Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Портретная живопись И.Е. Репина 1890-х годов Марков, Валерий Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марков, Валерий Михайлович. Портретная живопись И.Е. Репина 1890-х годов : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ленинград, 1990.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность работы определена теи, что в изучении творчества Репгка есть значительная лакуна, восполнение которой, по кпе-няи автора, расБнрят нгня представггяия о творчестве художника, даст возноаность гхубхе раскрэть пзкоторнз вопроси развития русского портрета гонца ИХ - начала XX вэка л более точно оцевкть

принципиальное значение традиций русской реалистической школы портрета вообще, а репинской в частности.

На сегодняшний день не существует исследования, полиостью посвященного портретной живописи Репина 1890-х гг. Этот период творчества художника совершенно не изучен как целостная проблема, а отсюда не соотнесен с основополагающими тенденциями русского реалистического искусства.

Помимо полной неизученности темы, взгляды исследователей на этот период творчества Репина не всегда объективны, резко противоположны и даже негативны, что не могло не сказаться на полноте и объективности критико-теоретического осмысления многих явлений живописи рубежа веков. Существующее в советской литературе о Репине некоторое неравновесие по отношению к портретному наследию художника (во всех аспектах развития) является одним из главных стимулов, определяющих не только тематическую направленность, но и обусловившее необходимость данного исследования.

Главная цель исследования определяется тем, что портретное творчество Репина 1890-х годов позволяет говорить о принципиальной важности этого периода в творческой эволюции худояника и о стойкой реалистической традиции русской портретной школы. Отсюда вытекает необходимость в восполнении существующего пробела в советской искусствознании и в углублении устоявшихся представлений о репинском творчестве. При этом, на основе рассмотрения всех доступных нам произведений Репина, в работе решаются следующие основные задачи:

ввести в научный обиход неисследованный портретный материал 1890-х гг., хранящийся в центральных и периферийных музеях страны, в частных собраниях и за рубежом;

рассмотреть портретную живопись Репина данного периода как целостную проблему, важную и логически необходимую ступень в твор-

ческом развитии художника;

на основе конкретного анализа портретов раскрыть связи Репина с традициями русского и западноевропейского искусства, с современными художнику направлениями в живописи, а также показать новаторский характер его портретной живописи в области ссдергашм и форын;

выявить идейно-художественнув значимость портретов 1890-х гг., определить их историческув и эстетическую ценность, найти им место в творческой эволеции гудоаника и в общих путях развития русского портрета конца XIX - начала XX века.

Изучение всего комплекса поставленных а диссертации задач требует привлечения сакых различных источников: от основополага-пцих работ теоретического плана до конографий, от эпистолярного наследия до каталогов вштавок и все при тщательном изучения подлинных работ худогкпса. Это в конечном счете и определяет методику работы.

Иетод исследования. В диссертации принято хронологическое рассмотрение материала с выделением грех основных аспектов, способствуй^ более полному раскрыкт теки. Методическая основа диссертации - искусствоведческая, совмещахцая теоретические аспекты с образно-стилистическим и сравнительным анализом отдельных произведений; элементы типологических и эволюционных сопоставлений самых различных явлений современной художнику творческой практики.

Для верного понимания всех закономерностей творческой эволюции Репина- портретиста определяющее значение имеют фундаментальные методологические принципы марксистско-ленинской диалектики, согласно которым объективный анализ любого процесса является познанием его как единства противоположностей. Необходимость такого метода исследования подсказана сложных и противоречива харак-

_ 4 -терон развития русского портрета конца XIX - начала XX века. Прямое сопоставление репинских портретов - иногда полярных по исходной концепции, дает возможность выявить диалектику взаимосвязи сложных явлений искусства, определящих активность основных тенденций.

Научная новизна работы. Диссертация является, по существу, первым искусствоведческим исследованием портретной живописи Репина 1890-х гг. До этого времени в изучении его творчества ке было такой работы, которая бы обобщала результаты творческой деятельности художника в последнее десятилетие XIX века.

При анализе портретов Репина 1890-х гг. в диссертации основное внимание сосредоточено на проблемнее, узловых произведениях, ранее ускользавших от вникания исследователей. Это в полной мере относится н к самой основной кассе портретов, совершенно не рассматриваемых в трудах, посвященных художнику. Помимо привлечения такого материала в диссертации уточнены генеральные пути развития жанра, выявлены типологические особенности портретов, откорректированы даты создания некоторых портретов, выявлены изображенные на них лица. Наряду с этим в работе поставлен ряд проблемных вопросов, связанных с дальнейшим изучением репинского наследия.

Практическая ценность роботы определяется тем, что рассмотренные материалы служат отправной точкой для изучения творчества Репина уже XX Бека. Кроме того, для творческой практика современных художников портретное наследие Репина 1890-х гг. может быть полезным как не утративаее своей актуальности. Это дает возможность увидеть в опыте художника долю общего и закономерного, обнаружить аналоги или различия в задачах прошлого и современного этапов, выявить ценное и значительное в искусстве портрета, творчески его использовать, что является непременным условием для

успешного усвоения традиций и совершенствования форм и штодов портретной кивопяси.

Введенные в научный обиход худоззствепно-иконографическяе и докужнталызга їлатериали применительно к рассматриваекоцу периоду гагут помочь историкам искусства, критикам, а в особенности рОотт-иг.5Л перкферийск цузеев в систематизации и углублении визнай по прииципиалькнц вопросам эволюции портретного ганра рубежа веков. Излогокный в диссертации материал тангз мэгвт быть полезен в разработке лекций и сеїлздаров по творчеству Репина и при подготовке изданий обобщавшего характера, монографій, статей, альбомов, путеводителей по кузея?:.

Структура и обтчэи работы. Диссертация представлена в двух томах. ПерЕкЯ той содергк? введет», три глапи, заключение, при-кэчаншт, библиография и список юыгястраций. Осноеяой текстово!? материал составляет 150 страниц; з библиограф15» указано 146 наименований. Второй том альбогаого типа содержит 84 иллюстрации.

Основная часть исследования, которой предпосланы развернутнй анализ литературы и основные направления работы во введении, построена по хронологическому принципу, с локализацией внутри глав типологических портретных групп. Здесь рассматриваются портреты, созданные с 1890 г. до качала XX века, вплоть до создания картины "Торгественное заседание Государственного Совета".