Введение к работе
Актуальность исследования. Диссертация -посвящена исследованию комплекса 'вопросов, связанных с развитием современного плаката Узбекистана. Плакат республики I260-I98G-X годов дает интересный и неоднозначный материал для исследователя. Поиск художников, протекавший в нестких рамках социального заказа, тем не менее давал положительные результаты совершенствовались и обновлялись художественные формы и язык плаката.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования, процесс демократизации значительно активизировали творчество плакатистов. Изменились задачи, стоящие перед плакатом, меняют ся его функции. Потенциал узбекского плаката в последние годы зн; чительно возрос. Свидетельство тому - появление в республике .TBO] ческих групп плакатистов, стремящихся создать, альтернативу плакату государственных издательств, выразить в своих работах позиции различных демократических течений. Опыт, накопленный современным плакатом Узбекистана, его место в искусстве и общественной ьизни республики нуждаются в осмыслении, назрела необходимость в определении основных задач, стоящих перед узбекским плакатом и перспектив его дальнейшего развития.
Степень разработанности проблемы. Да настоящего времени ком плексного исследования состояния современного плаката Узбекистана не предпринималось. Существует ряд статей и исследовании, посвященных отдельным аспектам развития плаката Узбекистана, твор-
честву отдельных плакатистов. Наиболее полное исследование истории плаката республики было предпринято в диссертационной работе В.Г.Долинской "Плакат Узбекистана" (1968), в которой нашли отражение вопросы развития плаката Узбекистана с момента зарождения до середины 1960-х годов. Отдельные стороны истории узбекского плаката нашли отражение в коллективном труде "Искусство Советского Узбекистана" (1976) и монографии Р.Такташа "Изобразительное искусство Узбекистана" (1972). Некоторые проблемы развития современного плаката республики получили освещение в статьях О.Апухтина, В.Евенко, Н.Соколовой, Р.Такташа, АЛмарова и ряда других авторов.
Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является на основе изучения и обобщения опыта, накопленного в плакатном искусстве, дать комплексный анализ развития плаката Узбекистана а середины 1960-х по 1980-0 годы включительно.
В' процессе исследования состояния современного плаката Узбекистана были поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику основных этапов в развитии
плаката республики;
-"выявить преобладающие тенденции развития и особенности ху-докественного языка современного плаката;
- дать характеристику творчества ведущих плакатистов респуб
лики.
13 работе предпринята попытка осмысления функций современного плаката, определения перспектив его дальнейшего развития, основных проблем, стоящих перед ним;
- попытка показать самобытность узбекского плаката, особен
ности преломления национальных традиции художественной культуры
в плакате.'
Научная новизна. Данная работа представляет собой первую попытку комплексного анализа развития современного плаката Узбекистана, определения основных тенденций, перспектив и проблем,стоящих перед плакатом республики.
Методологическую основу исследования составили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.ІІ.Ленина по вопросам искусства; труды ведущих искусствоведов.
Методы исследования. При изучении темы были использованы, главным образом, историко-хронологический и аналитический методы,
- h- -
посредством которых исследовалась видовая и канровая структура современного плаката, выявлялась связь с другими видами искусств и место плаката Узбекистана в советской плакате, определялись основные тенденции и направления в современном плакате республики.
Практическая ценность, в данной работе предпринят анализ видовой, жанровой, тематической структуры плакатной продукции, выпущенной разными издательствами республики в 1960-80-е годы, определены основные тенденции в художественном языке плаката данного периода. Выводы имеют научное значение в деле изучения развития современного искусства Узбекистана. Результаты работы могут, представлять интерес для преподавания истории развития современного искусства Узбекистана, в музейной практике.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании сектора современного изобразительного искусства Института искусствознания им.Хамзы. По теме диссертации были сделаны выступления на ряде искусствоведческих конференций и на заседаниях плакатной секции Союза Художников УзССР. Общин объем опубликованных по тет ме работ - 1,5 п.л.
Структура работы. Материал изложен во введении, двух основных частях и заключении. В приложении дается библиография по данному вопросу и список собранного иллюстративного материала.