Введение к работе
Актуальность исследования. Автор диссертации делает попытку с помощью газетных рецензий, немногочисленных эскизов и открытых им архивных материалов документально воссоздать историю первых этапов развития латышского театрально-декорационного искусства и ликвидировать пробел, имехздійся в историограі|ии отечественного театра.
Цель и задачи исследования. Цель исследования, подчнняюцгя себе и структуру диссертации - изучение становления латышского театрально-декорационного искусства (І870-І9І9) и выявление его связей с процессам;!, происходящими в редиссуре и декорационном искусстве в России и в Европе в конце XIX и в начале XX века. Основные задачи: выявление значения творчества первого латызсксго профессионального театрального художника Яниса Куги и его роль в раэзитаи латышского театрально-декорационного искусства; исследование деятельности латшеких художников в годы первой кмровой войны и их вклад в развитие латышской театральной живописи.
Метод исследования. Диссертация построена по историко-аиалитическому принципу. В латшекой периодике сохранились воспроизведения лишь некоторых эскизов, снимки отдельных сцен из спектаклей. Но и эти материалы не даит полного представлешя о постановках, т.к. фотографій малоформатные, черс—белне, а
- 4 -большинство журналов - низкого полиграфического качества. Для того, чтобы составить цельное представление о предмете исследования, автору пришлось провести самостоятельную работу по реконструкции сценических решений некоторых постановок. Для этой цели были использованы материалы архивов, музеев и библиотек. В основу диссертации положены рецензии спектаклей, а также новые неизвестные ранее архивные сведения и документы ЩМА ЛССР, ЦГИАЛ, Архива Академии художеств ЛССР, Центрального государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства ЛССР. В процессе работы над диссертацией изучена обширная научная литература на русском, латышском и английском языках по истории театра и декорационного искусства разных стран.
Научная новизна и практическая ценность работы. Настоящая работа является первым научным исследованием процесса становления и развития латышского театрально-декорационного искусства с момента становления латышского театра до 1919 года. Впервые хе исследуется взаимосвязь латышского театрально-декорационного искусства указанного периода с декорационным искусством в Российских и Европейских театрах. Материал, включенный в диссертацию, впервые вводится в научный обиход. Анализ и обобщенный материал имеет важное значение для дальнейшего исследования театральной гышописи. Положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в лекциях и семинарских занятиях, а также в общих трудах по искусству народов СССР.
Апробация работы. Результаты исследования внедрялись в каучнкА оборот гжшош образом через публикации. Часть диссер-
- 5 -тапии вошла в коллективный труд "Латышское изобразительное искусство. 1860-1940 гг." (1986). Основная часть диссертация опубликована в книге "Развитие латышского театрально-декорационного искусства. I870-I9I9". (17 п.л., 1988). По теме диссертации был сделан доклад на конференции Прибалтийских театральных работников (1980).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографии на латышском, русском и английском языках, перечня архивных материалов, биографических данных о художниках и книги "Развитие латышского театрально-декорационного искусства. I870-I9I9." (17 а.л. с 55 иллюстрациями).