Введение к работе
Актуальность темы .исследования.
Появление' и развитие нового искусства в странах, осиобо-цившихся от колониального и полуколониального гнета, породило рад новых .проблем в истории общечеловеческой, культуры. Приступая к исследованию таког,о вааного переломного момента в развитии искусства Вьетнама., как становление его новой фазы в первой половше XX века, мы ставим перед собой задачу как можно полнее'и подробнее рассмотреть типологию и своеобразие этого явления на материале вьетнамской нивописи.
В начале XX века во Вьетнаме в результате общественного обновления и появления класса городской буржуазии и гателлиген-ции возникла потребность и в новом искусстве, которое отвечало- бы изменившимся вкусам вьетнамцев. .'Изменения прищди не сразу. Но и тогда, когда они стала столь явными, что можно било говорить1о новой странице в истории искусства Вьетнама, приверженность к собственны.! традиция:.! оставалась естественной основой всех нововведений.'Достигнутое вьетнамскими художниками гармоничное сочетание европейских.приемов и техник живописи с нашюнальунми эстетическими принципами имело большое значение для всего последующего строительства новой культуры Вьетнама, Колыбелью нозой яиврпией была Высшая школа изящных искусств Индокитая, основанная в 1925 году французами. Эта Школа-сыграла весьма важную роль в формировании первого поколения вьетнамских нудонников нового типа, полонивших'начало современному этапу в истории вьетнамского изобразительного искусства.
После УІ съезда КошункстическоЭ партии Вьетнама (I9S6 г.), наряду-с 'больягмн изменениями в политике я экономике, происхо-
дит пронесе обновленім и в области культура. Одним из положи-.
тельных моментов в этом процессе можно считать объективный пе
ресмотр этапов развития вьетнамской культуры во всех сферах:
литературе, музико,' кинематографии, театре и изобразительном
искусстве.
Наблюдавшийся в целом в последние годы упадок литературы и искусства получил официальную оценку со стороны партийных и государственных руководителей: "В двух войнах сопротивления вы (деятели культуры - Ф.Т.) отдали много сил и таланта революционному искусству. По в последние десять.дет наша художественная культура стала бедна достойными произведениями" . К причинам, создавшим такую ситуацию, относится возникшая в начале 70-х годов тенденция к занижению эстетической роли искусства и, одновременно, отрицанию достижений в предыдущие периоды, особенно в предреволюционный. Неудивительно,, что и значение Высшей іііколи изящных искусств Индокитая недооценивалось или оценивалось отрицательно. '
Актуальность данного исследования заключается во внедрении в научный обиход нового важного материала и в пересмотре многих подходов к вопросам истории вьетнамского современного искусства.
Таким образом, цплып данного исследования является всестороннее и систематическое рассмотрение процесса становления новой живописи Вьетнама и объективная оценка роли и положения Вцс/лел школы изящных искусств Индокитая в этом процессе.
Для достижения'общей цели работы необходимо било.поставить ряд конкретних задач '
-
Выявить и рассмотреть основино отличительные особенности развития изобразительного искусства Вьетнама на протяжении ряда исторических периодов и на этой основе определить действительное место традиционной живописи Вьетнама в период, предшествующий образованию Высшей Иколы изящных искусств Индокитая (1925 г.).
-
Оценить факт появления Школи на фоне общественно-исторических событии и предпосылок, которые подготовили формирование новой живописи Вьетнама.
-
Описать организационную структуру, программу обучения и этапы развития Школы с целью обозначить место и роль Школы в процессе формирования современной вьетнамской живописи.
4". Проанализировать развитие творческого движения по эта-патл, назвать организации по изобразительному искусству, выявить направления в живописи, перечислить выставки и пр.
5. Рассмотреть эстетические п идеологические принципы ново:! живописи Вьетнама в период с 1925 по-10-15 годы, обозначить появление различных видов'живописи и их типичные особенности. . _
Объект исследования - новая живопись Вьетнама в начало XX пека п се отличительные черты, а также деятельность Высле!> шюл» изящных искусств Индокитая и типичные произведения художников - выпускников зтоіі Школы по каздому виду у.::во;к:сп.
Предметом ноолодоп'ї',;и я оказались процессы взаимодоверии традиционных и новаторских черт в творчестве первого поколе-ипп вьетнамских художников, окончивших !!.!кол;.' в lQn"~','.} го:;-.
-/1-
а такке оотехнчеекая новизна художественных образов в их про-изьодокіілх.
іі -ото алогическую основу работы легли различные теоретические труди, помогающие осветить ведущие закономерности изучаемого исторического периода (труди Маркса, Энгельса, Ленина, Хо ;;i:i ".una, а такне некоторых других вьетнамских авто-рои - Ле .Зуала, Чионг Тшш). Для корректировки традиционных идеологических положении особенно важиш явился тезис о процессе обновления в литературе и искусстве, выдвинутый Комму-' пнотпчоскоіі партией Вьетнама на УІ съезде (1986 г.), конкретно сформулированный в резолюциях съезда. В нем била водвинута новая теоретическая программа изучения и переоценки развития' культури п искусства Вьетнама.
В выборе искусствоведческой методологии для анализа как художественной жизни в целом, так и отдельных произведений живописи хорощил подспорьем били труди созетских искусствоведов, работавших в области русского ц западного искусства начала XX века и советскоії живописи 20-х годов. Особенно важным оказалось знакомство с трудами советских искусствоведов, на-нисапншп в последние годи и-учитывающими освобождение некоторых теоретических взглядов от цензурных оков застойного времени (книги и статьи Д.В.Оарабьянова, Г.Ю.Стеришіа, Д. А. Камеи-екого, Г.Г.Поспелова и многш; других).
О.нювапід- источником исследования явились сами картины вьетнамок:;!; хеивоппецов изучаемого периода, в подавляющем боль шпнетве -- выпускников Висией кколц изящных искусств Индокитая Г> і::і:''.тй:іі:іо.є время хранение отих картин носит или частішії,
.-5- .
или музешю-архітвннй характер. По менее вахлий' архивный '.rrrr— риал - наброски и рисунки, также находящиеся или в части;.".4: коллекциях или в архиве Государственного музея изящных искусств Вьетнама в Ханое. В музейном архиве автор ноііюл немало ценных репродукций и фотографии це сохрапшпихся или мало доступных картин раннего периода. Изо всего этого материала составлен альбом в_ качестве приложения- it диссертации. Знакомство с фондами Государственного музея изящных искусств Вьетнама, фондами Исторического музея Вьетнама в Ханое и некоторыми частными коллекциями позволило автору диссертации развернуть панораму -произведений, состаьчахгях раннюю истории вьетнамской живописи.
В освещении искусства изучаемого периода определенное значение имели и некоторые-высказывания и письменные свидетельства, сохранившиеся в рукописях и хранящиеся, помимо музеев и частных собраний, в Государственной библиотеке Ханоя.. Там же автор нааел и другой материал по исследуемой темо - статьи, книги, каталоги выставок, альбомы с фотографиями картин французских к вьетнамских' худо-кнпкоз первой'"половини XX века. Кроме того, автор диссертации изучил'литературные произведения писателе:":, поэтов и- критикой, вьпедщие во Вьетнаме до Августовской революции (1945 г.). 1'спользован был и такой материал, как устные воспомшіання людей, связанных в прошлом.с деятельностью Висле" школы- изящных искусств Индокитая (:кпвс-писцез,- резчиков по дереву * других выпускников Школы). Определенную роль в напіісаппн диссертации сыграли и научные труды вьетнамских.":: заоубешшх авторов, так или иначе ссвещаванх
: іЛ'';'!'.'\:.:и!:у:з мгвоннеь дореволюционного периода.
.-'!V"':'.'-'i н''В"іні н^сл'-мюпанпя. Автор диссертации стремится ік м'овому, с большой объективностью подойти к такому слож-г.оі.'у т.- ,ен!-.п вьетнамской истории, как формирование новой куль-vypn и некуестіа (на примере живописи) в условиях французской колонизации з первой половине XX века. Впервые в современном вьетнамском искусствоведении (Такт открытия 'и сложения Высшей інколи наямпых искусств 1'ндокктая (1925-1945) рассматривается не с точки: зрения огульного осуждения политики колониальных властей,' а исходя из топ реальной'пользы, которую будущие. вьетнамские художники извлекли из практических и теоретических занятии в стенах это;: Школы.
На основе сложного многоаспектного подхода « материалу автор диссертации впервые вводит'во вьетнамское искусствоведение характеристику такого сложного явленій, как гармониза- , имя енрояопеккх и традиционно вьетнамских черт внутри живописного произведения нереходногв для Вьетнама периода 20-40 годов XX века.
ут?ідт-гтт;ог.кл;-г пначг-чость работы вытекает и'з той новизни в характеристике изучаемого периода, которая непременно должна найти отражение в изменении оСнгей постановки этого вопроса во вьетнамском искусствоведении. Результатом проделанного исследования гктг.'лт стать его дальнейшее 'использование в научных трудах и учебщне программах по изобразительному искусству Вьетнама, Г'ри этом цемалова:::ным является и тот новий фактически:: материал, иоторпп введен автором в научный обиход.
Апробация паботн. Работа зідюлнена по плану ВІ'ЛІІ искусствознания Министерства культури СССР на секторе искусства стран Азии и Африки. Обсуэдзна на заседании Сектора искусства стран Азии и Африки ЕІ&ІИ искусствознания 5 декабря I'sjQ v. и.была рекомендована к заідито. Некоторцс положения, воме,;рпе в диссертацию или сопутствующие ее паппсашю, излонепм автором в статьях "Изобразительное искусство Юга Вьетнама до 1975 года" (Зурн, "Искусство", Іапоіі, .>;> З, 1981 г.) и "Искусство авангардистов з России в начало XX века" (Бури, "исследование по искусству", издание Государственного научпо-иссле-довательского института искусствознания, Хапоі:, .'3 2, IS00 г.). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,- трен глав, заключения, примечании, списка использованной литературы, словаря художников. К диссертации прилагается альбом цзотиих и черно-бслш фотографий с картин худокн;пкоз исследуемого периода.