Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Специфика выразительных средств литографии. Современные материалы и технология авторской плоской печати Мажуга, Александр Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мажуга, Александр Иванович. Специфика выразительных средств литографии. Современные материалы и технология авторской плоской печати : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Акад. художеств. СССР. Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.- Ленинград, 1989.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-4/230-8

Введение к работе

Актуальность темы. В решении задач эстетического воспитания особая роль может и должна принадлежать искусству эстампа, обладающему громадными возможностями в формировании эстетической среды. Только с помощью эстампа станковое изобразительное искусство способно занять достойное место в каждом доме. При этом среди всех видов эстампа самым широким арсеналом художественно-? выразительных средств обладает литография, которой и посвящено данное исследование.

Как показывают результаты социологических обследований, проводимых в нашей стране, воспитательные возможности изобразительного искусства используются в настоящее время неэффективно, поскольку нет необходимого уровня приобщенности к нему широкого зрителя. Особенно остро эта проблема стоит по отношению к эстампу, который, несмотря на свою потенциальную массовость, не доходит до своего назначения. Такое положение объясняется двумя основными причинами: во-первых, не всегда квалифицированной, и недостаточно широкой пропагандой этого вида графики; во-вторых, снижением художественного уровня так называемого "тиражного"эс-тампа, предназначенного для продажи населению.

Достичь необходимой широты пропаганды "искусства тысячи оригиналов", как иногда называют эстамп, без привлечения средней школы невозможно. В настоящее время школьные учителя изобразительного искусства оказываются в основной массе к этому неполно-

товленными: на художественно-графических ("Ьакультетах подавляющего большинства педагогических институтов эстамп практически почти не изучается. Хуже всего обстоит дело с преподаванием литографии, что можно объяснить, как правило, отсутствием специалистов, знающих современную технологию авторской плоской печати, а также нехваткой необходимой материальной базы.

Поэтому становится актуальным исследование возможностей замены традиционных материалов, ныне мало доступных. Такая замена невозможна без выявления основных физико-химических принципов литографии. С другой стороны, не менее актуальна и задача создания руководства по классической технологии этого вида эстампа с учетом специфики современных материалов. Также необходимо обобщение практического опыта, анализ и описание некоторых методов и приемов, активно используемых художниками и печатниками, но не нашедших своего места в прежних руководствах.

Кроме потребности расширения пропаганды эстампа, перед нами стоит задача повышения ее профессионального уровня. Это касается не только учителей школ. В искусствоведческих работах, в музейной практике и т.д.слишком часто встречаются грубые ошибки. Они начинаются с путаницы в понятийном аппарате и особенно значительными становятся при определении того, как'произведение графического искусства сделано, как работает художник. Причиной такого положения служит недопонимание роли технологических средств. Поэтому актуальными задачами искусствоведения является определение особенностей мышления в материале литографии, выявление специфической роли технологии в чтом искусстве и на этой основе доказательство ошибочности распространенного употребления отдельных терминов.

Снижение художественного уровня тиражного эстампа, о чем нередко говорят и пишут в течение последних полутора десятков лет, в свою очередь также связано с двумя основными причинами. Во-первых, это невзыскательность зрителя, невысокий уровень его художественных потребностей, что влечет за собой снижение требований к художественной продукции среди самих авторов. Вторая причина - это распространенное незнание художниками современной технологии эстампа, особенно литографии, ее технических и художественно-выразительных возможностей. Многие авторы,считающие себя . специалистами в данной области, подходят к этому виду эстампа исключительно как рисовальщики, не учитывая специфику литографии как особого печатного искусства.

Изученность темы. Литература, посвященная литографии, делится на две основные группы: технологические руководства и искусствоведческие исследования.

Общая черта работ по технологии литографии - отрыв описываемых процессов от художественных задач, т.е. подход к ней исключительно как к одному из видов печатной техники. Снизилось в настоящее время и практическое значение подобных работ из-за несоответствия рекомендуемых материалов и имеющихся в распоряжении литографов ныне. Наиболее содержательная книга П.И.Суворова, переизданная последний раз в 1964 году, была написана еще до Великой Отечественной войны. "Изготовление форм лито-офсетной печати" А.И.Геодакова /1953/ в разделе по литографии повторяет в основном руководство П.И.Карулина /1923/. Работы, касающиеся литографии и вышедшие в России в XIX веке, представляют больший интерес для историков искусства, чем для практиков. Подобно старым отечественным руководствам, из-за несоответствия материалов

- 4 -снижается практическое значение и зарубежных исследований в области технологии авторской плоской печати. Что же касается основных технологических принципов, то в соответствующих работах на русском языке в их описании присутствуют ошибки, связанные с недостаточно глубоким анализом богатого практического опыта авторов. Несмотря на указанные недостатки, в этих руководствах можно найти немало полезных советов.

Для большинства искусствоведческих исследований, касающихся искусства литографии, характерной чертой является отрыв художественных результатов от путей и методов их достижения. Как правило,мало учитывается специфика выразительного языка ьтого вида эстампа. "Очерк по истории литографии в России" В.А.Адарюкова /1912/ был первой крупной отечественной работой в данной области, ставшей отражением возрождавшегося активного интереса к графическому искусству, к естампу, к литографии. Примеру этого автора последовали И.И.Леман /1913/, Э.Ф.Голлербах /1923/ и В.В. Воинов /1925/, в основном повторявшие в своих работах по истории русской литографии сведения В.А'.Адарюкова. Необходимо отметить профессиональную прозорливость Э.Ф.Голлербаха и В.В.Воинова, предвидевших будущий расцвет советского литографского искусства.

Основательностью изучения исторического материала отличаются книги А.Ф.Коростина "Начало литографии в России" /1943/ и "Русская литография XIX века" /1953/. Но в искусствоведческих оценках этого автора чрезмерно сказываются установки того времени: отрицание роли "Мира искусства" в развитии графики, определение в качестве высшего достижения отечественного литографского искусства работ передвижников, хотя литография занимала в их творчестве довольно скромное место.

В течение последних трех десятилетий интерес к изучению русской и советской графики и в том числе литографии заметно усилился. Наряду с работами Н.Н.Калитиной /1961/, Е.Ф.Ковтуна /1963/, В.В.ТУровой /1963-1986/, посвященными особенностям графики и эстампа, появились исследования отдельных периодов истории авторской плоской печати, принадлежащие перу Г.А.Миролюбо-вой Л97І, 1974, 1984, 1985/, В.В.Гришкова /1979, 1980, 1982, 1985/ и Н.М.Козыревой /1986/.

Изучение зарубежной литографии в нашей стране началось примерно в то же время, что и отечественной: спустя два года после очерка В.А.Адарюкова появилась статья А.Бакши об английской литографии, остававшаяся до недавнего времени единственной на русском языке работой на эту тему. Ныне ее значение перекрыто интересным очерком Д.Чонгора /1984/, содержащим важные 'сведения о ранней истории печати с камня.

Наиболее подробные сведения по истории немецкой литограЬии содержатся в работе М.Фридлендера /1925/, который не ограничивается объективным анализом произведений своих соотечественников и мастеров других стран, а сочетает его с точными и тонкими наблюдениями в отношении художественной специфики изучаемого вида эстампа. Влияние этого ученого в дальнейшем сказывается в работе Б.Р.Виппера.

Перу Н.Н.Калитиной принадлежит статья к альбому "Французская литография" /1969/, восполнившая пробел в отношении искусства страны, которую нередко называют родиной художественной литографии.

Можно назвать несколько работ, авторы которых стремились »

подходить к изучению эстампа комплексно, обращаясь к искусство-

- б -

ведческому анализу и затрагивая вопросы технологии. В полной мере решить такую задачу удалось французскому исследователю Ж.Ла-рану в книге "Эстамп" /1959/. Его оценки, порой неожиданные, убедительно аргументированы, а указывая на роль технологии, он не допускает ошибок в описании соответствующих процессов, К сожалению, атот автор совершенно упустил из вида русское искусство, в том числе литографию.

Положительным примером комплексного подхода является также работа советского автора М.И.Флекеля /1987/, насыщенная интересными и важными сведениями как в области технологии ьстампа, так и в области его истории. Остается сожалеть, что М.И.^лекель ограничил себя изучением репродукционной печатной графики и что нет подобной книги на русском языке по авторскому эстампу. Работы Е.Ф.Ковтуна и В.В.Туровой на ату тему носят научно-популярный характер, не позволяющий углубиться в изучение каждого вида эстампа. Кроме того, если Е.Ф.Ковтун допускает некоторые неточности в описании технологических принципов литографии, то В.В.Турова в своей книге приводит ошибочные сведения, касающиеся разных сторон искусства эстампа. Основательной критике может быть подвергнуто и новое издание "Очерков по истории и технике гравюры" /ГМИИ, 1987/.

В той или иной степени вопросов специфики литографии как особого искусства касались многие авторы: Б.Р.Виппео, А.А.Сидоров, А.А.Русакова, Ю.Я.Герчук, П.Е.Корнилов и другие. Однако до настоящего времени нет работы, специально посвященной литографии и рассматривающей ее с разных сторон.

Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является подготовка основы учебного пособия для студентов художест-

- 7 -венно-графических факультетов и практического руководства для художников. Для этого автор ставил перед собой следующие задачи:

показать богатство выразительных средств литографии на примере различных произведений мастеров отечественной и зарубежной графики;

проанализировать технологию, благодаря которой оказывается возможным достижение этого богатства, учитывая особенности современных материалов;

дать описание и анализ некоторых новых приемов работы в литографии;

дать рекомендации в области правильной терминологии графического искусства;

определить положение литографии в системе изобразительных искусств;

показать роль литографии в искусстве советской книги ЗО-з годов.

Новизна работы заключается, прежде всего, в комплексном подходе к изучению искусства литографии, которое рассматривается в историческом, технологическом и педагогическом аспектах. Научная новизна выражается также в том, что выявлены основные физико-химические принципы литографии, благодаря чему может проводиться дальнейшая исследовательская работа по применению новых материалов для авторской плоской печати; дан анализ современных мето- дов и приемов автолитографии; показана зависимость формирования художественного образа от различных способов ведения работы на всех этапах создания литографской композиции; выявлены основные тенденции, характерные для двух периодов истории литографии.

Практическое значение. Наряду с использованием в преподавательской работе на художественно-графических факультетах педаго-

- 8 -гических институтов, материалы диссертации могут представлять интерес для студентов художественных вузов и художников, работающих в литографии, а также для искусствоведов, изучающих графическое искусство.

Достоверность исследования подтверждается практической деятельностью в литографской мастерской ХГФ ЛГПЙ им.А.И.Герцена, результатом которой являлась успешная защита дипломных работ, выполненных под руководством диссертанта,а также его участием в художественных выставках.

Апробация -результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в двух статьях, программе курса композиции в искусстве графики для студентов ХГФ ЛГПИ им.А.И.Герцена и соответствующих методических рекомендациях, а также в выступлениях на республиканском семинаре-совещании "Проблемы совершенствования эстетического воспитания и образования студентов педагогических вузов РСйСР в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы" /г.Архангельск, 1985г./ и на всесоюзном совещании-семинаре заведующих кафедрами изобразительного искусства педагогических институтов по проблеме "Совершенствование методической подготовки студентов художественно-графических факультетов" /г.Карачаевок, 1987/.

Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, примечаний и альбома фоторепродукций.