Введение к работе
В работе исследуются мозаики полов римского времени
н.э. - нач. ІУ в. н.э. западносредиэемноморского региона (Италии, Испании, Северной Африки).
Еще три-четыре десятилетия назад римская мозаика находилась на периферии научных интересов специалистов-античников, сосредоточивших со времен Винкельмана свое основное внимание на исследовании скульптуры и живописи. Интерес к мозаике начал пробуждаться по мере того, как в результате археологических раскопок на территориях, входивших в состав Римского го- » сударства, стали обнаруживаться все новые паиятники, открывавшие исследователям ранее неизвестные стороны римского мозаичного искусства. В настоящее время обширность и относительная полнота материала выдвигают на первый план задачу его обобщения, пересмотра устаревших представлений и выработки нового, углубленного и.целостного взгляда на римскую мозаику. Эта задача определила актуальность темы диссертации.
П в. н.э. - нач. ІУ в. н.э. - время расцвета римского мозаичного искусства. Поразительны не только обилие сохранившихся памятников императорского времени и широта их распространения по территории римского государства, но и разнообразие художественных форм. Это разнообразие явилось, очевидно, прямым отражением неоднородности художественной культуры Империи, объединившей своей властью пестрый мир стран и народов Европы и Средиземноморья.
Мозаики западносредиэемноморского региона П в. н.э. -нач. ІУ в. н.э. можно выделить в отдельную группу. В то время, как в Восточном Средиземноморье своеобразие памятников определяла эллинистическая традиция (сохранялась эллинистическая схе-
4 ыа декоративной поверхности с эмблемой, эллинистическая тематика и принципы передачи пластических форм, а иногда и внутреннего пространства композиций), а мозаики Северной Европы отличались бедностью цветовой палитры, однообразием композиционных приемов (преобладают компартименткые схемы) и упрощенностью изобразительного языка, мозаикам Западного Средиземноморья было присуще многообразие тематики, стилей, колористических и композиционных решений.
Обращают на себя внимание географические и временные различия памятников Западного Средиземноморья. Мозаики Италии, в которых до конца Ш в. н.э. преобладает строгая черно-белая палитра, составляют резкий контраст с полихромными североафриканскими мозаиками. Мозаики испанских провинций несут отпечаток как италийских, так и североафриканских влияний. При детальном рассмотрении обнаруживается, что в пределах отдельных провинций и городов наблюдается стилистическое развитие произведений и вместе с тем отсутствует стилистическая однородность мозаик, датируемых одним временем.
Цель работы - в многообразии художественных форм произведений выявить некоторые общие черты, определившие своеобразие мозаик западносредиземноморского региона как римского художественного явления.
Анализируя художественные особенности мозаик, мы основывались на сложившемся в современном антиковедении (в частности, в работах итальянского исследователя Р.Бьянки Бандинелли) пред-ставленнии о римском искусстве как искусстве в своих истоках синкретичном, соединившем в себе несводимые друг к другу греко-эллинистические и римские художественные начала. В соответст-
вий с этим представлением в задачу нашей работы входило, с одной стороны, исследование эллинистических корней мозалк Западного Средиземноморья, с другой - анализ внутренних противоречий художественной формы, в которых отразился синкретизм мозаичного искусства.
Методология исследования. Мы рассматривали искусство мозаики Западного Средиземноморья, его эволюцию во П в. н.э. -нач. ІУ в. н.э. и характерные особенности, изначально предположив обусловленность его развитая социально-экономическими процессами, протекавшими в римском государстве: характером романизации различных регионов Римского Мира и особенностями экономических и культурных связей между ними. Мы не разрабатывали какую-либо оригинальную периодизацию искусства мозаики Западного Средиземноморья, а воспользовались известной общей схемой развития римского искусства императорского времени, в соответствии с которой выделяются эпоха Августа и флавиев, "Золотой век" - время правления императоров династии Антонинов, эпоха Северов, время Константина.
Научная новизна работы состоит, во-первых, в том, что памятники Западного Средиземноморья, которые характеризуются многообразием художественных форм, исследуются как единое целое. Во-вторых, - в оригинальности самого направления исследования мозаики, в ходе которого выявляются особенности взаимодействия греко-эллинистических и римских начал, отражающие чрезвычайно сложные и неоднозначные процессы эллинизации и романизации в культуре императорского Рима.
Практическая ценность работы. Более полное и отчетливое представление об особенностях римской мозаики Западного Средиземноморья послужит основой для лучшего понимания своеобразия
искусства римской зпохи во взаимосвязи различных его видов: скульптуры, живописи, мозаики. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в реставрации античных мозаик, способствуя более тактичному и осторожному вмешательству в оригинальный художественный образ произведений, а также в современной художественной практике: поиску новых декоративных решений очевидно способствует знакомство с опытом римских мастеров.
Апробация материалов исследования. Результаты работы были доложены на заседаниях кафедры зарубежного искусства факультета теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Основные результаты исследований опубликованы.
Структура и объем диссертации. Материал диссертации содержится в двух томах. Том I включает в себя: введение, три главы, заключение (всего 105 машинописных страниц), список использованной литературы (184 названия) и список сокращений; том 2 составляют "Приложение", в которое входит 150 иллюстраций, и список иллюстраций.