Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями изучения традиционных культур коренных народов Сибири, выявления их роли в современном художественном процессе. Эти вопросы сегодня являются особенно актуальными и недостаточно разработанными в искусствоведческой науке.
В настоящее время российское искусствознание возвращается к изучению наследия сибирских художников начала XX в. Легендой и гордостью сибирской культуры является алтайский живописец Г.И.Чорос-Гуркин, первый художник-профессионал среди коренных народов Сибири, воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик И.И. Шишкина. Он в своем творчестве сумел отразить своеобразие духовного мира народов Алтая, в котором значительное место занимают языческие и шаманские представления. Между тем ранее анализировались только те его работы, которые соответствовали идеологическим установкам советского времени; в полном же объёме его искусство по сути дела не изучалось.
Алтайский шаманизм, основанный на вере в существование иных, невидимых миров и общения с ними посредством духов-помощников, прослеживается в культуре местного населения с древних времён. Если обширный археологический и этнографический материал по шаманизму давно привлекает внимание учёных, то графические и живописные произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, ещё не рассматривались в качестве источника для искусствоведческого, культурологического и историко-этнографического исследования. Данная работа восполняет этот пробел: она обращена к произведениям Г.И. Чорос-Гуркина, в которых он стремился проникнуть в глубины национального художественного мышления, постичь эстетическое отношение алтайцев к окружающей природе, к Алтаю, воспринимаемому живым, говорящим, смотрящим.
Изучение материала, связанного с шаманской темой Г.И. Чорос-Гуркина, идет параллельно происходящему ныне возрастанию научного интереса к народным традициям в искусстве и разным видам народного творчества, ранее относимых к пережиткам.
Степень изученности темы. В исследовании автор не рассматривает шаманизм во всех его аспектах, а ограничивается искусствоведческим анализом этого явления в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина. Он, несомненно, был знаком предшествующим опытом овладения фольклорным наследием в русском изобразительном искусстве. Ему были известны искания таких крупнейших мастеров XIX – начала XX вв., как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, Е.Д. Поленова, М.В. Нестеров, И.Я. Билибин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих. Г.И. Чорос-Гуркин не только стремился осмыслить темы, разрабатываемые ими в живописи и графике, но и воплотить в своем искусстве своеобразие алтайских фольклорных произведений в русле национальных художественных традиций. Следует отметить, что в искусствоведческой литературе освещение искусства Г.И. Чорос-Гуркина в этом аспекте еще не нашло достаточно полного и глубокого отражения.
В дореволюционное время о творчестве Г.И. Чорос-Гуркина писали М.М. Далькевич, Г.Н. Потанин, Л.П. Базанова, Г.Д. Гребенщиков, А.В. Адрианов и другие. Они подробно освещали первые выставки художника и анализировали некоторые его пейзажные работы, что придают им особую ценность.
На формирование общей концепции работы оказали влияние труды крупных исследователей Южной Сибири XIX – начала XX вв. В.В. Вербицкого, В.В. Радлова, Н.М.Ядринцева, А.В. Анохина. Первым обратил внимание на важность изучения шаманских рисунков Г.Н. Потанин. Его известный труд «Очерки Северо-западной Монголии» (1883) дополнен 26 таблицами рисунков шаманской атрибутики, в том числе и алтайской. Благодаря публикации им в 1915 г. рисунка из этнографического собрания А.В. Анохина «Путь шорского шамана к Улгеню» описаны этапы пути шамана к верховному небесному божеству. Классическим трудом А.В. Анохина в изучении алтайского шаманизма является его работа «Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии» (1924). Со времени издания и по сей день, она остаётся наиболее обширным и обстоятельным собранием текстов шаманских мистерий.
Углубленному пониманию шаманской темы в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина способствовали также исследования известных советских этнографов Л.Э. Каруновской, С.А. Токарева, В.П. Дьяконовой, Е.М.Тощаковой, А.М.Сагалаева, Н.И.Шатиновой, Л.И.Шерстовой. Они уделяли особое внимание алтайскому шаманизму, как значительному элементу традиционной культуры. Важное место в изучении и анализе алтайского шаманизма принадлежат исследованиям Л.П. Потапова, в том числе и его итоговой книге «Алтайский шаманизм» (1991). Он в своем труде приводит рисунки шаманских бубнов, выполненных художником А.А. Каланаковым, учеником Г.И. Чорос-Гуркина.
На идейную направленность нашей работы оказали воздействие сравнительные исследования традиционных шаманских представлений народов Сибири в работах Н.А. Алексеева, Т.М. Михайлова, Е.С. Новик, Е.Д. Прокопьевой, А.В. Смоляк, Д.А. Функа.
Для нашего исследования несомненный интерес представляют научные публикации по духовной культуре алтайцев и народным верованиям Е.Е. Ямаевой, В.А. Муйтуевой, Н.А. Тадиной, С.П. Тюхтеневой, В.А. Клешева.
Среди источников, повлиявших на стилистику изобразительного языка Г.И. Чорос-Гуркина, необходимо назвать наскальные рисунки Алтая. Он своими зарисовками петроглифов во многом предвосхитил изучение памятников современными учёными, как А.П.Окладников, Е.А.Окладникова, А.И.Мартынов, В.Д.Кубарев, Е.П.Маточкин. Впоследствии подобный материал – рисунки на алтайских бубнах, на домашней утвари, а также деревянные скульптуры духов-предков и охранителей проанализировал С.В. Иванов. В своих трудах учёный использовал в качестве иллюстраций и рисунки Г.И. Чорос-Гуркина.
Художественное освоение темы, пожалуй, начинается с работ великого русского живописца В.И.Сурикова. Его натурный этюд камлающего шамана в дальнейшем вошел в знаменитое полотно «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Впоследствии шаманские мотивы разрабатывали в своем творчестве томские художники П.М.Кошаров, Л.П.Базанова, А.А.Воронина-Уткина, С.К.Просвиркина; алтайские художники Н.И. Чевалков, М.П. Чевалков, И.И.Ортонулов, В.П.Чукуев, В.Г.Тебеков, С.В.Дыков, А.Б.Укачин. Надо отметить, что в совокупности они не подвергались специальному анализу в искусствоведческом контексте. В силу этого наша работа является первой попыткой изучения шаманской темы на примере произведений алтайского художника Г.И.Чорос-Гуркина.
Искусствоведческому анализу творческого наследия Г.И. Чорос-Гуркина посвящены труды Г.А. Образцова, С.А. Стрельцова, Л.И. Снитко, В.И. Эдокова, Г.И. Прибыткова. При разном уровне профессионального анализа, объёме и новизне биографических сведений они в основном освещали пейзажную живопись. Надо отметить, что эти авторы в той или иной мере анализировали и первую сюжетную картину Г.И. Чорос-Гуркина «Ночь жертвы. Камлание» (1895), посвященную теме шаманского камлания. Но специфике шаманской символики в них не уделено сколько-нибудь серьёзного внимания. Большинство искусствоведов рассматривали эту работу в русле развития и становления его творческого метода и стилистики. В этом плане высказывались разные мнения. В основном считали, что это ещё слабо разработанное живописное произведение.
Творчество первого алтайского художника наиболее глубоко и всесторонне изучил В.И. Эдоков. Он называет картину «Ночь жертвы. Камлание» этапной по своему значению, поскольку в ней воплотился результат его предшествующего развития, и одновременно она стала началом его большого пути в искусстве. Соглашаясь в целом с мнениями некоторых авторов разбора произведений Г.И. Чорос-Гуркина, приведём мнение Г.И. Прибыткова, который подчеркнул, что не следует акцентировать недостатки живописного мастерства его ранней работы, подходя к ней с такими критериями, которые появляются у искусствоведов на основе достижений периода творческой зрелости.
Надо отметить, что о шаманском мировосприятии в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина на примере полотна «Хан Алтай» написал в своих исследованиях Е.П. Маточкин. Основных героев произведения: Хан Алтая, кедра и орла он сопоставил с персонажами шаманского действа. Хан Алтай – верховный дух Алтая, представлен в виде могучих гор, своим рисунком напоминающим треугольники. Кедр он связал с шаманским деревом, орла – с помощником шамана в его путешествиях по мирам Вселенной. Однако эта его первая попытка реализована только в анализе работы «Хан Алтай». Автор же диссертации привлекает значительно большее количество работ Г.И. Чорос-Гуркина, выполненных на шаманскую тему. Не вдаваясь подробно в изучение данного вопроса, Е.П. Маточкин использовал также впервые понятие скрытого этнокультурного подтекста. В своих исследованиях диссертант попытался раскрыть этот этнокультурный подтекст, связанный с шаманским мировоззрением, который не всегда очевиден.
В итоге, несмотря на относительно большое количество исследований посвященных творческому наследию Г.И. Чорос-Гуркина, до сих пор шаманская тема в его пейзажной живописи, в мифологических и жанровых композициях, портрете и в многочисленных рисунках остаётся недостаточно изученной.
Объект исследования: живописные и графические произведения Г.И. Чорос-Гуркина на тему алтайского шаманизма.
Предмет исследования: проблемы воплощения шаманских образов в живописных и графических произведениях Г.И. Чорос-Гуркина.
Цель исследования: определить место и значимость темы алтайского шаманизма в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина, выявить его произведения на эту тему, раскрыть их содержание, стилистику, семантику и методы художественно-пластического воплощения.
В связи с этим в диссертации поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть шаманскую образность, символику изобразительного языка в рисунках, посвященных шаманской Вселенной, образам божеств, духов, и шаманскому ритуалу.
2. Выявить шаманские мотивы в пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина: символику сакрального пространства, видимых и невидимых миров, а также те художественные приёмы, которые он использовал для их воплощения.
3. Проанализировать в содержательном и изобразительном планах жанровые произведения Г. И. Чорос-Гуркина на тему шаманизма.
4. Определить особенности портретных образов шаманов и своеобразие их психологических характеристик, которые придавал им Г.И. Чорос-Гуркин в своих произведениях.
5. Ввести в научный оборот изобразительные материалы Г.И. Чорос-Гуркина по алтайскому шаманизму.
Хронологические рамки исследования определяются концом XIX – началом XX вв. (нижняя дата определяется 1895г. – временем написания первого крупного живописного произведения; верхняя – 1937г. – годом гибели художника).
Территориальные рамки исследования охватывают Алтае-Саянское нагорье (границы современной Республики Алтай, Республики Тыва) и Северо-западную Монголию, т.е. регион проживания и творческой деятельности Г.И. Чорос-Гуркина.
Источниковая база исследования. В процессе работы над темой сформировался обширный круг источников, включающий, как опубликованные, так и неопубликованные материалы и документы.
Прямым источником исследования являются произведения творческого наследия Г.И. Чорос-Гуркина: живопись и графика на шаманскую тему, выявленные автором исследования в фондах Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, Государственного художественного музея Алтайского края, Томского областного художественного музея. Основная их часть вводится в научный оборот впервые. Сюжеты произведений, надписи и подписи на лицевой и оборотной сторонах, бумажные ярлыки, печати дали обширную информацию для решения поставленных задач. Наиболее ценные сведения представляют архивные материалы. Это делопроизводственные документы: приказы, отчёты, переписка, акты передач, списки, описи работ Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее, в Государственной архивной службе Республики Алтай. Существенную помощь для раскрытия шаманских образов в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина оказали тексты шаманских камланий и родословные шаманов, собранные А.В. Анохиным и практически неопубликованные. Они хранятся в архивах Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук, Томского областного краеведческого музея. Значительный интерес для данного исследования представляют архивы Музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета, Красноярского краевого краеведческого музея. Глубже понять общественно-политическую ситуацию в стране, повлиявшую на творчество Г.И Чорос-Гуркина в конце 20-х первой половине 30-х гг. ХХ в., способствовали архивно-уголовные дела, связанные с преследованием шаманов в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Алтай.
Важную группу опубликованных источников составляют каталоги художественных выставок Г.И. Чорос-Гуркина 1907-1908, 1910, 1911, 1915, 1926 гг. Автором работы привлекалась периодическая печать Томской губернии: газеты «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая», отчеты Алтайской духовной миссии. В собранном информационном комплексе особое место занимают записи текстов шаманских камланий, литературные сочинения самого Г.И. Чорос-Гуркина, а также вещественные источники: шаманские костюмы, бубны, деревянные скульптуры духов-охранителей.
В целом собранная источниковая база отличается разнообразием информации и позволяет решать заявленные цель и задачи данного исследования.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как анализ и синтез, комплексный подход и междисциплинарные связи, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Методологической базой данной работы послужили исследования В.И. Плотникова, С.В. Голынца, П.Д. Муратова, В.И. Эдокова, Е.П. Маточкина, посвященные отражению в изобразительном искусстве традиционного мировоззрения.
Для выявления особенностей содержания и формы произведений Г.И. Чорос-Гуркина по шаманской теме использован искусствоведческий анализ. Поскольку в этнографической литературе недостаточно освящены вопросы, связанные с шаманской мистериальностью, автор диссертации подробно описывает содержание гуркинских произведений, опираясь при этом на концептуальные выводы по проблемам сущности шаманизма в работах таких ученых, как Л.П. Потапов, В.Н. Басилов, А.М. Сагалаев, Д.А. Функ, М.Элиаде.
В языческом шаманском мировосприятии многое даётся в поэтическом ключе, в символической, образной форме. В силу этого наши методы исследования произведений Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему во многом сродни методам, используемым в гуманитарных науках: эпосоведении, литературоведении. Методы, разрабатываемые ими, помогают выявлению символики, метафоричности, гиперболизации образов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Шаманская тема в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина проявляется во всех видах изобразительного искусства: живописи, графике и во всех жанрах произведений: пейзаже, портрете и сюжетной картине.
2. Произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, основаны на синтезе реалистического искусства с народной изобразительностью.
3. Для воплощения символики сакрального пространства, присутствия ирреального мира использованы особые выразительные и изобразительные средства.
4. В портретах шаманов раскрыта оригинальная художественная идея – перенесение Г.И. Чорос-Гуркиным портретной образности с живого человека на его «заместителя» – духа-помощника.
5. В произведениях Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему отмечен скрытый этнокультурный подтекст элементов пейзажа и вещного мира.
Научная новизна исследования:
1. Прослежены в произведениях Г.И. Чорос-Гуркина глубокие знания шаманской мистериальности, визуальные образы которой во многом связаны с архетипическими образами.
2. Установлено, что Г.И. Чорос-Гуркин для воплощения шаманских образов применяет художественный синтез, связывающий академизм с народной изобразительностью; для создания ирреальных шаманских персонажей он отталкивается от искусства скифов Алтая и античного искусства.
3. Исследованы в искусстве Г.И. Чорос-Гуркина способы воплощения художественных особенностей шаманской Вселенной.
4. Раскрыты в части пейзажной живописи Г.И. Чорос-Гуркина шаманские мотивы, их символика, семантика и скрытый этнокультурный подтекст.
5. Проанализированы жанровые особенности полотен Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему.
6. Обнаружен впервые в портретных образах шаманов Г.И. Чорос-Гуркина феномен психологического «заместителя» – духа-помощника.
7. Выявлены в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина и введены в научный оборот целый ряд ранее не известных произведений по алтайскому шаманизму: около 100 рисунков, изображающих шаманскую Вселенную и дороги шамана, образы божеств и духов, шаманскую ритуальную практику жертвоприношения, около 20 живописных пейзажных работ и портретов шаманов.
8. Систематизированы и проанализированы произведения Г.И. Чорос-Гуркина на шаманскую тему по жанрам, видам изобразительного искусства и технике исполнения.
9. Обоснован интерес науки и искусства к такому общественному явлению, как шаманизм.
Теоретическая и практическая ценность работы. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют создать более полную картину развития профессионального изобразительного искусства Горного Алтая.
Материалы и выводы диссертации по такой основополагающей мировоззренческой теме, как шаманская, могут быть использованы в дальнейшем успешном изучении не только художественного наследия Г.И. Чорос-Гуркина, но и привлечены историками, культурологами, искусствоведами в исследовании традиционной культуры народов Сибири. Анализ опыта Г.И. Чорос-Гуркина по рассмотрению шаманской темы и выводы в изображении сакрального пространства также важны для изучения творчества современных алтайских художников, как И.И. Ортонулов, В.П. Чукуев, С.В. Дыков, В.Г. Тебеков, А.Б. Укачин и сибирских художников, которые обращаются к шаманским образам. Главные положения диссертации могут помочь историкам, религиоведам глубже проникнуть в изобразительные источники по шаманской тематике.
Апробация результатов исследования. Ряд аспектов исследованной темы излагался автором на международной научной конференции «Музей и общество» (Красноярск, 2002), научной конференции «Движение Ак-янг (белая вера) – бурханизм на Алтае: взгляд через столетие» (Горно-Алтайск, 2004), IX Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Л.И. Снитко (Барнаул, 2004), научной конференции «Г.Н. Потанин и народы Алтае-Саянского горного региона: через поколения в будущее» (Горно-Алтайск, 2005), «Эдоковских чтениях» (Горно-Алтайск, 2006), «Анохинских краеведческих чтениях» (Горно-Алтайск, 2001, 2002, 2005), «Оносских встречах» (Анос, 2006), VIII международной конференции «Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов» (Горно-Алтайск, 2007 г.), научно-практической конференции «История и современность Чемальского района, посвященной 15-летию образования района (Горно-Алтайск, 2007 г.).
Основные положения и результаты исследования прошли также апробацию в ходе создания в 2006 г. экспозиции «Духовная культура народов Республики Алтай» в Национальном музее, выставки «Древний Алтай», посвященной 250-летию вхождения алтайского народа в состав России, проведённой в Государственном историческом музее совместно с Российским этнографическим музеем в г. Москве.
Структура диссертации определяется целью и задачами исследования и состоит из двух томов. Текстовая часть диссертации изложена в томе I и состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В приложениях к диссертации даны: рукопись каталога выставки Г.И. Чорос-Гуркина 1907-1908 гг., запись «Мистерии Эрлику 1911 г.», доклад 1927 г. «Мой долг, мои задачи», личная учетная карточка Г.И. Чорос-Гуркина 1937 г. Том II диссертации содержит 100 иллюстраций и их аннотированный список.