Введение к работе
Актуальность темы исследования. Работы по проблемам сюже-тообразоаания двоеверных сюжетов важны для искусствоведения, поскольку раскрывают их содержание и этим самым выявляют сюжеты исконно русские, а также заимствованныз из Византии, но трансфор-мированнья на Руси. Это позволяет существеннее - со стороны содержания обосновать полонение о национальном самоопределении древнерусского искусства, глубже проникнуть в его идеологию, что от-* ыечалось в работах искусствоведов и ученых, представителей смея-ных наук. Для полярных мнений о том - является ли древнерусская иконопись частным случаем византийской, "ветвью" ее, или же при византийском происхождении, тем не менее была своеобразным явлением, продуктом собственной духовной жизни - наше исследование представляет одно из доказательств для обоснования последней точки зрения.
Научная новизна исследования. Материал работы - неисследованные иконы Страшных Судов ХУ-ХУІ вв., выявленные и отреставрированные в большинстве своем в 1950-ые - 1960-ые годы. В их композициях сюжеты огненного потока, колец, мытарств. Адама не исследовались. Сюжет же змея мытарств в статьях В.Лакаты и Н.Кло-
* Ленин В.И. ПСС. -Т.28. С.38Ь; Т.ЗО. C.35I; Т.42. C.29U. * Рыбаков В.А. Язычество древних славян. М. 1981. C.I75.
Овчинников А.Н. Копия - реконструкция как метод восстановления утраченной иконографии (на примере композиции "Страшного Судя" из Атени. ІУ Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси. 1983; Пуцко В.Г. Некоторые замечания о росписях Успенского собора во Владимире (к иконографии Страшного Суда). Древнерусское искусство I5-I? вв. M.I98I. J.125; Ііропп.В.П.З-мееборство. Георгия в свете фольклора. Фольклор и этнография русского Севера. Л.19/3. С.2иВ; Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья. Вопросы истории. ІУ74. 0> 1. G.4.
зинской рассматриваются на основе всего трех-пяти икон Страшных Судов, вне связи с другими названными сюжетами, а его источник
разыскивается лишь в христианских текстах, rlama же работа базируется на исследовании болае чем пятидесяти икон Страшных Судов, выявленных нами в художественных собраниях России, Украины, Словакии и Польши. Привлекаются для сравнения также фрески и миниатюры. Впервые названные сюжеты определены как целостная система взаимосвязанных сюжетов, порожденная двоеверным видением. На основе этого впервые дано истолкование каждого из сюжетов и их совокупности как единой системы.
Практические результаты исследования и область применения. Практическая значимость диссертации - прежде всего в решении одной из сложных проблем иконографии Страшного Суда. Выводы, полученные здесь можно использовать при чтении специальных курсов по иконографии, в атрибуционной работе, а также для раскрытия семантики смежных иконогрфий. По р личным аспектам диссертации опубликованы четыре статьи. Вышеописанная методология раскрытия содержания двоеверных сюжетов, мотивов использована мноа и для анализа ряда сюжетов данного типа в иконописи и церковной скульптуре 17-19 вв.(Ульяновск. 1988. C.I7, 18, 35-39 ).
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли развернутое изложение в четырех опубликованных статьях. Результаты исследования докладывались на научных конференциях: "Живопись Пскова XilMCJ^ вв" (Москва. ГТГ. Март 1991 г.), "По проблемам русской художественной культуры ХУЛ - начала ХУш в". (Москва. Музей имени Андрея,Рублева. Май 1991 г.).
1 Василь Лаката. "Три останні суди" в фонді музею української культури". Науковий збірник музею украинськоі культури в Сзиднику. Вып.6. Кн.І. Пряшев. 1972,' /С&>*'ъ1х«. j>$&/ ''<е/г% Sqc/cc C'.totecznego „. г6''сгаск $лнюк/С&.& &ал* па<*
5апек.ц, J96Z*/6.
_ 6 -
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав и заключения. Во 2-ой том вынесены каталог икон Страшного руда, библиография, альбом.