Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символика и иконография романских капителей Франции Арутюнян, Юлия Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнян, Юлия Ивановна. Символика и иконография романских капителей Франции : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 1999.- 232 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-17/80-X

Введение к работе

Актуальность этой темы продиктована не только общими тенденциями современной пауки и отсутствием фундаментального исследования по романской скульптуре в отечественном искусствознании, в значительной степени она определяется исключительной ролью капители в декоративном убранстве храма и клуатра, как в пластике, так, в особенности, и в системе оформления. В плане рассмотрения культуры Средневековья в целом именно программа наиболее последовательно и точно определяет эпоху, ее приоритеты, ведь в подборе сюжетов и их сопоставлении заключено обращение к зрителю вне зависимости от его «посвященности». Таким образом, наше исследование ставит принципиальные вопросы зарождения и развития романского стиля и рассматривает различные аспекты культуры конца XI-XU веков.

Объектом исследования являются романские капители церквей и клуатров Франции (Нургундии, Оверни, Аквитании и Тулузы), находящиеся как на месте, так и в музеях каменной скульптуры при соответствующих храмах и в Музее Августинцев в Тулузе.

Предметом изучения станет система построения романского скульптурного ансамбля, вопрос о принципах расположения капителей, их тематике и взаимоотношении сюжетов, т.е. программа оформления.

Степень разработанности проблемы. Вопрос о закономерностях формирования романского скульптурного ансамбля никогда не был в центре исследований, но многие ученые обращались к различным аспектам этой проблемы, лишь последние годы в работах А. Форсайт, JI. Сейдель, Э. Вергной разработка этой темы приобретает характер изучения общих принципов построения.

Среди отечественных работ следует отметить труды Ц.Г. Нессельштраус и В.П. Тяжелова, выделяющие вопрос об

особенностях программы оформления как одни из принципиальных в контексте изучения романского искусства.

Зарубежные исследователи уделяют особое внимание рассмотрению символики и иконографии отдельных сюжетов. В этом контексте изыскания аббата Обсра, Э. Маня, Л. Рсо, М. Лукера, Л. Кацснсллснбогсна, В.Ф. Хоппера и других ученых имеют принципиальное значение для нашей работы. С другой стороны труды российских историков начала века (Л.П. Карсавина, О.А. Добиаш-Рождественской, П.М. Впцилли) и современности (Л.Я. Гурсвича) раскрывают широкий спектр изучения средневековой мысли (а так же исследования Г. Эйкепа, Г.О. Тейлора, представителей школы «Анналов»).

Вдумчивому и бережному отношению к изучаемым памятникам, осмыслению не только символики, но и художественного языка романской скульптуры учат нас труды А. Фосийона, М. Шапиро, А.К. Портера. Р. Грин выдвигает новые принципы типологической систематизации иконографических мотивов. Определенные памятники неразрывно связываются с именами ученых: Клюни - К.Дж. Конан, Отен - В. Терре, Д. Грино и Ж. Зарнсцки, Клермон - Л. Брейе, Конк — Ж. Буске, Ж.-К. Бонн.

Метод осмысления культуры, разработанный в рамках исторических исследований школы «Анналов» по-разному преломляется в трудах Ж. Дюби'и Ж. Ле Гоффа. Примечательно, что для первого ученого романский храм предстает как гармоническое единство архитектуры, музыки, литургии и искусства, при этом истолкование значения изображений понятно лишь «посвященным», а дидактическая их роль невелика. Для Ле Гоффа символический смысл произведения отходит на второй план, уступая место «красоте форм». Принципы изучения, сформулированные в исследованиях школы «Анналов», находят свое выражение в анализе системы построения отдельных романских скульптурных ансамблей у Ж.-К. Бонна, Э. Вергной, Л. Сейдель, Г. Кесслера, А. Форсайт, Ф. Карлссона, К. Хорст, М. Дюрлиа, Э. Хартог. Особый смысл приобретает проблема повествователыюсти средневековых изображений (С. Николе, В. Онг, Ф. Баумель).

Если в 70-80-с годы наряду с возрождением, правда на качественно ином уровне, интереса к символике изображений (Ф. Ыордстрем, Ф. Карлссон, II. Рейтерсворд) возникает стремление к описанию и атрибуции капителей различных коллекций (Л. Сейдель, Ф. Тернак, К. Хореї), то 90-е годы - время обобщений материала, особого внимания заслуживают работы, выявляющие принципы развития средневекового искусства (Э. Вергной, Ж.-К. Бонн, А. Форсайт).

Систему расположения капителей в галереях монастырского двора связывают с идеей подражания Апостольской жизни и формой наставлений, программу храма считают неким единым знаком, доступным лишь «посвященным» (Ж. Дюби), в основе которого могут лежать литургии и процессии (А. Фосийон), сложные теологические доктрины (В. Террс) или символика чисел (В.Ф. Хоппер, О. Ксйгбидср). Церковь уподобляется Телу Христову (аббат Рошс) или Вселенской J Ісркви (Ф. Карлссон), а ее структура - сродни идее Пути (аббат Обер, Ж. Дюби, В.П. Тяжелое). При этом в расположении и символическом значении скульптуры современные исследователи видят воплощение «архитектурных сил в действии» (Ф. Карлссон, К. Хорст, П. Рей-терсворд).

Все эти пруды частично освещают и нашу проблему, но вопрос об общих принципах декоративного убранства храмов и клуатров последовательно и полно не рассматривался, именно поэтому на современном этапе изучения романского искусства (и шире - культуры X1-XU веков) мы считаем проблему программы наиболее актуальным вопросом медиевистики.

Цель работы - по возможности выявить общие принципы построения романского скульптурного ансамбля. Поэтому нашей задачей будет изучить и сравнить систему оформления храмов и клуатров на примере известных памятников Франции; рассмотреть иконографию, композиционное решение и взаимосвязь сюжетов кали гелей, определить в какой мере обращение к созерцающему, призыв обдумать и сопоставить темы рельефов, осознав их взаимосвязь, мог быть основой формирования программы. Мы ставим вопрос - насколько этот принцип был характерен для декоративного убранства романского ансамбля, и как он соотносится с темой противостояния сил Добра и Зла, заложенной во многих сценах; в какой мере идея Пути-постижения от входа к алтарю в церкви и Пути-паломничества в галерее клуатра оказала воздействие па систему оформления, т.е. какова роль капителей в символической организации пространства романской постройки. Таким образом, наша задача - рассмотреть и определить место повествовательной капители в программе как скульптурной, так и смысловой, тропологической.

Методико-теорстическая база. Работа такого характера предполагает иконографический метод изучения, однако он не отвечает в полной мере ее целям и не может исчерпать всей проблематики. Круг вопросов, загропутых в данном исследовании, соотносится с изучением «картины мира» средневекового человека, ведь рассмотрение сисгемы формирования ансамбля неизбежно касается вопросов миропонимания, структуры проповеди, даже процесса обучения, т.е. соответствует принципам культурно-аіггропологического подхода к проблеме.

С другой стороны, система построения программы наиболее ясно, четко и упорядочение» отражает саму суть романского искусства, таким образом, анализируя схему расположения скульптуры, описывая и сопоставляя возможные программы известных романских памятников, мы выделяем черты, характеризующие стиль.

Научная новизна работы состоит в принципиально ином подходе к рассмотрению системы расположения повествовательных капителей в романском скульптурном ансамбле, основу которой, на наш взгляд, составляет обращение к созерцающему, призыв обдумать, вспомнить, сопоставить. Анализируя взаимосвязь сцен на рельефах в храмах и клуатрах, мы указываем на сюжетные или символические узлы и последовательности, которые и формируют программу. При этом капители церквей зачастую подчиняются идее противостояния сил Добра и Зла, теме спасения благодаря вере, а в крытых галереях монастырских дворов господствует мысль о духовном странствии, самоуглубленном поиске Небесного Иерусалима.

В научный оборот введен ряд положений, касающихся принципов построения программы романского скульптурного ансамбля храма и клуатра, выведенных на основе анализа и сопоставления системы расположения капителей известных памятников, также сделано несколько новых атрибуций сюжетов рельефов, которые вызывали дискуссии и сомнения.

Надеемся, что данная работа привлечет внимание исследователей в области истории искусства и культуры к проблемам романики, в частности, к вопросу формирования скульптурного ансамбля, с одной стороны, и к теме сюжетных капителей - с другой. Таким образом, практическая ценность связана прежде всего с возможностью использовать результаты изысканий в процессе дальнейшего изучения романского искусства. Выработанная нами форма анализа и описания памятников не универсальна, но се принципы могут найти применение на более широком материале. Основное содержание и выводы работы могут оказаться необходимы для общих трудов и монографий, при составлении программ обучения и чтении лекционных курсов.

В качестве апробации работы были представлены доклады на
конференциях в Санкт-Петербургском государственном академическом
институте живописи, скулыггуры и архитектуры им. И.Е. Репина
Российской Академии художеств, Санкт-Петербургском

государственном университете, Санкт-Петербургской государственной академии культуры. Тезисы опубликованы.

Отдельные главы работы и диссертация в целом обсуждались на заседаниях кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской Академии художеств.

Структура диссертации соответствует принципам типологии и методике исследования и отвечает разнообразию форм романских повествовательных капителей. Работа состоит из вводной части, которая включает критический обзор литературы по проблеме, двух глав, заключения и примечаний к тексту. Общий объем 232 страницы, список литературы составляет 238 наименований, к работе прилагается альбом из 270 иллюстраций.