Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русские литые кресты и иконы XI-XIX веков. Вопросы стилистики и технологии Бурганова, Мария Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бурганова, Мария Александровна. Русские литые кресты и иконы XI-XIX веков. Вопросы стилистики и технологии : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Моск. гос. художественно-пром. ун-т им. С. Г. Строганова.- Москва, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/2511-2

Введение к работе

Актуальность темы.

Несмотря на большой интерес к древнерусскому искусству, можно сказать, что мелкая пластика периода XI-X1X веков изучена недостаточно. Публикации на эту тему разрознены и эпизодичны. В большенстве своем это каталоги крупных собраний и публикации отдельных памятников. Немногочисленные исследования рассматривают вопросы исторического порядка, проблемы иконографии, типологии, различных школ. Мелкая пластика с точки зрения развития стилистических особенностей еще не становилась объектом подробного изучения. Рассмотрение эволюции стиля русских миниатюрных рельефов, зародившегося на основе византийского наследия, одновременно использовавшего прежний языческий опыт, синтезировавшего опыт живописи и графики, представляется чрезвычайно интересным. Изучение русской культуры было бы не полным, если бы не затрагивало проблемы "массового" искусства, находящегося на границе народной, "низовой" культуры и "высокого" искусства. Именно русская "путная" икона проявила себя, как это промежуточное звено, уникальное по богатству и разнообразию художественного выражения, требующего всестороннего ис-следования.

Цель настоящей работы.

Главной целью работы стало выявление основных стилевых направлений в русской мелкой пластике и анализ их развития. Важное место в работе занимают вопросы влияния иконописи на развитие рельефа. Одной из главных составляющих диссертации является введение в научный оборот большого количества неопубликованных произведений древнерусской мелкой пластики - литых крестов, панагий, икон и складней.

Метод исследования. В основе метода исследования

-сравнителиный анализ стилистических особенностей древнерусской мелкой пластики в контексте общего развития русского искусства; -технико-технологический анализ процесса создания предметов русской мелкой пластики.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые литые кресты иконы и складни рассматриваются с точки зрения рельефа как вида скульптуры, оперирующего законами пластики. Проведен ряд технологических исследований, позволяющих, вопреки традиционному мнению, по новому взглянуть на црцесс создания литой мелкой пластики.

Практическая ценность работы. Главной практической ценностью работы является создание каталога произведений древнерусской мелкой пластики из собрания иузея МГХПУ им. С.Г. Строганова. Проведена большая работа по систематизации, описанию, атрибуированию на основе широких сопоставлений 127 единиц хранения мелкой пластики - крестов, икон, складней.

На основе опыуов, проведенных в литейной мастерской, реконструирован
процесс литья из бронзы предметов мелкой пластики.
Результаты диссертации могут быть использованы для создания каталогов
коллекций произведений мелкой пластики Древней Руси; составлению экс
позиций, посвященных этой теме; атрибуции литых крестов, икон и склад
ней; для расширения материалов курса лекций по истории русского искус-
I ства; в практике формирования коллекций мелкой пластики Древней Руси.

Источники работы. Основными источниками стали произведения древнерусской мелкой пластики из собрания МГХПУ им. С.Г.Строганова, памятники, хранящиеся в МиАР, ГРМ, ГТГ и частных коллекциях, а так же Каталог собрания Древностей графа А.С. Уварова, // М., 1908 г.. Каталог коллекций академика Н.П. Лихачева. // С.-П. 1993 г., Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. // М., 1996г. , Исаева Н.Н. Русское медное художественное литьё XV1-XX веков. Каталог.// Красноярск, 1996 г., Николаева Т.В. Произведения мелкой пластики XI1I-XVII века в собрании Загорского музея . Каталог, // Загорск, 1960 г., Jeckel S. Russische Metall-Ikonen—An Formsand gegossener Glaube I Stefan Jeckel.-3. Aufl.—Bram-sche:Rasch, 1995.

Предмет исследования

- русские литые рельефные кресты, иконы и складни как вид скульптуры;

вопросы стиля, иконографии, бытования, технологии создания мелкой литой пластики;

тенденции ее развития под влиянием Византии, Запада, древнеславянских истоков;

- взаимосвязи с другими видами искусства.
Структура и объем диссертации.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, из
ложенных на 125 страницах, и приложения, состоящего из иллюстрирован
ного каталога "Произведения древнерусской мелкой пластики XI-XX веков
в собрании музея Московского Государственного художественно-промыш
ленного университета им. С. Г. Строганова " (200 страниц) и альбома
иллюстраций (50 шт.).
Содержание работы. Введение.

В этой части диссертации дается ббоснование выбора темы, выявляется степень ее изученности, дается характеристика наиболее важных публикаций по этой теме.

Большой вклад в изучение, сохранение и популяризацию произведений древнерусского искусства внес С.Г.Строганов. Являясь большим знатоком искусства, собирателем, он предпринимает в 1849 году издание крупнейшего в то время многотомного сборника «Древности Российского государства». В этом издании впервые изучение русских древностей было поставлено на научную основу.

В 1912 году выходит Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых И.Ф.Барщевским, негативы которых приобретены в собственность Строгановским училищем.

В конце века появляются каталог Б.И. и В.И.Ханенко «Древности русские. Кресты и образки». Научное описание и систематизация коллекции проведены В.В.Хвойко. К достоинствам научного описания В.В.Хвойко следует отнести попытку по стилистическим особенностям разделить коллекцию на группы различных школ и определить временные рамки, а также проследить иконографическую связь образов мелкой пластики и икон.

Изданный в 1908 году "Каталог собрания древностей графа А.С.Уварова" содержит значительное количество памятников древнерусской мелкой пластики и сопровожден- интересными статьями и комментариями к каждому разделу, однако произведения опубликованы без датировок, с неточными описаниями.

Большой вклад в изучение русского прикладного искусства внесли М.П. Боткин, Н.П.Кондаков, П.И. Щукин.

Подводя некоторые итоги этого периода, можно сказать, что это - время накопления информации. В научный оборот было введено огромное количество памятников прикладного искусства и определено отношение к ним не только как к предметам культа, но и как к произведениям искусства.

В первой четверти XX века происходят резкие изменения в музейной и частной собирательской деятельности. В период изъятия церковного имущества происходят перемещения памятников из хранилищ храмов и монастырей, в большие музеи переформировываются малые и частные музеи, что ведет к утрате целостности коллекций. Так значительная часть коллекции музея Строгановского училища была распределена между Оружейной палатой и Историческим музеем.

В этот период появляются новые исследования. Вопросам датировки посвящены статьи В.И. Лесючевского «Некоторые змеевики в собрании художественного отдела Русского музея» и В.Н. Перетц «О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья». В.Н. Перетц собрал многочисленный материал, сопроводив его обзорными комментариями и предложил хронологический анализ памятников литой пластики.

Большим фундаментальным трудом стала книга академика Б.А.Рыбакова «Ремесло Древней Руси», являющаяся результатом исследования всех аспектов создания и бытования предметов литой мелкой пластики.

Теме древнерусской мелкой пластики посвящены многочисленные труды Н.Г.Порфиридова, в которых отражены вопросы иконографии, формы и технологии медных литых изделий. Деятельность Т.И.Николаевой посвящена исследованию и введению в научный оборот неизвестных памятников. Ей принадлежит обобщающий труд по произведениям мелкой пластики с публикацией коллекции Загорского музея-заповедника. Т.И.Николаева яв-

ляется автором уникального свода археологических источников «Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв.».

і'/'лО-е годы отмечены появлением научных публикаций, продолжающих . м і піз памятников мелкой пластики с особым выделением таких ведущих х\ . , ественных центров как Москва и Новгород. Исследование А.В. Рынды и ч'і «Древнерусская мелкая пластика. Новгород и центральная Русь XIV-XV h.» посвящено вопросам становления стиля, сюжетов, и назначению маленьких рельефных икон. Многочисленные памятники, позволяющие суди гь о разнообразии форм и пластического решения, введе-ны в научный оборот М.В.Седовой. В книге «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV) вв.» на основе археологических исследований ею разработаны вопросы типологии и хронологии этого материала.

В 1993 году центральный музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева опубликовал сборники статей, посвященных русскому медному литью под редакцией С.В.Гнутовой. В них представлены описания коллекций мелкой пластики различных городов России, подняты проблемы системного изучения художественного литья. В 1996 году в серии «Центры художественной культуры средневековой Руси» вышел сборник «Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: художественный металлХ1-ХУ вв.» (под редакцией И.А.Стерлиговой), являющийся наиболее полным изданием, посвященным художественному металлу. Это издание стало типологическим и иконографическим справочником и содержит наиболее полную библиографию по этому вопросу.

В последние годы были опубликованы несколько каталогов, позволяющих познакомится с различными собраниями произведений мелкой пластики. Среди них каталоги немецкого исследователя С. Йекеля " Russische Metall-lkonen—in Formsand gegossener Glaube "1995г. и Исаевой Н.Н. "Русское медное художественное литьё XVI-XX века" І 996 г..

В введении к диссертации дается краткий обзор коллекции мелкой пластики Строгановского музея, хронологические рамки которой объемлют весь период ее существования на Руси: от XI века - начала принятия христианства на Руси до 1917г.- окончания развития церковного искусства.