Введение к работе
Актуальность работы. Обобщение конкретного катерзала по ряду резных иконостасов Петербурга І половини ХУЗ века стало возгээкяга только в настоящее врекз, в связз с обзаруЕзялея ранее неазвестяпх архивных всточваков. До недавнего врекенв рехжгвозЕое искусство Нового вренена, в частности, резьба, било изучено жзньке, по сравзэ-наю, например, с дрегаеруссЕоа скульлтурож, эволтсая которо& осао-ватедьЕО прослеаена в трудах Г.К.Вагнера. Поэтому в нага -два ас-слгдованае жконостасной пластика представляется необходашэ для более всестороннего а глубокого знаная о развитая худоегетвенного процесса в России первой половины ХУШ века. Разработка это! проблема актуальна, так как открывает новое о деятельностя архитекторов, о творчестве резчиков х позолотчиков, создававяах хконостасн. Изученае иконостасной резьбы представляется актуально! в в связа с проведенаеа реставрапжоввнх работ, так как в это! області особое значение имеет максимальное сохранение памятника, невозможное без его всестороннего аналкза.
Предметом надего жсследованяя является резьба явоностасов Петербурга I половхны Х7Ш века. Объектом изучения стал сохранявшиеся аконоетаея, а также фрагменты резьба, драяящиеся в собранва ГРН, чертежа архитекторов, архивные описаная в фотографах утраченных памятников.
}^~~.тлг; сзодз^опашд - 1700-1760-е годы. Сил определяются с?я-i^ssaracasa едзвсгаол, сбусловлеапш греленеи создания, наиболее Ецда^зггса es^hsieqb, яадЕгзпся ооъестоа Езу^нвя.
Ртдд и задача работа. Основная цель диссертации - на основе кзгр^зз етжрапк архивных жокусентов в атргбуцзЗ пажгшшэв опре-л^іи> ras сакшае^ув "княжцу Есордапаг" для смученая разватш сзудыгаурвой е орнаментальной рзгьбы иконостасов Петербурга на
Пр022Е2Е22 I ЕО0Е2Ш ХУН ЬЗШ. Ира 8ЇОМ ПаИЗЧОЕО реыеННв СЛЄДУВ-
ш основе стилвстячесЕОГо аналаза сохранжвшхся памятников, asy&Eas кзртеюй архитекторов показать особенности иконостасной ішістеез Петербурга как худоааственяого явленая;
проследить шаеиенва в структуре в символике иконостаса на ЕрогяЕангя первой половина 2УШ вака, рассштрввая его как кошлане креддтавлзнжй культово-релагаозного, исторического в эстетл-таского зарактера;
рассмотреть изменение пластической трактовки декоративних элементов;
на основе архивных материалов устаношть имена мастеров, создаватиах иконостаса;
- показать роль русских в вностранных резчиков в создания резных ктоностасов Петербурга.
Научная новизна работы. В искусствоведческой науке данная рабо; является первым исследованием, в которой предпринята попытка изучения эБодвдин в резьбе иконостасов Петербурга I половины ХУШ века.
Новизна диссертации состоит в ток, что автором впервые дана характервстика иконостасной резьбы наиболее крупних и значиїшх для столицы церквей в соборов. Впервые были обнаружены неизвестные ранее воспроизведения и описания иконостасов Петропавловской, дере-
вянной ИсаакяевскоЗ, св.Паитеяе&зона в Оранпенбаукз, св;Ро:даст-ва в Злинем деревянной дворце, в балле ДщараягейсТЕа "под еіпщогі" церквей. Выявлен ряд новых архивных штераалов, СЕЯзанянх сшс исполнителями я датировками пакятяиков рззьбн, в частности пзояоста-сов церквей св.Синеояа а Анші, Воскресения в Царскосельском, св.апостолов Петра и Павла в Петергофском дворцах, Воскресения з банне ідаиралтейства "под епяцои", собора св.Богоявгёяяя.- Веэдэ-ны в научный оборот неясследованяне ранее экспоната рззьбн из собрания ГРЫ: аналой нз церква Покрова Богородицы на БользоЗ Озе, капители я з Третьего деревянного дворца, царские врата н ангела дз Екатерининской церква Смольного монастиря. Заново перекзотреш установившеся подоетния, касакглзся вре^зяп создался я исполнителей НКОНОСТВСЕОЗ рйЗЬбН, & TOTES рОЛЯ руССЕЗХ П ШЮСТрЗЕЛШ: рзз-
чзков, Раньие работа русских резчиков рассЕзтрявалпсь, з основной, в русле деятельности Дщгаралтежств-Коялзгин. Бпергаз удалось доказать, что в этот период в создания резьбы Петербурга участвовали 437 резчиков я 379 позолотчяков, работавзях а ввдкгсиэз Каяце-ляряя от Строений, Составлен словарь зтих кастеров.
Ноеым является рассаэтранне вопроса о связи резных якоиоста-сов с убранством интерьера а экстерьера церквей, а такш со светской резьбой. На основании сравнительного анализа пагатязков впервые прослевавается эволщея стиля в резьбе иконостасов на про-тяненяи I половина І7Ш вака.
Впервые удалось внявзть обусловленвуп обиирщзннеа искусства в I половине ЗУШ века косвенней зависимость нзкзнения иконографш я сянволяки якояоетасной резьба от исторической ситуация в страна.
В результате введення в научный оборот новых архивных катераалов удалось распирать представление о работе ведущих архитекторов, а такса резких и позолотних сэстэроз Петербурга I половины ХУШ Еэка: Ц-Зеигош, 1!.Баканова, З.Растрэлли, С.Чешшнского,
Е.Гага, C.Ejpcjecaa, О.Хещйіга о т.д.
Пг-шантасете вкачвЕга дхгсгртакЕї состоит б їоїз, ^?о она пред-етавхает собой Еоахретное жсторггззсЕое Есследоглгпте, построенное Е2 авасліз есїзтнзеов, нау^анных в результате освоения нового ар-хгкмго катерами. Сватаная о резных ансааблях нзоностасов когут сщагь cxapsaza ЕсходЕЕ^з пунктам! пра сзучепвя предаэтов иону-
І^ЗаЗЬЕОГО Е СЇЩШЗБОГО ЕСЕУССТЕЗ І ПО20ЕШШ ХУШ ЕЗЕа. Б бОДЬе
егсагла ато откосятся е иеащдйутвровдиняа дроиздедэввяи.
GoEapsasse работа кэеэт бать Ейпо^ьзоваво в научно-ресі авралі-CSR02 практика, в работах по восстановлены) паізггнаюзв архитек-їурз е Есиусства.
FssyjEb?a2H исследования Еэгут наіяп арнигненае nps составхенаа і^Т^ех Еагахогов цузаных собраний, создандн экспозиций, прн сргангаагш хзставок, разработке экскурсий.
G5o
'115 ЕСЕуСеТВЗ.
Гттодтаз гдсдадованяя обусловлена цельв е ахцача:з работы. Ис-годиуетея кітаа Естоазко-худоЕастЕзнного анализа отдельных пактт-г^аи)в па сеном пзучгнш архивных кагераалов. Штод рассггзтренгЕ б каздаї конкретной случае «гаяного е обцего опредздгет спєце|2-са иггераала. Еедостаточная степень сохранности иконостасов Петербурга, а иногда отсутствае вх, предусаатравает реконструкшв пх на основе гтяйх^итл графических воспроизведений, фотографуй, а тякві жозуьануш.нкх катерхахов, вгявчакзах описання а кзнтраггтн с EacrepOBSsa. ЕсдЕхьзуется ветод натурних їссхедовангВ пгататнЕвоз,
а также сравнительного анализа нконостасов с произведеняитт декоративной резьбы светского характера. Метод последовательного изучения в отдельности памятников иконостасное резьбы предусматривает выявление в каждом из них закономерностей эволюции стиля, связанной с развитием иконография иконостаса.
Апробация. Результаты вшюлненннх исследований, впервые введенные в научный оборот материалы и сделанные на их основе выводы и обобщения, которые намли отражение в диссертации, опубликованы в статьях научных сборников: "Памятники культуры. Новые открытая", "Труда Института им.И.В.Репина". Всего по теме диссертация опубликовано весть работ, общим объемом 2,6 печатных листа. Основные положения диссертации изловены в научных докладах на конференциях Государственного Русского музея (1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1989, 1991 гг.).
Структура работа. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заклвчеяия. К диссертация прилагается словарь резчиков ш позолотчиков Петербурга первой половины ХУШ веха, а таква альбоа фотографии иконостасов, чертежей, памятников архитектура, а такие фрагментов резьбы, комментирущкх основную часть работы. Диссертация изложена на 176 страницах машинописного текста.