Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Некоторые вопросы творчества художников Ферганской долины (проблемы композиции и художественной целостности) Эрматов, Рустамжон Гуломжонович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Эрматов, Рустамжон Гуломжонович. Некоторые вопросы творчества художников Ферганской долины (проблемы композиции и художественной целостности) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Ташкент, 1997.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность теми. Данное диссертационное исследование посвящено
к изучению творчества художников Ферганской долины с точки зрения
понятия і композиции, вобравшего в себя многие коренные вопросы

художественного тзорчества. Как известно, решение многих творческих проблем изобразительного искусства, в частности, живописи оказывается непосредственно связанным именно с 'этим явлением.

Существует значительное количество публикаций и диссертационных исследований, связанных с научным анализом современного изобразительного искусства Узбекистана. Здесь уместно отметить труды Н.Абдуллае-ва, Н.Ахмедовой, В.Долинской, Л.Жадовой, Н.Зиганшиной, В.Лаковс-кой, Т.Махмудова, М.Мирзарахимова, Д.Саидовой, Р.Такташа, А.Ума-рова, А.Хакимова, А.Эгамбердиева, Л.Шостко и других искусствоведов, в которых осеешаются художественные достижения мастеров изобразительного искусства, их жизненные и творческие пути, выразительные особенности отдельных произведений искусства. 8 то же время, подчеркнём недостаточность специальных научных работ в узбекском искусствознании, посвященных анализу законов художественного творчества, изучению системы изобразительных и выразительных средств, вопросам стилистики. В этом смысле научный труд искусствоведа М.Мирзарахимова "Проблемы композиции в современной живописи Узбекистана" до сих пор остаётся первым и единственным исследованием в республике, касающимся рассматриваемой нами проблемы.

Достижение государственной независимости открывает широкий путь художникам Узбекистана для свободного от идеологических запретов и эстетических догм творчества, служит дополнительным стимулом к поиску новых средств выразительности в изобразительном искусстве. Отметим при

этом, что в последние десятилетия активно развивается и творчество самобытных художников Ферганской долины. Однако, до настоящего временя практически отсутствуют научные исследования, посвященные их творческой деятельности..Между тем, изучение стилистической самобытности художников, живущих и работающих в данном регионе, определение их места б художественной культуре нашего народа несомненно является одним из важных вопросов узбекского искусствознания. В определённой мере это может восполнить недостаточность научного интересз к одной из фундаментальных искусствоведческих проблем, воплотившей в себе многие сложные вопросы художественного творчества.

Цели и задачи исследования. Настоящая диссертация посвящена изучению творчества художников Ферганской долины, выявлению'на данном материала основных стилистических направлений и тенденций на основе анализа вопросов композиционной, выразительно-изобразительной целостности1 и/, произведений. При этом, научный анализ и обобщение стилистических направлений творчества некоторых художников Ферганской долины путем изучения композиционных решений произведений, ПОДХОД К HIM с точки зрения "художественной целостности", отражения в выразительном строе картин целостного художественного настроения/образа/.

.В диссертации отсутствуют общие сведения о жизненном и творческом пути отдельных художников. Подчеркнем, что хотя в диссертации анализи-

1 Ко! ."позиция является способом совершенного решения художественной задачі-., в основе которой лежит выразительный строй произведения. Выразитель-кость же - есть целостное проявление смыслового содержания. Следовательно, художественная целостность произведения, ее основы и внутренние факторы представляют собой актуальные для изучения стороны яв-лекия композиции.

- о -

руютея живопись художников Ферганской долины 1970-1990-х годов, автором анализируются не творческие процессы или стилистические изменения, характерные для определенных периодов их творчества, ко предпринимается попытка рассмотрения условно единой картины живописного творчества последнего тридцатилетня как целостного явления.

3 соответствии с поставленной целью основное внимание уделяется выразительному строю их творчества и воздействующим на него факторам.

Для достижения указанной цели автор видит необходимость решения следующих исследовательских задач:

  1. Обобщение фактологического материала, собранного в результате научных экспедиции, осмысление сведении из научных источников, связанных с темой исследования;

  2. Выявление основных факторов достижения и создания выразительной целостности произведений;

  3. Определение и анализ основных особенностей выразительных средств в творчестве художников Ферганской ДОЛИНЫ;

  4. Характеристика места и значимости выразительных средств з процессе создания художественной целостности картин, представляющих собой отражение индивидуальности художников, их мастерства и целей;

5. Попытка теоретического решения проблемы выразительных средств а изобразительном искусстве мастеров Ферганской долины путем обращения к вопросу композиционно-выразитель кой целостности произведении.

Таким образом, решение поставленных автором диссертации целен я задач может способствовать внесении научной определенности в характеристику творческого своеобразия художников Іерганскои долины, методов достижения художественной целостности их произведений.

- б -

Научная новизна исследования. Впервые в искусствоведении Узбек»" тана делается специальная попытка изучения понятия композиции путе обращения к одной из важнейших составляющих данное явление - вопрос художественной целостности и методов ее достижения. Ео-вторых, авто обратился к изучении стилевых направлений и основных критериев своеоб разин творчества художников Ферганской долины, пока не получивших отра жения в научной литературе.

При обращении к существующей литературе, посвященной рассмотрена проблем композиции, в большинстве случаев можно обнаружить увязыванн этого явления с определенной системой художественных -правил и законов Между тем, композиция является не только результатом определённой системы правил и установлении, но производной творческого поиска художника. В связи с этим, в диссертации исследуются не правила и законы. извне определяющие художественную целостность композиции, но,напротив, изучаются порождающие её внутренние основы и возникающие в связи с этим некоторые стилистические явления.

В вышеупомянутом исследовании М.Мирзарахнмова1, являющемся пєрвьа и единственным до настоящего времени в искусствоведении республики научным трудом,посвященном вопросам композиции, глубоко изучены развитие изобразительного искусства Узбекистана, вопросы содержания, художественности и профессионального мастерства с точки зрения проблемы прост-ранственностп. В сравнении с этим исследованием, в настоящей диссертации содержатся вьпвеупЪмян/тые новые положения.

мирзарахїзлов М.К. Проблемы композиции в современной живописи Узбекистана, диссертация ... канд.иск. Ташкент, 1984, рукопись, библ. НИИ искусствознания

Научная ценность. В настоящей диссертации сделана попытка рассмотрения понятия композиции с точки зрения выразительно-художественной целостности произведений и методов её достижения. Зто, в свою очередь,-может послужить методологической основой б дальнейшем изучении таких важных вопросов искусствоведения как "Художественно-выразительные направления", "Природа художника и средства выразительности" и т.д.

Кроме того, настоящая диссертация является единственным научным источником, содержащим анализ творчества художников Ферганской долины последних 30-лет.

Практическая значимость исследования в первую очередь определяется недостаточностью научных источников на узбекском языке, обращенных к вопроса!--! внутренних основ композиции, методов её создания, раскрывающих проблемные стороны художественного творчества. В то же время, можно отметить практическую значимость и самого факта обращения диссертанта к Еопрссам художественной целостности и методов ее достижения, являющихся важнейшими составляющими художественного творчества. Диссертация может Сыть использована в качестве теоретического пособия в процессе творческого самоопределения художников, в поиске ими собственного выразительного стиля, а- также служить дополнительным материалом в художественных учебных заведениях, при преподавании основ' живописи, художественного мастерства, при анализе художественно-выразительных стилей і: изучении других вопросов. Кроме того, работа может послужить источником сведении для все:: интересуешься творчеством художников Ферганской долины.

Автор, ознакомившись с работами перечисленных ученых в исследуемой пм области, в определенной мере использовал их результаты. С методологической точки зрения диссертант опирался на общепринятые методы

искусствознания, в частности, им были применены логическая классификация изучаемых сторон художественного творчества, последовательное описание и эстетическо-художественный анализ стилевых направлений. Диссертант путем обращения к критерия;.! изобразительной целостности обращается к основам живописного искусства, полученные же в результате этого научные выводы объективно обобщает.

Аппробация исследования. Диссертация выполнена в Отделе изобразительного искусства Научно-исследовательского ігнститута искусствознания Академии Художеств Узбекистана. Обсуждена на заседании кафедры истории и теории искусств и живописи Национального института живописи и дизайна им.К.Бехзода и на научном семинаре Ташкентского государственного педагогического института. Отдельные положения диссертации получили изложение в докладах ка научно-теоретических конференциях, текстах иг-данных тезисов, статьях в научных сборника;»;, журнальных и газетных публикациях.