Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные тенденции развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании 1980-1990-х гг. (К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран арабского Востока) Абу Краем, Хусни

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Абу Краем, Хусни. Основные тенденции развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании 1980-1990-х гг. (К проблеме традиций и новаторства в современном искусстве стран арабского Востока) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1998.- 17 с.: ил.

Введение к работе

Современное изобразительное и декоративно-прикладное искусство Иордании - практически неисследованная отрасль искусствоведческой науки. Несмотря на то, что процесс культурного зозрождения в арабских странах - Египте, Сирии, Ираке, Ливане, Палестине лроисходивший в новейшее время, привлекал внимание многих исследователей, как отечественных так и зарубежных, творческие процессы в Иордании оставались вне поля зрения художественных критиков и искусствоведов.

Это обстоятельство можно объяснить рядом причин. Важнейшая из них заключается в том, что вплоть до середины XX зека Иордания была одним из самых отсталых в экономическом и культурном отношениях районов арабского мира. Относительно позднее включение Иордании в общеарабское движение возрождения эбусловило н некоторое отставание страны от культурных процессов, происходивших во всем остальном арабском мире. Вместе : тем следует подчеркнуть, что за неполные три десятилетия Иордания проделала путь от эпохи средневековья к современности, и те изменения, которые произошли в общественной и культурной жизни страны, требуют пристального изучения.

Сегодня проблема формирования национальных культур в развивающихся странах Азии и Африки приобретает особую эстроту, что связано с возрастающим влиянием Арабского Востока за мировой арене. Бывшая еще вчера полузависимой аграрной страной, Иордания стремится к интеграции в мировое сообщество. Этот процесс отразился и в развитии иорданского искусства, которое з короткий срок прошло динамичный путь от первых шагов ученичества до равноправного партнерства в художественной жизни ірабских стран.

Отличительной чертой процесса культурогенеза в Иордании эыла его первоначальная ориентация на опыт развития западноевропейского искусства. Однако некоторое время спустя в лране вырабатывается собственный взгляд на ход культурных и художественных процессов, ориентированный на традиционные

каноны искусства и ремесел. Включенные в новые структурные связи, классические темы и мотивы искусства арабского Востока придают молодому иорданского искусству черты неповторимой самобытности. В настоящее время модернистские европейские тенденции сочетаются в искусстве Иордании с классическими традициями арабо-мусульманской культуры, но все же именно в освоении художественного наследия арабской культуры молодые иорданские художники видят один из основных путей развития творчества.

Актуальность исследования обусловлена назревшей необходимостью в построении интерпретационной картины развития современного иорданского искусства. Тема, рассматриваемая в диссертации, дополняет и расширяет представления об обшей проблеме возрождения культуры арабского мира, на фактическом материале объясняет те тенденции, которые происходят в культурной жизни иорданского общества на современном этапе. Материалы исследования позволяют выявить и объяснить художественные процессы и тенденции современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, не получившие отражения в научной искусствоведческой литературе.

Степень исследованности проблемы. При разработке темы диссертации мы использовали материалы, посвященные искусству новейшего времени сопредельных арабских государств, поскольку в развитии стран арабского мира всегда существовали и продолжают существовать исторически обусловленная общность, сходство, основанное на этническом, культурном родстве, единых исторических корнях.

К числу наиболее значительных научных работ, посвященных искусству арабских стран, относятся статьи и монографии Б.В.Веймариа, Т.П.Каптеревой, А.А.Богданова.

В 1980-е годы появляется целый ряд исследований, посвященных новейшему изобразительному и декоративно-прикладному искусству стран арабского мира, авторами которых являются представители арабских стран, получившие образование в Московских высших учебных заведениях. К их числу относятся

сирийцы Зухер Аль-Телль, Госани Ратеб, Хеззи Файруз Тофик, иракцы Рахим Мохаммед Садик, Альхатиб Нафа Джафар, ливанцы Авайда Милед Бутрос, палестинец Разва, Шафик Моттлак и другие.

Особый интерес для нас представляют источники на арабском языке, работы иорданских критиков искусства. Критика в Иордании зарождается в 1970-х годах и развивается параллельно с общим ходом развития искусства.

Издаваемая в стране искусствоведческая литература - в основном газетные статьи, буклеты, каталоги, альбомы - сводилась к обзорам выставок, биографиям художников, прилагаемым спискам выставок, в которых они принимали участие.

Лишь в 90-х годах стали появляться первые монографические издания, тяготеющие к определенным выводам и заключениям или построенные по принципу альбомов. В рассмотрении конкретных вопросов, связанных с развитием изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, диссертант использовал работы Виждан Али, Мухаммеда Абу Зрейка, Хуссейна Даасэ, Ахмеда Диба, Махмуда Иса Мусы и др.

Цель исследования - провести комплексный анализ основных тенденций в развитии изобразительного и декоративно-прикладного искусства Иордании, выявить специфику национальных черт искусства Иордании, основанного на сочетании традиций отечественного искусства и зарубежного художественного опыта, охарактеризовать концепцию общеарабской культурной эволюции и соотнести ее с процессами, происходящими в современном иорданском обществе. Задачи исследования:

осмыслить процесс зарождения и развития современного искусства Иордании, проанализировать основные проблемы, стоящие перед молодым иорданским искусством;

рассмотреть становление понятия изобразительности в творческой практике, традиционно ориентированной на неизобразительные каноны;

проследить роль европейского влияния, восприятие поливариантных форм и достижений европейского творчества;

- выявить соотношение между реалистическим и

формалистическими направлениями в живописи и определить основные модернистские направления, проявившие себя в изобразительном искусстве;

охарактеризовать основные тенденции в развитии декоративно-прикладного искусства Иордании;

проанализировать творчество ведущих мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

определить роль традиций и инноваций в развитии современного искусства Иордании.

Научная новизна. В результате исследования введен в научный аппарат оборот большой, практически неизученный и малоизвестный фактологический материал. В источниках на арабском языке - в основном это газетные публикации и единичные монографии - тема становления и развития современного иорданского искусства во всем многообразии проявлений практически не рассматривалась. В отличие от предшествующих исследований, посвященных искусству других арабских стран, в диссертации отстаивается тезис о правомерности сосуществования реалистического и формалистических направлений в искусстве, необходимого в период становления и поиска средств и форм художественного выражения.

Практическая ценность диссертации заключена в ориентации художников и исследователей в сложных процессах современного художественного развития Иордании и шире - арабского искусства. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейших исследованиях в изучении современной культуры арабского мира, составлении учебных программ и специальных курсов для студентов и учащихся художественных институтов, колледжей и лицеев.

Апробация и публикации. Диссертация обсуждена и одобрена на совместном заседании отделов изобразительного и декоративно-прикладного искусства НИИ искусствознания Академии художеств Узбекистана, на научных семинарах в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзада и Ташкентском Государственном Педагогическом институте имени Низами. Основные положения диссертации нашли отражение в 3 научных

публикациях и в выступлении на международной конференции «Искусство Центральной Азии: особенности исторического развития», прошедшей в НИИ искусствознания Академии Художеств Узбекистана в 1997 году.

Структура. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.