Введение к работе
Актуальность исследования. Монографическое рассмотрение "метафизического" направления представляется более чем оправ-дашшм. Изучение творчества до Кирико и его сподвижников Джорджо Моранди и Карло Карра позволяет приобщиться к кругу, проблем,ключевых для понимания художественной культуры нашего века. Ведь "метафизическая живопись" представляет собой не просто одно из многочисленных направлений, столь характерных для эпохи "конца-начала века". Перед нами явление, положившее начало целой магистральной тенденции современного искусства. Преемственная связь сопрягает художественные открытия мастеров-"мстафнзиков" с важнейшими этапами европейского искусства 20-30-х годов - с "пластическими ценностями", "магическим реализмом", "новой вещественностью", сюрреализмом и т.д. Особая актуальность настоящего исследования предопределяется тем, что именно с "метг-^ізической живописью" связывает новейшая критика истоки западного художественного сознания последнего десятилетия.
Степень изученности темы. Зарубежные исследования как самого "мета-ризического" направления, так и творчества его участников исчисляются сотнями наименований. Однако большая часть этих работ создана в жапре художественно;! критики, их пафосом и .-задачей стало не столько объектшзноо изучение явления, сколько ого теоретическая репрезентация или полемическое ниспрс—
верхние. В художественно-критическую полемику,развернувшуюся вокруг "метафизического" искусства, оказались вовлечешш-ми и первые монографические труда, посвященные творчеству мас-теров-"метафизиков": "Ранний де Кирико" Д. Соуби, "Джордао Моранди" Ф. Арканджели, "Карло Карра" Р. Лонги и др. Роль и значение дашшх исследовании состоит в том, что они провели первичное накопление фактических данных, тщательно проанализировали стилистическую эволюцию этих художников, выявили систему непосредственных влияний "метафизической кивопнсы" на крупнейших мастеров и на целые поправівши современного , искусства.
Новый этап исследования "метафизического" направления начинается в 70-е года, и отличает ого в первую очередь обновление научной методологии. Вместо стилистических аспектов искусства цастеров-"метафизиков" новое поколение ученых срсредо-точило свое внимание на выявлении духовных коріей их творчества, на реконструкции смысловых значении, иконографии и образных мотивов их произведешь. Наиболее значительным исследованием, написанным в русле новой методологической ориентации, стали монография видного итальянского историка искусства Мау-рпцно Кальвези "Проясненная метафизика". Положения и открытия этого труда оказались развитыми в целом ряде статей известных эарубеишх специалистов в области современного искусства Е, Клера, И. Фодаїоло дель Арко, В. Іхіидта, В. Рубина, U. Баль-даччі! z др.
Ц."..-;і и 'задачи работы. Плодотворные результаты этих ис-следо&аіай подводят изучение "метафизической иівоииси" к новым i:j4>i."iM-ai. Ныне, когда стала очевидна система духовных влил-іли, njiu>-j;»-u:x у. ^о^мированиа "метафизической" худоїветвенкоп
программы, возникает закономерная потребность осознать это явление в его целостности и самоценности, выявите саму "метафизическую" программу как систему. Представляется, что решение этого круга проблей будет наиболее успешным при обращении к ho_jm методологическим задачам - задачам реконструкции художественной поэтики "метафизической живописи". Во-первых, именно воссоздание творческой поэтики, т.е. перевод исследования на уровень раскрытия принципов художественного мышления, их закономерностей и внутренней взаимообусловленности, как раз и позволит преодолеть ограниченность как чисто стилистического, так и чисто иконографического рассмотрения изобразительного материала. На этом пути п станет возможным выявить целостность и самоценность феномена "метафизической живописи". Во-вторых, именно данный методологический подход, с одной стороны, собственно вытекает из зарубежного опыта исследования "метафизического" направ*.лшя, а о другой стороїщ, позволяет в емкой монографической форло открыть пзучеі ле этого явления в советской "ауке об искусстве. Наконец, в-тротьих, реконструкция "метаф: зической" поэтики позволяет анализировать творчество де Кирико, Моранди и Карра в лро^ом историко-ху-дожественном контексте, на фоне общих процессов искусства XX века.
Ме'.здн исследования. В ходе реконструкции поэтики "метафизической гзшописи" предполагается использовать различные методики анализа и интерпретации. Огромный интерес для настоящего исследования представляют созданные худо2Никами-"ыетафн-зиками" мног численные теоретические и беллетристические сочинения. Ведь зоссоздание поэтике, этих мастеров не может не
огираться на положения разработанной тш художественной п^ог-тхшмы. Важные аспекты "метафизической" поэтики раскроются в результате дешифровки иконографических значений и идеііного содержания самих "метафизических" произведений. Наконец, в ее полном измерении поэтика "метафизической живописи" предстанет только после укоренения этого явления в современной ему культурной ситуации, после сопряжения его с основополагающими тенденциями духовной жизни нашего столетия.
Научная новизна теш. Диссертация является первой попыткой специально исследовать заявлеїш/ю проблему - поэтику "метафизической живописи".
Практическая ценность работы. Результаты исследования могут быть использованы при разработке широкого круга вопросов, связанных с историей зарубежной художественной культуры XX века, а также при осмыслении эстетических и духовных основ современного изобразительного творчества. Кроме того, материалы диссертации могут быть исгтльзовшш при чтении лекционных курсов по истории современного искусства и при подготовке обцих трудов.
Апробация работы. Диссертация апрооирована на заседании сектора классического искусства Запада с участием сектор современного искусства Запада Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР.
Положения диссертации наши отражение ь i:jбликациях и выступлениях на научных сессиях ІШ1 им. А.С. Пушина.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав (вторая из них делится на два, а третья - на три раздела) и заключения. В приложении даны указания источников и литературы .