Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Задумываясь над тем, какие условия для яизни людей предоставляют совроценные жилые образования 1Э60-1Э80гг., мы не можем быть удовлетворены ими. Технические завоевания и научный прогресс, придавшие индивидуальному жилищному строительству как бы налет цивилизации, на доле обернулись трагедией для индиведуз«а*-отсутствием внимания к окружению, потерей в нем художественного разнообразия, гармонии,необходимых человеку, В массовой строительной практике нашего отечества сегодня происходит постоянный инфляционный процесс, обесценивающий качество городского пространства. Одна из наиважнейших причин, с нашей точки зрения, - в отсутствии в новых жилых районах даже намеков на подлинную связь архитектуры с изобразительным искусством. Именно искусство эстетизирует окружение и жизнь человека, апеллирует к его мьллению и поддерживает в нем чуь*-ство принадлежности к тому, что мы нааываеч европейской, и - шире -мировой культурой. Эту роль искусства нельзя не признать и сегодня.
Названная проблема имеет очевидную историческую параллель, оос-бонно значимую для Санкт-Петербурга, в котором искусство всегда было естественной частью его жизни, имело в нем свои идейные и практические функции, создавало единичность и неповторимость ковкрвтеой среды. Сегодня с ностальгическим удивлением и непреходящим восторгом мы смотрим на исторически сложившийся центр Петербурга, его ансамбли и городские магистрали, которые человеческая деятельность могла преобразовать из среды естественной (природной) в среду человеческую, но нарушив ее первоначального гармонического строения. Мы восхищаемся том совершенным пространственно-пластическим вкусом, которым обладали 80ДЧИЄ предшествующих ПОХОЛОНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ ИМ С УДИВИТ9ЛІ-
ным тактом вписывать в архитектурное окружение произведения иокуоотв. Именно монументальная и монументально-декоративная скульптура на протяжении двух столетий умножала своеобразие северной столицы.
Непрерывность астатически насыщенных пространств старого города произведениями искусства выделяет его 8моциональный приоритет перед новой застройкой, восприятие'которой ооясянеио повсеместной унифицированностью и "типовыми чертами" нндустриальпого домостроения. При этой образная поетика города оборачивается осгодня в аастызиий перечень исторических ценностей, не являя собою непрерывно развивающуюся систему, в которой мовумеитальному и монументально-декоративному искусству всегда принадлежало ведущее место.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - разработка методики и научно обоснованных рекомендаций по включению скульптуры в районы массового жилищного строительства Петербурга.
Обоснование роли и значения скульптуры в историческом и современном процессе сложения архитектурно-художественной среды Петербурга-Петрограда-Ленинграда;
анализ генезиса и эволюции видов и форы городской скульптурной пластики, входящей в традиционную систему художественных средств, слагающих эстетический облик Петербурга;
осмысление мировою опыта в области интеграции произведений с'кульптуры в предметно-художественную среду новых районов застройки;
изложение основных предпосылок многоаспектного подхода к изучению роли, места и формы скульптуры в процессе формирования художественной среды районов массового жилищного строительства.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ -виды и жанры монументальной и монументально-декоративной скульптуры, представленные рабочим понятием "городская скульптур а".
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - система "скульптуфа-архи-
тектура-среда-человек"иее внутренние взаимодействия.
МЕТОД РАБОТЫ - комплексные исследования, основанная на общенаучном подходе к изучению литературы, натурного материала, творческих разработок, содержащихся в отечественных и зарубежных осуществленных и проектных решениях благоустройства жилой среды, обобщению опыта современной художественной практики;
искусствоведческом анализе стилистических и жанрово-типологи-ческих особенностей скульптуры;
системном анализе, предполагающем изучение взаимосвязи "скульптура-архитентура-среда-человек".
Для конкретных ступеней системного анализа использовались междисциплинарные методы изучения: культурологический (понятие "контекст места"), социально-психологический (метод экспертной оценки);
метод моделирования (составление "образных портретов" средовых компонентов городской среды).
ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Важными отправными моментами в диссертации стали теоретические исследования А.Бринкмана, Г.Вельфлина, Б.Виппера, А.Гильдебрандта. Б разработке исторических аспектов существенную роль сыграли работы теоретиков искусства и архитектуры, краеведов Н.Врангеля, И.Грабаря, В.Курбатова, Г.Лукомского, П.Стол-пянского, А.Федорова-Давыдова, а также Д.Аркина, И.Бартенева,А.Кагановича, М.Неймана, Г.Преснова, А.Лунина, Б.Пилявского, Г.Степанова, А.Раскина и др.
Наиболее близкими диссертационной тематике являются фундаментальные труды М.Кругловой "Монументы в архитектуре городов" (1952) и В.Артамонова "Город и монумент" (1974), послужившие основой для некоторых общих построений исследования а также монографии Н.Воронова, И.Ивановой, Е.Муриной, Н.Поляковой, В.Турчина.
С различных позиций к конкретным проблемам взаимосвязи скульп-
4 туры с архитектурой и окружением подходили Р.Аболина, И.Азизян,
С.Базазьянц, Н.Бабурина, С.Валериус, Т.Каждая, И.Светлов, В.Толстой, В.Тасалов, О.Швидковский и др. Конкретно вопросам синтеза искусств в жилой застройке посвящены работы И.Азизян, А.Бурганова, М.Еруса-лицчик, И.Ивановой, Б.Мержанова, Б.Лекаря, И.Покровского, А.Стрига-лева, Я.Холыянского и др. Менее разработанными остались вопросы взаимодействия средств пластики и индустриальной архитектуры применительно к застройке Ленинграда-Санкт-Петербурга. Из научных исследований можно выделить лишь диссертацию В.Васильковского "Малые формы в архитектуре магистралей" (1966) и созданную в 1978 г.комплексную работу 'Генеральная схема художественного оформления и монументальной пропаганды Ленинграда" (авторы - А.Алымов, Г.Байков, Г.Данилова и др.). Между тем, решение задач исторической преемственности архитектурно-пластических связей, особенно насущных для Петербурга, и в целом - заостренность в постановке художественно-градостроительных проблем - неустанно подчеркивались в работах ведущих теоретиков -исследователей, архитекторов-практиков и художников нашего города: Ы.Аникушина, Я.Лукина, К.Митрофанова, Б.Петрова, Б.Свинина, 0.Немиро, А.Алымова и др.
Наиболее близким к избранной нами сфере исследований оказался научный аспект, посвященный средовой тематике. Особая заслуга в углубленной разработке ее принципов, начиная с 60-х годов,принадлежит теоретику архитектуры А.Иконникову. С 70-х годов городская среда стала изучаться и другими исследователями - разрабатывались связанные с нею понятийные категории, определялись дефиниции. Среди этих ученых М.Бархин, С.Хан-Магомедов, А-Рябуиин, В.Глазычев, В.лронов, Е.Асс, Г.Каганов и др.
Характерной чертой современного периода являлось то обстоятельство, что работа по изучению среды, ее составляющих и критериев сцен-
ки ое качеств потребовала привлечения ыехдисциплинарных исследований в областях эстетики, филологии, психологии, социальной психологии, культурологии и др. Наиболее значимы имена - О.Генисаретского, М.Кагана, СЛотмана, Вяч.В.Иванова, В.Н.Топорова и др. При использовании системного анализа в диссертации основополагающими стали работы В.Ганзена, Е.Лазарева, Г.Лаврика. За последнио два десятилетия отечественными архитекторами, искусствоведами и психологами выполнен ряд исследовательских работ, основанных на использовании методов восприятия и эмоциональных явлений: Е.Беляевой, Т.Елохиной, Л.Никольской, Й.Страутманисом, а также труды зарубежных ученых Рудольфа Арнхейма, Кельвина Линча, Амоса Рапопорта и др.
Несмотря на большое количество работ, затрагивающих все аспекты нашей проблематики, ощущаются пробелы в разработке как мотодологических, так и практических вопросов, сряяанных с взаимодействием изобразительного искусства и индустриальной застройки.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования заключается в том, что впервые для условий архитектурно-художестеє иной практики нашого города предлагается рад методических принципов формирования эстетической среды районов массовой жилой застройки IS 60-19 80 гг., а тзкес определяются тенденции, соответствующие новым задачам градостроительной политики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется возможностью ее использования в проектно-исследовательской деятельности: на стадии предпро-ектного анализа; в специальных разделах "Монументально-декоративное оформление хилых кварталов" проектов застройки; в учебных процессах художественных вузов при составлении программ-заданий для архитектурного и скульптурного отделений.
ВНЕДРЕНИЕ РАБОТЫ. Посвященная комплексним проблемам архитектуры и искусства, диссертация получила внедрение в научно-технический отчет ЛенНИйпроекта за IS&I-IS62 гг.по теме А-6.І "Совершенствоза-
нио архитектурно-художественного облика городской среды и условий ее восприятия" в районах массового жилищного строительства" (roc.per.te 80071646); отдельные разработки исследования были положены в практическую работу ГлавАПУ в 1981 г.
Акты о внедрении помещены в приложении к диссертации.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ - Основные положения диссертации неоднократно васлушивались на комиссии градостроительной эстетики Ленинградской организации Союза архитекторов РСФСР (ныне Петербургский Союз архитекторов), на конференциях и семинарах (I983-I99I гг.).
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ ОБУСЛОВЛЕНА ЕЕ ЗАДАЧАМИ. Диссертация представлена в двух томах. Том первый - введение, три главы, заключение, список использованной литературы, таблицы и два приложения. Бо второй томе помещены иллюстрации.