Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко-архитектурное развитие ротондальных храмов 14
1.1. Развитие ротондальных форм в мировой архитектуре 15
1.2. Развитие ротондальных храмов в русском зодчестве 35
Выводы по 1 главе 68
Глава 2. Особенности архитектуры ротондальных храмов урала 70
2.1. Ротондальные храмы с трехчастно-осевой композицией «кораблем» 71
2.2. Ротондальные храмы с симметрично-осевой композицией 86
2.3. Ротондальные храмы с композицией «скрытая ротонда»
Выводы по 2 главе 114
Заключение 116
Список использованной литературы 118
Принятые сокращения 132
- Развитие ротондальных храмов в русском зодчестве
- Ротондальные храмы с трехчастно-осевой композицией «кораблем»
- Ротондальные храмы с симметрично-осевой композицией
- Ротондальные храмы с композицией «скрытая ротонда»
Введение к работе
з
Актуальность темы исследования. Неоднократно отмечено -главным сооружением любого поселения, в том числе в России, многие века оставался храм. Именно храм являлся бесспорной архитектурной доминантой в силуэте города и определял его своеобразие, красоту и выразительность. Особое место среди памятников культового зодчества занимает ротондальный храм - редкий, хотя и известный уже с античных времен, тип сооружения. Под ротондальным сооружением понимается частный случай центрического сооружения, план которого в своей основной части имеет форму круга или правильного многоугольника, перекрытого сомкнутым сводом или куполом, опирающимся непосредственно на наружные стены или внутренние опоры без применения дополнительных конструктивных элементов (например, парусов или тромпов). Своеобразна география русских храмов-ротонд, которых вместе с известными неосуществленными проектами не более семидесяти. Основная их масса (около пятидесяти) расположена в Москве и Подмосковье, не более пяти - в Санкт-Петербурге и его окрестностях, известно по одной ротондальной церкви на русском Севере и в Сибири. Единственным, кроме столичных, очагом культового ротондального строительства на всей территории России стал Урал, традиционно считающийся провинцией по отношению к историческим художественным центрам страны. При этом семь уральских храмов-ротонд, построенных в короткий период конца XVIII - первой трети XIX вв., вызывают большой интерес. Профессиональный почерк, высокие художественные достоинства и интересные объемно-планировочные решения ставят их в один ряд со столичными постройками.
Несмотря на отсутствие специальных исследований, достаточно хорошо изучено ротондальное культовое зодчество российских «столиц» Москвы и Санкт-Петербурга, их пригородов. При изучении архитектурного наследия Урала, исторически являющегося промышленным регионом России, наибольшее внимание уделялось промышленному зодчеству и вопросам градостроительства. Уральские храмы-ротонды остались практически без внимания. В большинстве случаев нет сведений об архитекторах, не удается найти авторских чертежей, присутствует и непонимание историко-художественной ценности этих архитектурных произведений. Из семи выявленных уральских ротондальных церквей одна была снесена, три реставрированы и используются по первоначальному
назначению. Вызывает тревогу состояние остальных церквей, одна из которых не поставлена на государственную охрану.
Настоящее исследование призвано определить типологические характеристики, возможность атрибуции уральских ротондальных храмов на примере аналогичных памятников культового зодчества и их роль в архитектурном наследии России. Успешное решение этих задач невозможно без анализа пространственно-планировочной основы всего спектра ротондальных храмов.
Степень научной разработанности проблемы. При изучении библиографических источников автором не выявлено комплексных исследований, посвященных ротондальным культовым сооружениям. Эту тему затрагивают отдельные статьи, главным образом, описательного характера. Наряду с другими, ротондальные сооружения описываются в курсах истории искусств и истории архитектуры, в каталогах памятников архитектуры. Однако, при отсутствии специальных исследований храмов-ротонд, отечественная историко-архитектурная наука располагает значительным опытом анализа культового зодчества. Фундаментальной работой в области теории и истории архитектуры является труд авторитетной группы авторов «Всеобщая история архитектуры» в 12 томах. Изложенные там сведения о наиболее значимых мировых памятниках архитектуры дают возможность составить список большинства ротондальных храмов, построенных за обозримую историю, их хронологическую и типологическую классификацию. Получить дополнительные сведения об отдельных ротондальных сооружениях, дополнить список храмов-ротонд помогли исследования, посвященные архитектуре различных исторических эпох и стран (Н.И. Брунов, В. Кох, В.Г. Лисовский, Н.В. Покровский, А.Л. Якобсон).
Закономерности развития архитектурной теории и практики в России второй половины XVIII - начала XIX вв., истоки интереса и пути обращения к ротондальному культовому зодчеству, творческие методы архитекторов русского классицизма представлены в работах Ю.Я. Герчука, Н.Ф. Гуляницкого, Н.А. Евсиной, В.В. Кириллова, М.Б. Михайловой. Основной объем фактологической информации о российских храмах-ротондах содержится в каталогах памятников архитектуры Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и его пригородов. Архитектура отдельных усадебных храмов-ротонд Подмосковья была рассмотрена во многих источниках, посвященных как российской архитектуре эпохи классицизма,
так и отдельным памятникам или архитекторам. Среди путеводителей по Московской области важное место занимают книги историка архитектуры М.А. Ильина. Ряд интересных наблюдений о специфике храмового зодчества эпохи классицизма в Подмосковье, его связях с древнерусскими и западноевропейскими традициями, содержат книги Н.Я. Тихомирова, B.C. Турчина, В.И. Шередеги.
Поскольку автора интересует связь уральских ротондальных церквей со столичными архитектурными школами, были изучены монографии об архитекторах эпохи классицизма, внесших заметный вклад в разработку типа храма-ротонды, А.И. Баженове, М.Ф. Казакове, Н.А. Львове. Эти источники дали возможность более полно определить круг ротондальных сооружений каждого зодчего и познакомиться с их особенностями, сопоставить ротондальные церкви, построенные в Москве и Подмосковье, с ротондальными церквями Санкт-Петербурга и его окрестностей (О.И. Брайцева, М.В. Будылина, А.И. Власюк, Ю.Я. Герчук, И.Э. Грабарь, Г.И. Гунькин, Т.П. Каждан, А.И. Каплун, А.А. Кипарисова, Н.И. Никулина, A.M. Харламова). Здесь же отмечается литература, освещающая творческий путь следующего поколения столичных архитекторов А.Н. Воронихина, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, продолживших линию развития классицизма в России и использовавших в своем творчестве ротондальные купольные формы (Е.А. Белецкая, Г.Г. Грим, З.К. Покровская, А.С. Терехин).
Автор отмечает, что перечисленные выше работы дают достаточно информации для выявления группы ротондальных храмов, построенных в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В них содержатся отдельные исторические сведения (время, место, заказчики строительства), приведены планы храмов, имеется описание их композиционных и конструктивных особенностей. При достаточно полной каталогизации памятников, не во всех случаях решен вопрос авторства, нет анализа развития композиции и стиля, типологически ротондальные церкви выделены в одну группу без анализа различий в объемно-планировочных построениях. Наиболее полно анализ особенностей развития усадебной храмовой архитектуры Подмосковья в эпоху классицизма, основные типы и стилевые характеристики этих храмов приведены в диссертации И.Е. Путятина, выполненной в 1998 г. под руководством д. иск., проф. Д.О. Швидковского. Это исследование содержит типологические характеристики храмов Подмосковья на основе выявленных отдельных пространственных единиц сооружений, их композиций и взаимного расположения главных частей. Однако и в этой работе
исследование ротондальных храмом не носит целевого характера, упомянуты лишь некоторые из них.
Поиск первоначальной информации собственно об уральских ротондальных храмах был начат с исторической и краеведческой литературы. Из справочных книг, сборников статистических сведений губерний, епархиальных ведомостей, краеведческих трудов конца XIX - начала XX вв. автору удалось наметить пути поиска интересующих исторических и фактологических сведений. Большую помощь в работе оказала энциклопедия «Челябинская область». В литературе рубежа XIX-XX вв. исторические сведения о памятниках публиковались в краеведческих и церковно-исторических исследованиях. В справочно-статистической литературе приведены обзорные сведения: указаны даты строительства церквей, храмоздатели, число престолов, а также церковный капитал, величина прихода и количество земли при церкви. Исторические сведения об исследуемых ротондальных храмах Урала дают издания конца XIX - начала XX вв.: «Уфимская епархия. Географический, этнографический и статистический очерк» И. Златоверховникова, «Уфимские епархиальные ведомости», «Екатеринбургские епархиальные ведомости», труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Первые краеведческие труды, достаточно полно освещающие вопросы топографии, истории, экономики, архитектуры Урала, появляются с конца XIX в. Наиболее известны краеведческие работы В.А. Весновского, Ф.П. Доброхотова, Д. Смышляева. Их дополняют сведения о владельцах заводов, опубликованные в «Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии» и сборнике «Горные заводы, рудники и месторождения полезных ископаемых в Уфимской губернии».
История возникновения и развития многих уральских городов связана с добычей и переработкой полезных ископаемых. Поэтому строительство большинства исследуемых церквей тесным образом связано с развитием горных заводов и меценатской деятельностью их владельцев. Существует достаточно большой круг краеведческой и исследовательской литературы, посвященной этой теме. Источники содержат сведения об истории и владельцах городов-заводов, их градостроительной деятельности, описание главных архитектурных памятников, иногда есть информация и об архитекторах. Н.С. Алферов посвятил заводскому строительству на Урале ряд капитальных исследований. Градостроительные и архитектурные аспекты развития Урала XVIII-XIX вв., творчество отдельных мастеров Урала получили описание в научных работах А.Ю. Каптикова,
P.M. Лотаревой, E.B. Пономаренко, A.A. Старикова, A.C. Терехина. Исследованию южноуральского зодчества и проблемам сохранения архитектурных памятников посвящены работы М.П. Мочаловой - прежде всего это книга «На полуденную сторону». Исследованию архитектуры классицизма на Урале, в том числе уральским храмам-ротондам посвящены научные работы A.M. Раскина.
Объектом исследования являются ротондальные храмы Урала.
Предметом исследования являются композиционные особенности уральских ротондальных храмов, вопросы их атрибуции.
Границы исследования определены хронологическими и региональными рамками. Период строительства ротондальных храмов на Урале: конец XVIII - первая половина XIX вв., региональные границы -территория Урала (северного, среднего и южного).
Цель исследования заключается в выявлении особенностей архитектуры ротондальных храмов Урала, их значения в истории отечественной культовой архитектуры.
Задачи исследования:
Определение исторических условий и общих закономерностей развития архитектуры ротондальных храмов в мировой и российской практике.
Составление хронологии и типологии ротондальных храмов.
3. Выявление и атрибуция уральских ротондальных храмов.
Источниковую базу исследования составили труды по теории и
истории архитектуры; историко-краеведческие материалы; текстовые документы, графические и фотоматериалы из государственных архивов, научно-производственных центров по охране и использованию памятников истории и культуры, фондов краеведческих музеев, частных собраний; архитектурно-строительная документация по ряду исследуемых объектов.
Методологической основой исследования являются методы универсального системно-структурного и традиционного искусствоведческого формально-стилистического анализа, графоаналитический метод. Графический и фактологический материал для исследования был получен с помощью натурного изучения с фотофиксацией исследуемых объектов и анализа исторических документов. Системно-структурный анализ был использован при разработке типологии ротондальных храмов, созданных за период VI в. до н.э. - первой половины XIX в. На ее основе с помощью графоаналитического метода были выявлены композиционно-планировочные характеристики и типологические особенности исследуемых сооружений.
Формально-стилистический анализ архитектуры уральских ротондальных храмов стал основным методом решения вопросов их атрибуции при практически полном отсутствии документов, подтверждающих авторство.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа мирового и российского опыта строительства ротондальных храмов, комплексного исследования аналогичных памятников архитектуры Урала, в работе впервые выявлены география, планировочные и композиционные особенности уральских ротондальных храмов, проведена их атрибуция.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
Хронология и типология ротондальных храмов на основе анализа истории мирового и российского культового зодчества.
Типологическая принадлежность, общие закономерности и особенности планировочной и композиционной организации уральских ротондальных храмов.
Их атрибуция, стилистическая связь с архитектурными школами Москвы и Санкт-Петербурга.
Научно-практическая значимость исследования. Полученные на
основе этого исследования данные позволяют уточнить авторство
проектов уральских ротондальных храмов, список памятников
архитектуры Урала. Материал диссертации может быть использован при
определении статуса и постановки на государственный учет и охрану
памятников архитектуры, при разработке проектов их реставрации. Работа
дополняет и расширяет представления о развитии ротондальной культовой
архитектуры и может быть использована при подготовке современного
издания истории отечественного зодчества, региональных
образовательных программ.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли свое
отражение в докладах на научных конференциях архитектурного факультета
ЮУрГУ: 60-я юбилейная конференция (Челябинск, 2008), 61-я конференция
(Челябинск, 2009), 62-я конференция (Челябинск, 2010). По теме
диссертации опубликовано 6 работ. Материалы диссертации использованы в
учебной и научно-исследовательской работе кафедры дизайна и
изобразительных искусств и кафедры архитектуры Южно-Уральского
государственного университета (Челябинск), кафедры истории искусств
Уральского государственного университета им. A.M. Горького
(Екатерин бург).
Структура и объем диссертации. Работа изложена на 179 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Фотографии, графоаналитические схемы и таблицы представлены в тексте диссертации и приложениях (46 страниц). Список использованной литературы включает 111 наименований.
Развитие ротондальных храмов в русском зодчестве
История развития ротондальных форм начинается уже в первобытнообщинный период [25]. «Проторотондами» можно назвать круглые в плане жилища и погребальные сооружения. Такие типы сооружений возводились многими народами мира не только на заре человечества, но и в последующие периоды. Строительство круглых жилищ в неразвитых цивилизациях, например чумов или шалашей, еще не было связано с поисками гармоничных объемно-планировочных решений, но отвечало требованиям наибольшей конструктивной целесообразности и минимизации затрат на их возведение. В рабовладельческом обществе дальнейшее развитие и распространение получают жилые, погребальные и культовые, круглые в плане постройки. Древнейшие «круглые» жилища были обнаружены на Кипре, в Армении, Грузии, Греции, Италии. К культовым «проторотондам» можно отнести ступы и пирамиды. Ступа - буддийское культовое сооружение, которое возводилось в странах Юго-Восточной Азии. По своему назначению и монолитной форме ступа скорее приближается к скульптурному монументу, чем к архитектурному произведению. Известна круглая в плане пирамида, построенная в долине Мехико около 500 г. до н.э. (Мексика). Наиболее многочисленны в тот период круглые в плане погребальные сооружения: толос, купольная гробница, тумулус. Гробницы-толосы служили родовыми могильниками. Самый большой толос - толос А, обнаруженный в Платаносе на Крите, имеет диаметр 13,1 м при толщине стен 2,5 м. С материковой Грецией связано развитие такого типа сооружения как купольная гробница, которое продолжалось на протяжении всего периода Эгейского (Крито-Микенского) мира. Купольная гробница состояла из открытого входного коридора - дромоса, купольной камеры и входной перекрытой части -стомиона. Ее венчал каменный ложный купол стрельчатого профиля, покрытый снаружи насыпным холмом, укрепленным подпорной стенкой. Наиболее известна т.н. сокровищница Атрея в Микенах (XTV в. до н.э.), толос которой достигал высоты в 13,2 м при диаметре 14,5 м. В Малой Азии получили распространение погребения тумулусы, родственные гробницам Микен. Они имели погребальную камеру диаметром 3-10 м, дромос и различный наружный диаметр массива. Самый грандиозный из обнаруженных - тумулус царя Алиата в Лидии (VI в. до н.э.) диаметром 355 м, высотой 69 м. Таким образом, наибольшее типологическое разнообразие получили в Древнем мире круглые в плане погребальные сооружения различных народов. Очевидно, простота и строгость архитектурной формы, впечатление гармонически уравновешенного покоя круглого сооружения наилучшим образом соответствовали образу погребального сооружения, призванного служить вечной памяти усопших. Круглые типы гробниц продолжали развиваться на протяжении многих веков и перенимались разными народами мира друг у друга (например, тумулус был воспринят римлянами у этрусков).
Прекрасные ротондальные сооружения создали зодчие античного мира [24; 13; 53]. В; классификации храмов по Витрувию, наряду с преобладающими прямоугольными, указаны два типа круглых зданий: состоящий из колоннады и перекрытия моноптер и толос с окруженной колоннадой целлой. Элементы композиции храмов применялись в общественной и мемориальной архитектуре. Наиболее ранним сооружением является древний толос в святилище Аполлона в Дельфах (около 580 г. до н.э.) - небольшая круглая постройка архаической эпохи с основными элементами дорического ордера (диаметр трехступенчатого основания 6,2 м, диаметр целлы около 3,3 м). Известны четыре «круглых» сооружения различного назначения, построенные в Древней Греции в IV в. до н.э.: Большой толос в святилище Афины Пронайи в Дельфах (начало IV в. до н.э.), Фимела в святилище Асклепия в Эпидавре (360-330 гг. до н.э.), Филиппейон в святилище Зевса в Олимпии (около 335 г. до н.э.) и памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.) - своеобразная скульптурная модель храма подобного типа. Фимела, построенная аргосским архитектором и скульптором
Поликлетом Младшим, представляла собой круглое в плане здание диаметром ок. 22 м по верху трехступенчатого основания, окруженное -двадцатью шестью колоннами дорического ордера и служившее залом для музыкальных действий. Филиппейон, сооруженный македонским царем Филиппом II в ознаменование победы над афинянами и беотянами при Херонее, завершает зодчество Пелопоннеса классической эпохи. Это здание стояло на трехступенном основании с диаметром стилобата около Ими было обрамлено восемнадцатью колоннами ионического ордера. Стена круглой целлы поднималась значительно выше карниза наружной колоннады и перекрывалась конусообразной крышей с черепичной кровлей. Арсинойон — храм, построенный на о. Самофракия уже в эпоху эллинизма (около 281 г. до н.э.), представляет собой двухъярусный мраморный цилиндр с наружным диаметром 19 м, перекрытый конической крышей. Над высоким нижним ярусом-цоколем располагались сорок четыре невысокие опоры, несшие перекрытие. Опоры снаружи имели вид дорических пилястр, а изнутри -коринфских полуколонн с соответствующими антаблементами. Мраморная черепица кровли была уложена в виде рыбьей чешуи. Характерное для эллинистической архитектуры иллюзорное увеличение масштаба здания достигалось благодаря резкому убыванию двухъярусного членения стен снизу вверх и измельченным членениям верхнего яруса как снаружи, так и внутри здания. Можно сказать, что храмы-ротонды, как особый тип культового сооружения, сформировались в Древней Греции. Эти небольшие, как правило, в форме толоса постройки покоились на трехступенчатом стереобате и имели идеально круглую форму плана диаметром примерно от 6 до 22 м. Коническое покрытие имело декоративное завершение, для архитектурного оформления здания применялся определенный ордер или разные ордера: дорический и ионический - для наружного и коринфский -для внутреннего оформления (исключение - Памятник Лисикрата).
Ротондальные храмы с трехчастно-осевой композицией «кораблем»
Автором проекта церкви Вознесения с приделами пророка Моисея и Николая Чудотворца на Гороховом поле в Москве часто называют М.Ф. Казакова, но документальных подтверждений этого пока не найдено. Традиционная трехчастная осевая схема представлена высокой двухсветной ротондой-толосом, низкой широкой двухпридельной трапезной и трехъярусной колокольней. Наиболее пластически выразительна колоннада, окружающая ротонду. Завершения вертикальных композиций церкви и колокольни, играющих важную градостроительную роль, подчеркнуто значительны: шпиль колокольни отличается особой мощностью, а высокий купол с люкарнами увенчан сложным белокаменным сооружением в виде беседки из колонок, окружающих вытянутый конус. Абсолютная цельность цилиндрического внутреннего пространства и скругленные приделы трапезной - характерный прием московского зрелого классицизма. С классическим обликом здания не вяжутся некоторые архаизирующие детали: постановка угловых колонок на верхних ярусах колокольни, горизонтальные овалы окон и характер капителей ионического ордера [57]. Трехсветная купольная ротонда Покровской церкви в Андреевском, построенная предположительно по проекту Ф. Кампорези, также не имеет алтарной апсиды и врезана в объем прямоугольной двухпридельной трапезной, имеющей алтарные экседры по ее сторонам. Трехъярусная колокольня со шпилем соединена с трапезной продолговатым переходом-притвором. Сферический купол с люкарнами по сторонам света, увенчан небольшим шпилем с крестом на фигурном -основании. Северный и южный фасады трапезной, почти квадратной в наружных очертаниях стен, украшены стройными четырехколонными коринфскими портиками [78; 84; 71; ЦИАМ ф.203, оп.758, д.982; ф.203, оп.206, д.415; ф.203, оп.465б, д.452]. Двусветная купольная ротонда Троицкой церкви усадьбы Троицкое-Ратманово решена как храм-толос, окруженный римско-дорической колоннадой [72]. Монументальная безапсидная ротонда церкви Всех скорбящих Радости на Б.Ордынке в Москве, построенная в 1828-1836 гг. рядом с сохранившимися с 1780-х гг. колокольней и трапезной (проект В.И. Баженова) стала самым значительным ротондальным сооружением О.И. Бове. В одной из своих последних выдающихся работ Бове опять оказался «соавтором» своего наставника Баженова. Наиболее примечателен в ротонде круглый светлый интерьер с высоким полусферическим куполом, поддерживаемым нарядной колоннадой, и орнаментированным чугунным полом [27; 80].
Размещение алтаря внутри ротондального объема уменьшало и без того небольшую площадь основного храма. Поэтому активнее строились ротондальные храмы с алтарной апсидой, кроме того, больше отвечающие традициям российского храмостроения и требованиям православного богослужения. Несмотря на наличие апсиды, в нескольких храмах сохранена центричность композиции основного объема. Идею такого храма успешно разрабатывали В. Баженов, Н. Львов, О. Бове. Тема круглого усадебного храма-мавзолея, окруженного колоннадой, в сочетании с трехчастно-осевой композицией воплощена в церквях усадеб Константиново (1797), Архангельское (1822), Пехра-Покровское (1825-1829). Основной центричный объем этих церквей выполнен в виде двусветной купольной ротонды, окруженной в первом ярусе колоннадой. Апсида алтаря представляет собой в плане сегмент круга и примыкает вплотную к восточной части колоннады, образуя с боковых сторон глубокие лоджии -характерный прием, использованный Н.А. Львовым в Никольском в 1784 г. (будет описана ниже). Построенная раньше остальных Троицкая церковь -усадьбы Константинове (автор проекта не установлен), имеет бесстолпную двухпридельную трапезную и двухъярусную колокольню с цилиндрическим ярусом звона. Две почти одинаковые ротондальные церкви — Михаила Архангела усадьбы Архангельское и Покрова Пресвятой Богородицы усадьбы Пехра-Покровское были построены по проекту архитектора О.И. Бове. От Троицкой церкви их отличает примыкающая в западной части ротонды равновеликое апсиде помещение для хоров и неширокая прямоугольная трапезная, перестроенная в усадьбе Пехра-Покровское (1902) с увеличением габаритов в ширину. Высокая четырехъярусная колокольня имеет цилиндрические верхние ярусы звона. Такая же композиционная схема использована и в Покровской церкви с. Хомутово, строившейся на протяжении полувека с 1800 по 1856 гг. Однако, существенные размеры ротондального объема алтарной апсиды, выступавшей за пределы колоннады, нарушили центричность основного храма. Двухпридельная прямоугольная трапезная и массивная трехъярусная колокольня завершают трехчастную композицию этой церкви. [78; 71; 72; 84; ЦИАМ ф.454, оп.З, д.66; ф.203, оп.438, д.797; РГИА ф.799, оп.ЗЗ, д.943]
В 1797-1799 гг. была построена церковь Иверской иконы Божией Матери в усадьбе Растуново. Это один из немногих храмов эпохи классицизма, имеющий в основе, подобно некоторым раннехристианским баптистериям, форму правильного восьмигранника. Трехсветная ротонда завершена высоким куполом с миниатюрным трибуном под главу, на ее гранях выделяются крупные торжественные композиции порталов. К основному объему примыкают полуротонда алтарной апсиды и короткая бесстолпная двухпридельная трапезная с гранеными апсидами и балочным перекрытием. Вертикали храма некогда отвечала колокольня в пять ярусов, стоявшая отдельно на общей с церковью композиционной оси (разрушена в 1940-х гг.).
Ротондальные храмы с симметрично-осевой композицией
Три яруса квадратной в плане колокольни решены по-разному. Ее верхние ярусы, более легкие и изящные, своим обликом напоминают монумент, где второй ярус колокольни с рустованной раскреповкой на углах и прямоугольными оконными проемами служит цоколем для яруса звона с высокими арочными проемами, фланкированными парными пилястрами с трехчастным антаблементом с узким архитравом, гладким высоким фризом и небольшого выноса карнизом. Это впечатление дополнительно усиливалось ажурной решеткой с вазами на пьедесталах, располагавшейся над аттиком нижнего более массивного яруса колокольни. Венчал колокольню небольшой купол с люкарнами, где стояли отбивавшие время куранты, и высоким шпилем, завершавшимся яблоком с крестом.
Вход в храм был устроен с запада через колокольню и небольшой переход, также имелись боковые входы непосредственно в храм. Все входы украшены тосканско-дорическим четырехколонным портиком с трехчастным антаблементом, завершенным треугольным фронтоном. Тимпаны фронтонов и метопы антаблемента портиков были украшены рельефами. По бокам от входов были устроены ниши со скульптурами. Гладь стены четверика храма украшена пилястрами, отвечающими колоннам портиков, и рустованной раскреповкой на углах. Его верхний цилиндрический, ярус также обработан рустом. Над дверными и прямоугольными оконными проемами нижнего яруса храма устроены опирающиеся на консоли сандрики, выше них, как и выше фланкирующих входы ниш, неглубокие прямоугольные ниши с барельефами. Только окна на боковых фасадах первого яруса колокольни украшены ложным портиком с фронтончиком, пилястры которого установлены на пьедесталы с имитацией балкончика в подоконной части, а аттик над ними прорезают полуциркульные окна. В цилиндрическом ярусе храма предусмотрены высокие арочные окна, между которыми расположены ложные прямоугольные окна меньшей высоты. Ротонда завершается карнизом и двухступенчатым переходом к пологому куполу, на который опирается небольшой трибун с маленькой главкой.
Красивый, хорошо освещенный, богатый интерьер производил огромное впечатление. Плафон купола кессонирован, как и плафон конхи иконостаса. Алтарь перекрыт цилиндрическим кессонированным сводом. Внутреннее пространство ротонды в первом ярусе имеет крестообразную форму со скошенными углами, к которым пристроены треугольные помещения-карманы, напоминающие крестово-купольную схему. Именно они достраивают внутреннюю ротонду до внешнего кубического объема. Боковые ветви креста образуются неглубокими нишами, ограниченными широкими полуциркульными арками. По удлиненной продольной оси арки ведут в помещения алтаря и небольшого перехода к колокольне, отделенного от основного объема храма двумя ионическими колоннами. По диагональным осям скошенные углы креста также образованы арками, но меньшего чем у основных арок пролета. В них устроены проходы в боковые помещения. Все арки опираются на мощные1 пилоны, украшенные композитными пилястрами из искусственного мрамора. Крестообразный план первого яруса переходит во втором ярусе над арками в восьмигранник и в верхнем ярусе ротонды в цилиндр. Внутренние ярусы ротонды отделены друг от друга карнизами большого выноса с модульонами в их поддерживающей части. Интерьер ротонды был богато украшен лепниной, стены и купол покрыты росписью.
Новые исследования делают более чем сомнительным авторство А.Н. Воронихина. Все более убедительным представляется авторство ученика и помощника Воронихина - Подъячева, чье творчество привлекает все большее внимание исследователей истории уральского зодчества. Многие из его работ близки почерку раннего Воронихина, что явилось результатом прямого влияния мастера, проекты которого воплощали в жизнь в числе других и прикамские мастера. Никольская церковь в Усолье -наиболее яркая среди многочисленных проектов и построек церквей, выполненных И.М. Подъячевым, среди которых т.н. бесстолпные малые уже называют «подъячевскими». Почти все обнаруженные его проекты связаны с -заказами Строгановых, Лазаревых, Всеволожских и других крупных земле- и заводовладельцев. Наиболее полные сведения об участии Подъячева в проектировании главного дома московской усадьбы Лазаревых содержит исследование архивов Лазаревых А.П. Базиянц1 [6]. Материалы эти важны для нас, хотя имеют к деятельности Подъячева на Урале лишь косвенное отношение. Здание «Армянского Лазаревского училища» входило в ансамбль усадьбы и проектировалось в 1813 г. Этот факт свидетельствует, что к тому времени Иван Подъячев как архитектор уже сложился. О более ранних его работах упоминания пока не обнаружены.
Чрезвычайно малый объем сведений о Подъячеве пока не дает возможности составить хотя бы краткий очерк его жизни и творчества. Противоречивы сведения об ученичестве архитектора, в публикациях отсутствуют ссылки на источники. В описании Чермозского завода, где Подъячев назван автором заводской церкви,, сообщается, что он обучался архитектуре в Риме [67]. Публикации советского времени добавляют к этому не много. Историк архитектуры Н.С. Алферов в приложении к исследованию творчества уральских зодчих «Именной указатель уральских архитекторов и строителей» говорит о Подъячеве следующее: «Окончил Академию художеств. Архитектор; работал в Москве; неоднократно выезжал в Чермозские заводы, запроектировал и построил церковь в этом заводе и составил правила ее постройки и др. здания» [3, с.205].
Ротондальные храмы с композицией «скрытая ротонда»
Всехсвятская церковь - наиболее строгая классицистическая постройка из всех уральских храмов-ротонд, с укрупненными простыми формами, практически лишенная декоративных элементов (рис. 2.20, прил. 10). Присущие ей стилистические особенности обусловлены как временем строительства, связанным с новым этапом развития классицизма в направлении лаконизма архитектурной формы, так и ее автором -наследником петербургской академической архитектурной школы. Цельный монументальный образ храма-ротонды создан за счет конструктивной ясности и гармонии крупных пластических форм. Единая линия антаблемента, прочитывающаяся на гладкой стене ротонды как междуэтажная тяга, объединяет нижний крестообразный ярус храма.
Ротонда Всехсвятской церкви идеально круглая в плане внутри, снаружи имеет неглубокие северный и южный ризалиты, отвечающие портикам входов. Эти портики вместе с апсидой и притвором образуют в плане наружный крест храма. Над крестообразным нижним ярусом возвышается массивная ротонда с полуциркульным куполом и колокольня. Основательность и спокойную завершенность ротонды еще больше подчеркивает контраст ее гладкой оштукатуренной стены с рустованными стенами апсиды и притвора. Четырехколонные портики тосканского ордера практически лишены декоративных украшений, среди которых можно -назвать лишь массивные акротерии по углам фронтона. Они же украшают углы апсиды. Антаблемент двухчастный с высоким гладким архитравом и карнизом большого выноса, фронтоны портиков и апсиды пологие, их тимпаны гладкие. Ордер, используемый Свиязевым в Всехсвятской церкви, имеет еще одну особенность - «расплющенные» капители колонн» [73, с.84].
Крайним колоннам портиков отвечают расположенные за ними широкие угловые пилястры боковых ризалитов. Апсида оформлена широкими пилястрами, украшенными профилированной филенкой. Также, скорее всего, был украшен притвор до его перестройки. На первоначальных фасадах чередовались, по всей видимости, два типа окон - арочные в храмовой части, прямоугольные в обрамлении пилястр, поддерживающих сандрики-фронтоны, в апсиде и притворе. Прямоугольные окна поддержаны аналогичным оформлением дверных проемов боковых портиков ротонды. В -поболее позднем пристрое появились циркульные и круглые окна, нарушившие стройную композиционную систему.
Лаконично решен и интерьер Всехсвятской церкви. Крупные арочные окна хорошо освещают ротонду. Притвор соединяется с ротондой при помощи трех арочных проходов - лучкового более широкого в центре и полуциркульных по краям. Над проходами выполнены хоры в виде небольшого полукруглого балкончика с металлическим кованым ограждением, на который ведет лестница из притвора. Апсида соединена с ротондой тремя стройными полуциркульными арками, из которых центральный проем шире боковых. Многократно повторяющийся мотив арки, прорезающей гладь стены ротонды, придает ей легкость и нарядность, акцентирует круглую форму храма.
Церковь Всех Святых в Перми является выдающимся образцом храма-ротонды в стиле позднего классицизма, авторской работой известного архитектора И.И. Свиязева. Несмотря на утраты (настенная живопись и иконостас полностью утрачены в результате пожара), можно сказать, что у этой церкви счастливая судьба. За исключением 1941-1942 гг. она существует как действующий храм, поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения, была реставрирована.
Церковь в честь Воздвижения Креста Господня с. Звериноголовское - единственный ротондальный храм на Урале, обладающий двухбашенной композицией. Главный храм освящен в честь Воздвижения Креста Господня, два придела посвящены Святой Троице (южный) и святителю Николаю (северный). История этого храма тесно связана с историей казачьей станицы -крепости Звериноголовская, служившей военным форпостом России на восточных рубежах. По сведениям Н. Чернавского [98, с.272] в списке церквей и приходов, находившихся в пределах Оренбургской епархии в 1800 г., значилась деревянная Крестовоздвиженская церковь в крепости
Звериноголовская. Там же приводится список церквей на 1859 г., где значится уже каменная церковь и «время начальной постройки церкви» - 1775 г. [98, с.277]. Однако указанный год начала строительства вызывает сомнение. Даты строительства в Подмосковье аналогов Крестовоздвиженской церкви (рис. 2.21) и несколько дел из Государственного архива Оренбургской области свидетельствуют о строительстве церкви уже в первой трети ХГХ в. В архивном фонде Канцелярии Оренбургского генерал-губернатора содержится «Дело о строительстве церкви в крепости Звериноголовской» за 1817-1834 гг. [ГАОО, ф.6, оп.10, д.1701], в деле «О ввозе на территорию казачьих войск соли с озер Эбелей и Уркач» за 1817 г. имеются сведения о сборе средств на постройку этой церкви [ГАОО, ф.6, оп.10, д.1614, л.19, 19об], в документах архивного фонда Оренбургской духовной консистории содержится клировая ведомость за 1863 г., где указан год окончания строительства церкви 1826 [ГАОО, ф.173, оп.9, д.501, л. 1-5]. Церковь в Звериноголовском была возведена на суммы, собранные по распоряжению и попечению оренбургского военного губернатора П.К. Эссена. Приведенные в деле чертежи плана и фасада (два варианта) не соответствуют построенной церкви [ГАОО ф.6, оп.10, д.1701, л.37, 45]. Интересный факт - 30 июля 1891 г., совершая кругосветное путешествие, храм посетил цесаревич Николай (будущий император России Николай II).
По объемно-планировочному решению Крестовоздвиженская церковь относится к редкому типу храма «скрытая ротонда». Кроме того, это один из трех двухбашенных ротондальных храмов России, каждый из которых имеет собственное планировочное и композиционное решения. Прямых аналогов звериноголовской церкви обнаружить не удается, а оригинальность замысла указывает на вполне возможное использование проекта выдающегося зодчего. Две другие двухбашенные ротондальные церкви приписываются В.И. Баженову. Крестовоздвиженскую церковь роднит с ними не только наличие двух башен-колоколен, но и использование в архитектурно-художественном оформлении фасадов четырехколонных портиков: