Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что в нем поставлена проблема взаимодействия орнаментальных комплексов разных этнических групп и архитектурных стилистических направлений в сложном характере декора деревянного зодчества края.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. В основу исследования положен исторический аспект изучения культурных процессов и художественных традиции, сформировавіинхся в регионе в течение длительного периода времени. При изучении натурного материала применена методика нсторико-художественного анализа с целью выявления структурных слагаемых в декоре, семантики мотивов и их культурно-этнической принадлежности, а также сопоставление изображений и мотивов в декоре домовой резьбы с памятниками культуры, обрядами, религиозными культами и мифологией. Применялись данные этнографии, археологии, культурологии, фольклора.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что в ней впервые предпринято научное осмысление и искусствоведческая трактовка процессов формирования сложной природы декора деревянного зодчества Красноярского края, подробно систематизирован комплекс орнаментальных мотивов данной местности, выявлены черты их национального своеобразия, определены особенности взаимодействия разноплановых элементов декора различных этнических групп.
На защиту выносятся следующие положении:
Рассмотрение принципов формирования качеств этнической принадлежности традиционных комплексов мотивов орнамента в зависимости от мировоззренческой структуры и рода деятельности этносов.
Выделение закономерностей художественно - композиционных построений декора в деревянном зодчестве края в соответствии с формой и семантикой элементов декора разных национальных групп.
Рассмотрение особенностей качественного выхода разноэтнических мотивов в декор деревянного зодчества края.
- Обшая характеристика орнамента в декоре деревянного зодчества края как исторического источника, отражающего взаимодействие культур в регионе.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации заключается в использовании ее результатов при дальнейшем изучении проблем этнокультурных контактов особенно в местном декоративно-прикладном искусстве, а также при реставрации памятников архитектуры.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения и трех глав, заключения, примечания и библиографии. Объем работы (165) страниц машинописного текста. К диссертации приложены 390 таблиц.