Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Росписи Вени Хасана Кауд, Махмуд Аймен

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кауд, Махмуд Аймен. Росписи Вени Хасана : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 1995.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Наука об искусстве Древнего Египта уже создала довольно полную картину его развития на протяжении трех тысяч лет. В последнее же время большее внимание уделяется комплексной разработке проблематики определенных (замкнутых хронологически или локально, групп памятников), позволяющей добиться детального и глубокого анализа. Тема и метод настоящей диссертации соответствуют именно этой тенденции, причем рассматриваются памятники, занимающие ключевое место в истории искусства Среднего царства. Росписи в гробницах номархов этого периода, высечены в скалах неподалеку от современного селения Бени Хасан, принадлежат к числу вершин древнеегипетского изобразительного искусства. Они известны с начала прошлого века, некоторые из них постоянно встречаются как иллюстрации и разбираются с разных точек зрения в работах по египетскому искусству. Казалось бы, названные памятники уже должны быть всесторонне и исчерпывающе изучены. Однако это не совсем так, что и вызывает, на наш взгляд, необходимость написания настоящей работы. Главным методическим принципом, на котором основывается диссертационное исследование, является полный охват памятников и анализ их на многих уровнях. Реализация этого включает анализ содержания как отдельных сцен или их групп, так и оформления гробницы в целом; характеристику композиции сцен, поясов изображений и росписей на стене в целом в образно-стилистическом отношении; анализ расположения изображений в органическом единстве с архитектурными особенностями гробницы; оценку цветового решения росписей. Расспотрение подобных вопросов позволяет в ряде случаев по-новому понять место бе-ни-хасанских росписей в истории искусства Древнего Египта.

Дели и задачи диссертации. До сих пор сохраняется опреде-

ленная традиция изучения лишь наиболее совершенных и хрестоматийно известных сцен из росписей Бени Хасана; тем не менее их все еще не удается представить как цельное и по своему завершенное явление в истории египетского искусства. С другой стороны, египтология до сих пор нередко пользуется весьма общими, усредненными историко-художественными оценками, что естественно для исследования "массовых" памятников, но совершенно недостаточно для изучения произведений искусства, так как в результате такого подхода остается незамеченной индивидуальность каждого из твор-I цов этих произведений. Поэтому настоятельной необходимостью является рассмотрение бени-хасанских росписей в их совокупности, с учетом как материалов всех сохранившихся гробниц (насколько это, разумеется, возможно в каждом отдельном случае), так и с выявлением различных художественных аспектов этого уникального феномена, индивидуальных особенностей конкретных памятников.В свете сказанного задача настоящей диссертации сводится главным образом к решению следующих вопросов: а) представить общую характеристику росписей Бени Хасана,- созданных мастерами, принадлежавшими к одной художественной школе; б) выявить отличия произведений этой школы от памятников предшествующей эпохи и соответственно проследить, какое воздействие она оказала на развитие искусства последующего исторического периода; в) выделить внутри группы бени-хасанских росписей, наряду с единством, также и различия в оформлении разных гробниц. Наряду с этим автор пытается также установить те новации, которые присущи деятельности отдельных мастеров, что позволяет в известной мере опровергнуть установившееся мнение, согласно которому египетским мастером руководило следование традиционным правилам, а собственно художественная сторона произведения при этом особой роли не играла; возможно,

наконец, в свете полученных выводов охарактеризовать взаимосвязь традиции и новации в египетском искусстве Среднего царства.

Научная новизна. Диссертация является по существу первым исследованием, в котором росписи Бени Хасана рассмотрены, во-первых, во всей полноте имеющихся изобразительных материалов и, во-вторых, сообразно намеченным аналитическим аспектам - содержательному, композиционному и колористическому. Впервые к росписям Среднего царства применяется комплексный метод исследования, разработанный на материалах искусства других эпох, что позволяет представить гробницу как памятник, сочетающий в себе архитектурную и живописную стороны, т.е. показать ее своеобразие во всей историко-художественной полноте. Тем самым становится возможным не только выявить некоторые новые черты в искусстве эпохи Среднего царства, но и связать их с личностью мастеров, работавших в тех или иных гробницах. Их имена остаются до сих пор неизвестными, но становится различимой их творческая индивидуальность, что уже само по себе можно расценивать как один из важных итогов проделанной работы.

"Практическая ценность работы. Наукой уже давно установлено особое место бени-хасанских гробниц в истории древнеегипетского искусства. Поэтому любое новое исследование их, проведенное с профессиональных художественных аналитических позиций, имеет несомненное научное значение и может найти определенное прикладное применение. Предлагаемый нами анализ этих памятников, , наиболее подробный к настоящему времени, позволяет представить развитие египетского искусства указанного исторического периода отчасти в новом свете, что, очевидно, должно учитываться в дальнейших изысканиях, на данную тему. Конкретные выводы, сделанные в диссертации, . могут, кроме того, использоваться для подготовки кур-

- 4 -сов по истории искусства древнего Египта на исторических факультетах университетов и педагогических институтов, высших и средних художественных учебных заведений, а также курсов истории мировой художественной культуры для менее специализированных учебных заведений и для написания, наконец, соответствующих учебных пособий.

Апробация работы была произведена на кафедре истории искусства зарубежных стран Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина Российской Академии художеств..

Объем и структура исследования. Представленная к защите диссертация состоит из двух частей. I часть - 124 страницы машинописного текста, включающих введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы. П часть - альбом, состоящий, из 42 фотографий, иллюстрирующих текст работы.