Введение к работе
Актуальность темы исследования
В татарском искусстве 1980-1990-х гг. наблюдается процесс более глубокого освоения и творческого развития различных пластов художественного наследия, народной культуры в целом. Наряду с расширением тематического диапазона и стилевого разнообразия светского (станкового и монументального), происходит возрождение традиций, эстетики исламского сакрального искусства. Этот процесс обусловлен естественным стремлением татарских художников к этнической идентификации.
Очевидно, что в сложившихся социально-культурных условиях повышается роль искусства как аккумулятора символов этнического самосознания. И, думается, одной из актуальнейших задач искусствознания должно стать определение средств, путей выражения в современном искусстве художественного мышления, мировосприятия татарского народа, то есть выявление символов этнического самосознания.
Цели и задачи исследования
В ходе исследования материала внимание автора было обращено на следующие проблемы:
выявление тем, визуальных концепций, которые используются художниками для выражения своего этнического "я" и воспринимаются ими как этнические символы;
определение путей преломления традиций татарской культуры в произведениях искусства;
характеристика особенностей становления и развития основных видов изобразительного искусства татар, пройденных татарским искусством этапов, их преемственность, сходство, различие;
выявление творческой индивидуальности ведущих художников и архитекторов Татарстана и анализ их произведений;
исследование эстетики ислама в современной художественной культуре, сакральном искусстве татар (строительство и декор новых мечетей, создание шамаилей, намазлыков (молит-
венных ковриков) и разнообразного инвентаря мусульманских религиозно-просветительских центров;
рассмотрение современного татарского искусства в контексте взаимодействия с общими проблемами развития искусства Российской Федерации.
Исследование строится на материалах художественных собраний Музея изобразительных искусств и Музея национальной культуры Республики Татарстан. Кроме того, изучались произведения мастеров изобразительного искусства и архитектуры Республики Татарстан, экспонировавшиеся на выставках, хранящиеся в мастерских художников и частных собраниях, имеющиеся в городской и сельской архитектурной среде. Следует также отметить, что географические границы нашего исследования ограничиваются Республикой Татарстан, а временные - периодом 1980-90-х годов
В качестве источников использованы также записи бесед автора с художниками, материалы архива Союза художников Республики Татарстан, Объединения художников Татарстана, решения и постановления правительства Республики Татарстан, общественно-политических объединений.
Исследование опирается на предшествующую и современную искусствоведческую литературу и критику как республиканских (Татарстан), так и общероссийских периодических монографических изданий.
Научная новизна исследования
Впервые рассматриваются малоисследованные проблемы выявления этнического самосознания татарского народа в произведениях искусства, дается критический анализ современного художественного процесса, что возможно на основе дальнейшей разработки методологии и аксиологического подхода к явлениям современного татарского искусства. В данном контексте автор стремился осмыслить ряд теоретических проблем национального своеобразия татарского искусства, выражения этнического самосознания в изобразительном искусстве и архитектуре, а также художественной специфики современного са-
крального искусства в общей эстетической системе ислама.
Эта диссертация является первой попыткой рассмотрения возрождающегося в настоящее время современного сакрального искусства, уходящего своими корнями в глубокую древность, но долгое время находившегося в забвении. Впервые рассматриваются и произведения, где находит отражение актуальная для современного общественного сознания идея общности татарского этноса с тюркскими народами и мусульманским миром.
Методология исследования
Тема "Современные тенденции татарского изобразительного искусства" обуславливает рассмотрение материала в контексте современных общественных событий, национальных традиций, так как этническое самосознание народа, имеет точки опоры в историческом прошлом, в том числе, художественном опыте, в контексте мировой мусульманской культуры, частью которой является культура татарского народа.
Практическая ценность исследования
При исследовании произведений татарского искусства 1980 - 1990-х гг. внимание обращается на те художественные ценности, которые могут определить ближайшую перспективу развития национального искусства.
При анализе творчества отдельных художников была предпринята попытка определения национальной художественной школы, сложившейся из взаимообогащения и взаимопроникновения культур народов Востока и Запада.
Данная работа может оказать практическую помощь исследователям, занимающимся проблемами теории и истории татарского искусства, в частности, воздействия и влияния традиций исламского искусства на художественную культуру XX в.
В связи с исследованием новейшего периода в истории татарского искусства автором впервые вводится в научный оборот значительный фактологический материал - новые имена
мастеров Татарстана, творчество которых во многом определяет художественную жизнь Республики, произведения, которые впервые упоминаются в диссертации.
Историографический очерк
Широкий пласт современной исторической, этнологической литературы, социологические исследования казанских и московских ученых: Л.Дробижевой, Р. Хакимова, Р. Мусиной, Р. Мухаметшина имеет важнейшее значение для настоящего исследования, ибо выявляет тот фон важнейших социальных . изменений, процессов современности, на котором более четко выявляется специфика и направленность творческой деятельности художников. Вместе с тем надо отметить, что к самому изобразительному искусству Татарстана многочисленные труды философского, общеисторического, этнографического и социологического характера все же имеют лишь косвенное отношение. Углубляясь в теорию этноса, в специфические процессы национально-государственного строительства в Татарстане, в вопросы развития этнического самосознания татарского народа, авторы этих исседований резко выходят на те проблемы и конкретные явления, которые относятся к сфере художественной культуры, изобразительного искусства.
Вместе с,тем в Татарстане (и за пределами Татарстана) давно существовала ( и продолжает свое развитие) искусствоведческая школа, опирающаяся на давние традиции бережного, внимательного, требовательного отношения к творчеству татарских художников, - школа, заложенная еще в первой половине -середине 20 века трудами таких историков искусства и критиков, как Б. Денике, П. Дульский, П.Корнилов, Н. Машковцев, Б. Веймарн, Г. Могильникова, проявлявшие особую чуткость и внимание к художественной жизни Казани, к творчеству татарских художников.
Значительно расширились тематические, хронологические рамки, заметнее стало жанровое разнообразие и углубилось содержание искусствоведческой литературы о татарском изобразительном искусстве в 1960-80-х годах. В это же время
появились монографии, красочные альбомы и снабженные научным справочным аппаратом каталоги, посвященные персонально творчеству ведущих художников Татарстана, среди которых на первом плане выделяются имена Баки Урманче, Хари-са Якупова, Лотфуллы Фаттахова, Ильдара Зарипова.
Общая картина и цельная историческая концепция развития изобразительного искусства Татарстана в 20 веке получила выражение в таких обобщающих трудах, как альбом «Изобразительное искусство Советского Татарстана» Н.В. Черкасовой, альбом «Художники Татарии» Л.Я. Ельковича, монография «Искусство. Советской Татарии. Живопись. Скульптура. Графика» СМ. Червонной и книга «Художники Татарии» А.Б. Файнберга.
Эта панорама и эта концепция со временем и с выходом в свет 9-ти томной «Истории искусства народов СССР» расширялась и уточнялась. Изобразительное искусство и архитектура Татарстана разных исторических периодов - от художественного наследия Волжской Булгарии до творчества художников 1960-70-х годов - оказались в контексте с историей искусства других народов и регионов Евразии. Появились важнейшие для дальнейшего развития науки справочные издания.
Были предприняты глубокие исследования отдельных исторических периодов и отдельных видов и жанров татарского искусства, при этом особое значение имели всесторонние исследования генезиса и особенностей татарского народного искусства в трудах Ф.Валеева; археологические исследования искусства Золотой Орды Д. Валеевой; работы, посвященные монументально-декоративному искусству Г. Валеевой-Сулеймановой, различным видам прикладного и современного народного искусства казанских татар С.Сусловой; Ф. Сафиной; Ф. Гуловой.
С выходом книги СМ. Червонной «Искусство Татарии. История изобразительного искусства и зодчества с древнейших времен до 1917 года», защищенная как докторская диссертация в Академии художеств СССР в 1989 году, исследования всей истории искусства Татарстана, всех его этнических компонентов, включая важнейший процесс формирования татарской на-
циональной культуры, обрели завершенную цельность.
К современным художественным процессам в Татарстане всегда значительное внимание уделяли периодические издания (журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративное искусство СССР», «Дружба народов», и др.), включая и республиканскую печать Татарстана (журналы «Казан утла-ры», «Коммунист Татарстана/ Татарстан», «Идель», «Чаян» и др.). В 1990-х годах процесс отражения художественной жизни в периодике особенно оживился: появился целый ряд статей в старых и новых, молодых журналах, например, в «Санаигы На-фиса», «Татарская археология», «Татарика», о художественных явлениях и традициях, раньше мало известных и мало исследованных. Стали заметнее имена молодых художников и молодых критиков, татарских ученых и писателей, проявляющих интерес к татарскому искусству.
Самостоятельное значение приобрела современная татарская архитектуроведческая литература, в которой выделяются комплексные исследования общих этнических основ и региональной мусульманской сакральной архитектуры (мечетей), предпринятые теоретиком и практиком архитектурно-художественной реставрации Н. Халитовым.
При всем разнообразии и значительных достижениях искусствоведения, исследующего частные и общие вопросы истории татарского искусства и современные художественные процессы в Республике, вся эта обширная литература все же ни в коей мере не исчерпывает проблематику настоящего исследования и не восполняет те информационные и теоретические пробелы, которые оставались до сих пор в области выявления этнического самосознания в современном татарском изобразительном искусстве. Во-первых, большинство публикаций, составляющих основной библиографический ряд исследований по татарскому изобразительному искусству и архитектуре, все же значительно отдалены от современности, ограничиваются рассмотрением материала 1960-80-х годов и редко выходят на 1990-е годы (в то время как задачей данного диссертационного исследования является рассмотрение прежде всего произведений - 1990-х годов). Во-вторых, авторы многих прежних публи-
кациіі сосредотачивали свое внимание на творчестве узкого круга ведущих художников Республики, на художественной жизни Казани, и работы молодых и особенно «периферийных» художников (из восточных регионов, из молодых промышленных центров Татарстана) редко попадали в поле их внимания и интереса (в то время как в настоящем исследовании на «периферии», прежде всего на художественной жизни и искусстве Набережных Челнов, Елабуги, Нижнекамска, сделан значительный акцент). Наконец, в-третьих, в проблемном, теоретическом плане сложнейшие процессы выявления этнической психологии, национального самосознания народа в искусстве практически не выделялись, как специальный предмет исследования, как монографическая проблема в прежних изданиях по истории искусства Татарстана.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, а также библиографии, словаря художников. К диссертации прилагается альбом иллюстраций.