Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка Богуславская, Ирина Яковлевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богуславская, Ирина Яковлевна. Проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве. Дымковская игрушка : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.05.- Москва, 1987.- 50 с.: ил.

Введение к работе

; ' !'

і 'Актуальность проблемы. Цели и ^"Эгапга^* и исследования. Среди многочисленных проблем народного искусства особенно актуальными представляются вопросы художественного своеобразия его локальных очагов. Их изучение имеет важное значение не только в отношении прошлого как части национального культурного наследия, но и для современности. Именно местные региональные особенности народного искусства содержат большие потенциальные богатства, еще в достаточной мере не использованные ни-в их историческом опыте,ни в современных возможностях. Они могут открыть новые пути развития местных художественных традиций, обогатить творческий опыт существующих сегодня центров или дать стимул для возрождения забытых видов местного народного мастерства, традиции которых оказались прерванными, но могут быть восстановлены. В любом случае, это реальные пути обогащения творческой практики современного народного искусства.

Изучение локальных особенностей народного искусства всегда приводит к открытию мастеров, которые владеют традиционным мастерством и способны передать его молодежи. А это открывает возможности для привлечения местного населения, особенно сельской молодежи, к занятию различными ручными ремеслами, что имеет важное значение в' организации их досуга, полноценного проведения свободного времени. Приобщение к народным художественным традициям своего края важно также в плане эстетического воспитания молодежи, повышения ее обцего культурного уровня, и, в конечном итоге, - в воспитании патриотизма, который начинается с любви к своему дому, местности, где живет человек.

2.

Все исследователи народного искусства так или иначе изучают его конкретные центры и очаги распространения определенных видов художественных ремесел. Однако их истоки, процессы формирования и развития в комплексе всех данных, которые пр&озтавля-ет уровень современных знаний, изучаются еще крайне недостаточно. В теоретическом же плане эти проблемы вообще не были предметом исследования.

Настоящая работа впервые ставит перед собой цель всестороннего анализа проблем формирования местных художественных особенностей в народном искусстве, причем, анализа двупланового - и в конкретно-историческом, и в теоретическом аспектах. На наш взгляд, только взаимосвязь конкретно-исторического и теоретического планов исследования может придать убедительность и доказательность теоретическим выводам, особенно в свете того разнообразия мнений и точек зрения на народное искусство и пути его развития, которые характерны для современного состояния науки о нем. Взаимосвязь теории и практики является сегодня задачей всех общественных наук. Как говорил на ХХУП съезде КПСС ".С.Горбачев, "Екзнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными рекомендациями".

Сочетание конкретно-исторического и теоретического аспектов исследования особенно важно для практики современного народного искусства, для совершенствования творческих и организационных форм его развития, находящихся сегодня в остром противоречии.

Г.С.Горбачев - Политический доклад ЦК КПСС ХХУП съезду КПСС, t, Политиздат, IS86, СІ08.

з.

Источники и методика исследования. Объектом конкретно-исторической части исследования не случайно избрана дымковская игрушка. Это один из самых прославленных народных художественных промыслов, успешно развивающийся и сегодня. В музейных коллекциях хранится большое количество произведений дымковской игрушки разного времени и различных авторов, в большинстве случаев не публиковавшихся. Наряду с подлинными произведениями из музеев Кирова, Москвы, Ленинграда, Петрозаводска и других городов, в этой части исследования использованы различные архивные источники, материалы местной вятской и кировской периодической печати, исторические, этнографические и историко-культурные исследования разного времени, статьи и. очерки о дымковской игрушке и ее мастерах, материалы многочисленных художественных выставок, на которых экспонировалась дымковская игрушка. Особое значение имели еаегодные контакты автора с мастерицами во время заседаний зонального выставкома зоны "Советский Север" СХ СССР, позволившие в течение 15 лет наблюдать зизнь промысла и изучать его худоаественное развитие.

Теоретическая часть исследования строится на итогах анализа развития дымковской игрушки и обобщении опыта изучения различных центров главным образом русского народного искусства Европейской части России многими специалистами, в том числе коллективом сотрудников Отдела народного искусства Русского музея и автором настоящей работы.

Нсследззапне оснозано на методике изучения народного искусства, сло:;іі2із;іся з Государственном Русском музее л воб^азпей з себя ЗзлъзоГ: практический опыт изучения и анализа подлинных произведений народного искусства з музейных собраниях и на пестах, зо зремя многочисленных полезых экспедиционных обследований, 3

4. контактах с современными мастерами в центрах художественных промыслов и домашних ремесел, в работе автора в составе зонального и республиканского выставкошв СХ СССР. Автор исходит также из метода комплексного изучения явлений народного искусства, требующего контактов со смежными дисциплинами - археологией, этнографией, историей, фольклористикой- Однако эти контакты служат лишь дополнительным инструментом в собственно искусствоведческом исследовании и обогащают, но не подменяют его методы, помогая раскрыть содержание и формы развития народного искусства в его художественной специфике. В этом плане и локальные центры народного искусства рассматриваются нами во всей целостности и сложности их исторического и художественного развития, самобытности стилистических особенностей и традиций. Такая методика позволяет анализировать корни и художественную природу местных очагов народного искусства, процессы формирования традиций, их развитие во времени разными поколениями мастеров, современное состояние искусства существующих центров и промыслов.

Научная новизна исследования состоит в том, что

впервые проблемы формирования местных художественных особенностей в народном искусстве исследуются всесторонне и в конкретно-историческом, и в теоретическом плане;

анализируются факторы, показывающие предпосылки и истоки локальных особенностей, в том числе впервые формулируются различные художественные источники, питавшие местные центры народного искусства;

впервые доказывается неправомочность утверждения единого времени формирования локальных очагов народного искусства;

исследуется сам механизм формирования канонов местного искус-

5.

ства, соотношение канона и традиции, роль отдельных факторов, составляющих местную художественную систему, сочетание в них стабильности и подвижности;

- наглядно показывается содержание диалектического единства кол
лективного и индивидуального в разных центрах и видах искусства,
его определяющая роль в специфике самой природы народного искус
ства и его развитии. В диалектике коллективного и индивидуально
го подтверждается общая и главная закономерность развития народ
ного искусства, в том числе и современного, несмотря на измене
ние положения народного мастера, уровня его знаний и культуры

по сравнениы с дореволюционным временем. При всей каноничности народного искусства конкретным анализом подтверждается его современность в каждую эпоху и своеобразие проявления современности средствами местного искусства;

- впервые дается полная картина непрерывного исторического и ху
дожественного развития дымковской игрушки на протяжении XIX-XX
веков, зплоть до ее современного состояния- Анализируются автор
ские манеры настериц разных поколений и фамильных династий, ме
тодом сравнительного анализа определяется авторство многих про
изведений в собраниях музеев, наиболее ранние из них впервые вво
дятся в научный оборот.

Апробация исследования. Диссертация является итогом тридцатилетней работы азтора в области изучения русского народного иснусстза. Основные части работы докладывались на научных заседаниях и конференциях - зсзссюзных, республиканских, в учреждениях, занижающихся проблемами народного тзор-чества.з ДОосхзе, Ленинграде л других городах, з то^ ч::сле, в Русское цузее, Академ:::: худозестз СССР, Институте этнографии АН СССР, Институте театра, музыки и :-анематогра$ля, на симпозиумах,

6.

проводившихся комиссией по народному искусству и объединяющей специалистов всех сфер народной культуры, которая несколько лет существует в Ленинграде.

Постоянные контакты Русского музея с мастерами многих центров позволяют глубже понимать современные процессы развития.народного искусства, знать условия и возможности творческой деятельности мастеров.

Основные положения диссертации опубликованы в книгах и статьях, перечень которых приведен в конце автореферата.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, объемом 388 страниц машинописного текста, и приложений в виде списка использованной литературы отечественных и зарубежных авторов (497 наименований), кратких сведений о 80 дымковских мастерицах и альбома из 117 фотографий на 75 листах.