивного развития современного искусства, в том числе ювелирного. Поэтому сегодня на фоне повышенного интереса к художественным стилям прошлого важным становится серьезное научное исследование принципов формообразования и декорирования, технико-технологических особенностей ювелирных украшений английского историзма.
Значение данного исследования, вносящего вклад в историю искусства
и современное художественное образование, становится особенно
актуальным в связи с объявлением 2017 года «Перекрестным годом науки и образования России и Великобритании».
Степень научной разработки темы. Ювелирное искусство периода историзма привлекло внимание российских исследователей, начиная с
последней трети XX века, но они обращались в первую очередь к
собственному историческому наследию. Однако, изучение английского
искусства эпохи историзма и, в частности, ювелирного становится объектом
исследования отечественных искусствоведов только в начале XXI века, пока
еще на уровне отдельных статей. На сегодняшний день известно несколько
публикаций1, посвященных английским ювелирным украшениям периода
историзма. В серии статей можно выделить работы Г.Н. Габриэль о
«викторианском» ювелирном искусстве, но в них рассмотрены лишь
украшения из серебра и алюминия с использованием недрагоценных
материалов (шотландского агата, гагата, раковины, панциря черепахи, волос).
Одной из последних работ российских специалистов, имеющих прямое
отношение к теме настоящего исследования, является защищенная в 2015
году кандидатская диссертация В.И. Прыгова «Западноевропейское
ювелирное искусство эпохи историзма на материале Всемирных выставок». Основное внимание автор сосредоточил на художественном серебре (вазах, кубках, чайно-кофейных сервизах, шкатулках, табакерках). Поскольку тема заявлена широко, то ювелирные украшения упоминаются в общем контексте отдельных исторических направлений без подробного анализа их художественного формообразования. Рассматривая английское ювелирное искусство, автор упоминает некоторые ювелирные компании (Джон Брогден, Филлипс Бразерс, Пьюджин), которые выставляли свои изделия на выставках 50-70-х годов.
В зарубежной научной литературе, начиная с 1951 года по настоящее время, было опубликовано значительное количество работ иностранных исследователей (в основном английских), посвященных викторианским ювелирным украшениям. Однако в указанной литературе обычно только названы основные этапы викторианского ювелирного искусства и даны самые общие характеристики. Среди работ зарубежных авторов наибольший интерес представляет опубликованное в 2010 году исследование хранителя
1 Габриэль Г. Н. Английское ювелирное искусство Викторианской эпохи.//Русский ювелир. – М., 2014. – № 3. – С. 47-53. Габриэль Г.Н. Викторианская эпоха и ее отражение в ювелирном искусстве.// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.– СПб, 2014. – № 3 (19). – С. 107-112 Габриэль Г. Н. Историзм в ювелирном искусстве. Взгляд из эпохи постмодернизма. Сборник статей третьей научно-практической конференции «Цитата, реплика, заимствование». – СПб, 2009. – Вып. 3 (Т. 186). – С. 72-76.
Зуйкова Т., Пивоваров А. Особенности ювелирного искусства Британии в Викторианскую эпоху //
Ювелирное искусство и материальная культура: Тезисы докладов участников XIV
коллоквиума.//Издательство Государственного Эрмитажа. – СПб, 2005. – С. 36-38.
изделий из драгоценных металлов Британского музея Джуди Рудо (Rudoe J.)
и ведущего исследователя английских ювелирных украшений Шарлотты Гир
(Gere C.) «Ювелирные украшения в эпоху королевы Виктории» (Jewellery in
the age of Queen Victoria). Поскольку в исследование вошел широкий круг
наиболее значимых объектов, созданных как английскими, так и
иностранными мастерами, они описаны лишь в общих чертах без подробного
художественного анализа и указания технико-технологических
особенностей.
В этой связи в российском искусствознании особенно остро ощущается
отсутствие серьезных монографических работ, связанных с исследованием
западноевропейского ювелирного искусства периода историзма и
английского ювелирного искусства в частности. При этом украшения английских мастеров, представленные на выставках 50-70-х годов XIX века, до настоящего времени никогда не становились объектом самостоятельного исследования и не рассматривались с точки зрения стилевой эволюции художественных направлений историзма.
Цель диссертационного исследования: на основе культурно-исторического и искусствоведческого анализа показать своеобразие английских ювелирных украшений историзма, выделить основные стилевые направления, проследить их эволюцию на протяжении 50-70-х годов XIX века, поскольку в формах и декоре ювелирных изделий этого времени наиболее ярко отразились характерные процессы стилеобразования историзма.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
-
Для атрибуции английских ювелирных украшений 1850-1870 годов XIX века с клеймами описать систему опробования и клеймения золотых ювелирных украшений в Англии в XIX веке. Указанная система позволяет на основе клейм определить автора, место и год создания произведения, а также каратность золота.
-
Рассмотреть развитие ювелирного искусства Англии 50-70-х годов XIX века в культурно-историческом контексте, который во многом определил стилевые предпочтения английских мастеров указанного исторического этапа;
-
В рамках общей стилистики историзма выявить характерные для каждого периода художественные направления в английских ювелирных украшениях, представленных на международных выставках 50-70-х годов, и проследить их эволюцию на протяжении указанного времени;
-
Систематизировать, классифицировать и провести художественно-стилевой анализ английских ювелирных украшений, обнаруженных в печатных изданиях 50-70-х годов XIX века (каталогах, отчетах, периодических изданиях), а также в музейных коллекциях, частных собраниях, аукционах и выявить их возможные исторические прототипы;
5. На основе анализа произведений ювелирного искусства 1850-1870-х
годов выявить особенности их формообразования, конструкции,
применяемых техник и материалов. Установление этих признаков позволит
производить атрибуции английских ювелирных украшений 50-70-х годов без
клейм.
Источниковедческой базой исследования стали подлинные
ювелирные украшения, хранящиеся в музеях, частных коллекциях, а также представленные на международных аукционах. Важными источниками являлись английские периодические издания 50-70-х годов XIX века. Среди них можно назвать: Official Descriptive and Illustrated Catalogue (1851), The illustrated record of the International Exhibition (1862), Reports of artisans selected by a committee appointed by the council of the Society of Arts (1867, 1873), The popular guide to the International exhibition (1851, 1862), Reports on the classes of the Paris international exhibition (1867), Reports by the juries (1851, 1862). Значимыми оказались специальные статьи об украшениях на международных выставках, опубликованные в английских периодических изданиях XIX века (The Illustrated London News 1862, The Queen, the lady’s newspaper 1867, 1872).
Особую ценность для решения задач исследования представляли издания, содержащие графический материал, изображающий предметы из экспозиции английских ювелиров: The Art Journal illustrated catalogue, The Illustrated London News, The Queen, the lady’s newspaper, The Jewellers, Goldsmiths and Watchmakers Monthly Magazine.
Предметом исследования является эволюция стилевых направлений2
историзма в период его наивысшего расцвета (50-70-х гг. XIX века) в
английском ювелирном искусстве викторианской эпохи с определением
стилеобразующих признаков, особенностей формообразования,
декорирования ювелирных украшений английских мастеров, их
конструктивных и технологических приемов.
Объектом исследования стали ювелирные украшения ведущих английских мастеров и компаний, представленные на выставках 50-70-х годов XIX века. Эти произведения ювелирного искусства отражали последние модные тенденции и достижения английских ювелиров в области огранки, закрепки камней, конструкции и техник декорирования изделий.
Хронологические рамки работы – 50-70-е годы XIX века выделены в викторианской эпохе, поскольку именно эти десятилетия явились наиболее значимым этапом в развитии стиля историзм в английском ювелирном искусстве, а также временем активной выставочной деятельности ведущих английских ювелиров и компаний.
Нижней временной границей исследования является 1851 год – год
проведения первой Всемирной выставки в Лондоне, явившейся
иллюстрацией мирового экономического и промышленного превосходства Англии и прелюдией к периоду социальной стабильности, длившемуся до конца 70-х годов XIX века. Завершается работа 1878 годом, поскольку именно в этот период английские мастера демонстрируют утрату интереса к участию в международных выставках (только одна английская ювелирная компания принимала участие в Парижской выставке 1878 года). В этот же период Англия вступает в промышленный кризис и череду войн в Южной Африке (1879 – война с зулусами, 1880 – первая Бурская война). Кроме того, в 80-е годы происходит оформление нового стиля модерн и актуальными становятся идеи Джона Рескина и Уильяма Мориса, а в ювелирных украшениях появляется стиль «Артс энд Крафтс» (Arts & Crafts). В последние десятилетия XIX века мастера в своем творчестве продолжают обращаться к стилям предыдущих эпох, однако в создаваемых ими
2 Последовательность рассмотрения стилевых направлений в настоящей диссертационной работе определена приоритетом их развития в английском ювелирном искусстве
произведениях используется уже найденные в предыдущие десятилетия формы и техники декорирования.
Географические рамки исследования. В диссертации рассмотрены
изделия, выполненные в основном лондонскими ювелирными фирмами и
мастерами, так как именно в столице создавались произведения самого
высокого технического и художественного уровня, которые после
демонстрации на выставках воспроизводились мастерами из
провинциальных городов в более простых формах и техниках, а также с использованием менее дорогих материалов.
Научная новизна исследования. Данная работа является первым в России опытом научного исследования английских ювелирных украшений периода расцвета историзма с выявлением характерных стилевых признаков и использованных технико-технологических приёмов. Впервые переведен на русский язык, научно проанализирован, систематизирован и введен в научный оборот богатый графический и фактологический материал, собранный из различных английских источников в библиотеках Лондона (Национальной библиотеке искусств, Британской библиотеке, библиотеке Компании Голдсмитс, библиотеке пробирного офиса Бирмингема).
Научный анализ широкого ряда ювелирных украшений осуществлен с учетом конкретных исторических прототипов, выявленных в результате исследования, научных изданий и музейных коллекций XIX века, к которым могли обращаться английские ювелиры.
Обнаруженные в ходе исследования документальные источники позволили открыть новые имена английских мастеров, участвовавших в международных промышленных выставках 50-70-х годов XIX века, определить их стилевые предпочтения, художественные и технико-технологические особенности создаваемых произведений. Была уточнена атрибуция некоторых ювелирных изделий, введена в научный оборот новая, ранее не известная специалистам информация, например о знаменитом голубом бриллианте «Хоуп», хранящемся в Смитсоновском музее естественной истории.
Впервые в отечественном искусствознании подробно описана система клеймения, позволяющая атрибутировать английские ювелирные украшения 50-70-х годов с клеймами.
Методика исследования определяется целью и задачами
диссертационной работы, требующими применения комплексного подхода, включающего в себя следующие взаимосвязанные общенаучные и специальные методы:
- системный подход использован при исследовании ювелирного
изделия как структуры, процессов его формообразования, взаимосвязи
композиционных элементов, а также при изучении политических, культурно-
исторических и социальных событий 50-70-х годов XIX века в Англии,
которые оказали влияние на выбор мастерами приоритетных стилевых
направлений в английском ювелирном искусстве.
- исторический подход позволил воссоздать культурно-исторический
контекст развития английского ювелирного искусства 50-70-х годов XIX
века, а также был использован при поиске исторических аналогов украшений
английских мастеров. Они сравнивались с произведениями ювелиров из
выставочной экспозиции для выявления общих черт в типологии, формах,
орнаментальных мотивах, технологии изготовления и декорирования на
основе метода сравнительного анализа;
Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов сотрудниками музеев в выставочной деятельности, для каталогизации, экспертизы и атрибуции английских ювелирных изделий 50-70-х годов XIX века, а также в творческой практике художников-ювелиров и реставраторов. Работа может быть интересна художникам по костюмам театра и кино для достоверной передачи стиля эпохи. Материалы могут быть использованы в учебных программах художественных, исторических и театральных ВУЗов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены в статьях, опубликованных в научных сборниках, а также излагались на Всероссийской конференции в Екатеринбурге «Художественный металл в России и Европе в XIX-XX веках» в докладе «Английские ювелирные украшения из золота на Всемирной промышленной выставке 1851 года. Стилевые направления, техники, материалы». Результаты исследования опробованы в лекциях спецкурса МГХПА им. С.Г. Строганова «История художественного металла», читаемого для художников и реставраторов. По рекомендации
известного английского исследователя викторианских ювелирных
украшений и куратора, а также хранителя этнографических коллекций Британского музея Джуди Рудо Альбом иллюстраций к диссертации передан в библиотеку Британского музея.
Положения, выносимые на защиту:
- существующая в Англии в XIX веке система клеймения золотых
ювелирных украшений не была обязательной, поэтому многие английские
золотые ювелирные украшения 50-70-х годов XIX века клейм не имеют. Для
их атрибуции отмечена важность выявления признаков, характеризующих
особенности их художественной формы, конструкции, использованных
технологий и техник;
- проведенный анализ ювелирных украшений английских мастеров из
выставочной экспозиции 50-70-х годов позволил выявить основные и
дополнительные стилевые направления3 английского историзма. Основные
направления были связаны с особенностями национального менталитета и
наиболее значимыми для Англии историческими событиями: «барочно-
рокайльное» («ботаническое»), «античное», «ренессансное», «готическое»,
«ассирийское», «восточное» («египетское», индийское»), «византийское»,
«неоклассическое». Дополнительные - «скандинавское», «ирландское»,
«русское» - также появились под влиянием указанных в работе событий, но
развития не получили.
в украшениях каждого из стилевых направлений были выделены характерные признаки в формах, конструкции, технологии и декоре. Их предложено использовать для атрибуции английских украшений XIX века без клейм. Изменение указанных признаков в изделиях 50-70-х годов XIX века в рамках выделенных стилевых направлений показывает эволюцию английского ювелирного искусства в этот период;
в целом, в стилевой эволюции английских ювелирных украшений историзма отмечены следующие общие тенденции. В 1850-е годы – преобладание археологического подобия в формообразовании. В 1860-е годы – более свободная интерпретация исторического прототипа в рамках исторических стилевых направлений. В 70-е годы – тенденция к стиранию
3 Названия стилевых направлений английских ювелирных украшений даны в работе в соответствии с литературой того времени.
границ между «стилями», активное использование метода эклектики в объединении элементов различных стилевых направлений;
- в технико-технологическом аспекте отмечено, что наряду с
использованием традиционных для исторических прототипов
технологических приемов и конструкций, английские ювелиры в соответствии с требованием времени вводили удобные замки, швензы. Широко использовали бриллианты, расписные эмали. Характерная для XIX века тенденция к унификации проявляется в широком применении разборных трансформирующихся конструкций, а также в замене некоторых дорогостоящих и трудоемких техник менее дорогими и трудоемкими.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, приложения и альбома иллюстраций.
Опробование и порядок клеймения ювелирных украшений в Англи в XIX веке
Клеймо Пробирщика - «дейт-летта» (date-letter) состояло из буквы алфавита, в которой был зашифрован год проверки металла на соответствие стандарту. Данное клеймо наносилось Пробирщиком на изделие после его проверки и удостоверяло, что качество металла в изделии отвечает заявленному стандарту. Формат клейм (стиль написания букв и форма щитка) в Лондонском пробирном офисе утверждались на 20-летний срок. Буква алфавита менялась в середине каждого года (до 1660 года – 19 мая, с 1660 года - 29 мая). Накануне окончания каждого периода формат клейм переутверждался (использовалась иная стилизация букв и форма щитка). Первой буквой в каждом периоде являлась первая буква алфавита – А, буква «J» не использовалась. 20-летний период заканчивался буквой «U». Поскольку зачастую год проверки изделия на соответствие стандарту совпадает с годом изготовления изделия, некоторые исследователи22 называют год, зашифрованный в букве алфавита, годом изготовления изделия.
Эдвард Д. Вотерстон (Edward J. Waterstone) высказывался крайне негативно о клейме Пробирщика. Он полагал, что клеймо с датой должно быть запрещено: «я не вижу прока в клейме, которое превращает новый товар в старый запас по истечении нескольких месяцев»23. Здесь, очевидно, речь идет о том, что, поскольку клеймо одного года менялось на клеймо другого года в середине текущего года, товар, сделанный в начале года, спустя полгода превращался в товар сделанный в прошлом году, что не могло не вызывать раздражения у мастера, занимающегося продажами. Однако для историков искусств ценность годового клейма неоспорима, поскольку это единственное прямое доказательство того, когда изделие было проверено (изготовлено). Помимо стандартного набора клейм, указанных выше, существовали и дополнительные клейма.
После введения в 1784 году на основании Парламентского акта (Stat. 24 Geo. III c. 53) налога на торговлю изделиями из золота, подлежащими обязательному опробованию и клеймению24, на такие изделия стали налагать дополнительное клеймо - клеймо с головой суверена. Новое клеймо являлось скорее формой квитанции об уплате налога. Этот факт разъяснил Вильям Гарнет – главный инспектор Совета внутренних доходов – «голова Королевы обозначает только то, что налог был уплачен с изделия. Это клеймо не имеет отношения к качеству»25.
В первые два года после введения Парламентского акта 1784 года (до 29 мая 1786 года в Лондонском пробирном офисе и до 31 декабря 1786 года в пробирных офисах провинциальных городов) «налоговое» клеймо представляло собой голову суверена, смотрящую налево, профиль был выбит в форме инталии, а форма щитка представляла собой прямоугольник со срезанными углами (илл. 10). В последующие годы клеймо изображало голову в рельефе (в форме камеи), профиль был повернут направо, а форма щитка обрела овальную форму. Последним клеймом об уплате налога, до упразднения налога и клейма в 1890 году, было клеймо с изображением королевы Виктории в профиль, смотрящей налево (илл. 11). Интересно, что изменение профиля суверена не всегда успевало за сменой монарха. Известно26, что после смерти Георга IV в 1820 году, изображение нового суверена не появлялось до 1822 года.
В течение действия Парламентского акта 1784 года (с 1784 г. по 1890 г.) сумма налога менялась. В год введения налога на золото его размер составлял 8 шиллингов за унцию, а в 1797 году налог был увеличен в два раза до 16 шиллингов. В связи с двукратным увеличением налога в Лондонском пробирном офисе в период с 5 июля 1797 года по 29 мая 1798 года (клеймо использовалось для изделий из золота 22 карат – единственный официальный стандарт для золота, действовавший в то время) использовали уникальную форму двойного налогового клейма (илл. 12). Причиной такого видоизменения клейма явилось то, что Парламентский акт 1874 года позволял владельцу изделия при экспорте требовать возврата налога, а по форме клейма можно было определить, в каком размере он был уплачен, и рассчитать корректную сумму возврата. Третий раз налог был повышен с 16 до 17 шиллингов 1 сентября 1815 года. Изменение размера налога повлекло и изменение в форме щитка. Так форма щитка на изделиях 22 карат с 1 сентября 1816 года по 29 мая 1816 года представляла собой овал с плоским основанием (илл. 13). А форма щитка для изделий 18 карат с 1 сентября 1816 года по 29 мая 1816 года представляла собой овал, сверху и снизу которого были вырезаны треугольники (илл. 14).
Важно отметить, что законодательство не требовало уплаты налога с изделий «низких стандартов» (15,12 и 9 карат), введенных в 1854 году. От уплаты налога на основании Парламентского акта 1854 года (Stat. 17&18 Vict. с. 96 paragraph 3) также были освобождены золотые изделия, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежали обязательному опробованию и клеймению, но опробовались и клеймились по желанию владельца, вне зависимости от того из золота какой каратности они изготовлены.
Историография изучения английских ювелирных украшений, представленных на международных выставках 50-70-х годов XIX века
Такие изделия также могли быть украшены бриллиантами, но здесь они играли второстепенную роль: дорожкой из бриллиантов могла быть выделена прожилка на листе цветка или растения. Некоторые подобные изделия были также дополнены характерными длинными бриллиантовыми остроконечными подвесами; - поверхность изделий в форме банта, ленты, либо узла часто декорировалась гравированным узором. 2. Своеобразие представленных на выставке изделий в «ассирийском» стиле, ставшем популярным благодаря находкам известного британского археолога Г. Лейарда, определялось использованием различных принципов формообразования. Это метод археологического подобия и стилизация под ассирийские ювелирные украшения. Мастера точно воспроизводили формы традиционных ассирийских ювелирных украшений (серег, браслетов), но украшали их популярными в 50-е годы материалами: бриллиантами, рубинами, карбункулами. 3. Интерес к готическому искусству возник в Англии еще на волне романтизма в конце XVIII века, а в середине XIX в. готика воспринималась как одна из ярких национальных традиций. Морфология готического стиля настолько выразительна, что практически без изменений переносилась из архитектуры в декоративно-прикладное искусство. Отличительными особенностями изделий английских мастеров, представленных на выставке 1851 года, явилось наличие в их композиции элементов готической архитектуры (четырехлистника, решетки, стрельчатой арки). В «готическом комплекте», выполненном по проекту О. Пьюджина, мастер применил технику выемчатой эмали, характерную для искусства средневековья. Однако часто изделия «готического» стилевого направления не обладали чистотой стиля, а, в соответствии с методом эклектики, помимо узнаваемых готических элементов, включали мотивы и формы, характерные для других стилей (барокко и ренессанса). Многие украшения были декорированы популярными в 50-е годы бриллиантами, рубинами и карбункулами и дополнялись модными в эти годы бриллиантовыми подвесками с остроконечными завершениями. 4. На выставке имелось несколько образцов изделий в «восточном стиле», в одном из которых использован орнамент арабской плетенки XIII века, а в другом применена конструкция, характерная для индийских ожерелий первой половины XIX века. Однако, в виду незначительного количества представленных на выставке образцов подобного типа, можно говорить только о зарождении интереса к искусству Востока. 5. За источником вдохновения для создания изделий в стиле ренессанс, представленных на выставке, английские мастера обратились к искусству XVI века – времени правления Тюдоров. В подобных изделиях наблюдается использование узнаваемых элементов стиля: ювелирной пластики, маскаронов, гротесков и техник декорирования (цветные драгоценные камни, полихромная эмаль по рельфу и скульптурному объему), однако в соответствии с модой 50-х годов XIX века некоторые образцы были дополнены модными остроконечными подвесами и карбункулами. В рамках «ренессансного» стилевого направления на выставке 1851 года впервые заявил о себе «гольбейновский» стиль, к которому обращаются английские мастера в поисках национального своеобразия. Однако, единственное подобное изделие, представленное на выставке, больше ассоциировалась с позднеготическим искусством, нежели с творчеством Г. Гольбейна младшего. 6. Среди изделий, представленных на выставке, имелась серия украшений, которые можно отнести к наследию неоклассицизма. К характерным чертам изделий данного стилевого направления можно отнести: - применение в конструкции браслетов (часто с масштабно выделенным центром) полукруглых, овальных звеньев, а также звеньев в виде петель, иногда декорированных эмалью; - использование широких браслетов типа «жаретьер», выполненных из плетеного золота и дополненные «пряжкой», декорированной эмалью и 7 жемчугом. Мотив подвязки становится одним из характерных в изделиях «неоклассицизма» 50-х годов XIX века; - включение мастерами в композицию некоторых браслетов и колец портретных миниатюр, выполненных в технике расписной эмали, либо черни (они выступали центральными элементами композиции). 7. Помимо названных типов ювелирных изделий (тиар, брошей, подвесок, ожерелий, браслетов и серег) в 50-е годы также модными являлись шпильки с бриллиантами, изумрудами, рубинами и другими камнями, пуговицы с рубинами, бирюзой и опалами, а также кольца с крупным драгоценным камнем огранки кабошон (рубином, сапфиром, изумрудом), обрамленным рядом мелких бриллиантов. В 1855 году типология изделий расширяется и к указанному списку добавляется бриллиантовый пояс.
Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1862 года
«Какие прекрасные камни! Какой изысканный вкус! Какое непревзойденное искусство! Восклицала возбужденная французская дама, восхищаясь ювелирными украшениями, представленными на выставке английским мастером, но, Боже мой, они английские! Они не могут быть английские!»136. Данное высказывание, подслушанное корреспондентом журнала «Зэ Квин» на выставке рядом со стендом одного из английских ювелиров, прекрасно характеризует скептическое отношение французов ко всему английскому. Обозреватель журнала так комментирует данную ситуацию: «когда французы видят английское имя над понравившимся им стендом, бриллианты сразу в их глазах теряют половину своего блеска, камеи и инталии уже не так хорошо исполнены, какими казались минуту назад, а вкус изделия внезапно приобретает примесь эксцентричности; энтузиазм сразу пропадает, очарование испорчено и трепет в отношении полей, на которых выросли ее драгоценные розы, теряет аромат…но, оставим это, это – человеческая натура.»137.
Международная выставка 1867 года проходила в Париже, однако популярные английские периодические издания направили туда своих представителей для освещения данного события своей аудитории. Например, корреспондент газеты «Зэ Квин» (The Queen, the lady s newspaper) не преминул отметить ряд проблем в организации выставки, допущенных Имперским Комитетом (вероятно желая оправдать собственные проблемы, возникшие при организации и открытии международной лондонской выставки 1862 года). В частности, они отмечали138, что открытие выставки было перенесено с 1 апреля на 1 мая из-за того, что выставочные помещения не были подготовлены к заезду участников (не были убраны).
Обозревателя газеты также возмутило пространство, отведенное британским участникам: «…им было выделено место очень не великодушно, закругленные формы краев здания разрушают общий эффект и препятствуют системному распределению мест для участников. В этом отношении выставочное здание 1867 года является самым худшим из тех, которые когда-либо были задуманы…организовать закругленную выставку все равно, что попытаться установить квадратные колышки в круглые дыры»139. Еще одним недочетом, отмеченным корреспондентом газеты, являлось распределение Имперским французским комитетом изделий по классам: «они отнесли изделия золотых и серебряных дел мастеров к группе мебели, а ювелирные украшения – к группе одежды»140.
Однако, несмотря на эти неудобства, английские ювелиры достойным образом представили достижения ювелирного искусства своей страны. Назначенный по поручению Британского Совета Сообщества Искусства представитель в своем отчете о выставке в Париже отметил: «я обнаружил, что нам не так много чему учиться, чтобы быть равными любой стране мира; мое твердое убеждение, что мы превосходим во всем, за исключением закрепки бриллиантов…наши работы так же хороши с точки зрения оправ и креплений камней, как и французские, но нам не хватает легкости и чистоты дизайна. Причина этому очень проста: английские покупатели полагают, что камень может быть плотно закреплен только, если его окружает много металла. Второй причиной является то, что они хотят получить только самые лучшие и крупные камни, и люди их получат»141. Еще несколько общих черт, характеризующих английские ювелирные изделия, отметил обозреватель газеты «Зэ Иллюстрейтид Лондон Ньюз»: «английские украшения в соответствии с английским вкусом имеют обыкновение демонстрировать определенную прочность и существенную массивность, также как и высокое качество. В то время как английские ювелиры справедливо знамениты за тщательный выбор бриллиантов и других драгоценных камней, которые они используют в своих изделиях, они не менее заметны своими прочными закрепками и восхитительной работой по установке камней»142. «Античное» стилевое направление. Интерес к античному стилевому направлению, явившемуся одним из ведущих на выставке 1862 года, стал заметно угасать в 1867 году. Ювелирных украшений в данном стиле на выставке 1867 года было очень мало. В них проявилась тенденция к упрощению форм и огрублению техник. Например, композиция ожерелья (илл. 141) компании Филлипс Бразерс (Messrs Phillips Brothers, London) хоть и была основана на древнегреческом аналоге IV-III вв. до н.э. (илл. 142), но мастер передал ее схематично, оставляя лишь плетеный шнур, дополненный жестким метрическим рядом амфоровидных подвесок.
Принцип метрического ряда также был положен в основу композиции браслета в этрусском стиле этой же компании (илл. 143) из шести квадратных пластин, соединенных втулками и украшенных шариками зерни. Следует отметить, что браслеты такой конструкции не были характерны для ювелирного искусства Древней Этрурии. Об этрусском влиянии говорит лишь декоративный орнамент на звеньях браслета, вероятно, заимствованный мастером из цилиндрических этрусских серег VII-V вв. до н.э. (илл. 144), хранящихся в Британском музее. Подобные браслеты из коллекции маркиза Кампаны, переделанные из этрусских серег, имеются в коллекции Музея Лувр в Париже143.
Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1867 года
При помощи ювелирных изделий могли передаваться не только радостные вести (свадьба, помолвка, любовь и дружба), но также сообщаться о печальных событиях (смерти родственника, близкого друга). Традиция ношения мемориальных/ траурных украшений в Англии берет свое начало во второй половине XVIII века. В этот период в память об усопших родственниках было принято носить броши, подвески, кольца, в которые помещались волосы усопшего (локон волос мог размещаться под стеклом в углублении на обратной стороне броши или подвески). Из волос могли выкладываться и сюжетные композиции, как на подвеске (илл. 302) середины XVIII века, хранящейся в музее Виктории и Альберта.
В «траурных» украшениях XIX века сохраняется миндалевидная форма, характерная для подобных изделий XVIII века, однако сложная техника инкрустации слоновой кости волосами, применяемая в XVIII веке, заменяется более простой в исполнении и характерной для английского ювелирного искусства XIX века техникой расписной эмали.
Например, среди изделий компании Ховел и Джеймс имелась подвеска (илл. 303) миндалевидной формы со вставкой, на которой в технике расписной эмали, на черном непрозрачном фоне была изображена ваза амфоровидной формы без ручек. Из ее горлышка бил фонтан воды, символизирующей слезы. В центре вазы располагался круглый медальон с инициалами «SA», обозначающими имя и фамилию умершей. Подвеску по краю украшали бриллианты, а нижняя часть была дополнена элементом в форме перевернутого сердца с надписью: «in memory of Amy» (в память об Эми) и тремя жемчужинами каплевидной формы, передающими образ слез.
В некоторых траурных изделиях, также как и в изделиях романтического характера, английские мастера использовали язык цветов. Его применила в «траурной» подвеске (илл. 304) компания Ховел и Джеймс.
Подвеска имела форму урны с конусовидным туловом и была украшена по краю и в центре ветками тиса, символизирующего печаль и скорбь186.
После выставки 1872 года, интерес к участию в международных выставках у английских мастеров заметно ослабел. Джуди Рудо высказывает предположение, что крупные ювелирные дома «сочли ошибкой оставлять свой лондонский бизнес, чтобы провести несколько месяцев заграницей» 187. Известно188, что в выставке 1873 года принимали участие только четыре английских представителя. Среди них были: Ханкок, М. Витлей (M. Whiteley) (с изделиями из черного стекла), компания В.Дж. Томас (W.J. Thomas) (экспонировала украшения с обратными инталиями, подобными тем, что экспонировались на выставке 1862 года компанией Ламберт и Ко.), и компания Эйтшисонк (Aitchisonс) с шотландскими украшениями.
На международной выставке в Филадельфии (1876 года) британское крыло было представлено мастерами из Ирландии и Шотландии, которые экспонировали изделия в национальном стиле с дымчатым кварцем, мореным дубом и черепашьим панцирем189. Что касается выставки в Париже в 1878 году, то на ней выставлял изделия только один известный английский ювелир Джона Брогден. Джуди Рудо упоминает о том, что один из корреспондентов, описывающих выставку 1878 года, в контексте золотых медалистов упомянул Брогдена и отметил его «огромный католицизм»190, который вероятно проявился в украшениях этого мастера.
Резюмирую сказанное в настоящей главе, можно сделать следующие выводы:
1. «Античное» стилевое направление, интерес к которому стал заметно угасать во второй половине 60-х годов XIX века, в начале 70-х годов XIX века вновь привлекает внимание английских мастеров. Они снова обращаются к памятникам ювелирного искусства Древней Греции и Древнего Рима, в мотивах, формах и конструкциях которых мастера черпают вдохновение для своих стилизаций.
Для создания некоторых образцов в «античном стиле», как и в первой половине 60-х годов XIX века, английские мастера продолжают использовать набор узнаваемых элементов, характерных для искусства древности (меандровый орнамент, зигзаг, пальметта, розетка, звезда, головка овна, медуза Горгона, бытовые сюжеты из жизни Древней Греции и Древнего Рима).
В изделиях «античного» направления 70-х годов проявилась тенденция к графичности и заострению форм. Появляются миндалевидные броши и подвески, напоминающие о традициях позднего классицизма. В форме подвесов, используемых в ожерельях, представленных на выставках, заметны новые оригинальные силуэты: Y, V, П-образные.
Конструкции многих украшений данного «стиля» основаны на древнеримских образцах (древнеримская конструкция ожерелья на двойном плетеном шнуре; древнеримская конструкция с втулками, древнеримская конструкция серег с П-образным силуэтом).
2. Английские мастера вновь обращаются к искусству Ассирии, популярному в 50-е годы XIX века благодаря находкам английского археолога Генри Лейарда (1817-1894). Мраморные барельефы, найденные во дворцах древней Ассирии, продолжают вдохновлять английских мастеров на создание ювелирных украшений в «ориентальном» стиле.