Введение к работе
Актуальность работы определена тем, что исследование раннего немецкого пейзажа открывает возможность для более глубокого понимания одного из важнейших моментов в истории художественной культуры Германии, а также для того, чтобы полнее представить значение данного художественного феномена в общем ходе развития европейского искусства.
Цель работы заключается в том, чтобы проследить, как происходил процесс зарождения и развития раннего немецкого пейзажа. При этом решаются следующие основные задачи:
-
определяется место и роль пейзажной графики в творчестве крупнейших мастеров - А.Дюрера, А.Альтдорфера, В.Губера, - и ряда менее значительных художников,
-
прослеживается стилистическая эволюция художников в пределах графического пейзажа,
-
выявляются связи и взаимные влияния их творчества,
-
определяется типология раннего пейзажа в Германии,
-
устанавливается'взаимосвязь между развитием пейзажного жанра и различными областями духовной купьтуры позднего Средневековья и Возрождения.
М етодика работы основана на диахронном рассмотрении графического пейзажа в Германии эпохи Возрождения, В ряде случаев применяется синхронистическое сопоставление произведений. Логика анапиза 'вынуждает диссертанта не ограничиваться строго графикой: рассматриваются также некоторые живописные работы ведущих мастеров. При этом основной объем произведений анализируется как художественная система, во многом определяемая состоянием метасистемы, то есть культуры, мировоззрения данной эпохи.
Научная новизна работы состоит в том, что, во-первых, предпринимается попытка создать более полную, чем в исследованиях предыдущего периода, картину зарождения и развития "чистого пейзажа" в Германии конца ХУ - первой половины, ХУ1 _стопетия. Во-вторых, пейзаж немецкого Возрождения впервые рассматривается в связи с такими элементами культурно-мировоззренческой метасистемы, как devotio moderna и теория эманации. При анализе и истолковании произведений используется опыт аналогичных исследований в области искусства Северного Возрождения. Автору диссертации наи-
более близки взгляды и метод О, Бекеша-*- и А. Штанге^.
Практическое значение диссертации определяется тем, что она дополняет и уточняет существовавшие до сих пор представления о раннем немецком пейзаже и его роли в истории искусства при переходе от Средних веков к Возрождению и более позднему времени. Результаты работы могут быть использованы при чтении соответствующих лекционных курсов по истории искусства и истории культуры.
Структура и объем работы. Диссертация представлена в двух томах, первый из которых содержит текстовую часть: введение, четыре главы, заключение, примечания, библиографию (160 наименований) и список иллюстраций. Второй том содержит 74 иллюстрации.