Введение к работе
Актуальность исследования. Б современных условиях, отмеченных повышенный интересом к историческому прошлому России, большую актуальность приобретает изучение ее культурного наследия. Достойное место в ней занимает ювелирное искусство с его богатыми многовековыми традициями.
До наших дней дошло немало драгоценных произведений древнерусских златокузнецов, ставших гордостью отечественной культуры. Для украшения золотых и серебряных предметов русские ювелиры использовали разнообразные технические приемы, среди которых эмаль издавна играла едва ли не ведущую роль. ХУЛ век по праву считается періодом расцвета русского эмальерного искусства. Среда сохранившихся эмалевых изделии этого времени своим декоративный оформлением, хорошей сохранностью и многочисленностью выделяются серебряные предметы, декорированные по белому фону многоцветной эмалевой росписью. Русские расписные змапи ХУЛ столетия - надо исследованная область древнерусского искусства в современном искусствознании. Ыегду тем памятники эмальерного дела, теснейким образом связанные с жизнью и бытом человеческого общества, отражают его вкусы и пристрастия и являются своеобразным индикатором эстетических представлений своего временя, что придает особую важность их всестороннему изучению.
Цел» и задачи исследования. Цель диссертации - дать пред- -ставление об искусстве расписных эмалей на серебре как о самобытном явлении русской художественной культуры ХУЛ века, дополнив, таким образом, общую картину' развития русского ювелирного дела этой эпохи.
В связи с поставленной целью основные задача настоягей работы были определены следующим образом:
анализ и систематизация фактического материала;
; -г-....,.
детальное освецение проблемы происхождения русских расписных эмалей на серебре;
выявление истоков и определение путей развития этого вида эмальерной техники на рубеже ХУЛ - ХУШ веков;
определение центров производства изделий с расписной эмалью и их особенностей;
характеристика художественного строя и стилистической направленности амадевой росписи;
место расписных заалей в системе русского художественного творчества ХУЛ века.
Непосредственный объектом данного исследования явилась коллекция серебряных изделий с расписной эмаль») из собрания Государственных Музеев Московского Креиля, во многих отношениях уникального музейного комплекса. Это самое больсое из известных собрании расписных эмалей насчитывает около 100 экспонатов. Многие аз музейных предметов идентифицированы наші по архивным документам ХУЛ - начала ХУІІГ веков, что дает возможность ориентироваться на них при атрибуции других памятников. Выбор коллекции Музеев Кремля в качестве объекта исследования был вызван и тем, чтс сна при всех своих достоинствах до сих пор не получила должной научной обработки.
В процессе работы такхе исследовались изделия с расписной змадыз из других музеев страны - Государственного Исторического иузея, Государственного Эрмитага, Государственного Русского !»узея, Загорского Историко-худогественного Цузея-заповедника. Отдельные эмалевые изделия хранятся в зарубежных музейных и частных собраниях.
Метод исследования, предлоаенный в диссертации, основывается на комплексной подходе к материалу, благодаря чему памятники
эмальерного искусства одновременно рассматривался н на искусствоведческом, и на историко-источниковедческом. уровнях. Научное осмысление памятников базируется на юс сравнительной Художественной анализе, данной в неотрывной связи с историей вецеа, особенностям ах исполнения и ареалами бытования.
Неразработанность теми заставила обратиться к архивных источникам. В Центральном Государственном Архиве Древних Актов нами изучены десятки дел из фондов "Оружейная палата", "Монастырский приказ", "Местные учреждения", "Строгановы", "Боярские в городовые книги", Таможня" я др. В процессе работы была обнаружены не привлекавшие ранее внимание документы, иыевдие непосредственное или близкое отношение к теме работы и использованные для доказательств предлагаемых выводов и гипотез.
Научная новизна работи заключается в том, что она является первым обобяаощш исследованием по истории русских расписных эмалей ХУЛ века, базирующемся на комплексном изучении гмалавых изделия с привлечением различного рода документальных материалов.
Б работе предлагается новое ревение проблемы происхождения русских расписных эмалей на серебре, определяется особенности і тенденции развития этой эмальерной техники, в научный оборот вводятся имена мастеров и новые эмальерные центры. Кроме того, впервые предпринимается попытка представить пзеяарныв произведения как объекты стилистического анализа, рассматриваемые в сопоставлении с современными ин образцами прикладного ж изобразительного искусства России и Западной Европы.
Практическая ценность работы. Исследование мало изученного раздела русского ввелирного дела ХУЛ века расгиряет представление о РУССКОЙ КуЛЬТуре ЭТОГО Времена В ЯеЛСМ Я ЄЄ ОТДеЛЬаиХ S2E-
трах, дает новые сведения о взаимодеастзиа разных видев xysczs-
ственного творчества. Результаты диссертации могут быть использованы при написании работ по истории русского ювелирного искусства, а такае могут найти широкое применение в различных видах музейной работы - каталогизации, создании экспозиций, лекциях и экскурсиях.
Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. К ней приложен альбом с иллюстрациями.