Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы типологизации русских православных крестов Антипина Дарья Олеговна

Принципы типологизации русских православных крестов
<
Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов Принципы типологизации русских православных крестов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антипина Дарья Олеговна. Принципы типологизации русских православных крестов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2006.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-17/140

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Типологический метод в ставрографии 13

1.1. Символика креста в мировой культуре 13

1.2. Опыт типологизации в отечественной ставрографии 48

1.3. Структура знака креста в христианской культуре 66

Глава 2. Структурно-функциональная типологизация знака креста 86

2.1. Крест и храм 86

2.2. Крест вне храма 117

3.1. Крест и человек 124

Глава 3. Иконографический принцип типологизации русских православ ных крестов 134

3.1 Основные элементы иконографии креста и их символический смысл 134

3.2 Главные типы напрестольных и намогильных русских православных крестов 159

3.3 Иконографическая типология нательных крестов Х-ХХ вв 180

Заключение 202

Библиография 204

Приложения. Том 2.

Приложение №1 к главе 1,1.1 «Символика креста в мировой культуре» 2

Приложение №2 к главе 2 «Структурно-функциональная типологизация знака креста» 11

Таблица №1 .Структурно-функциональный принцип типологизации крестов 12 Приложение №3 к главе 3, 3.2 «Главные типы напрестольных и намогильных русских православных крестов» 25

Таблица №2. Иконографический принцип типологизации крестов 26

Типология напрестольных крестов 27

Типология намогильных крестов 66

Приложение №4 к главе 3, 3.3 «Иконографическая типология нательных кре стов Х-ХХ вв 133

Типология нательных крестов 134

Введение к работе

Русские православные кресты - символы христианской веры, являющиеся зримыми выразителями высших духовных религиозных смыслов, - составляют часть художественного наследия православной культуры. Очень часто они представляют собой выразительные, гармоничные, выполненные на высочайшем уровне художественного мастерства произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, графики и живописи. Приведению их в типологическую историко-художественную систему посвящена данная диссертация.

Актуальность исследования. Русские православные кресты изучались как светской наукой, так и богословием. В атеистическом советском государстве знание о кресте не было востребовано. До недавнего времени они активно изучались только археологами, благодаря усилиям которых в музейных и частных хранилищах было собрано значительное количество крестов. Положение переменилось в связи с изменением социокультурной ситуации в стране, активным возрождением православия, укреплением христианской церкви. В настоящее время активно развивается вспомогательная научная дисциплина -ставрография, изучающая крест в богословском, историческом, искусствоведческом и филологическом аспектах.

Важнейшей проблемой для всякой науки является систематизация материала. При рассмотрении крестов как культурных, художественных памятников актуальна проблема создания универсальной типологии, создание которой требует разработанного интегративного подхода, позволяющего охватить весь объем материала. Дополняя богословский, основанный на культовых функциях подход искусствоведческим, основанным на художественно-образных свойствах креста, можно приблизиться к созданию такой типологии.

Разрабатываемая тема не только актуальна в научном отношении, но и необходима для развития ряда социокультурных практик. В частности, сегодня специалисты - ставрографы широко используются в качестве консультантов при организации художественных выставок, каталогизации музейных собраний, а также в качестве экспертов при атрибуции предметов из государствен-

ных и частных коллекций и произведений искусства, изъятых таможенными службами.

Степень научной разработанности проблемы.

В первый, донаучный период (сер - II пол. XIX в.) при изучении крестов использовался богословский подход к типологизации (И. П. Сахаров, 1851, И. Е. Забелин, 1851). В конце XIX - нач. XX вв. богословский подход (И. А. Шляп-кин, 1907, Н. В. Покровский, 1909) был дополнен искусствоведческим, основанным на иконографическом и формальном принципах (А. К. Жизневский, 1885).

В советский период развития ставрографии крестами занимались преимущественно археологи, поэтому основным стал археологический подход, при котором исследователи строили типологии на основании анализа материальных и формальных признаков знака креста как артефакта (Э. С. Мугуревич, 1965). Известный исследователь древнерусской мелкой пластики Т. В. Николаева (1976), базируясь на материальных признаках, использовала традиционный для изучения древнерусского искусства метод топографической типологизации, разделяя вещи по центрам изготовления.

В последние десятилетия XX века появляются первые попытки использования комплексного подхода. Так, Э. П. Винокурова (1989) опиралась на хронологический, топографический и типологический принципы. При этом в качестве типа предлагалось брать не отдельный памятник, а тираж изготовленных литейным способом произведений - технологический.

Большой интерес представляет предложенное этнографом А. Б. Островским (1995) сочетание семиотического и искусствоведческого подходов для построения типологии, в которой типы выделяются по иконографическому принципу. Сочетание археологического и искусствоведческого подходов использовано в случае формальной типологизации крестов археологами и искусствоведами (Д. А. Беленькая, 1993, М. Д. Полубояринова, 1997, Э. П. Винокурова, 1999, А. Г. Векслер и В. А. Беркович, 1999, Р. Г. Шаповалов, 2000, С. М. Дмитриевский, 2000).

Важное значение имеет конструктивная типология Е. К. Столяровой (1993) и Д. В. Пежемского (2003), применявших конструктивно-морфологический подход. Искусствоведческий подход, основанный на особенностях художественных техник и художественно-образных качеств креста, использован археологами Г. Ф. Корзухиной и А. А. Песковой (2003) при разработке типологии крестов-энколпионов Х-ХПІ вв.

В постсоветский период специалисты - ставрографы широко используют церковную типологию крестов, основанную на богословском подходе (С. В. Гнутова, 1993, Э. П. Винокурова, 1993, А. В. Святославский, и А. А. Трошин, 2000, В. В. Игошев, 2003).

Типология крестов Русского Севера была разработана А. Б. Пермилов-ской (2001), Н. Н. Фризиным (2001) и П. А. Филиным (2001). Важный шаг к созданию комплексного подхода в анализе ставрографического материала сделан С. В. Гнутовой, автором альбома «Крест в России» (2004). Едва ли не впервые исследовательница, не ставя специальной задачи типологизации, обращается к идеальной составляющей креста - образу.

Опыт типологизации в ставрографии подробно описан в первой главе диссертации, поэтому здесь лишь названы основные подходы, использованные русскими учеными ХГХ-ХХ вв. Нетрудно заметить, что основная тенденция развития метода типологизации в ставрографии - это поиски путей комплексного подхода к материалу, открывающего путь к его универсальной типологии. Представляемая к защите работа является попыткой определить пути комплексного подхода к кресту и как к предмету христианского культа, и как к произведеншо искусства.

Объект исследования. Знак креста в русском православном искусстве. Предмет исследования. Принципы типологизации артефактов знака креста.

Цель исследования. Разработать принципы комплексной типологизации крестов и апробировать их на конкретном материале.

Задачи исследования:

  1. собрать фактический материал по теме исследования;

  2. изучить символику и особенности функционирования знака креста в различных культурах, в том числе христианской;

  3. обобщить опыт типологизации ставрографического материала в трудах ученых XIX-XX вв.;

  4. обосновать принципы типологизации знака креста в православном искусстве, предложив комплексный подход, объединяющий функциональный богословский и искусствоведческий методы;

  5. апробировать предложенные принципы типологизации на примерах напрестольных, намогильных и нательных крестов.

Источниковедческой базой диссертации послужили собрания музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода Великого, а также многочисленные публикации крестов. Автором были изучены коллекции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Российского Этнографического музея, Государственного музея истории религии, Музея Санкт-Петербургской Духовной Академии, коллекции Центрального Музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Музея Московской археологической экспедиции, Государственного Исторического музея. В Новгороде Великом изучена экспозиция Новгородского историко-архитектурного музея-заповедника. В приложении №3,4 содержится 567 аннотированных изображений крестов. При сборе и осмыслении материала были использованы труды ученых, как церковных, так и светских, посвященные исследованию знака креста в мировой культуре и особенно русских православных крестов.

Методология исследования. Исследование основано на комплексном и интегративном подходе. При этом в качестве основных использованы метод типологии и структурно-функциональный анализ. В качестве инструментария применены следующие основные понятия: система, систематика, типологи-

чести метод, типологизация, типология, тип, структурно-функциональный анализ.

Ключевыми для данного исследования были понятия образа, в широком смысле слова как живого, наглядного представления о чем-нибудь, и художественного образа - одного из важнейших инструментов освоения мира человеком, не тождественного произведению искусства, а его идеальной составляющей, условно отделяемой от материальной. Следует отметить, что понятие «образ» выступает по отношению к понятию «художественный образ» как общее по отношению к особенному и обладает значительно большим объемом. В художественном произведении мы условно отделяем материальную основу от идеальной - художественного образа как динамической целостности.

Важнейшее ключевое понятие в ряду использованных - иконография: а) в изобразительном искусстве - это строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен; б) в науке - это описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей или сюжетных сцен.

Гипотеза исследования.

Знак креста представляет собой сложную целостность, обладающую многоуровневой структурой.1 Поскольку православный крест являет собой произведение искусства, но прежде всего - предмет религиозного культа, то материальная составляющая знака креста есть носитель сложной образной составляющей, вмещающей как символическое, догматическое и историческое, так и художественное содержание.

В то же время по своей материальной основе крест может принадлежать нескольким видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи и графике, декоративно-прикладному искусству. Поэтому вполне адекватны материалу частные типологии: археологические, базирующиеся на материальных качествах креста, искусствоведческие, рассматривающие крест как произведение декора-

Яковлева Н. А. Сотворческое восприятие произведения искусства. // Анализ и интерпретация произведения искусства: Учебное пособие. - М: Высшая школа, 2005. - С. 27-28.

тивно-прикладного и изобразительного искусства. Однако при всей сложности своей структуры крест как артефакт являет собой идеально-материальную целостность, что можно считать основой для создания универсальной типологии, объединяющей различные подходы. Как символ христианской веры, крест является знаком духовной реальности. Именно это качество и функции креста должны иметь приоритетное значение в универсальной типологии, разработке подходов к которой посвящена диссертация. Научная новизна исследования.

Впервые методологически обоснован и апробирован комплексный подход к типологизации крестов на основе диалогических отношений богословского и искусствоведческого подходов, когда крест рассматривается одновременно как предмет культа и как произведение искусства;

впервые системно проанализирован опыт типологизации в став-рографии;

впервые сделана попытка рассмотреть крест как феномен, в котором материальный носитель формируется на основании духовно-символического смысла, определяющего художественно-образное начало;

впервые в качестве основного (универсального) предложен функциональный принцип типологизации знака креста (в храме, внехрамовом пространстве и на человеке) и таким образом впервые намечены очертания типологии, охватывающие весь ставро-графический материал;

введен в научный оборот новый ставрографический материал: кресты частной коллекции В. М. Ахунова, кресты из некрополя Александро-Невской Лавры и со Смоленского кладбища Санкт-Петербурга.

Основные положения, выносимые на защиту.

Принцип функционирования знака креста позволяет разделить весь ставрографический материал по трем сферам пространства -храм, внехрамовое пространство и человек. Именно этот принцип, положенный в основу первого уровня типологии, может в дальнейшем лечь в основу универсальной типологии;

Однако полифункциональность крестов, разнообразие иконографических решений, форм, размеров, используемых материалов делают такую типологию недостаточной. Так что частные типологии, создаваемые археологами, работниками музеев, историками искусства, оказываются не только адекватными материалу, но и необходимыми. До сей поры «церковные» и «светские» типологии существовали, как правило, раздельно и редко сочетались.

В то же время в иконографии знака русского православного креста соединяются как культовое (религиозное), так и художественно-образное начала. Дополняя богословский подход искусствоведческим, приходим к возможности построения типологии русских православных крестов на основе их иконографического анализа внутри выделенных трех сфер функционирования - храма, внехрамового пространства и человека;

Второй уровень типологии православных крестов основан на ин-тегративном подходе, при котором анализируется образ креста: выделяются главные его свойства как символа духовной реальности и художественные свойства как произведения искусств, которые проявляются в иконографии.

Апробация предложенного подхода на примерах крестов из трех выделенных сфер: напрестольных крестов (в храме), намогильных крестов (вне храма) и нательных крестов (на человеке) доказывает его продуктивность.

Теоретическая значимость работы заключается: в разработке и обосновании двух принципов типологизации в ставрографии - функционального и иконографического; в обосновании иконографического принципа типологизации как иитегративного, основанного на представлении о сложной природе образа креста как православного символа и как художественного образа. Материалы диссертации открывают перспективу новых теоретических разработок в области систематизации культового материала и создания универсальной типологии русских православных крестов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в атрибуционной музейной работе, при составлении научных каталогов, организации выставок, формировании коллекций, в экспозиционной практике. Ими можно воспользоваться в курсах лекций по древнерусскому, народному и прикладному искусству, а также в трудах по истории развития русской культуры и искусства.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в докладах и сообщениях: май 2004 г.- на конференции в РГПУ им. А. И. Герцена, сентябрь 2004 г. - на IV Международной научно-практической конференции «Рерихов-ское наследие. Охрана культурных ценностей: петербургские традиции». По теме диссертации опубликовано шесть статей общим объемом 3,6 п. л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, представленных на 200 страницах основного текста, примечаний, библиографического списка, состоящего из 296 наименований, и иллюстративного блока, включающего 567 аннотированных изображений крестов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Антипина Д. О. Коллекция крестов В. М. Ахунова. // Художественный образ и педагогический процесс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.-С. 61-66.-0,4 п. л.

  2. Антипина Д. О., Ахунов В. М. Музей креста. Коллекция В. М. Ахунова. -СПб.: ООО Политехника-Сервис, 2003. - 100 с. - 1,4 а. л. с илл.

  1. Антипина Д. О. Типологический подход в ставрогра-фии.//Художественнее образование. Содержание и методы обучения. -СПб.: Ризограф «НОУ Экспресс», 2004.- С. 101-112. - 0,5 п. л.

  2. Антипина Д. О. Ставрография в контексте образовательного курса «Русское Средневековое искусство».//Актуальные вопросы современного университетского образования.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена. - С. 344-347. - 0,1 п. л.

  3. Антипина Д. О. Кресты: датировка и атрибуцияУ/Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования, октябрь 2004, С. 88-93. - 0,5 п. л.

  4. Антипина Д. О. Типологический метод в ставрографии.// Традиции русской художественной школы и современный педагогический процесс. Выпуск 1. - СПб.: Фонд поддержки образования и творчества в области культуры и искусства, 2005. - С. 92-104. - 0, 7 п. л.

Общий объем представленных публикаций составляет 3, 6 п. л.

Символика креста в мировой культуре

Типологический метод является одним из самых эффективных научных методов, используемых для изучения множеств разнообразных, разнородных объектов. В ставрографии - вспомогательной научной дисциплине, предметом которой является христианский крест, он применяется для изучения многообразного мира крестов, поскольку кресты - это не только материал, принадлежащий сразу нескольким видам искусств, но, в первую очередь, предмет религиозного культа, символ христианской религии. При создании типологии в ставрографии необходимо найти самые существенные признаки, позволяющие структурировать материал. Одним из таких существенных признаков является символика знака креста, которой посвящается первый параграф. 1,1, Символика креста в мировой культуре.

По определению Современного толкового словаря русского языка, сим-волика - это совокупность символов, а символ (от греч. symbolon) -опознавательная примета, знак, то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, явления, идеи. Именно о совокупности символов креста, о генезисе знака креста и его эволюции пойдет речь в данном параграфе.

Крест в сознании многих людей уже давно ассоциируется с главным христианским символом - символом Распятия. Тем не менее, в истории человечества знак креста существовал за миллионы лет до начала христианской эры, это универсальный и многозначный символ, древнейший архетип. Крест может считаться архетипическим символом дуальности, которую человек испытывает в мире, воспринимая свет и тьму, верх и низ, правое и левое, добро и зло, выражает заложенные в природе единство и борьбу противоположностей .

По многочисленным археологическим свидетельствам, сохранившимся до наших дней, знак креста встречается на всех континентах у всех племен и народов во все времена. «Крест - это символ, который в различных формах встречается едва ли не повсюду и притом с самых отдаленных эпох; поэтому, вопреки распространенному мнению, он отнюдь не принадлежит исключительно христианству», - пишет французский исследователь-метафизик Рене Генон.4

Толкование символа креста многозначно. Исследователи неоднократно задумывались о причинах его возникновения. Так, в книге лионского епископа Ансота (1902) рассматриваются рациональная и христианская точки зрения на происхождение креста. «Для рационалиста крест относится к таким отдаленным доисторическим временам, что невозможно сказать что-нибудь положительное о его значении и происхождении», - полагает епископ.5 Для христианина же всякий доисторический крест - это уже пророческое свидетельство о пришествии Спасителя.

«Если мы поверим писателям, которые серьезно занимались этим вопросом, то будем знать, что еще в земном раю, на другой день после грехопадения человека, Бог...открыл в то же время, что орудием искупления будет крест... Для того, чтобы приготовить человечество к любви и поклонению Распятому Спасителю, как Богу, что составляет главный предмет религии, потребовалось более сорока веков».

Епископ считал, что от начала язычества на востоке до окончательного утверждения его на западе крест был самым распространенным и самым священным символическим памятником, и до начала XX в. он был распространен в большинстве стран, куда еще не проникло христианство. Независимо от степени развития социального и нравственного и несмотря на все разделения на касты, на характеры, национальности и местности, крест издавна употреблялся на обеих половинах земного шара у всех древних народов, как наиболее выразительный знак всемирного братства людей, как главный пункт, в котором сходились все мифологические системы, символ, к которому непреодолимо стремились все человеческие племена и который наиболее явственно доказывает общность их происхождения.

Современные исследователи - культурологи А. В. Святославский и А.

A. Трошин (2000) считают, что «тайна рождения креста во всей его семантико символической многозначности восходит к психологическим установкам идео моторной жестикуляции».8 В. Р. Кабо (2002) склоняется к тому, что графиче ское изображение геометрической фигуры знака креста обусловлено дихотоми ческой структурой сознания человека (способностью разделять право и лево). B. М. Рошаль высказывает мнение (2003), что «все изображения креста (риту альные и декоративные узоры, религиозные символы и орнаменты) объединяет некая общность, так как глубинные процессы человеческой психики тесно свя заны с процессами, происходящими в окружающем мире».

Современная литература дает богатый фактологический материал о значениях креста. Разнообразие символики креста подтверждается этимологией названия креста в разных языковых традициях; древнегреч. Етсюрод, «крест» и в тоже время «кол», «шест» древнезападно - северогерманское staurr или лат. crux, «крест» от индоевропейского корня со значением «искривленный» и т. п.

К первичным значениям знака креста исследователи относят космологическое. 12 Издавна крест, в связи со свойством сознания человека, которому присуща структурность, выступал в качестве модели мироздания. Изображение креста трактуется как центр вселенной и структурирующие ее четыре основных вектора. Крест - разомкнутый символ, открытый в вечность четырьмя векторами и центром вселенной на их пересечении. Ориентация в пространстве, способность охватить его как целое, как космос, представление о центре пространства и его векторах было достигнуто человечеством в процессе освоения его, создания жилищ и поселений, в ходе охотничьих экспедиций и миграций, по мере того как община и отдельный человек все больше осознавали себя средоточием вселенной. Пространственная организация общественной жизни была

линейно-радиальной (перемещение общины от места обитания и обратно). Крест выступает как первейшая, элементарная, геометрически выраженная модель мира, Вселенной.

Другое древнее значение креста - это четыре стороны света: юг - север, запад - восток, средокрестие - центр мира, точка сообщения между небом и землей. То, что представление о сторонах света не было чуждо человеку палеолитического времени, видно уже из того, что многие погребения палеантро-пов имеют преднамеренно ориентированный по сторонам света характер.

Именно эти значения исследователи приписывают первым изображениям креста эпохи верхнего палеолита. В среднем палеолите (50 тыс. л. до н.э.) изображения креста встречаются на самых различных предметах. В стоянке Тата (Венгрия)14 привлекает внимание каменный диск с вырезанным на поверхности крестом. В мустьерском слое Цонской пещеры (Грузия)15 найдена известняковая плитка с четко прорезанным четырехконечным крестом. Кресты вырезаны на фрагменте нижней челюсти животного из Вилена (Германия)16 и на скульптурном изображении мамонта из Фогельхерда. Возможно, не все эти кресты имеют космологическое значение, но совершенно очевидно, что крест в сознании первобытного человека моделирует пространство, сакрализованное там, где оно наполнено мифопоэтическими и религиозными образами и ассоциациями. В Брезе во Франции изображение креста найдено на мегалитах, могильных памятниках каменного века.

Структура знака креста в христианской культуре

В данной работе предлагается принципиально иной подход к типологиза-ции всего обширного ставрографического материала - теоретическая модель, основанная на свойствах образа креста.

Важное значение при построении теоретической модели типологии крестов имеет структура знака креста. Крест рассматривается как сложная идеально-материальная система, принадлежащая не только религии, но и искусству, причем разным его видам. 59 Идеальная составляющая креста, которую можно обозначить как образ, сложна: она представляет собой художественный образ, обусловленный священным (сакральным) содержанием: историческим (Библейские события), догматическим (догматы веры) и символическим. Образ в широком понимании - это живое, наглядное представление о чем-нибудь. Крест является, в первую очередь, культовым, сакральным символом, знаком Спасения и Вечной Жизни, Божественного благословения, пророчеством Искупления, а затем только произведением искусства.

Образ креста как динамическая целостность, в творческом, духовно-практическом процессе формирует материальный носитель художественного образа - тот, который искусствоведческая наука воспринимает в качестве произведения искусства (артефакта). Понятие «образ» выступает по отношению к понятию «художественный образ» как общее по отношению к особенному и обладает значительно большим объемом.

Исследования структуры образа культового произведения искусства являются продолжением теоретических исследований Н. А. Яковлевой о структуре образа русской иконы. Она говорит «об особой природе культового образа и его глубоком отличии от произведения искусства. Картина являет собой материально-идеальное целое, идеальное в котором есть художественный образ. Природа иконы более сложна, не говоря уж о том, что материальное - носитель Образа, определенный каноном, сам по себе есть подобие тварного мира. Иде альная же составляющая иконы двойственна и тем подобна природе самого Спасителя: это изображение (художественный образ), отражающее человеческую природу Христа, и Благодать - сакральная и непостижимая разумом составляющая, соответствующая Его Божественной природе. Благодать и есть звено связи между молящимся и Господом. Та Благодать, которую Богоматерь сообщила первому Своему образу, написанному святым апостолом Лукою.

Так что изображение видимого, телесного, доступного зрению Бога во плоти есть подобие Первообраза и путь через созерцание телесное к созерцанию духовному - постижению Духа. Природа иконы подобна природе Бога воплощенного. Становится ясным, что использование в жанровом анализе иконописи только художественно-образной составляющей принципиально недостаточно: объективно исходить следует из двуединой образной природы иконы. Отметим, что богословие в основу жанровой типологии икон совершенно правомерно полагает иконографию, ибо именно в ней сливаются обе природы».160 Для верующего человека очевидно, что в образе креста таинственно присутствует сакральный компонент - благодать Святого Духа, то есть сам Бог. Под сакральным в данном исследовании понимается священный, то есть отделенный от обыкновенного, освященный; посвященный. Определение священный применимо не только к образу креста, но и к иконам, и другим церковным предметам - престолу, потиру, лжице. Эти предметы предназначены для особого, отличающегося от повседневного действия - общения Бога и человека, которое выражается в богослужении, совершении таинств и молитве. Для освящения церковной утвари и икон существует особый чин благословения, которое дает от лица всей Церкви священнослужитель на использование предмета или изображения для богообщения. Применительно к святым иконам освящение - это также критерий оценки их богословского содержания и, соответственно, разрешение на участие в литургической жизни Церкви.

По словам С. В. Алексеева, слово «освящение» тождественно славянскому глаголу «освятити», что значит - посвящать, очищать. Это значит не низводить до обыденного уровня то, что предназначено для мира духовного. Не стоит судить о том, происходят ли изменения в физической природе предмета в момент его освящения... Меняется не только статус предмета, но и отношение человека к нему. Да и сам священный предмет оказывает воздействие на духовную жизнь, потому что отношение к святыне - показатель духовного уровня человека.1 ! Крест призван нести защитную и охранительную функции, поэтому кресты, как и иконы, освящаются посредством особого чина «Требника». Через освящение и благословение крест включается в соборное, храмовое, литургическое единство.

Догматическое значение знака креста, определяющее его художественно-образные качества, заключено в догмате об Искуплении. В православной христианской традиции догматы веры явились закреплением истин Священного Писания, наиболее полно отразились в Символе веры и не менялись со времен принятия его. Главный христианский догмат - догмат об Искуплении был принят на Никео-Константинопольском соборе в 381 г. внесением в символ веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечашася; Распятого за ны при Пон-тийстем Пилате, и страдавша и погребена». На таком значении смерти Христа основывается постоянное возношение в церкви бескровной жертвы - Евхаристии, которое составило средоточие и существо всего христианского богослужения - литургии.

В догматическом богословии подробно объясняется суть догмата, «Первейшее благо жертвы Христовой состоит в том, что его смерть на кресте есть совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившего людей за грехи на смерть. По закону правды Божьей каждое существо должно получать воздаяние по заслугам, за вину подвергаться наказаниям. Бог сам, навсегда и ради пользы самого же человека установил неразрывную связь между грехом и человеком. Снятие осуждения за грех с потомков Адама могло совершиться не иначе как посредством удовлетворения или исполнения закона правды. Но никто из людей не мог принести такой жертвы, ибо все люди до единого всецело заражены грехом, и, следовательно, все и всецело находятся под клятвою Бо-жиею».162

Для верующего человека очистительная сила жертвы Христовой имеет всеобъемлющее значение. Эта сила простирается на весь род человеческий, ибо люди как потомки падшего Адама и чада гнева Божия по естеству имеют нужду в искуплении. Христос примирил людей с Богом, а Бога - с людьми. Христианская религия как особая мировоззренческая система говорит о страданиях Иисуса Христа не как о страданиях и смерти обыкновенного человека, но как об искупительной жертве за грехи человечества. И земная жизнь Христа была жертвенной. Вследствие принесения такой жертвы Иисус Христос именуется также Спаситель и Искупитель. Его смерть - цена человеческого избавления от смерти за грехи. Историческое значение знака креста - обозначать Распятие как событие, произошедшее 2000 лет назад, и символическое - выражать основную богословскую мысль - близко к догматическому.

Крест и храм

В христианском сознании крест и храм неразрывно связаны. «Тайна креста тесно связана с тайной предвечно существующей Церкви, для которой, по выражению святого Ерма, сотворен весь мир. Церковь зиждется на кресте, охраняется крестом. Недаром само церковное сознание определяется как «ставроцентрическое». Христианский храм - это не просто помещение, строение, где собираются прихожане. Это дом молитвы, царство Божие на земле, вместилище и жилище Бога. По традиционному определению, церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и таинствами 187 Пространство христианского храма - это, с одной стороны, место присутствия и образ мистического тела Христова, царства Божия на земле, осуществляющихся в сообществе верующих, с другой стороны, образ преображенной Вселенной. Религиозно-философская идея право славного храма - Вселенский собор, то есть единение всей Божьей твари: человека и ангелов в Боге.

«У людей, - пишет святой Василий Великий, не было бы ни разделения, ни раздоров, ни войн, если бы грех не рассек естества... И это главное в Спасительном домостроении во плоти - привести человеческое естество в единение с самим собой и с Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство подобно тому, как наилучший врач целительными врачевст-вами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части». Вот такое-то единение человеческих личностей, а не только апостолов, но всех верующих во Христа, по слову их, - и образует Церковь.

Церковь есть как бы єдиносущне многих лиц, создаваемое их общей любовью друг к другу. Христос приходил на землю вовсе не для того только, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Он приходил, чтобы создать совершенно новую жизнь человечества, то есть Церковь. Христос сам говорил, что он создает Церковь (Мф 16:18). Это новое общество человеческое, по мысли самого Создателя его, существенно отличается от всяких других соединений людей в разные общества. Христос сам нередко свою Церковь называл Царством Божиим и говорил, что это Царство не от мира (Ин. 14: 27; 15: 19), то есть характер его не мирской, оно не подобно царствам политическим, земным.189

Христос создает Церковь не для охранения человеческого себялюбия, а для полного его уничтожения. В основу церковного единения положены не охраняющие личный эгоизм правовые начала, а любовь, противоположная эгоизму. В своей прощальной беседе Христос говорил ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Вот это-то новое основание церковного единения и создает не механическое внешнее объединение внутренне разделенных личностей, а единение органическое.

Сам Христос уподоблял церковное единство органическому единству дерева и его ветвей (Ин. 15:1-2). Но особенно подробно об органическом неделимом единстве Церкви говорит апостол Павел, но наиболее часто апостол Павел называет Церковь «телом». Уже само название Церкви «телом» указывает на ее единство; два тела между собой связаны быть не могут. Но что обозначает образ «тела», прилагаемый к Церкви? Образ «тела» в приложении к Церкви прекрасно раскрывает сам же апостол Павел. Многие, то есть все входящие в Церковь, составляют одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:27).

«Но как возможно осуществление такого единения людей в Церкви, в церковной общественности»? - спрашивает архиепископ Илларион. «Ведь естественное греховное состояние человека более соответствует созданию только правового общества, потому что грех и есть самоутверждение или себялюбие, которое охраняется гражданским правом. Действительно, для человека, пока он будет охранять свое греховное состояние, совершенное единение будет пустой мечтой, которой не суждено осуществиться в действительности».190

«В церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом. Это единение - источник духовной жизни, а без единения с Христом - духовная смерть. В чем же это единение?» - спрашивает архиепископ и напоминает, что «Христос говорил: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть плоть моя, которую я отдам за жизнь мира...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне (Ин. 6:51, 53-54, 56). Таинство причащения - вот где единение со Христом и следовательно, - источник жизни духовной. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом. Вот почему причащение есть источник именно церковной жизни по преимуществу. Смысл таинства причащения - в его церковности. Вне единства церковного нет и причащения».191

Церковь символически обозначает и корабль, несущий свою паству по волнам жизни. Здание церкви является не только помещением для молящихся, обладающим художественными достоинствами, но и условной, как бы материализованной моделью мироздания. «Перенесение на культовые постройки абстрагированных представлений о структуре мира, его общественном устройстве весьма характерно для ранних периодов истории человечества».192 Христианский храм - это особого рода произведение архитектуры. Традиционный древнерусский храм, унаследованный от Византии, называется по своим зодческим принципам крестово-купольным: план его сознательно устроен с соблюдением двух символических фигур - круга (символа Божией вечности) и креста (главного символа Христианства).193

С первых веков христианства по мере развития богослужебной практики, крест стал участвовать в христианском богослужении. Все обряды и таинства христианской церкви совершаются крестом. И во всех этих обрядах и таинствах крест выполняет главную - освятительную функцию. Кресты в храме функционируют в зависимости от времени и чинопоследования богослужебного действия.

Кресты храмовые стали неотъемлемой частью храма, как внутренней, так и внешней его принадлежностью. Поскольку крест есть главный символ христианства, то его изображениями пронизано буквально все пространство храма: от его фундамента до купола. В данном параграфе на многочисленных примерах рассматривается функционирование креста в храме, выявляется иерархия функций храмовых крестов и зависимость структуры от функций.

Обратившись к проблеме функционирования, можно выделить общие функции, присущие крестам в храме. Крест - это, прежде всего символ Спасения, Искупительной Жертвы Иисуса Христа и поэтому он выполняет догматическую (вероучительную), освятительную, охранительную, моленную, поклонную функции.

Крест и человек

Согласно библейскому сказанию, «порядок миротворения состоял в постепенном восхождении от общего к более и более частному, от простейшего к более и более сложному, от низших степеней жизни - к высшим, вообще - от менее совершенного к более и более совершенному, причем каждое звено в цепи созданий Божиих является приготовлением к высшему и в высшем имеет ближайшую цель свою. Во всей же истории мироздания нельзя не видеть приготовления к созданию такого существа на земле, которое могло бы понимать чудеса творения Божия и разумно пользоваться сотворенным, то есть человека, поставленного царем природы, созданием которого и совершилось творчество Божие», - считает протоиерей Н. Малиновский.

«Согласно Библии, человек создан в шестой день творения, но после создания всех земных существ, после того, как земля была устроена и приспособлена для его обитания и жизни. Образ сотворения человека символично отличается от образа создания всех прочих тварей. Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: да будет, созданию человека предшествовал совет Божий: «и рече Бог: сотворим человека...».

Предыдущие создания, хотя и отражали бесконечные Божественные совершенства, но ни одно из них не получило такого свойства, чтобы в самой своей природе иметь сходство со своим Создателем. В лице же человека, по замыслу Творца, должно было явиться на земле существо богообразное и богоподобное: «сотворим человека по образу и по подобию Нашему.

В трактате Григория Нисского IV в. «Об устроении человека» уточняется: «Божественная же красота не во внешних чертах, не в приятном окладе лица и не какою-либо доброцветностью сияет, но усматривается в невыразимом блаженстве добродетели. Посему, как живописцы представляют на картине человеческие лица красками, стирая для сего таких цветов краски, которые близки и соответственно выражают подобие, чтобы красота подлинника в точности изобразилась в списке, так...и наш Зиждитель, как бы наложением некоторых красок, то есть добродетелями, расцветил изображение до подобия с собственною Своею лепотою, чтобы в нас показать собственное Свое начальство».

Человеку - венцу творения во всем небесном и земном принадлежит особое место. Сотворенный по образу и подобию Божию, человек призван осуществлять в себе гармоническое единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, так как в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия. Поэтому и в сознании человека возможно целостное восприятие всего сущего. Человеческая природа, в свою очередь, состоит из духа, души и тела, где, по смотрению Божию, дух должен управлять душой, душа -телом и всем человеческим, при условии согласования человеком своей воли с волей Божьей.

Современный богослов И. К. Языкова пишет: «Бог создал человека по образу и подобию своему (Быт. 1:26), выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек - икона (Образ) Божий. Вернее, он призван стать таковым. Спаситель призывал учеников: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Здесь обнаруживается истинное человеческое достоинство, открытое людям Христом. Но вследствие своего грехопадения, отпав от источника Бытия, человек в своем естественном природном состоянии не отражает, как чистое зеркало, Божий образ. Для достижения требуемого совершенства человеку необходимо прикладывать усилия. Слово Божье напоми-нает человеку о его изначальном призвании».

В обыденной жизни часто бывает непросто найти этому подтверждение; оглядевшись вокруг и нелицеприятно посмотрев на самого себя, человек может не сразу увидеть Образ Божий. Тем не менее, он есть в каждом человеке. Образ Божий может быть не проявлен, скрыт, замутнен, даже искажен, но он существует в самой нашей глубине как залог нашего бытия. Процесс духовного становления в том и состоит, чтобы открыть в себе Образ Божий, выявить, очистить, восстановить его.

«Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали «обожением». Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом - образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни. Вот почему в русской традиции святых называют «преподобными», то есть достигшими подобия Божия». «Процесс «обожения», духовного преобразования человека - христоцентричен, так как основан на уподоблении Христу. Даже следование примеру любого святого замыкается не на нем, а ведет, прежде всего, ко Христу».

Все кресты функциональной сферы «На человеке»234 следует разделить на: 1) возлагаемые в таинстве крещения на каждого христианина -мирские и 2) обозначающие место в церковной иерархии - священнические.

В первой группе следует выделить вид кресты нательные. Нательный крест возлагается на человека в младенчестве при совершении таинства крещения и сопровождает его до самой смерти. Причем, нательный крест возлагается на всякого человека, носится и священником. Крещение относится к одному из семи таинств православной церкви. Симеон Солунский говорит: «семь даров Св. Духа, семь и таинств церковных, совершаемых Духом Святым».235 В сочинении «Новая скрижаль» подробно раскрывается смысл таинства крещения. Святое крещение очищает тело и просвещает душу. Крещение есть наше второе создание. Святой Григорий Назианзин говорит: «Священное Писание указывает нам троякое рождение, а именно: рождение из тела, рождение из купели крещения и рождение из мертвых, или воскресение. Первое из них есть рождение нощное, рабское и страстное; второе есть дневное, разрушающее страсти и отсекающее всякую скверну, происходящую от плотского рождения; а третье есть самое страшное и мгновенное, собирающее все создание во мгновении ока, да предстанет оно к Зиждителю и отдаст отчет в здешней жизни, в подвигах служения Богу и во всем поведении - раболепствовало ли оно похотям плоти и пресмыкалось ли по земле, или возвышалось вместе с духом и почитало благодать воссоздания». Крещение в воде в Иисуса Христа означает крещение в его смерть, сопог-ребение подобно Христу и Воскресение с ним. Симеон Солунский говорит: «преимущественно же образует крещение смерть Христову и тридневное воскресение его. Ибо от смерти Христовой, тридневного погребения и воскресения его мы приняли бессмертие и нетление, надеемся будущего обновления, Восстания и жизни вечной, которой начало положил Иисус Христос; он один, будучи безгрешен, пострадал за нас грешных, и неподверженный смерти, как не-согрешивший за нас один умер».

Победив смерть, Христос воскрес и избавил человечество от страстей и осуждения, безвинно пострадал по своему волеизъявлению. По христианским представлениям, положив начало новой жизни человека, он вознесся на небо, поэтому все верующие, через крещение облеченные во Христа, ожидают Второго Пришествия Его, Воскресения и подання нетления, залог которого он дарует и ныне через таинство крещения. В крещении изображаются смерть Христова и Воскресение его, как объясняет Кирилл Иерусалимский: «И вы спаси тельное исповедание исповедали и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово».