Введение к работе
Актуальность теми . Культура древнегреческого города Ольвии издавна привлекает к себе внимание исследователей. Прежде всего потому,что это уникальный очаг древнеэллинской культуры на территории нашей страны,имеющий мировое значение. Памятники ольвий-ского искусства хранятся в крупнейших музейных собраниях,таких как Государственный Эрмитаж,Британский музей,Лувр и др. Однако,до настоящего времени не было ни одной обобщающей искусствоведческой работы по проблемам развития искусства в древней Ольвии. В основном отдельные проблемы развития художественной культуры Ольвии освещались историками и археологами. Таким образом впервые искусствовед взялся за решение стоящих перед наукой задач. Скульптура является важным видом искусства античного мира и Ольвия в этом смысле не является исключением. Можно говорить о том,что уровнем развития пластики определяется и общий уровень эстетического развития города. Сложность темы усугублялась разбросанностью материалов по разным музеям и собраниям Москвы,Ленинграда,Киева,Одессы,Николае-' ва,Херсона,а также других городов страны.
Самостоятельное исследование скульптуры Ольвии позволит глубже осознать масштабность культуры Ольвии,ее место в развитии античного мира,а также какое важное положение занимает скульптура в формировании эстетического вкуса горожан на протяжении есєй тысячелетней истории полиса.
Научная новизна диссертации состоит в том,что впервые сделана попытка,во-первых, собрать воедино всю доступную исследователю скульптуру из Ольвии,находящуюся как в музейных собраниях,так и в некоторых частных коллекциях. Во-вторых,на основании этого материала не только проанализировать эволюцию эстетических взглядов ольвиополитов на основе одного вида изобразительного искусства --.скульптуры,но также определить и концепцию развития культуры по-
лиса в тесной связи с его историей. Также впервые была сделана попытка определить время работы местных скульптурных мастерских, чему в немалой степени способствовали исторические сведения о жизни древней Ольвии 'и пристальный стилистический анализ этой группы произведений. Новым в диссертации является и стр_емление атрибутировать ряд произведений ольвийской скульптуры,прежде не упоминавшихся другими исследователями,а также новая атрибуция ря- да произведений известных науке и введение в научный обиход ранее не публиковавшихся памятников. В процессе работы также привлекались ныне не существующие произведения /погибшие: в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг./.
При определении, линии'развития скульптуры .Ольвии-'в- послегет-ский период впервые.вычленяются "две линии одной' античной культу-, ры: греческая и римбкая.а также сделана попытка'дифференциации произведений римского лагеря по этническому составу легионеров: италики, фракийцы.и египтяне.
Цель работы : определение эволюции скульптуры Ольвии на протяжении'всей ее тысячелетней'истории в ее'Взаимодействиях с античной культурой; Этой целью определяются постановка"л решение в диссертации' следующих'задач:'
-
На основе максимально доступного исследователю материала определить периодизацию развития скульптуры Ольвии, выявив при этом характерные особенности каждого из периодов.
-
Подтвердить параллельность развития культуры Ольвии. и метрополии в догетское время.и определить меру самостоятельности пос-легетского пути развития.
-
Исследовать самобытное явление местных скульптурных мастерских.
-
Выявить особенности развития ольвийской пластики в период оккупации Ольвии римскими войсками, отделив городскиепамятники от
памятников из римского лагеря.
Методика исследования базируется на достижениях современ- . ной теории и истории изобразительного искусства, на трудах видннх дореволюционных'и советских искусствоведов,историков и археологов. В основе методологии лежит целостный подход к эволюции скульптури Ольвии. С целью наиболее ясного представления об особенностях этой эволюции использовался сравнительный анализ. Для этих целей привлекалось значительное число памятников мировой античной культуры, а в процессе работы были проанализированы общие и специальные труды,архивные материалы,дореволюционная и советская,а также значительная часть зарубежной литературы.
Практическая' ценность работы заключается в том,что ее выводы уже использованы,а также могут быть использованы в дальнейшем для изучения и' анализа развития художественной культуры Ольвии, а также при научной разработке общих проблем изобразительного искусства. Результаты работы представляют интерес и для специалистов- в области антиковедения. Материалы диссертации уже послужили и могут служить источником- для построения экспозиций в музеях ,хранящих памятники ольвийской и тире - античной культуры, а также быть источниками для написания тематико-экспозипионннх планов , экскурсий и лекций в музеях, для вузовских лекционных курсов,' спецкурсов и семинаров по проблемам античной культуры Северного Причерноморья.
Апробация исследования . Материалы диссертации обсуждались на кафедре зарубежного искусства Института жиеописи,скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. На материалах диссертации была' построена экспозиция Енставки предметов ольвийской художественной культуры Николаевского краеведческого и Николаевского художественного музеев. Результаты исследования использовались при подготовке методических разработок для учителей истории "История
Николаевщинн" на кафедре истории СССР и УССР Николаевского государственного педагогического института им. Б.Г.Белинского. На основе материалов диссертации написана и издана киига "Ольвия и ее искусство" /издательство "Маяк",Одесса,1991 г./. Положения диссертации использованы при подготовке научных сообщений на конференции, посвященной 50-летию факультета теории и истории искусств Института живописи,скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина и на Всесоюзной научной конференции "Научно-исследовательская работа р художественных музеях СССР". Работа апробирована в четырех публикациях /список приведен в конце автореферата/.
Объем и структура диссертации. Представленная к защите диссертация состоит из двух частей. Первая часть - 147 страниц машинописного текста,включающего: введение, шесть глав, заключение, примечания,библиографию /158 наименований/,список иллюстраций и список сокращений. Вторая часть - альбом,содержащий 119 фотографий, иллюстрирующих текст работы.