Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Польская живопись конца XIX - начала XX вв. и европейский художественный контекст Тубаевская, Оксана Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тубаевская, Оксана Владимировна. Польская живопись конца XIX - начала XX вв. и европейский художественный контекст : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Москва, 1997.- 33 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. В российском искусствознании, преимущественно в период 1960-90 гг., появились исследования о польской живописи, развивавшейся в русле символизма. Основное внимание уделялось в них влиянию французского импрессионизма и

русской школы на формирование ведущего направления польской живописи рубежа Х1Х-ХХ вв., проблемам участия в этом процессе графики, скульптуры, а также театра, литературы. Хотя таких работ было немного /отметим прежде всего статьи и книги Л.Тананаевой/, в них, а также в публикациях польских и русских ученых, подводивших итоги совместных научных конференций 1970-х гг., выявлена историческая цикличность художественных явлений, начавшихся в конце ХУШ в. и ярко раскрывших свой потенциал столетие спустя, обнаружены интересные параллели в развитии польской и русской школы, в зарождении и эволюции символизма. Вместе с тем, пока еще нет анализа основных типов и приемов символического обобщения, далеко не во всем раскрыта сложная духовная и психологическая природа образов польского символизма. Автор диссертации в определенной мере стремится восполнить этот пробел.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования - осознание самобытности польского символизма в живописи, его доминирующих творческих тенденций и образно-метафорических мотивов. В историческом ракурсе живопись символизма рассматривается как определенный итог предшествующих исканий в национальной культуре и одновременно как высокий взлет, о<$о-зяачивший новые горизонты польского искусства. В диссертации делается попытка выявить характерные концепции и мотивы, сложившиеся во взаимодействии с польской поэзией, литературой, изобразительным искусством Нового времени. Автор стремится вместе с тем понять в какой мере польская живопись рубежа XIX-XX вв. была органичным эвеном общеевропейского художественного движения.

В основе методологии диссертационного исследования исто-рико-проблемный подход. Исторический анализ материала позволяет понять специфическую обусловленность польского символизма, его место в национальном искусстве, начиная с середины XIX в. Делается попытка прояснить: что в отношениях символизма с непосредственными и более далекими предшественниками было наследование, продолжение или, напротив, отрицание, что принесли косвенные или прямые соприкосновения с поисками поздних романтиков', проявлениями позитивизма и натурализма, как вызревала определенная типология символов. Внимание автора сосредоточено, однако, не столько на проблемах стиля, сколько на выявлении духовно-содержательных констант польского искусства, доминантой которого стал символизм. Хотелось показать последний как живое явление со стадиальными опережениями и запозданиями, влияниями и преемственностью, синтезом разнородного опыта - национального и международного. Движение польской художественной культуры, начиная с романтизма, особое место в ней рубежной эпохи, воздействие различных пластов европейского искусства, своеобразие региональных связей - все это в той или иной мере рассматривается и учитывается автором.

Немалую роль в исследовании играет сравнительный анализ-произведений. Он используется в данном случае не для того, чтобы выявить эстетическое первенство той или иной школы, превосходство или недостатки какого-либо художника. Речь идет о сопоставлениях, способных осветить роль нескольких избранных мотивов в разработке символистской концепции, имеющей национальные и общеевропейские истоки. Такого рода сравнения, кроме раскрытия неповторимости образов и закономерности их появления, помогают по-

лучить представление о сближении и неожиданных поворотах символистского мышления художников различных национальных школ.

Натчная новизна работы состоит в анализе основных концепций и творческих ходов польского ивобразительного искусства рубежа Х1Х-ХХ вв., в показе преемственности между национальными духовно-художественными исканиями второй половины XIX в. /различные формы романтизма, позитивизм, натурализм и др./ и искусством символизма, выявлении неизвестных ранее символических значений крупнейших произведений рубежа Х1Х-ХХ вв., в многоуровневом соотнесении польского символизма с общеевропейским художественным контекстом соответствующего ему времени.

Практическая ценность. В диссертации обобщен богатый материал польской живописи первой половины Х1Х-начала XX вв., проанализирован ряд польских и отечественных исследований по данному вопросу, введены новые примечательные факты и ситуации, позволяющие раскрыть духовно-артистическую атмосферу исследуемого периода в аспекте рубежности, кризисности, поисков новых путей, что существенно не только для понимания судеб искусства тех лет, но и для понимания процессов в художественной культуре наших дней. Все это значительное подспорье для исто-рико-художественннх исследований европейского искусства последних двух веков, написания его объективной истории. Возможно также включение изученного диссертантом материала в учебные курсы.

Апробация работы. Статьи "Человек и Рок в польской живописи конца Х1Х-начала XX вв." /депонирована в НТО Информкуль-тура Российской Государственной библиотеки в серии "Изобразительное искусство, 1996" * 4, рук.3023, 2. п.л/ и "Символизм Яцека Мальчевского" /прошла верстку/ в сборнике "Современное

польское искусство и литература". Доклада на международном Круглом столе "ИХ и XX век - два образа культуры" /Венгерский центр науки, культуры и информации, 1994/, "Тема Рока в польском символизме рубежа Х1Х-ХХ веков" на конференции молодых ученых "Искусство рубежа Х1Х-ХХ веков" /Московский Государственный Академический художественный институт им.В.И.Сурикова и Государственный институт искусствознания, 1995/, "Образ поляка в автопортретах Ст.Выспяньского" на конференции "Автопортрет славянина" /Институт славяноведения и балканистики Российской Академии Наук, 19Э6/.

Структура работы. Диссертация состоит из вводной части, трех глав1 и списка литературы, использованной в работе.