Введение к работе
Актуальность работы. Представленный в диссертации материал имеет важное значение в истории художественной культуры. России. Несмотря на известную высокую оценку творчества Яро-, шенко, данную в художественной критике, уровень изучения созданного мастерам, не может удовлетворить современное искусствознание. В трудах исследователей почти отсутствует широкий исторический подход к рассматриваемому в диссертации материалу. Назрела необходимость аналитического осмысления, комплексного изучения творчества Ярошенко как необходимого и важного звена в историческом процессе развития русского искусства.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она является первым искусствоведческим исследованием, в которой предпринята попытка воссоздания об:цей картины развития пейзааного творчества Н.А. Ярошенко. Мы стремились показать разнообраз-
ные связи искусства художника с русской национальной пейзажной школой, раскрыть историко-художественную обусловленность основных образно-пластических тенденций в развитии кавказского пейзажа.
В научный оборот введена группа произведений Ярошенко; не известных и не изученных ранее. Это позволило продолжить работу по каталогизации произведений художника.
В существующем единственном полном каталоге произведений художника, составленном В.А. Прытковым в I960 году, выявлен ряд неточностей и ошибок, нами добавлены каталожные сведения о некоторых работах в соответствии с современными требованиями к монографическим каталогам.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что изучение пейзажной живописи Ярошенко позволяет нам определить ее место в общем ходе художественного развития России, открывает ряд основных черт, характерных для искусства второй половины XIX века.
Факты и выводы, сообщенные в диссертации, могут быть использованы при разработке вопросов, касающихся русской пейзажной школы второй полоеины XIX века, дальнейшего изучения творческого наследия Ярошенко, особенно для исследования специфической области русского пейзажа, связанной с изображением природы Кавказа. Кроме того, они могут бить применены в музейной работе для атрибуции памятников, использованы для составления каталога произведений Ярошенко. Выявленные сведения могут быть включены в методические пособия, теоретические труды, посвященные русскому иснусству второй половины XIX ве-
ка.
Апробация работы. Результаты выполненных исследований, введенные впервые в научный оборот материалы и сделанные на их основе выводы и обобщения отражены в статьях, опубликованных в научных сборниках и периодических изданиях. Всего по теме диссертации было опубликовано три работы. Приложения, составленные в процессе работы над диссертацией, являются составной частью каталога произведений Ярошенко в собрании Кис-ловодского художественного музея.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. В приложения Еключены библиография, альбом иллюстрации, перечень каталожных данных о работах Ярошенко из собрания Кисловодского художественно-мемориального музея, не включенных в каталог Прыткова, список произведений Ярошенко, включенных в этот каталог, с уточненными и новыми каталожными данными.